Как сделать программку для спектакля в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Описание материала : В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.

Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.

Реквизит , который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)


Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4



Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций.


Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами.


Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур.


Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать.


Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги.
Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок).


Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам).



Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.


Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см


С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.


Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.


Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.


Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.



Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.


Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы


Нам потребуются несложные инструменты:


На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.


Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно.



На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро.


С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.



На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна)


Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину.


Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.



Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.


Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна.



Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно.
Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.


Для сравнения: что было и что стало


Наш театр почти готов к показу спектакля. Осталось установить необходимый свет и пригласить актеров со зрителями.

Чтобы зрители могли увидеть спектакль, нам понадобится два источника света. В качестве источника света выступят обычные налобные фонарики. Они безопасны и легки в использовании.

Процесс создания собственной пьесы очень увлекателен, но произвести глубокое впечатление на аудиторию и добиться, чтобы ваше творение запечатлелось в их памяти надолго гораздо сложней, и от этого попытаться достичь такого воздействия еще более заманчиво. Даже если спектакль действительно впечатлил зрителей, нужно заставить их по-настоящему сопереживать всему происходящему на сцене, ну, и, конечно же, оставить им что-то памятное о вечере. Театральная программка как раз то, что нужно. Они имеют на любителей театра колоссальное влияние. Сделать самостоятельно программку не сложно, а для зрителей они будут занимательны во время спектакля, а по его окончания останутся милыми напоминаниями о пьесе. Далее представлю вам поэтапный рассказ, как самостоятельно изготовить театральную программку.

Соберите всю необходимую информации. Без нужной информации, вы получите только пустые дизайнерские страницы, а не программку. Какие же сведения нам потребуются?

  • Кто какую роль исполняет
  • Кого следует поблагодарить за помощь в организации спектакля
  • Кто режиссер пьесы
  • Кто автор пьесы
  • (Если требуется) Кто написал музыку к пьесе
  • (Если требуется) Кто дирижер оркестра
  • Где и когда будут проходить спектакли
  • Кто будет представлять пьесу зрителям

Мозговой штурм. У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это вестерн, детектив, или откровение о бесшабашной жизни хиппи или звезд, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки. (По ходу рассказа я буду приводить примеры из собственной дизайнерской разработки.)

Выберете дизайн. Для большинства небродвейских пьес подойдет театральная программка с простым дизайном. Как правило, это брошюрка из 4-х страниц, сложенных и размещенных на одном листе глянцевой бумаги. С одной стороны листа будут обложки – передняя и задняя, которые станут внешними сторонами программки, на другой будут расположены благодарности и список актеров, участвующих в пьесе. Эта сторона станет содержанием программки и будет находиться внутри. Такой вариант программки будет прекрасным выходом из положения, если у вас скромный бюджет. Если же ваш бюджет позволяет, и у вас есть желание сообщить больше фактов о спектакле, вы можете добавить нужное количество страниц, на свое усмотрение. (А я пока представлю вам в качестве примера довольно простой и незатейливый дизайн.)

Лиха беда начало. Приступить к делу легче, если у вас масса идей, но это не ваш случай, и вы хотели бы начать с самой простой и легкой в создании страницы, чтобы лучше понять и проникнуться процессом, в ходе которого у вас появятся свои оригинальные мысли. Такой страницей может послужить четвертая сторона обложки, еще называемая страницей для автографов.

Предупреждения

  • Использование авторских материалов без согласия автора – противозаконно! Стоит ли такого риска ошеломляющее изображение на вашей театральной программке?

Пояснительная записка

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,

обогатить словарный запас, сформировать нравственно — эстетические чувства

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

Программы формирования универсальных учебных действий;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся

Формировать умения и навыки сценической культуры поведения

Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства

Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива

Организационные условия реализации программы

Программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 5 классов. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:

принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)

принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)

принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)

принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)

принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)

принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект года

«Театральная деятельность в детском саду

Некрасова Л.Н.,

музыкальный руководитель МКДОУ

д/с№5 г. Пласт,

высшая категория.

Цель проекта:

Развитие творчества у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Освоение элементарных основ театрального искусства, формирование представлений о многообразии средств выразительности для воплощения игрового образа.

Формирование театральных умений и навыков, развитие сознательного отношения к сценическому творчеству.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, креативного мышления.

Стимулирование доброжелательного отношения детей к социальной действительности, умение работать в коллективе.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

Введение в проблему:

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения великого и любимого писателя-сказочника Шарля Перро. Его сказки знают и любят во всем мире и взрослые и дети.

Их читают и дома, и в детском саду, по ним ставят спектакли, снимают кино и мультфильмы. Давайте вспомним сказки, которые написал Ш.Перро

Формирование проблемы:

Дети предлагают свои варианты, предлагаю сочинить пьесу-сказку дома вместе с родителями.

Виды деятельности в проекте:

Образовательная область:

-чтение русских народных сказок

-чтение сказок зарубежных писателей

-просмотр мультфильмов по сказкам.

Образовательная область:

Диалогическая, монологическая речь, упражнения, тренинги, репетиции

Образовательная область:

Дидактические игры по теме сказок. (пазлы, разрезные

картинки, сюжетные игры.)

Познавательные беседы, рассказы, чтение, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр учебно-познавательных программ, передач, видеофильмов по темам:

Посещение театральных постановок.

Формирование целостной картины мира.

Образовательная область:

Музыкальная деятельность:

Танцевальная деятельность .

Двигательно-ритмическая деятельность:

Этюды эмоций: А. Тетивкиной, Г.Погореловой

(Не хочу, не буду, нравится, не нравится, выразительность движений, виды ходьбы, бега в зависимости от эмоционального состояния, настроения, возраста и т. д.)

Театральная деятельность:

Театрализованные игры и упражнения, этюды.

Лепка. Аппликация, рисование.

По темам сказок, сказочных героев, используя различные способы деятельности (обрывным способом, из полосок бумаги, из ватных дисков и т.п.)

Образовательная область :

-эстафеты с бегом по темам сказок

Образовательная область:

Правила поведения в музыкальном зале.

Правила поведения в театре, во время просмотра спектакля.

Действия людей в чрезвычайных ситуациях(пожар, наводнение и др.)

Правила взаимодействия в коллективе.

Формы презентации итогового продукта.

Изготовление программок для спектакля

Показ спектакля для родителей.

Показ спектакля на МО музыкальных руководителей Пластовского муниципального района.

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.

Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно драматизация "основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями". (Л.С.Выготский).

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают "на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира". Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка - пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Театральное объединение "Кукляндия" открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился - дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.

Основные этапы работы над спектаклем:

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал. если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с "магическим: если бы …"Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап - премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

И, заключительный этап - это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива - самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена - раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

1. Составление сценария воспитателем.

В театральном наследии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеются размышления о функциях режиссера, которые в профессио-нальном театре ранжируются от художественно-постановочной к организационной и педагогической. Выдающиеся реформаторы акцентировали важность воспитательного воздействия процесса постановки спектакля па всех его участников. В условиях постановки в детском саду приоритетными служат педагогическая и воспитывающая функции.

Как правило, постановку детских спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театрализованной деятельности детей. В связи с этим им необходимо овладевать технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии постановщика, отвечающего на ключевые вопросы режиссерского замысла.

Алгоритм режиссерского постановочного плана

Задача/постановка проблемы Этап

Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении'? Анализ драматургического произведения для детей или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения детской литературы

В чем экспозиция действия?

Где завязка конфликта и действия?

Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?

В чем смысл развязки? Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки

Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распределить роли? Сколько действующих лиц нужно включить (добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль? Определение количества действующих лиц в соответствии с количеством детей в группе, планирование исполнителей на роли из числа имеющихся в группе детей, взрослых — педагогов или родителей на возрастные роли. Деление на главные и второстепенные роли в детском спектакле не допускается, у каждого ребенка должна быть роль

Сколько времени необходимо и до-статочно для работы над этим спектаклем с этой группой детей? Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля на сайте ДОУ

Кого из педагогических работников, родителей привлечь в качестве по-мощников? Планирование взаимодействия с педа-гогическими работниками, родителями, ведение переговоров, достижение согласия и условий сотрудничества

В чем замысел спектакля?

Какова актуальность постановки конкретного спектакля в конкретном детском саду, группе? Определение и формулирование акту-альности выбора произведения для постановки

О чем произведение, принятое к по-становке?

Какова тема и идея автора пьесы? Определение и формулирование темы и идеи

Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?

Какая мысль должна объединить все ком-поненты спектакля? Какую мысль, идею хотел бы донести режиссер до зрителя? Определение и формулирование сверх-задачи спектакля

Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пьесы? Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, центральное, главное события)

Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны'' Определение места и условий подготовки и показа спектакля

Как действия будут происходить на сцене? Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)

Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить? Разработка эскизов костюмов и грима. Подготовка сметы расходов на приоб-ретение или пошив костюмов

Какой реквизит понадобится'? Определение перечня реквизита для исполнителей

Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?

Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений? Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фоно-граммы. Отбор музыкальных и хорео-графических произведений для исполнения

Каким будет световое оформление спектакля? Определение световых точек в развитии действия

Какими будут афиша и программки? Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку

Какой игровой, этюдный материал использовать для работы?

Как организовать разучивание и запоминание текста детьми? Планирование работы. Отбор текстов упражнений, игр, этюдов. Разработка конспектов, этапов разучивания текстов

Как будет организован премьерный показ спектакля? Планирование премьеры

Как организовать фото- и видеосъемку спектакля? Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку

Как подвести итоги и сделать выводы? Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте ДОУ. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

2. Подготовка спектакля с дошкольниками.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).

Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).

Я спрашиваю у детей:

- хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Например, упражнение на звуковое воображение:

Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.

Читайте также: