Как у древних мари было устроено управление кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мари (древн. город-государство) Мари (ныне холм Тель-Харири, Сирия), древний город-государство на среднем Евфрате. Благодаря удобному географическому положению сыграл важную роль в истории древней Передней Азии. Через М. проходили торговые пути из Месопотамии в страны Средиземноморья и Малую Азию. Возник в начале 3 тысячелетия до н. э. До 25 века правители М. вели постоянные войны с шумерскими городами. В 24‒23 веках М. входил в состав государства с центром в городе Аккад, в 22‒21 веках ‒ государства III династии Ура, в 1-й половине 18 века ‒ ассирийской державы Шамшиадада I. В 1758 до н. э. был разрушен вавилонским царём Хаммурапи.

Художественные памятники М. представляют одну из ветвей вавилоно-ассирийской культуры . В результате археологических раскопок (ведутся французской экспедицией под руководством А. Парро с 1933) раскрыты относящиеся к 3-му ‒ началу 2-го тысячелетия до н. э. кирпичный зиккурат, святилища с каменными статуями и перламутровой мозаикой, храмы Иштар, Дагана, отдельные городские кварталы. Характерный образец древне-восточной дворцовой архитектуры ‒ грандиозный дворец царя Зимрилима (18 век до н. э.), из сырца, с 260 помещениями и несколькими внутренними дворами; церемониальные залы украшены росписями (по сухому на тонкой глиняной обмазке), с чётким плоскостным рисунком (культовые сцены, иногда с жанровой трактовкой); найдены печати, каменные статуи, бронзовые фигуры львов, а также государственный архив клинописных документов (свыше 20 000 табличек), относящийся к 19‒18 векам до н. э.

Р. А. Грибов, Н. А. Сидорова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

В Междуречье — по берегам великих и полноводных Тигра и Евфрата — в древности располагалось немало государств. Со школьной скамьи мы наслышаны о всесильном Вавилоне и его мудром царе Хаммурапи. Но современником этого владыки и под стать ему были некоторые правители малоизвестного государства Мари.

Государство Мари долгие годы было соперником могучего Вавилона!

Археологические сенсации

Если Шлиман нашёл Трою, то Парро в 1933 году (он вёл раскопки и в 1933-1938, в 1951-1954 и в 1960-1974 годах, — прим. авт.) обнаружил целый город со дворцом царя. Он располагался на месте современного Абу-Кемаля. Здесь и нашлись руины, названные Телль-Харири. Археологами были раскопаны некоторые кварталы города. Всего 138 помещений на площади в 1,5 гектара. Между жилой и парадной частью дворца учёные обнаружили дворцовую школу. На стенах дворца сохранились росписи. Они выполнены красками Передней Азии. Некоторые трёх цветов — белого, чёрного и красно-коричневого. Кстати, краски на стену наносились насухо. Здесь мы встретим сборщиков фиников, различные культовые сцены. И самым сенсационным стал не только раскопанный дворец последнего царя Мари с остатками большого храма и хорошо сохранившейся школы — наибольший интерес среди находок представил большой архив исторических документов. Среди многочисленных надписей, отражающих хозяйственную деятельность Мари, и исторических текстов выделяются дипломатические документы, проливающие яркий свет на международные отношения, существовавшие тогда в те времена между государствами Мари и вавилонским царём Хаммурапи. Раскрывают эти находки и сведения о широких экономических и торговых связях небольшого государства даже с островом Крит, не говоря уж о Северной Сирии.

Друг и враг Хаммуратти

Смесь языков и диалектов

Плодородной и пахотной земли в Мари было немного. Там, где она была, её старались использовать для посевов ячменя, пшеницы, сезама (кунжута), идущего на изготовление масла. Выращивали и тамариск, из которого добывали сладкую смолу. Большое значение в жизни земледельцев играли тростник и финиковая пальма. Популярны были полба, служившая в основном для изготовления хлеба и пива, и дурра — один из видов сорго. Поскольку Мари был больше гористой страной, здесь разводили мелкий рогатый скот, особенно курдючных и мериносовых овец, коз различных пород. Для транспортировки пользовались ослами и быками. Широкое развитие скотоводства способствовало развитию кожевенного производства. Из-за изобилия глины было развито гончарное производство. Расцветала торговля. Это и неудивительно, ибо через страну проходили торговые караванные пути к истокам Тигра на севере, богатым обсидианом, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к лесам, богатым хвойными породами деревьев, находящимся в Сирии. В ходе раскопок были найдены египетские скарабеи Нового Царства, что свидетельствует о проникновении египетских изделий в Мари. Египтяне везли для обмена золото в слитках, слоновую кость, изделия из дерева, ткани и одежду.
Об этническом составе населения Мари учёные спорят до сей поры. Часть из них признает, что это были шумеры, хотя их количество весьма незначительно. Население в основном говорило по-семитски, и разговорным языком служил один из западно-семитских диалектов. А вот писали, по мнению учёных, марийцы на восточно-семитском аккадском языке. С древнейших времён Северную Месопотамию заселяли субарейские племена, вскоре ставшие вести осёдлый образ жизни. Они сеяли эммер — один из древнейших хлебных злаков, приручили домашних животных, развитие получили ремесла — керамика, ткачество, металлургия.
Эти племена обожествляли явления природы. Об этом свидетельствуют сосуды, орудия труда. К тому же названия субарейских племён можно встретить в документах Мари. Среди найденных документов, обнаруженных в развалинах дворца, имеется договор Хаммурапи с владыкой Мари, согласно которому они вели борьбу с субарейскими племенами. Возможно, в какой-то степени субарейская культура оказала некое влияние и на Мари. Об этом свидетельствует и список правителей, носящих субарейские имена.
Если внимательно рассмотреть статую сановника Эбих-Иля из Мари, то можно увидеть характерную своеобразную позу, традиционную одежду и выразительные большие глаза — столь обычные черты древнешумерской скульптуры.
Как и большинство населения Междуречья, жители Мари поклонялись богине Иштар. Найденное во время раскопок в Мари помещение школы с типичными скамейками для учеников говорит, что в ней воспитывались, по-видимому, писцы, изучавшие язык и письменность, получавшие элементарные знания по арифметике, геометрии и астрономии. Также они учились предсказывать будущее по звёздам и учились гадать по печени животных.
Зимри-Лим оказался последним царём государства Мари. В 1758 году до нашей эры государство Мари закончило навсегда своё самостоятельное существование и вошло в состав Вавилонской монархии.

Виктор Елисеев

Журнал: Загадки истории №50, декабрь 2019 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Виктор Елисеев

(ныне Тель-Харири в Сирии, в 25 км к северу от иракской границы, в 12 км к северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 км к западу от нынешнего русла реки Евфрат), один из наиболее значительных городов-государств Месопотамии в 3–2 тыс. до н. э.

Наиболее интересные археологические находки относятся к периоду господства западносемитских династий в конце 19 в. — в первой половине 18 в. до н. э. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов (общая площадь 3,2 га). Стены некоторых помещений были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника. Дворцовые архивы (более 20 тыс. клинописных табличек на аккадском языке /см. Аккад/; из них опубликовано лишь 5–6 тыс.) являются ценным историческим материалом, в частности, для библеистов.

Города Харан и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина патриархов, находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками. Оба города были центрами брожения, направленного против Мари; в частности, в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен хабиру. Упоминаемые в документах Мари интенсивные миграции семитских племен и караванные пути между Северной Месопотамией, Сирией и Северным Ханааном позволяют воссоздать исторический фон библейского повествования о передвижениях патриархов между Месопотамией и Ханааном.

Основное население Мари в начале 2 тыс. до н. э. составляли западные семиты, и многие собственные имена, встречающиеся в документах, близки библейским, особенно в повествованиях о патриархах, об Исходе и о завоевании Ханаана. Однако в документах из Мари эти имена зачастую появляются с иным теофорным элементом (например, библейский Ишма‘эль /Исмаил/ в Мари — Ясмах-Ил /Адад/ Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Бога — Яхве, Шаддай — и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Сведения о кочевых, полукочевых и оседлых семитских племенах, почерпнутые из архивов Мари, проливают свет на общественную структуру израильских племен, на события, связанные с их проникновением в Ханаан, и на характер их отношений с местным городским населением.

Общество, каким оно предстает в документах Мари, гетероморфно по своей сущности — оно состояло как из кочевых, так и из оседлых городских элементов, находившихся в тесном взаимодействии. Родовые группы часто распадались на кланы, одни из которых вели оседлый, а другие — кочевой образ жизни; часть городского населения покидала город во время пастбищного сезона, образуя кочевые фракции. Руководство находилось в руках глав семейств — абут (ср. авот Библии) битим (ср. бет-ав — `семейство`, основная единица патриархального клана). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т. п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из Мари неоднократно встречаются названия должностей, производные от корня спт (на иврите шфт, в Библии шофет — `судья`), причем функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим (см. Судей Израилевых книга), не являются чисто судебными, а скорее носят общеадминистративный характер.

Столкновение западносемитских племен с городской культурой Месопотамии повлекло быстрое усвоение ими норм шумеро-аккадской цивилизации. Вместе с тем они сохранили ряд племенных традиций. Родовые обычаи и учреждения, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари под властью западносемитских династии также обнаруживают сходство с таковыми в Библии. Заключение договоров сопровождалось закланием молодых жертвенных животных (ср. Быт. 15:9–10; Иер. 34:18–19). Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель периодические переписи кочевых и оседлых племен сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (на иврите кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11–16). Владение землей было не индивидуальным, а клановым, и поэтому земельная собственность — нахалум (`наследование`, `раздел`, `распределение`; ср. с библейским нахала, ахузза; Чис. 36:7; Лев. 25:13, 25–28; I Ц. 21:1–3) — не могла отчуждаться и передавалась только путем наследования.

В документах Мари отражено и другое явление, характерное также для ранней истории Израиля, — спонтанное пророчество. Пророки Мари (как непрофессиональные, так и профессиональные пророки при святилищах) воспринимались как уста богов. Хотя их пророчества лишены социально-этического и религиозного пафоса библейских пророков и носят практический характер, сам факт существования спонтанного пророчества, отличного от гадания, указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитских племен в период, предшествовавший появлению библейского пророчества (см. пророки и пророчество).

JW_SIGP_LABELS_08 02.JPG

Ма́ри — город-государство, существовавшее в Сирии в III—II тыс. до н. э. Самый западный из городов Шумера.

Руины — городище Телль-Харири около современного города Абу-Кемаль — были впервые исследованы командой археологов из Лувра в 1933 году. Практически нетронутый царский архив Мари был перевезён в музеи Дамаска и Алеппо. Многие артефакты из Мари также экспонируются в Лувре (Париж, Франция).

Город Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижней Месопотамии. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговыми путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра. Возможно, Мари и возник несколькими поколениями раньше, как выдвинутая вперед торговая фактория, однако ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар.

Во время столетней войны с Эблой вначале марийский лугаль Саʿуму захватил многие владения эблаитов, однако в середине XXV века до н. э. царь Эблы Кун-Даму разбил Мари.

Читайте также: