Как то так выходит что люди способные на настоящий поступок изложение кратко
Обновлено: 06.07.2024
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
Цель: Обучение написанию сжатого изложения.
1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
1. Организационный момент.
Сформулировать тему урока.
2. Повторение сведений о тексте (презентация):
Слайд 1
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.
3. Подготовка к сжатому изложению
1) Чтение текста учителем.
Предварительно учащимся дается задание:
- Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)
(По Л. Сергееву)
- После обсуждения на экран выводится
Слайд 2
Тема: влияние искусства на душу человека.
Основная мысль: Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Количество абзацев и микротем: 4.
2) Повторение сведений о сжатии текста (презентация).
- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.
Слайд 3
та, без которой не был бы понятен
второстепенная
повторы, подробности, детали, примеры
*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста
Слайд 4
Приемы сжатия
1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания
(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).
2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу
словом, словосочетанием, предложением
Слайд 5
А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.
Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.
Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).
Слайд 6
А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
Б) Ряд однородных членов.
3) Выполнение заданий учащимися.
В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключения (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что с помощью исключения можно сократить несколько фрагментов абзаца (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 7
Какой прием сжатия информации моно использовать во 2-м абзаце (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что несколько фрагментов абзаца можно сократить с помощью исключения (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 8
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 9
Б) Второе и третье предложения, содержащие конкретные примеры, должны быть заменены более общим по смыслу предложением: Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца? (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 10
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
1) Обобщение для 1-го предложения (2 ряда однородных членов заменяются обобщающими словами: Произведения искусства пробуждают чувства).
2) Исключение (вводное слово, придаточная часть СПП).
Задание №5 (редактирование).
Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимы (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 11
Исходный текст:
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Слайд 12
Отредактированный текст:
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
- Вспомните известные вам средства связи предложений в тексте.
Слайд 13
Средства связи предложений в тексте
1. Вводные слова.
4. Лексический повтор.
Проверить наличие языковых средств связи предложений в сокращенном тексте (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 14
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Мы видим, что во 2-м абзаце отсутствуют языковые средства связи предложений. Какие средства связи уместно здесь использовать? (ответ выводится на экран после обсуждения учащимися)
Слайд 15
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! И какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор!
В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.
Ключи с микротемами – на экране для проверки.
Слайд 16
№ абзаца
Микротемы
Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением!
Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.
Цель: Обучение написанию сжатого изложения.
1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
1. Организационный момент.
Сформулировать тему урока.
2. Повторение сведений о тексте (презентация):
Слайд 1
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.
3. Подготовка к сжатому изложению
1) Чтение текста учителем.
Предварительно учащимся дается задание:
- Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)
(По Л. Сергееву)
- После обсуждения на экран выводится
Слайд 2
Тема: влияние искусства на душу человека.
Основная мысль: Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Количество абзацев и микротем: 4.
2) Повторение сведений о сжатии текста (презентация).
- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.
Слайд 3
та, без которой не был бы понятен
второстепенная
повторы, подробности, детали, примеры
*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста
Слайд 4
Приемы сжатия
1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания
(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).
2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу
словом, словосочетанием, предложением
Слайд 5
А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.
Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.
Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).
Слайд 6
А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
Б) Ряд однородных членов.
3) Выполнение заданий учащимися.
В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключения (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что с помощью исключения можно сократить несколько фрагментов абзаца (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 7
Какой прием сжатия информации моно использовать во 2-м абзаце (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что несколько фрагментов абзаца можно сократить с помощью исключения (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 8
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 9
Б) Второе и третье предложения, содержащие конкретные примеры, должны быть заменены более общим по смыслу предложением: Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца? (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 10
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
1) Обобщение для 1-го предложения (2 ряда однородных членов заменяются обобщающими словами: Произведения искусства пробуждают чувства).
2) Исключение (вводное слово, придаточная часть СПП).
Задание №5 (редактирование).
Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимы (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 11
Исходный текст:
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Слайд 12
Отредактированный текст:
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
- Вспомните известные вам средства связи предложений в тексте.
Слайд 13
Средства связи предложений в тексте
1. Вводные слова.
4. Лексический повтор.
Проверить наличие языковых средств связи предложений в сокращенном тексте (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 14
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
Мы видим, что во 2-м абзаце отсутствуют языковые средства связи предложений. Какие средства связи уместно здесь использовать? (ответ выводится на экран после обсуждения учащимися)
Слайд 15
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! И какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор!
В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.
Ключи с микротемами – на экране для проверки.
Слайд 16
№ абзаца
Микротемы
Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением!
Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
- Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
- Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
- Командовать и управлять – это разные понятия: управлять людьми – значит брать ответственность за поступки на себя.
2. Мы часто говорим о сложностях
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
3. Испытания ждут дружбу всегда
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
Читайте также: