Как то так выходит что люди способные на настоящий поступок изложение кратко

Обновлено: 06.07.2024

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучение написанию сжатого изложения.

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.

2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

1. Организационный момент.

Сформулировать тему урока.

2. Повторение сведений о тексте (презентация):

Слайд 1

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

3. Подготовка к сжатому изложению

1) Чтение текста учителем.

Предварительно учащимся дается задание:

- Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)

(По Л. Сергееву)

- После обсуждения на экран выводится

Слайд 2

Тема: влияние искусства на душу человека.

Основная мысль: Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Количество абзацев и микротем: 4.

2) Повторение сведений о сжатии текста (презентация).

- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Слайд 3

та, без которой не был бы понятен

второстепенная

повторы, подробности, детали, примеры

*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста

Слайд 4

Приемы сжатия

1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания

(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).

2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу

словом, словосочетанием, предложением

Слайд 5

А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.

Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.

Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

Слайд 6

А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Б) Ряд однородных членов.

3) Выполнение заданий учащимися.

В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключения (Абзац выведен на экран проектора).

- Учащиеся определяют, что с помощью исключения можно сократить несколько фрагментов абзаца (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 7

Какой прием сжатия информации моно использовать во 2-м абзаце (Абзац выведен на экран проектора).

- Учащиеся определяют, что несколько фрагментов абзаца можно сократить с помощью исключения (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 8

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 9

Б) Второе и третье предложения, содержащие конкретные примеры, должны быть заменены более общим по смыслу предложением: Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца? (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 10

Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

1) Обобщение для 1-го предложения (2 ряда однородных членов заменяются обобщающими словами: Произведения искусства пробуждают чувства).

2) Исключение (вводное слово, придаточная часть СПП).

Задание №5 (редактирование).

Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимы (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 11

Исходный текст:

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Слайд 12

Отредактированный текст:

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

- Вспомните известные вам средства связи предложений в тексте.

Слайд 13

Средства связи предложений в тексте

1. Вводные слова.

4. Лексический повтор.

Проверить наличие языковых средств связи предложений в сокращенном тексте (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 14

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Мы видим, что во 2-м абзаце отсутствуют языковые средства связи предложений. Какие средства связи уместно здесь использовать? (ответ выводится на экран после обсуждения учащимися)

Слайд 15

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! И какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор!

В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.

Ключи с микротемами – на экране для проверки.

Слайд 16

абзаца

Микротемы

Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!

Настоящие произведения искусства зара­жают своим настроением!

Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучение написанию сжатого изложения.

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.

2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

1. Организационный момент.

Сформулировать тему урока.

2. Повторение сведений о тексте (презентация):

Слайд 1

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

3. Подготовка к сжатому изложению

1) Чтение текста учителем.

Предварительно учащимся дается задание:

- Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)

(По Л. Сергееву)

- После обсуждения на экран выводится

Слайд 2

Тема: влияние искусства на душу человека.

Основная мысль: Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Количество абзацев и микротем: 4.

2) Повторение сведений о сжатии текста (презентация).

- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Слайд 3

та, без которой не был бы понятен

второстепенная

повторы, подробности, детали, примеры

*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста

Слайд 4

Приемы сжатия

1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания

(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).

2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу

словом, словосочетанием, предложением

Слайд 5

А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.

Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.

Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

Слайд 6

А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Б) Ряд однородных членов.

3) Выполнение заданий учащимися.

В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключения (Абзац выведен на экран проектора).

- Учащиеся определяют, что с помощью исключения можно сократить несколько фрагментов абзаца (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 7

Какой прием сжатия информации моно использовать во 2-м абзаце (Абзац выведен на экран проектора).

- Учащиеся определяют, что несколько фрагментов абзаца можно сократить с помощью исключения (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 8

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 9

Б) Второе и третье предложения, содержащие конкретные примеры, должны быть заменены более общим по смыслу предложением: Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца? (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 10

Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

1) Обобщение для 1-го предложения (2 ряда однородных членов заменяются обобщающими словами: Произведения искусства пробуждают чувства).

2) Исключение (вводное слово, придаточная часть СПП).

Задание №5 (редактирование).

Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимы (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 11

Исходный текст:

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Слайд 12

Отредактированный текст:

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

- Вспомните известные вам средства связи предложений в тексте.

Слайд 13

Средства связи предложений в тексте

1. Вводные слова.

4. Лексический повтор.

Проверить наличие языковых средств связи предложений в сокращенном тексте (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 14

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.

Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Мы видим, что во 2-м абзаце отсутствуют языковые средства связи предложений. Какие средства связи уместно здесь использовать? (ответ выводится на экран после обсуждения учащимися)

Слайд 15

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! И какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор!

В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.

Ключи с микротемами – на экране для проверки.

Слайд 16

абзаца

Микротемы

Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!

Настоящие произведения искусства зара­жают своим настроением!

Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.

Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

  1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
  2. Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
  3. Командовать и управлять – это разные понятия: управлять людьми – значит брать ответственность за поступки на себя.
2. Мы часто говорим о сложностях

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

3. Испытания ждут дружбу всегда

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

Читайте также: