Как связаны между собой политические и социальные процессы кратко

Обновлено: 03.07.2024

Аватар

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс — форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Связь политических и социальных процессов – это особые отношения социальных групп, которые выступают субъектами политики, с органами государственной власти и между собой.

Люди живут и воспринимают действительность согласно принятым групповым стандартам и нормам, они вступают в разного рода конфликтные отношения с представителями иных групп и общностей, которые имеют другие взгляды на жизнь, потребности, ресурсы и возможности.

Межгрупповые отношения выражают различия между людьми по определенным признакам, они обуславливают уровень общественной дифференциации, сложившийся в каждом конкретном обществе. Разные взаимоотношения и связи, переплетение интересов различных социальных групп оказывают значительное воздействие на содержание политических процессов.

С политической точки зрения социальная группа – это потенциальный субъект отношений в области государственной власти. Процесс ее становления действующим субъектом политических взаимоотношений, который практически использует свои ресурсы для изменения характера деятельности государственной власти и управления, является сложным и длительным процессом, зависящем от различных внешних и внутренних причин.

Содержание системы социального представительства составляют процессы политического выдвижения и оформления групповых интересов в публичную власть, которые обуславливают формирование специальных механизмов и институтов, способных оказывать регулярное воздействие на государство для перераспределения социальных ресурсов и статусов соответствующего коллективным потребностям.

Основные элементы системы социального представительства:

  • причины и источники политического участия;
  • формирование представительных структур, их взаимодействие с государственной властью;
  • процесс групповой самоорганизации.

Наличие разных причин и источников политического участия социальных групп определено характером социальной стратификации, выражающей разные возможности, различия прав и обязанностей людей, которые обусловлены их принадлежностью к конкретным общественным группам.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная стратификация фиксирует реальные отношения равенства и неравенства граждан в конкретном обществе, вытекающие из социального положения, занимаемого индивидами, позволяет сопоставлять и сравнивать права и возможности людей, групповые статусы, выстраивать социальные иерархии.

Существуют следующие виды социальной стратификации:

  • территориальная;
  • демографическая;
  • этнонациональная;
  • конфессиональная;
  • социокультурная;
  • социально-экономическая;
  • социально-психологическая;
  • позиционная.

Каждый из типов социальной стратификации может стать источниками политической активности граждан. Мотивация к применению политических форм регулирования межгрупповых противоречий, социальная напряженность в поведении людей могут проявляться уже при понимании разницы социальных статусов.

Первопричиной политической активности социальной группы выступают ее самые значимые интересы, которые не могут быть реализованы без задействования механизмов государственного управления. Наличие значимых групповых интересов указывает на дефицит жизненно важных ресурсов и о необходимых потребностях в этих средствах существования.

Причины и источники политического участия различных социальных групп

Разные виды социальной мобильности означают процесс изменения социального положения человека. Любые социальные перемещения могут отображать обращение социальных групп к государству как основному регулятору статусных отношений.

Наибольший политический потенциал несет нисходящая мобильность вертикального типа.

Нисходящая мобильность вертикального типа вызывает рост напряженности в политике, так как:

  • ведут к маргинализации - утрате устойчивости социального положения;
  • вызывают люмпенизацию - абсолютное понижение социальных возможностей некоторых слоев населения;
  • способствуют устранению конкурирующих социальных групп, которое предполагает качественное изменение условий жизнедеятельности групп, физическое устранение представителей какой-либо общности.

Все это повышает уровень социального сопротивления, вызывает распространение предубежденности к другим людям и зависти в массах, способствует активизации сил экстремизма.

В обществе всегда есть социальные группы, обладающие устойчивым социальным положением. Поэтому данные группы в большинстве случаев политически инертны.

Негативные последствия социальной мобильности повышаются в государствах, которые пережили распад преобладающих социальных ценностей, особенно тогда, когда социальная стратификация ограничивает возможности овладения символами общественного успеха.

Существует прочная обратная связь между стабильностью и неравенством в доходах. Поэтому, независимо от уровня развития экономики страны, государство должно стремиться к снижению уровня неравенства в социальной сфере. Положительное воздействие на динамику социальной стратификации оказывают демократические институты, существование которых приводит к постепенному снижению различий в доходах.

1) Как связаны меж собой политические и социальные процесс?
2) Чем различаются глобальные и локальные политические процессы?

  • Юрий Гребанов
  • Обществознание
  • 2019-05-02 14:11:56
  • 17
  • 1

Олитические дела определяют как взаимодействие соц групп, личностей, социальных институтов по предлогу устройства и управления сообществом. Они появляются с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании соц процессов и отношений начинает исполняться при активном участии страны.
Специфика политики отражается и в особенном нраве пространственно-временных отношений в этой сфере действительности. Политическое место это связь меж людьми и политическими институтами, сфера деятельности политического субъекта. В зависимости от состояния социального организма, увеличивающего или уменьшающего способности его деятельности, оно способно как расширяться, так и сужаться, открывая либо ограничивая круг заморочек, решение которых нуждается в участии и активности субъекта политики . Очень занимателен вопрос о границах политического места. В политической теории и практике на этот счет существуют две главные и огромное количество промежных позиций. Этатизм (последней формой его служит тоталитаризм) исходит из принципа безграничного расширения политического места, необходимости его слияния с местом общественного бытия вообщем, возведения всех социальных заморочек до политического уровня, характеризуется рвением решать все социальные препядствия политическими средствами и способами, устанавливает в окончательном счете полный контроль политических институтов над сообществом. Либерализм, напротив, исходит из необходимости сужения политического места до небольшого круга заморочек и отношений (защита, наружная политика, регулирование отношений между этническими группами, борьба с преступностью, разрешение неких конфликтных ситуаций в соц отношениях) , требующих для обеспечения собственной нормальной жизнедеятельности неотклонимого вмешательства государства, иных политических институтов. Настоящая политическая практика, окончательно, еще богаче этих жестких схем, но в веской степени формируется под воздействием тех. либо других их модификаций.
Границы политического пространства зависят от состояния общественного организма, в одних случаях требующего усиления политического вмешательства и регулирования (к примеру, в условиях войны или радикального преображенья сообщества) , в иных же делающих не менее важным для сообщества освобождение очень большого количества сфер социальной жизни от политической опеки.
Политическое время это мера интенсивности деятельности политического субъекта, оно измеряется частотой событий в единицу физического времени, может ускоряться либо замедляться в зависимости от собственной событийной насыщенности. Политическое время действительность, сосуществующая, но не совпадающая по собственному бытийному статусу с физическим временем. Примеров этого может быть приведено довольно много, в том числе и совсем недавнешних, когда политическая жизнь резко обостряется в определенном месте, как правило, столице, когда умножается количество политических событий, увеличивается ступень социальной и психологической напряженности, следуют бессчетные и резкие политические смены, а жизнь в иных регионах, местах дислокации данной политической общности движется совсем в ином временном ключе, ступень ее интенсивности меняется только частично, а политические смены очевидно запаздывают либо не наступают вообщем. Обитатели различных регионов, живя в одном физическом медли, какой-то период времени находятся в различных политических временах , строят свою деятельность, исходя из различных политических ценностей и реалий.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 26. Политический процесс. Особенности политического процесса в России

Вопросы и задания

1. Как связаны между собой политические и социальные процессы?

2. Чем различаются глобальные и локальные политические процессы?

3. Кто может, а кто не может выступать субъектом политического процесса?

4. В чём различия между субъектами политического действия и субъектами социального действия?

5. Как бы вы охарактеризовали структуру и содержание политического процесса?

Практикум

1. Установите соответствие между понятиями и их отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ
А) Политический процесс
Б) Политическое действие
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1) Крупномасштабные изменения в политической системе общества, независимые от сознания и воли отдельных людей
2) Поведенческий акт (единица поведения), совершаемый представителем политической группы в данном месте и в данное время
3) Подготовка, принятие и исполнение политических решений, а также контроль за их практической реализацией
4) Запланированные изменения, ведущие к улучшению жизни общества

2. Добавьте развёрнутые характеристики к тем критериям, по которым классифицируются политические процессы:

4. Проведите письменный сравнительный анализ политических процессов, проходящих в современной России и странах Западной Европы. Выделите сходные и отличительные черты.

Политические и социально-экономические процессы делятся на виды. Их разделение зависит от характерных особенностей социальных субъектов. К таким особенностям относятся классовые, национальные и общенародные характеры.

Процесс носит классовый характер в случае, если главными его субъектами являются классы и составляют основную массу движущей силы. Национальный – в случае, когда движущую силу представляют нации, которые борются за национальное освобождение, установление и формирование национальных экономических и политических институтов, а также национальной культуры. Общенародный – когда субъектом таких принципов являются все социальные группы и слои населения любой страны, с учётом разных национальных общностей.

Социально-экономические и политические процессы классифицируют ещё и по особенностям содержания. Здесь имеется в виду согласно проблемам, решающимся посредством этих процессов. В настоящее время в буржуазных обществах одни виды экономических процессов объясняются со стороны современной научно-технической революции, другие опираются на специфические особенности деятельности промышленного, торгового и банковского сектора экономики, третьи – основываются на совершенствовании экономических отношений между разными объединениями предпринимателей, а также отношениями между предпринимателями и наёмными рабочими.

Различаются по содержанию и политические процессы. Часть из них обуславливают проблемы межнациональных отношений. Другие занимаются решением вопросов, которые связаны с политической властью и государственным устройством. Третьи – направлены на искоренение проблем, которые касаются политических прав и свобод граждан.

Содержание экономических и политических процессов

Содержательная сторона политических и экономических процессов отражает их направленность в общественной жизни. Имеется в виду, что данные процессы отражают интересы определённой группы людей или класса, кому они наиболее выгодны.

Сфера и глубина действия процессов экономики и политики также влияют на их вид. Они могут быть внутренние и интернациональные, крупномасштабные и локальные, базовые и производные.

Кроме всего прочего существуют такие экономические и политические процессы, как созидательные и разрушительные, стабильные и переходные.

Типы социально-экономических и политических процессов

В первую очередь, стоит отметить, что говоря о видах социально-экономических и политических процессов, имеются в виду те процессы, которые существуют на самом деле. Кроме того, подразумевается не только их реальное существование, но и степень сознания их субъектами, а также понимание смысла, содержания и последствий. В этом контексте понимается термин "типы социально-экономических и политических процессов" как совокупность объективных и субъективных сторон.

Выделяют следующие типы рассматриваемых процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые. Всякий процесс в социально-экономической или политической сферах может быть охарактеризован как сознательный. Это происходит в том случае, если его субъекты адекватно осознают и понимают содержание и социальную направленность данного процесса. Более того, понимают объективные условия реализации его и эффективность воздействия на эти условия. Также необходимым условием будет и возможность предвидеть последствия для самих себя, окружающих и общества в целом. В этой связи они могут управлять своими действиями и по возможности корректировать их.

В случае, когда субъекты не в состоянии понимать собственные политические и социально-экономические процессы, а также не осознают их содержания и социальную направленность, то они именуются стихийными и носят спонтанный характер.

Выявить все объективные и субъективные характеристики таких процессов попросту невозможно, то можно говорить о том, что им в любом случае присущи элементы стихийности. Количество стихийных элементов сокращается благодаря науке и её развитию. С её помощью становится возможным объяснение многих экономических и политических процессов. Но стоит заметить, что искоренить элементы стихийности всё же остаётся невозможным.

Ввиду того, что во многих социально-экономических и политических процессах соотношение стихийного и сознательного непропорционально, решаются вопросы по преодолению стихийного и увеличения доли сознательного воздействия на данные процессы.

Социально-экономический и политический процесс является неуправляемым, в общей массе этот процесс не осознанный и совершается он спонтанно.

Управляемый процесс становится таковым в том случае, если его сущность и содержание поняты субъектами, и направляют его в соответствии с собственными интересами. Однако даже в такой ситуации управление не может быть полным, но никак не абсолютно подчиняющимся. Социальные процессы состоят из действий людей, а это значит, что управление такими процессами значит управление действиями людей, социальных групп или отдельных личностей. Управлять социальными процессами – значит организовывать деятельность людей в заданном направлении и регулировать их активность.

Стоит отметить, что даже при таком регулировании действий людей, некоторые будут более полно соответствовать поставленным задачам, другие менее. Здесь нужно сделать акцент, что все участники действа должны быть серьёзно заинтересованы в выполнении плана и требований социально-экономических и политических процессов. Из всего этого можно сделать только один вывод: важнейший принцип управления людьми – учёт их интересов.

О. Конт говорит, что в этом заключается важнейшее проявление политического искусства.

Итог заключается в том, что изначальное изучение социально-экономических и политических процессов, а также понимание и принятие их сути, содержания и тенденций и последствий ведёт к научному переходу их управления, поскольку создаёт условия для осознания внешних и внутренних, объективных и субъективных условий их формирования, функционирования и развития. А на следующем этапе происходит постижение средств и способов регулирования данными процессами. Здесь подразумеваются политические, экономические, правовые, психологические и т.п. средства, которые оказывают влияние на формирование и развитие у участников этих процессов определённых интересов, которые служат толчком к активным действиям в необходимом направлении.

Читайте также: