Как структура проекта может повлиять на его качество и качество его защиты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: Концепция управления качеством. Стандарты управления качеством проектов в области ИТ. Три процесса управления качеством: планирование качества, обеспечение качества, контроль качества. Основные задачи и процедуры планирования качества; описание связей с другими процессами. Методы, средства и процедуры, используемые для планирования качества. Обеспечение качества проекта: аудиторские проверки качества, методы непрерывного улучшения качества будущих проектов. Контроль качества. Методы контроля качества. Процедуры анализа качества. Анализ состояния и обеспечения качества в проекте.

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [ 9 ] . Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.

Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность , безопасность , надежность .

Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

  • ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
  • ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

  • ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
  • ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000 :2000:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
  • вовлечение и мотивация персонала ;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
  • достоверность информации для управленческих решений;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название " Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
  • представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
  • сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению проекта в целом.

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами , управление персоналом , управление информацией, управление рисками , управление материально-техническим снабжением.

Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.

Стадия "Концепция". На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. "Концепция" имеет следующие разделы :

  • Политика и стратегия качества;
  • Общие требования и принципы обеспечения качества;
  • Стандарты, нормы и правила;
  • Интеграция функций обеспечения качества;
  • Требования к системе управления качеством.

Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

  • определение показателей оценки качества;
  • определение технических спецификаций;
  • описание процедур управления качеством;
  • составление списка объектов контроля;
  • выбор методов и средств оценки качества;
  • описание связей с другими процессами;
  • разработка плана управления качеством .

Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.

Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

  • Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
  • Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
  • Формирование списка отклонений.
  • Корректирующие действия.
  • Документирование изменений.

Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль . Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.

Обеспечение качества — комплекс управленческих мероприятий, носящих систематический характер и направленных на обеспечение всеми участниками проекта требуемых характеристик качества. Полномочия и ответственность отдельных лиц и организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально в рамках специальной программы обеспечения качества проекта. В ней находит отражение стратегия обеспечения качества проекта. Программа определяет мероприятия, направленные на обеспечение качества выполнения работ по проекту. Как правило, этот документ формируется организацией, в рамках которой реализуется проект. Он должен соответствовать плановой документации проекта, связанной с обеспечением качества. Программа должна предусматривать:
— организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;
— четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы. Суть работы менеджера проекта в рамках системы управления качеством состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого анализа дает учет и анализ
затрат, связанных с обеспечением качества.
Эти затраты обычно классифицируют следующим образом:

— предупредительные затраты направлены на изначальное удовлетворение требований заказчика по
производству продукции без дефектов. К ним можно отнести затраты на обеспечение качества
проекта изделия, обучение, про- грамму качества и др.;
— информационные затраты связаны с желанием заказчика убедиться в том, что процесс
развивается в нужном направлении. к ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный
контроль, операционный контроль;
— затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами, должны быть произведены
для того, чтобы скорректировать процесс и сделать продукцию приемлемой для заказчика
(потребителя). Это расходы на отбраковку, ремонт, устранение дефектов;
— затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика (потребителя) — расходы
на возврат продукции, жалобы потребителя, необходимые ответные меры.
В действующих организациях обеспечение качества проекта является функцией соответствующих
специализированных подразделений. Независимо от того, как называется структура, обеспечивающая
качество, эти функции могут выполнять: команда проекта, руководящий состав исполняющей
организации, заказчик или спонсор, а также другие участники проекта, не принимающие
активного участия в работе проекта. Процесс обеспечения качества часто выступает в роли зонта,
под которым происходят другие важные процессы, связанные с обеспечением качества (например,
постоянный процесс улучшения). Постоянный процесс улучшения предусматривает выполнение итеративных
мер по повышению качества всех процессов.

Для обеспечения качества обычно применяются те же инструменты и методы, которые используются при
планировании качества. Прежде всего это выбранные на предыдущем этапе метрики качества. В
качестве методов используются:
• проведение экспериментов (испытания, контрольные тесты);
• контрольные списки, разработанные на этапе планирования качества;
• бенчмаркинг — сравнение проверяемой продукции или процедур проекта с лучшими аналогами с
целью определения направления улучшений.
Важную роль играют также аудиты качества — проверки соответствия исполнения проекта выбранным
на этапе планирования организационным и проектным политикам,
процессам и процедурам. Аудит является независимой экспертной оценкой, направленной на выявление неэффективных и экономически неоправданных процедур и процессов
в ходе реализации проекта. Аудиты могут быть плановыми,осуществляемыми по заранее утвержденному расписанию,
и внеплановыми. Результатом деятельности по обеспечению качества проекта являются запросы на изменения процедур и процессов
проекта. Эти изменения должны быть связаны с повышением экономической эффективности и отвечают интересам
всех участников и стейкхолдеров проекта.

Качество - степень соответствия характеристик проекта (продуктов, услуг) требованиям.

К требованиям относятся потребности

и ожидания (покупателей, заказчиков).

В управлении качеством в проектах, выделяются два аспекта:

1. Качество проекта, не зависящее от его предметной

2. Качество продукта, определяющееся его предметной областью.

Критическим моментом управления качеством проекта является перевод потребностей , желаний и ожиданий участников в требования , выдвигаемые при планировании содержания проекта.

Стандарт ISO 10006 (см. приложение: Балашов, А. И. Управление проектами: учебник для бакалавров, стр. 365 )

устанавливает общие требования к системе менеджмента качества любой организации, желающей продемонстрировать свою способность стабильно давать продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим нормативным требованиям, и способствующую повышению степени удовлетворенности потребителя. Стандарт основан на трех основополагающих идеях:

— ориентация на потребителя,


Ориентация на потребителя

означает, что качество (продукта, услуги) определяется как степень удовлетворенности

подразумевает, что качественно работающая организация имеет установленные процессы и что качество процесса предопределяет качество продукта.

( Требования стандарта определяют, что процессы в организации должны быть установлены (т.е. надежно воспроизводиться, не быть случайными и рассчитанными на удачу) и должны быть определены (т.е. должны быть детально документированы используемые операции, регламенты, формы документов и т.д.)).

Принцип постоянного улучшения

требует, чтобы все основные процессы были измеримыми и чтобы были установлены и определены процессы постоянного улучшения основных процессов.

Стандарт имеет развитую систему поддержки сертификации, т.е. подтверждения соответствия стандарту.

Философия всеобщего менеджмента качества

( Total Quality Management — TQM)

1. Проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад.

2. На основе обследования и анализа фактического состояния производства осуществляется выбор системы управления качеством и разрабатывается программа качества .

3. Разрабатывается руководство по реализации программы качества, в котором описывается сущность и механизм функционирования системы управления качеством.

4. Обсуждаются детали, сроки и организация программы качества и руководства по ее реализации , вносятся необходимые исправления и принимаются решения (в том числе по вопросам аттестации и обучения персонала).

5. Мероприятия из программы и руководства включаются в общий план проекта.

6. Программа качества и руководство запускаются в производство.


Стандарты ISO 9001 и EN 29001

состоят из следующих элементов:

— управление потоками информации;

— материально-техническое обеспечение проектов;

— изделия, поставляемые заказчиком;

— управление процессом создания продукции;

— контроль и испытания;

— оборудование для контроля, измерений и испытаний;

— статус контроля и испытаний;

— оформление продукции, не соответствующей требованиям;

— хранение, упаковка и поставка;

— документация по качеству;


Процесс управления качеством

включает в себя следующие управленческие воздействия.

1. Планирование качества — процесс определения требований и (или) стандартов качества для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом будет продемонстрировано и подтверждено соответствие продукции проекта и самого проекта установленным требованиям и стандартам.

Результатом этого процесса является план управления качеством, который включает:

— цели и критерии обеспечения качества;

— методы достижения целей по качеству;

— описание превентивных мер по обеспечению качества в проекте.

2. Обеспечение качества — процесс проверки соблюдения требований к качеству и результатов измерений в процессе контроля качества для обеспечения применения соответствующих стандартов качества и оговоренных требований, исполнение всех запланированных в системе качества требований. ( необходимость систематических действий для того, чтобы добиться уверенности в том, что проект будет соответствовать необходимым стандартам качества )

3. Осуществление контроля качества — процесс контроля и записи результатов выполнения действий по обеспечению качества для оценки исполнения и разработки рекомендаций относительно необходимых изменений.

В ходе планирования определяются те стандарты качества, которым должен соответствовать проект, и определяются действия по обеспечению этих стандартов. Результатом

планирования качеством является документ — план управления качеством .


Затраты на качество

Они включают в себя:

• стоимость работ по обеспечению соответствия;

• стоимость работ по устранению несоответствий

При планировании качества инструментом оценки затрат, является маржинальный анализ . В соответствии с ним рассчитывается ценность дополнительных доходов от улучшения продукции проекта и сопоставляется с ростом затрат на улучшение продукции. Точка, в которой эти разнонаправленные кривые будут пересекаться , является оптимальным уровнем затрат на качество для данного проекта.

Результатом планирования качества является план управления качеством ( Quality Management Plan ), который описывает систему качества проекта , т.е. организационную структуру, распределение полномочий и ответственности, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для обеспечения управления качеством.

В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 план управления качеством должен состоять из следующих разделов:

1. Ответственность руководства.

2. Обзор контракта.

3. Управление проектированием.

4. Управление документацией и данными.

6. Собственность заказчика.

7. Идентификация и прослеживаемость .

8. Управление производственным процессом.

9. Осмотр и испытания.

10. Измерительное и испытательное оборудование.

11. Несоответствующие изделия.

12. Дополнительные соображения.

При планировании качества внимание уделяется метрикам качества — численно измеряемым показателям, используемым для контроля за состоянием процессов управления качеством проекта.

Наряду с общим планом управления качеством разрабатываются документы, определяющие шаги по совершенствованию процессов управления проектом. К ним относятся:

• план совершенствования процессов ( Process Improvement Plan ) — описывает порядок улучшения процессов;

• контрольные списки качества ( Quality Checklists ) — описывают шаги, которые необходимо выполнить, обычно используются для повторяющихся операций.

Обеспечение качества проекта

Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы )

Иллюстрирует связь различных факторов с возможными проблемами или эффектами. Диаграмма позволяет систематизировать все

потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Для этого осуществляется:

— сбор и систематизация всех причин , прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

— группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

— ранжирование их внутри каждого блока;

— анализ получившейся картины.

Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы .

Контрольные диаграммы предназначены для определения, насколько стабильно протекает тот или иной процесс и насколько предсказуемо его развитие. При помощи контрольной диаграммы можно определять, как внесенные изменения повлияли на улучшение процесса. Это осуществляется посредством постоянного мониторинга выходных данных процесса во времени. Контрольные диаграммы могут использоваться для отображения жизненного цикла проекта. Их использование позволяет определить, насколько отклонения по стоимости и отклонения по срокам выходят за рамки допустимых пределов (например, ±10%).

На всех контрольных диаграммах есть три базовые линии :

2) верхняя линия , обозначающая верхний предел контроля, отстоящий от центральной линии на установленное значение. Этот предел соответствует верхней границе диапазона приемлемых данных;

3) нижняя линия , обозначающая нижний предел контроля, соответствующий нижней границе диапазона приемлемых данных. Точки, находящиеся за границами верхнего и нижнего пределов, показывают, что процесс вышел из-под контроля и (или) нестабилен.

Гистограмма — это столбчатая диаграмма, отображающая распределение переменных. Каждая колонка представляет атрибут или свойство проблемы (ситуации). Высота

колонки обозначает относительную частоту свойства. Данное инструментальное средство позволяет выявить причину проблемы по форме и ширине распространения .

Диаграмма зависимостей позволяет анализировать причины возникновения проблем. Диаграммы зависимостей дают представление о том, как различные элементы системы взаимодействуют между собой.

Диаграмма Парето строится следующим образом.

• Определение проблемы и сбор данных (влияющих факторов) для анализа.

• Распределение факторов в порядке убывания коэффициента значимости. Расчет итогового значения значимости факторов как суммы коэффициентов значимости всех рассматриваемых факторов.

• На горизонтальной оси выделяются интервалы в соответствии с количеством контролируемых факторов, а также строятся левая и правая вертикальные оси.

• Разбиение левой вертикальной оси на интервалы от 0 до числа, соответствующего итоговой сумме значимости факторов.

• Разбиение правой вертикальной оси на интервалы от 0 до 100%. При этом отметка 100% должна лежать на такой же высоте, что и итоговая сумма значимости факторов.

• Построение кумулятивной кривой по накопленным суммам для каждого интервала. На уровне 80% итоговой суммы необходимо провести горизонтальную линию от правой оси диаграммы до кумулятивной кривой, а из точки пересечения опустить перпендикуляр на горизонтальную ось. Этот перпендикуляр разделяет факторы на значимые (располагаются слева) и незначительные (располагаются справа).

• Создание списка значимых факторов для принятия первоочередных мер. Порядок ранжирования элементов в диаграмме Парето используется для принятия решений о проведении корректирующих действий. Команда проекта должна в первую очередь принимать решения по тем проблемам, которые являются причиной наибольшего количества дефектов.

Контроль качества

Контроль качества — комплекс технических и технологических мероприятий по проверке соответствия продукции,

процедур и процессов проекта требованиям качества, анализу отклонений и внесению необходимых корректирующих воздействий.Как правило, для обеспечения качества проекта используют следующие мероприятия:
— контроль разработки проекта (проектирования)
— должен быть направлен на то, чтобы в проектной документации были отражены требования законодательства, промышленные стандарты, экологические нормативы, а также учтены требования потребителя;
— контроль документации
— должен гарантировать, что документы и вносимые в них изменения проверены на соответствие, переданы туда, где они необходимы, и используются по назначению;
— контроль поставки оборудования и материалов
— должен обеспечить соответствие оборудования, материалов и услуг проектной документации;
— идентификация и контроль материалов, деталей,узлов
— должен не позволять использовать ошибочные или дефектные материалы и детали. Это особенно важно, так как проекты часто требуют применения новых уникальных ресурсов, и поэтому недостаточный входной контроль может создать угрозу реализации проектам;
— проверка готовности к испытаниям
— должна гарантировать, что при проведении испытаний будут соблюдены все необходимые требования, а сами испытания материалов, приборов, оборудования и т.п. будут проведены в соответствующих условиях;
— проверка контрольно-измерительной аппаратуры
— должна гарантировать необходимый уровень точности и аккуратности при проведении испытаний;
— проверка системы управления запасами
— должна обеспечивать поддержание необходимого уровня
запасов, их защиту, условия хранения и т.п.;
— контроль проведения испытаний и приемки;
— корректирующие воздействия
— должны гарантировать обнаружение и ликвидацию ситуаций, негативно влияющих на качество проекта, а также предотвращение повторения таких ситуаций в будущем;
— регистрация мер по обеспечению качества
— позволяет определить эффективность программы.
Для контроля качества используются инструменты,
облегчающие визуализацию результатов, прежде всего, различные диаграммы.


Качество проекта — целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Управление качеством проекта включает следующие процессы, обеспечивающие выполнение проекта. Планирование качества— определение стан­дартов качества, применимых к проекту, и мер, необходимых для их достижения. Обеспечение качества— регулярная оценка общего хода выполнения проекта для обеспечения соответствия принятым стандартам качества.

Контроль качества— контроль результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетвори­тельного выполнения. Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:•качество является неотъемлемым элементом проекта в целом, а не некой самостоятельной функцией управления; качество рассматривается с позиции потребителя, то есть оно должно соответствовать требованиям потребителя, а не изготовителя; ответственность за качество должна быть адресной; внедрение новых технологий — необходимое условие для ре­ального повышения качества; повышения качества можно добиться только совместными усилиями всех работников предприятия; контроль рабочего процесса — контролировать процесс все­гда эффективнее, чем результат (продукцию); политика в области качества должна быть продуманной со­ставляющей обшей политики предприятия. Ключевые аспекты качества. Качество проекта — совокуп­ность атрибутов качественного и количественного характера, за­висящих от соответствующих характеристик продукции, деятель­ности и услуг по проекту. Качество рассматривается в разрезе стратегий, планов, процедур, проектных решений, материаль­но-технического обеспечения и объединяется системой поддерж­ки качества в рамках так называемого всеобщего управления ка­чеством.

Планирование качества включает определение стандартов ка­чества, относящихся к проекту, и путей их достижения. Оно неразрывно связано с планированием других областей проекта (стоимости, рисков, сроков). Команда проекта должна знать один из фундаментальных принципов управления качеством — качество планируется, а не подвергается проверке. Принято различать четыре ключевых аспекта качества; Первый аспект качества — это соответствие продукции рыноч­ным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигает­ся благодаря точному анализу возможностей рынка, а также бла­годаря эффективному определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения. Второй аспект качества — наличие четких планов, достигает­ся благодаря тщательной разработке и планированию проекта и его продукции. Третий аспект — контроль, обеспечения качества является со­ответствие реализации проекта его плановой документации и раз­работанным характеристикам продукции проекта для потребите­лей и других заинтересованных лиц. Четвертый аспект — обеспеченность ресурсами, достигается благодаря должному материально-техническому обеспечению.

Базовый и промежуточный планы работ проекта

Базовый и промежуточный планы работ проекта

План – это схема, методика или замысел достижения определенных целей. План работ по проекту - описание работы, которая должна быть.

Анализ проекта (стоимостные характеристики)

Анализ проекта (стоимостные характеристики)

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта.

Внешняя среда проекта

Внешняя среда проекта

Ближнее окружение — руководство предприятия, сфера финансов, сфера сбыта, сфера производства (как будете делать?), сфера материа.

В обобщенной форме, качество можно охарактеризовать в качестве степени соответствия определенных характеристик проекта (услуг и продуктов) определенному перечню требований. Требованиями, в свою очередь, являются ожидания и потребности (заказчиков и покупателей), которые являются общеизвестными и документально закрепленными. Требования также могут быть общепринятыми.

Управление качеством и качество в современной экономической науке обладают высоким стратегическим значением для обеспечения конкурентоспособности организации.

Приводя характеристику управления качеством в различных проектах, можно выделить два аспекта:

  1. Качество продуктов, которое не зависит от его предметных областей.
  2. Качество продуктов, которое определяется их предметной областью.

В качестве критического момента управления качеством проекта выступает процесс перевода желаний, ожиданий и потребностей участников в конкретные требования, которые выполняются в процессе анализа участников в ситуации планирования сущности проекта.

Требование потребителей, а также соответствие им выступают в качестве предмета стандартизации.

Установление общих требований к системе менеджмента качества в каждой организации, которая хочет показать собственную способность стабильно выдавать продукты, которые отвечают требованиям потребителей и соответствующим нормативным требованиям, а также могут повышать уровень удовлетворенности потребителя отражено в серии стандартов ISO 9000:2000.

Принципы оценки качества в проектах организации

Основу стандарта составляют три основополагающих принципа:

  1. Принцип постоянного улучшения.
  2. Ориентация на потребителя.
  3. Процессный подход.

Принцип постоянного улучшения предполагает, что все основные процессы оставались измеримыми, а также чтобы для них были установлены и определены критерии и механизмы непрерывной оптимизации и улучшения. В стандарте содержится развитая система поддержки сертификации – то есть подтверждение соответствия стандартам.

Принцип постоянного улучшения предполагает, что все основные процессы оставались измеримыми, а также чтобы для них были установлены и определены критерии и механизмы непрерывной оптимизации и улучшения. В стандарте содержится развитая система поддержки сертификации – то есть подтверждение соответствия стандартам.

Ориентация на потребителя направлена на то, чтобы качестве услуги, либо продукта определялось в качестве степени удовлетворенности потребителя. Вопросам организации коммуникации с потребителем в стандарте отведена большая роль.

В процессном подходе предполагается, что качественно функционирующее предприятие обладает установленными процессами, а также то, что качество процесса может предопределять качество продукции.

В требованиях стандарта определяется, что все организационные процессы должны быть четко установленными (то есть должны обладать механизмом четкого воспроизведения, не быть рассчитанными на удачу и не быть случайными) и определенными (то есть должны детально документировать весь массив используемых операций, документов и регламентов).

Сертификация должна производиться независимыми специализированными структурами по сертификации, которые обладают международной признанной аккредитацией.

Аудиторами органов по сертификации проводится проверка того, что все организационные процессы соответствуют установленному регламенту и документации и фактически реализуются в точном соответствии с тем, как это описано в документации предприятия.

Так как принципы, которые заложены в стандартах, соответствуют идеологии проектного управления, можно утверждать, что управление проектами соответствует стандартам ISO. Кроме того, наблюдается тесная взаимосвязь проектного менеджмента и управления качеством.

Самый распространенный принцип обеспечения качества основывается на системном подходе, а также постулатах общей системы менеджмента качества (Total Quality Management – TQM). Ожидания и потребности потребителей в этой области управления определяют настройки управленческих процессов на работу по обеспечению качества, а также масштаб действий.

Процессы управления на основе TQM реализуются в соответствии со следующей схемой:

TQM является работой в области непрерывного улучшения самого проекта и продукции. В него включается отслеживание действий конкурентов, приобщение всех членов проектной команды в совершенствование продукции, а также поощрение командной работы.

Основой всех процессов в области обеспечения качества основываются на применении стандартов ISO серии 9000, а также аналогичных им российских стандартов.

Стандарты и процессы управления качеством проекта в организации

Стандарты EN 29001 и ISO 9001 необходимы для обеспечения качества при разработке, проектировании, монтаже, производстве и обслуживании. Они включают в себя следующие элементы:

  1. анализ контрактов;
  2. внесение изменений;
  3. документация по качеству;
  4. идентификация изделия;
  5. изделия, поставляемые заказчиком;
  6. контроль и испытания;
  7. материально-техническое обеспечение проектов;
  8. оборудование для контроля, измерений и испытаний;
  9. обслуживание;
  10. обучение;
  11. ответственность руководителей;
  12. оформление продукции, не соответствующей требованиям;
  13. система качества;
  14. статистические методы;
  15. статус контроля и испытаний;
  16. управление потоками информации;
  17. управление проектированием;
  18. управление процессом создания продукции;
  19. хранение, упаковка и поставка.

Стандарты EN 29002 и ISO 9002 необходимы для обеспечения качества при монтаже и производстве. Данные стандарты также необходимы для обеспечения качества в ситуации контроля конечного продукта и его испытаниях.

В Российской Федерации используется система строительных норм "Система нормативных документов в строительстве.

Основные положения" (СНиП 10.01–94). Ее основными положениями является:

  • административно-территориальные нормативные документы – территориальные строительные нормы (ТСН), правила и инструкции.
  • производственно-отраслевые нормативные документы (строительно-технологические нормы – СТН, отраслевые стандарты – ОСТ, стандарты предприятий – СТП, технические условия – ТУ).
  • федеральные нормативные документы – строительные нормы и правила (СНиП), рекомендательные нормативные документы (РНД), государственные стандарты РФ (ГОСТ).

В случае, если увеличение бюджета проекта является невозможным, требования к качеству поставок продукции проекта могут снижаться в более краткие сроки применительно к существующему бюджету.

Процессы управления качеством проекта включают в себя следующие виды воздействия:

Читайте также: