Как создать в школе информационную среду которая будет безопасна для детей

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет. В статье сделана попытка ответить на основные вопросы по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде: Как предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок при работе в Интернете? Кто должен отвечать за безопасность учащихся в информационной образовательной среде? Каким образом организовать безопасное сетевое взаимодействие учащихся в современных условиях развития информационного пространства?

Безусловно, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что данная среда позволяет выстраивать индивидуально-ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся. Доступ к информационным ресурсам Интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Можно выделить следующие виды деятельности учащихся по использованию Интернета в учебном процессе: переписка с помощью электронной почты; поиск, сохранение и переработка необходимой учебной информации; создание собственных веб-страниц; обмен учебными материалами; использование электронных образовательных ресурсов и обучающих программ; информационное взаимодействие с педагогами; участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах [5].

Однако, при организации образовательного процесса с использованием ресурсов Интернета, особенно во внеурочное время, следует уделить особое внимание безопасности учащихся. Использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. Интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной.

Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Мы полагаем, что это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.

Следует особо подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Несмотря на то, что есть юридические нормы в области родительского контроля и прав ребенка, родители должны помнить, что до 18 лет есть ограничения на использование информации и обязанности родителей по воспитанию детей. Родители должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети в Интернете и с кем общаются через сетевые сервисы и понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами. Только родители могут полностью контролировать своих детей. Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Родители должны посмотреть на современные средства коммуникации (стационарные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты) глазами детей и подростков и тогда виртуальный мир станет помощником в семье для образования и развития детей. У родителей должна быть сформирована информационно-коммуникационная культура, позволяющая осуществлять защиту детей от нежелательной информации и грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.

В этом случае именно педагоги общеобразовательных учреждений должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, лекции. Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.

Важную роль в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на учете их возрастных особенностей. В начальной школе целесообразно провести мероприятия в виде сказок, игр, в средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов, а в старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. Желательно в каждом общеобразовательном учреждении ежегодно организовывать День безопасного Интернета с проведением классных часов и мастер-классов, выпуском с памяток для учащихся и родителей и т.д.

Для преодоления негативного воздействия Интернета помимо профилактической работы в каждом общеобразовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа с педагогическим коллективом и учащимися. В каждой школе должна быть создана безопасная информационная образовательная среда, обеспечивающая информационную безопасность учащихся во время осуществления образовательного процесса. Безопасная информационная образовательная среда школы предусматривает: организацию технического контроля безопасности; подготовку учителя (классного руководителя) к использованию образовательных ресурсов Интернета; создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании; разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей и информационную обеспеченность образовательного процесса.

С подключением доступа к сети Интернет в школе должны быть проведены следующие организационные мероприятия:

- назначение ответственного за работу точки доступа к Интернету;

- организация контроля использования учащимися Интернета

- утверждение инструкции для ответственного за работу точки доступа к Интернету;

- осуществление информационно-методического обеспечения по работе с ресурсами Интернета;

- утверждение документов, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса в сети Интернета (регламент по работе учителей и школьников в Интернете, правила пользователя по безопасной работе в Интернете, инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения Интернета).

Для ограничения доступа учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе устанавливается специальная система контентной фильтрации, а также антивирусные программы. Контроль за использованием учащимися Интернета может осуществляться в общеобразовательных учреждениях с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

Таким образом, очевидно, что сегодня важно говорить окомплексном подходе к проблеме безопасности учащихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми целевыми аудиториями: учащимися, педагогами и родителями. Проблема информационной безопасности должна быть включена в курсы повышения квалификации педагогов, родительские собрания, профилактические мероприятия для учащихся. Формирование информационной культуры в области безопасности процесс длительный и сложный, и от того как эффективно будет организована данная работа в данном направлении зависит будущее наших детей и нашего общества.

1. Бояров Е. Н. Безопасная информационная образовательная среда вуза: понятие и компоненты [Текст] / Е. Н. Бояров // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1. — С. 20-23.

2. Бояров Е.Н. Теоретические основы построения безопасной информационной образовательной среды подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности // Социосфера. — 2012. — № 4. — С. 101-106.

4. Михайлов, Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Автореф. дис. …д.п.н. – СПб., 2003.

Я использую технологию BYOD во втором классе. У нас установлен роутер, дети приносят планшеты и подключаются к Wi-Fi. Так достигаются сразу три цели: школе не нужно закупать оборудование на всех учеников, дети получают доступ к эффективным образовательным сервисам и делают свои первые шаги в интернете под руководством учителя.

Ещё один очевидный плюс BYOD — ребёнок учится следить за своим девайсом. Он его заряжает, понимает, какие могут быть неисправности и как их устранять. Ещё он приучается протирать его перед работой: руки — самая грязная часть тела человека, а сенсорный экран, находящийся в общем пользовании — такой же рассадник микробов, как поручни в общественном транспорте. Поэтому важно научиться соблюдать гигиену в этом отношении.

Рассказываем, чем полезен и чем опасен интернет

На классных часах мы с детьми беседуем о безопасности и культуре поведения в интернете. Разговаривать об этом нужно начинать именно в начальной школе. Ребенок должен понимать, что любые действия, совершаемые в сети, оставляют цифровой след, который может всплыть даже через 20-30 лет.

Мы обсуждаем, какую информацию о себе можно, а какую нельзя выкладывать в интернет: номер телефона, адрес, фотографии. Я говорю, что они могут выкладывать только имя, прошу нигде не указывать фамилию. Рассказываю о вирусах, антивирусах, фишинге (краже паролей). Это важная информация, которую бывает непросто объяснить маленьким детям, но это нужно делать.

Используем в обучении электронные сервисы

В современном мире существует масса электронных образовательных сервисов для начальной школы. Я использую Яндекс.Учебник — это сборник заданий по русскому языку и математике для 2-4 классов. С его помощью можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно. Ещё Сухомлинский говорил, что свободное время учителя — важнейшее условие его духовного роста.

Все задания Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся.

Задания сформулированы интересно и понятно, но самое главное — дети сами могут моментально увидеть свой результат. Для них очень важна обратная связь. Если раньше им приходилось ждать сутки, пока я проверю и принесу тетрадь, то в теперь они могут увидеть результат сразу — это очень мотивирует, особенно дома. Появляется соревновательный элемент. Каждый хочет выполнить задание за меньшее количество попыток, поэтому ребята очень стараются.

Экономим время учеников и мотивируем их

С электронными сервисами мне стало намного легче отрабатывать навыки на уроках русского языка и математики. Возьмём две самые сложные темы в начальной школе: таблица умножения и безударные гласные. Яндекс.Учебник позволяет быстрее выполнять упражнения на повторение, за счёт чего ученики отрабатывают навык большее количество раз за то же время, доводят его до автоматизма: потому что детям не нужно каждый раз переписывать условие в тетрадь.

Повышаем цифровую грамотность учеников и учителей

В рамках повышения общей цифровой грамотности работа с онлайн-сервисом также очень полезна. Дети видят, что любые их действия в сети приводят к какому-то результату, понимают, что я могу узнать даже, сколько секунд каждый ученик думал над тем или иным заданием.

И что самое интересное, Яндекс.Учебник прижился среди учителей за 55. Для них сервис оказался неагрессивной средой, и благодаря ему они смогли освободить время от рутинной работы и, наконец, вздохнуть свободнее. Известный педагог Константин Ушинский говорил, что учитель учится всю жизнь, и, как только он перестаёт это делать, учитель в нем умирает. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Недавно я проводила контрольную на бумажных носителях, и те дети, родители которых выступают категорически против использования электронных сервисов, показали более низкие результаты по сравнению с другими. С ними приходится отрабатывать навыки отдельно.

Ведём блог учителя

Я веду блог для своих учеников. Таким образом, я формирую информационно-образовательную среду внутри класса. В блоге очень много разделов и, когда дети выходят в сеть, они обязательно туда заходят, что-нибудь читают, пишут, могут пройти интересный тест. Блог привязан к школьному сайту, за ним наблюдает администрация школы и Управление образования города Оренбурга, а также родители школьников. Блог позволяет хранить все ссылки, которые мы используем в учёбе, и дети знают, где найти информацию, если они что-то забыли. Вот ещё несколько практик, которые позволяет осуществлять блог.

Обратная связь

Не все дети могут подойти к учителю и сказать, что им что-то понравилось или не понравилось. В блоге они могут оставлять комментарии о прошедших мероприятиях, уроках, пройденных темах. К тому же, я постоянно публикую маленькие тесты, в которых узнаю, нравится ли им общаться с одноклассниками, в каком настроении они приходят в школу, убираются ли в своей комнате сами или это делают за них родители. Так я получаю больше возможностей для диагностики проблем в учёбе.

Совместные презентации

Во втором классе дети учатся делать Google-презентации. Я создаю презентацию, открываю совместный доступ и встраиваю её в блог. Мы читаем параграф из учебника, например, на уроке по окружающему миру, и дети учатся работать с большим объёмом информации. Ребята находят в тексте опорные слова и сразу заносят их в презентацию. Они добавляют в неё фотографии, записи своего голоса, картинки и другие элементы — во втором классе эти умения формируются очень быстро. В результате получается презентация, которую сделал весь класс. Она доступна в блоге, ей можно гордиться, и показывать её родителям.

Классный уголок

Летопись класса

Квесты


Предложенный тест был лично пройден преподавателем и получил высший балл за правильные и точные ответы. Он поможет ориентироваться классному руководителю и учащимся ориентироваться в информацинном пространстве. Тест содержит 10 вопросов, которые включают в себя следущее: что такое информационная безопасность детей,

Содержимое разработки

Тест: Безопасное информационное пространство детям

Преподаватель: Ахмедова Элина Алексеевна
Тест состоит из 10 вопросов.

Мой результат

10,0 из 10,0 (100%)

Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …

Выберите один ответ:


1.
Конституцией Российской Федерации


2. Декларацией принципов толерантности


3. Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ

Информационная безопасность детей это:

Выберите один ответ:


1. организационные, правовые, технические и технологические меры по предупреждению угроз информационной безопасности и устранению их последствий


2. предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию


3. состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию

Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не установлена категория информационной продукции:

Выберите один ответ:


1. для детей, достигших возраста 18 лет


2. для детей, достигших возраста 16 лет


3. для детей, достигших возраста 6 лет


4. для детей, достигших возраста 12 лет


5. для детей, не достигших возраста 6 лет

К информации, запрещенной для распространения среди детей, в соответствии с законодательством РФ не относится информация:

Выберите один ответ:


1. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством


2. содержащая нецензурную брань


3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным


4. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи


5. содержащая информацию порнографического характера


6. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству


7. направленная на развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности


8. оправдывающая противоправное поведение


9. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" может быть отнесена информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

Выберите один ответ:


1. изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий


2. эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства)


3. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера


4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не может быть отнесена информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

Выберите один ответ:


1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству


2. кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства


3. ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику


4. не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим

Выберите один ответ:


2. государственный знак качества –знак, которым обозначается продукция высшей категории качества

Размер знака информационной продукции на носителе должен составлять не менее чем …

Выберите один ответ:


1. 25%


2. 15%


3. 10%


4. 5%

Без размещения знака информационной продукции не допускается:

Выберите один ответ:


1. информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сетевых изданий


2. информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания


3. периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера


4. информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий


5. научная фантастика


6. учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании


7. телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи

Знак информационной продукции не размещается:

Выберите один ответ:


1. перечнях и каталогах информационной продукции


2. в информационно-телекоммуникационных сетях


3. социальных сетях


4. в публикуемых программах теле- и радиопередач


-75%


Начальник отдела автоматизированных систем управления министерства образования Новгородской области Павел Штабов рассказал о том, как защитить детей от нежелательного контента.

— Какие существуют способы создания безопасной цифровой среды для детей?

— На сегодняшний день существует несколько способов создания безопасной цифровой среды для детей. Это специальные мобильные приложения, антивирусные программы с функцией родительского контроля. Также можно воспользоваться настройками браузера, wi-fi роутера. У многих современных телевизоров и мобильных телефонов есть встроенная система ограничения и родительского контроля.

Расскажу о них более подробно. На смартфон ребенка можно установить специальное мобильное приложение. Разработано большое количество как платных, так и бесплатных приложений с функцией родительского контроля.

— Можете ли вы порекомендовать приложения?

— Неправильно будет рекомендовать конкретные приложения, потому что у каждого родителя свои цели и свои требования. Нужно внимательно изучить все возможности таких приложений и выбрать наиболее подходящее именно вам. Но я советую приложения, которые можно устанавливать одновременно на телефон и родителя, и ребенка. Так вы сможете со своего смартфона ставить необходимые ограничения, например, запретить доступ к определенным видеохостингам, сайтам с недостоверной информацией, поставить запрет на платные скачивания, запрет спама, просматривать электронный журнал посещений, ставить лимиты на использование интернет трафика.

Как создать безопасную цифровую среду для детей? Советует эксперт

— А если ребенок пользуется компьютером или ноутбуком?

— Самый действенный метод защиты – установка антивирусной программы с функцией родительского контроля. Главная цель антивирусных программ — борьба с вредоносными файлами и рекламой. Функция родительского контроля есть не во всех в антивирусах. Здесь, как и при выборе мобильного приложения, необходимо внимательно изучить все параметры антивирусной программы.

— Что можете сказать про защиту с помощью wi-fi роутеров?

— Есть ли какой-то закон, связанный с созданием безопасной цифровой среды для детей?

— Есть ли у вас еще какие-то рекомендации?

— Да. В этом интервью я постарался максимально простым языком рассказать о доступных способах защиты детей от небезопасной информации в интернете. Однако важно не только поставить ограничения на все гаджеты, но и регулярно разговаривать с ребенком об опасностях, которые влечет за собой бездумное использование интернета, сделать так, чтобы у ребенка были различные интересы, среди которых интернет был бы не на первом месте.

Читайте также: