Как социализируется ребенок в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

О важности детской социализации в наше время говорят очень много, не всегда понимая, что этот термин означает. Обычно ее связывают с погружением в коллектив ровесников — походом в детский сад, на кружки, в гости. Действительно, в широком смысле этим словом называется усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором живет человек. Но дело в том, что социализация малыша начинается с самого рождения, и главные участники этого процесса — его родители и семья. Когда мы учим кроху есть ложкой, делиться игрушками, ждать своей очереди на горке, то занимаемся его социализацией. Этот процесс растягивается на долгие годы, и, конечно, в разном возрасте ребенок будет учиться у разных людей. Мы поговорим в первую очередь о том, как малыша социализируют родители, в том числе — выбирая для него первый круг общения.

1 – 6 месяцев

6 – 12 месяцев

После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.

К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.

Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.

  • Предупреждайте других взрослых, что ваш малыш боится незнакомцев, не позволяйте им насильно брать его на руки или обнимать. Это даст ребенку уверенность в том, что мама — его надежный проводник в большой мир, а чужие люди могут правильно взаимодействовать с ним;
  • Если ребенок расплакался в людном месте, возьмите его на руки, говорите тихо и спокойно. Этим вы подчеркнете, что в обществе не принято кричать. Да, пройдет много времени, прежде чем ребенок сможет себя контролировать, но социальные нормы он постепенно усвоит;
  • Хотя малыши в этом возрасте не умеют играть друг с другом, крохе будет полезно видеть других детей своего возраста и старше. Возможно, именно с их помощью он научится чему-то новому;
  • После полугода у детей стремительно развивается чувство юмора, столь необходимое для жизни в обществе. Стимулируйте его всевозможными веселыми играми и песенками, дурачьтесь вместе с малышом.

1 – 2 года

К 1,5 годам многие дети умеют распознавать эмоции окружающих. Так, ребенок осознает, что другой малыш плачет, потому что расстроен, но не знает, как на это реагировать. Пока еще дети эгоцентричны и не понимают, почему нужно делиться игрушками или уступать на горке. Ваша задача — постепенно привить им основные правила поведения.

  • В этом возрасте деткам нужна поддержка и пример в общении. Покажите им в игровой форме, как делиться и меняться игрушками или уступать очередь на площадке. Можете завести таймер или использовать песочные часы, чтобы малыш видел, сколько осталось ждать своей очереди. Во время ожидания отвлеките ребенка другой игрой;
  • Организуйте игры на очередность. Например, можно последовательно кидать мячик каждому ребенку в круге, передавать игрушку из рук в руки, устраивать соревнования по скатыванию с горки. Во время этих занятий кроха будет учиться уступать другим;
  • Не заставляйте ребенка самостоятельно искать выход из конфликтов: он этого еще не умеет. Успокойте малыша, переключите его внимание, а если ситуация накаляется, просто уведите из коллектива.

2 – 3 года

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.

После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью. Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции. Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.

Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.

  • Предложите крохе рисовать грустные рожицы, когда ему плохо, или лепить злобных козявок из пластилина, когда у него портится настроение. Разглядывайте вместе картинки в книгах и обсуждайте, кто из нарисованных персонажей выглядит сердитым, напуганным или веселым;
  • В игровой форме разбирайте страхи и трудности малыша, например необходимость делиться игрушками или периодически расставаться с мамой. Каждую ситуацию можно обыграть с помощью разных фигурок или плюшевых зверей: пусть ребенок поймет, что медвежонок скучает по маме, но точно знает, что она вернется;
  • Научите малыша выражать свои чувства адекватно возрасту. Двухлетки могут рвать бумагу, топать ногами, кидаться подушками, когда сердятся. Дети, как и все люди, порой испытывают негативные эмоции, их невозможно запретить. Социализация состоит в том, чтобы научиться выражать эти чувства приемлемо и безопасно для окружающих.

3 – 4 года

Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!

  • Дайте малышу время подготовиться к новой обстановке. Например, перед первым посещением детского сада можно несколько раз прогуляться по его территории. Или проиграть дома ситуацию гостей, похода к врачу, поездки к дальним родственникам;
  • Найдите хороший детский сад. Новый коллектив и особенно воспитатели будут определять социальные нормы ребенка, и важно, чтобы они вам подходили. Идеально, когда на одного взрослого приходится не очень много детей. Если ваш ребенок робкий, поговорите с воспитателем заранее и вместе обсудите, как облегчить адаптацию крохи. Поддерживайте контакт с педагогами в течение года, чтобы вовремя отследить сложности, если они появятся;
  • Не стесняйтесь помогать ребенку в сложных ситуациях, не настаивайте на полной самостоятельности. Пригласите в гости его новых друзей, поспособствуйте улаживанию конфликта, научите, как вести себя в разных обстоятельствах.

Жизнь без сада

Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:

Как помочь необщительному ребенку

В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.

  • Не давите на него. Заставлять дружить или играть с кем-то, если малыш не хочет, — верный способ выработать отвращение к новому коллективу;
  • Не впадайте в другую крайность и не держите стеснительного ребенка дома. Даже у самого робкого малыша должна быть возможность встретить потенциальных друзей;
  • Почаще зовите других детей к себе в гости: ребенку будет проще раскрепоститься в привычной обстановке;
  • Поищите клубы и кружки по интересам ребенка. Ему будет легче преодолеть стеснительность, когда он увлечен приятным занятием;
  • Заранее репетируйте и обсуждайте ситуации, в которых малыш обычно стесняется, например день рождения друга или знакомство с новыми людьми;Моделируйте поведение ребенка — учите его быть внимательнее к другим, искать выход из конфликтов;
  • Самостоятельно организуйте игры и всевозможные детские занятия, интересные вашему малышу, и вовлекайте его в них.

Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром [4,с.36].

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую[8, c .212-228].

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе[8, c .212-228].

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле[7, c .336-347].

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из[8, c .212-228] :

норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер[8, c .212-228].

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов[6, c .79-101]:

- частотой контактов с ребенком;

- эмоциональной насыщенностью контактов;

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений[2, c 313-228]. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания[7, c .336-347] :

индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов[6, c .79-101]:

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться[6, c .79-101] .

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие[2, c .313-228]:

приобщение дошкольника к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы[7, c .336-347].

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников[5, c .76-80].

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).


Зачем ребенку социализация?

Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.

Этапы социализации

Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:

  • Младенчество (ребенок до года);
  • Раннее детство (от одного до трех лет);
  • Дошкольный возраст (от трех до шести лет);
  • Младший школьный возраст (от шести до десяти лет);
  • Младший подростковый возраст (от десяти до двенадцати лет);
  • Подростковый возраст.

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

  • Заводить друзей, уметь решать конфликты;
  • Мог чувствовать себя уверенно и решать проблемы в нестандартной ситуации;
  • Не боялся трудностей;
  • Умел обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь;
  • Смог в будущем учиться и работать в команде.

Без детского сада социализация невозможна?

Верным помощником социализации детей становится опыт. Причем, необязательно позитивный. Именно поэтому сторонники детского сада часто говорят о том, что опыт общения с разными детьми, выполнения четких правил и даже первые конфликты и попытки их решения — можно получить только в коллективе. Это действительно так, но коллектив может быть любым. Кружок рисования, друзья по детской площадке, спортивная секция — тоже подойдут.

Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.

дети в коллективе

Как повысить уровень социализации ребенка?

Трудности в социализации

Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.


Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:

‒ Эмоциональное благополучие ребенка — это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;

‒ Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости;

‒ Развитие коммуникативной компетентности ребенка — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;

‒ Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться;

‒ Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

‒ Умение ребенка войти в детское общество;

‒ Умение ребенка действовать совместно с другими;

‒ Умение следовать и уступать общественным нормам;

‒ Умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений

Работая с детьми группы раннего возраста в своей практике используем следующее: Правило первое. Не предлагаем малышам для постоянного пользования игрушки, с которыми проводим игры, чтобы у них не пропал интерес к ним. Правило второе. Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее убираем из поля зрения малыша. Правило третье. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Всегда стремимся, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого заменяем игру на новую внимание ребенка снова оживает.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционально контакта, доверяя детей воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявляет заботу к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

В работе используем предметы из надувных шариков: цветок, клоун, собачка.

(Воспитатель держит ребенка за руку и ходит по кругу, приговаривая)

Вокруг розовых кустов.

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

(Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения)

Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку)

И зверята не пищат.

Попищим поскорей, (сжимает игрушку).

(Предлагаем детям игру в зайчиков)

Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяете за мной движения!

По лесной лужайке

Вот какие зайки,

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

(Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения)

Я кружусь, кружусь, кружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюся!

(Воспитатель держит в руках собачку и говорит)

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка. Пете лапу!

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

(Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их)

  1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212 с;
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с;
  3. Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008;
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. № 1155)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игра, Умение ребенка, воспитатель, взрослый, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт.

Похожие статьи

Формирование социального опыта детей старшего.

Ключевые слова: социальный опыт, старший дошкольный возраст, индивидуальный образовательный маршрут.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир.

Социальная направленность работы дошкольного.

ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт, взрослый. Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Социализация детей младшего дошкольного возраста.

детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт социализации, игровая деятельность, жизнь человека, уникальный период.

Роль детского сада в процессе социализации личности

детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт социализации, игровая деятельность, жизнь человека, уникальный период.

Игра как основное средство социально-коммуникативного.

детский сад, игра, ребенок, Безенчукский район, дошкольное образование, опыт педагогов, отношение, педагог, увлекательная игра. Похожие статьи.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

Читайте также: