Как сочетались в декабристской литературе принципы идейности и художественности какие выводы кратко

Обновлено: 04.07.2024

ДЕКАБРИ́СТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литературное художественное творчество декабристов, дворянских революционеров, участников революционно-общественного движения в России 1‑й четверти XIX в. Включает в себя стихи, прозу, драматические произведения, литературно-критические статьи, публицистику, в которых нашли широкое выражение социально-политические и литературно-эстетические взгляды деятелей движения, сложившиеся в период его формирования и подъема. В состав Д. л. входят произведения не только участников тайных обществ, но и виднейших писателей, связанных с декабристами, прежде всего А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, во многом разделявших их взгляды.

В своем творчестве поэты-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер, П. А. Катенин, А. А. Бестужев и др.) следовали поэтическим традициям Г. Р. Державина и К. Н. Батюшкова, усваивали антикрепостнические идеи А. Н. Радищева, гражданственный пафос классицизма. Для декабристской публицистики и критической прозы начала 20‑х гг. (Кюхельбекер, Бестужев, П. А. Вяземский, О. М. Сомов) характерен также пристальный интерес к западноевропейской просветительской традиции, к теории и художественной практике романтического движения в Англии, Германии, Франции. Придавая большое значение литературе как средству пропаганды своих взглядов, они были увлечены задачей создания гражданской, политической поэзии, обличающей рабство и тиранию, прославляющей свободу (оды Рылеева). Кроме сатирической оды, для Д. л. характерны торжественная ода, политический гимн, дружеское послание (послания Кюхельбекера, Рылеева, Раевского). Сюда примыкают и некоторые стихи Катенина.

Разгром движения, начавшийся вслед за восстанием 14 декабря 1825, ограничил, но не прервал литературную деятельность декабристов, продолжавшуюся в условиях каторги и ссылки (Кюхельбекер, А. И. Одоевский, Лунин и др.).

Значительное влияние на формирование русской прозы 20—30‑х гг. оказали повести А. А. Бестужева-Марлинского, который и после поражения восстания остался верен политическим идеям и этическим принципам дворянских революционеров. Следующим звеном между русской гражданской лирической поэзией 20—30‑х гг. стало поэтическое творчество ссыльного Одоевского.

Декабристы, т. 1—2, сост. Вл. Орлов, Л,, 1975;

Литературно-критические работы декабристов. [Вступит. ст., подготовка текста и примеч. Л. Г. Фризмана], М., 1978;

Мемуары декабристов. Сев. общество М., 1981;

Мемуары декабристов. Юж. общество, М., 1982.

Гуковский Г. А., Пушкин и рус. романтики, Саратов 1946;

Базанов В. Г., Очерки декабрист. литературы. Публицистика Проза. Критика, М., 1953;

Не декабристы повлияли на литературу, а литература повлияла на декабристов. Впрочем, это взаимный процесс.

Декабрьское вооруженное восстание в 1825 году конечно всколыхнуло всё общество в России отразилось это и в литературных кругах и многие литераторы обратились к этой теме в своих произведениях.. Один из казнённых декабристов, ,Кондратий Рылеев, и сам был поэт.. А. С. Пушкин был знаком с декабристами и посвящал им стихи.. (" Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. ") Лицейские друзья декабристы Пущин Кюхельбеккер,, Дельвиг оставались его друзьями до самой смерти. Он преклонялся перед жёнами декабристов, уехавшими за мужьями в ссылку и посвящал им стихи. Не только Пушкин обращался к теме декабристов. Некрасов написал прекрасную поэму "Русские женщины",о жёнах декабристов. Да и сами декабристы в ссылке занимались литературной деятельностью.. Их воспоминания, поэзия тоже внесли вклад в русскую литературу. Современные писатели спустя много лет писали и научно -популярную литературу и художественную о тех далёких событиях декабрьского вооружённого восстания 1825 года.

Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения.

Литературным центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”. Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были “Труды Вольного общества любителей российской словесности”, альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева “Полярная звезда”, “Мнемозина” В.К.Кюхельбекера, “Русская старина” А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова. А.Бестужев представляет такую эстетическую ситуацию: существование оригинальной русской литературы почти невозможно, так как образованные люди говорят не на родном языке. Однако Бестужев упоминает некую “новую школу нашей поэзии”, которая началась с Жуковского, Батюшкова и, конечно, Пушкина. Кюхельбекер пишет о необходимости нового самосознания личности, замкнутой не на собственной лени и унынии, а обеспокоенный проблемами общенациональной жизни. Именно в этом — в участии человека в национальной жизни, в обеспокоенности национальным, в развитии национального начала в общественной жизни — Кюхельбекер видит возможность появления русской романтической поэзии и её цель. Статья К.Ф.Рылеева “Несколько мыслей о поэзии” явилась своеобразным итогом эстетических рассуждений декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует”. Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной”. Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность. Декабристская эстетика стала основой “гражданского романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности. Для декабристов сильная личность — это гражданин и патриот, совершающий подвиг ради Отечества, народа, родины. Герой декабристской поэзии — активная личность, меняющая ход истории; такой личностью может быть историческое лицо или современный политический деятель, воин или поэт-гражданин. Декабристский идеал “героизма” включает в себя самоотверженность и самоотречение, готовность к подвигу, к самопожертвованию, к романтическому слиянию личности и народа.




Своеобразие декабристской эстетики, пафос гражданского героизма потребовал использования новых жанровых форм. Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обречённость на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии (“На смерть Байрона” К.Ф.Рылеева, “Смерть Байрона” В.К.Кюхельбекера). Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания: в декабристском дружеском послании (“Моё прости друзьям Кисловскому и Приклонскому” В.Ф.Раевского, “К артельным друзьям” П.Колошина) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью. Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады, понятый как поэтическая форма народной фантазии. Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали “Думы” К.Ф.Рылеева, Бестужев ставил их на первое место среди созданий “новой школы нашей поэзии”. По мнению самого Рылеева жанр “думы” является старинным русским изобретением (“дума о героях”). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались “унифицированными”, на одно лицо, одним лирическим “я”. Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы (“Войнаровский”, “Наливайко”, “Хмельницкий” К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме — разочарованный герой. Разочарованность декабристского героя мотивируется тем, что он жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий потенциал героический потенциал героических деяний, идеал героической жизни. У прозы декабристов несмотря на жанровое многообразие есть устойчивые общие черты: действие концентрируется вокруг главного героя, наделённого возвышенной страстью; события предопределены, поэтому историческая обстановка воспринимается как фон, декорации для трагического героя, совершающего жертвенный подвиг.

Декабристская поэзия — одно из течений в литературе русского романтизма. “Гражданский романтизм” декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко-литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм — крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.

Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения.

Литературным центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”. Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были “Труды Вольного общества любителей российской словесности”, альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева “Полярная звезда”, “Мнемозина” В.К.Кюхельбекера, “Русская старина” А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова. А.Бестужев представляет такую эстетическую ситуацию: существование оригинальной русской литературы почти невозможно, так как образованные люди говорят не на родном языке. Однако Бестужев упоминает некую “новую школу нашей поэзии”, которая началась с Жуковского, Батюшкова и, конечно, Пушкина. Кюхельбекер пишет о необходимости нового самосознания личности, замкнутой не на собственной лени и унынии, а обеспокоенный проблемами общенациональной жизни. Именно в этом — в участии человека в национальной жизни, в обеспокоенности национальным, в развитии национального начала в общественной жизни — Кюхельбекер видит возможность появления русской романтической поэзии и её цель. Статья К.Ф.Рылеева “Несколько мыслей о поэзии” явилась своеобразным итогом эстетических рассуждений декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует”. Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной”. Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность. Декабристская эстетика стала основой “гражданского романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности. Для декабристов сильная личность — это гражданин и патриот, совершающий подвиг ради Отечества, народа, родины. Герой декабристской поэзии — активная личность, меняющая ход истории; такой личностью может быть историческое лицо или современный политический деятель, воин или поэт-гражданин. Декабристский идеал “героизма” включает в себя самоотверженность и самоотречение, готовность к подвигу, к самопожертвованию, к романтическому слиянию личности и народа.

Своеобразие декабристской эстетики, пафос гражданского героизма потребовал использования новых жанровых форм. Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обречённость на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии (“На смерть Байрона” К.Ф.Рылеева, “Смерть Байрона” В.К.Кюхельбекера). Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания: в декабристском дружеском послании (“Моё прости друзьям Кисловскому и Приклонскому” В.Ф.Раевского, “К артельным друзьям” П.Колошина) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью. Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады, понятый как поэтическая форма народной фантазии. Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали “Думы” К.Ф.Рылеева, Бестужев ставил их на первое место среди созданий “новой школы нашей поэзии”. По мнению самого Рылеева жанр “думы” является старинным русским изобретением (“дума о героях”). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались “унифицированными”, на одно лицо, одним лирическим “я”. Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы (“Войнаровский”, “Наливайко”, “Хмельницкий” К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме — разочарованный герой. Разочарованность декабристского героя мотивируется тем, что он жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий потенциал героический потенциал героических деяний, идеал героической жизни. У прозы декабристов несмотря на жанровое многообразие есть устойчивые общие черты: действие концентрируется вокруг главного героя, наделённого возвышенной страстью; события предопределены, поэтому историческая обстановка воспринимается как фон, декорации для трагического героя, совершающего жертвенный подвиг.

Декабристская поэзия — одно из течений в литературе русского романтизма. “Гражданский романтизм” декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко-литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм — крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.

Романтизм – явление сложное, включавшее в себя различные течения и школы, представители которых отстаивали свои литературно-эстетические принципы. Как и любое значительное общественное движение, русский дворянский либерализм (декабризм) сформировал свою литературу, журналистику и литературную критику, причём декабристы рассматривали литературу не только как явление искусства, но и как часть политической деятельности и средство для пропаганды гражданской свободы.

Но сближало их с первым русским романтиком чувство своей обособленности в обществе, исключительности, аскетизма, сознание личной подвижнической роли.

Моя душа до гроба сохранит

Высоких дум кипящую отвагу;

Мой друг! Недаром в юноше горит

Любовь к общественному благу

Степенью народности в первую очередь и будет измерять и оценивать критика гражданственного романтизма современную ей, а также и предшествующую русскую литературу.

Критики-декабристы повысили общественно-литературную роль критики. Отвели ей постоянное место в своих изданиях, выдвинули из своей среды профессионального критика - А. Бестужева. Обогатили критику принципом народности, который был унаследован и развит Белинским, а затем демократами-шестидесятниками.

Как нетрудно заметить, народное в понимании декабристов еще тождественно национально-самобытному, истоки которого усматриваются в самобытности национальных нравов, веры, в особенностях истории, образа правления, местности и климата. Тем не менее выдвижение в критике гражданственного романтизма критерия народности и в этом широком ее понимании обеспечивало этой критике известное объективное превосходство над критикой вкуса.

ДЕКАБРИ́СТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литературное художественное творчество декабристов, дворянских революционеров, участников революционно-общественного движения в России 1‑й четверти XIX в. Включает в себя стихи, прозу, драматические произведения, литературно-критические статьи, публицистику, в которых нашли широкое выражение социально-политические и литературно-эстетические взгляды деятелей движения, сложившиеся в период его формирования и подъема. В состав Д. л. входят произведения не только участников тайных обществ, но и виднейших писателей, связанных с декабристами, прежде всего А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, во многом разделявших их взгляды.

В своем творчестве поэты-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер, П. А. Катенин, А. А. Бестужев и др.) следовали поэтическим традициям Г. Р. Державина и К. Н. Батюшкова, усваивали антикрепостнические идеи А. Н. Радищева, гражданственный пафос классицизма. Для декабристской публицистики и критической прозы начала 20‑х гг. (Кюхельбекер, Бестужев, П. А. Вяземский, О. М. Сомов) характерен также пристальный интерес к западноевропейской просветительской традиции, к теории и художественной практике романтического движения в Англии, Германии, Франции. Придавая большое значение литературе как средству пропаганды своих взглядов, они были увлечены задачей создания гражданской, политической поэзии, обличающей рабство и тиранию, прославляющей свободу (оды Рылеева). Кроме сатирической оды, для Д. л. характерны торжественная ода, политический гимн, дружеское послание (послания Кюхельбекера, Рылеева, Раевского). Сюда примыкают и некоторые стихи Катенина.

Разгром движения, начавшийся вслед за восстанием 14 декабря 1825, ограничил, но не прервал литературную деятельность декабристов, продолжавшуюся в условиях каторги и ссылки (Кюхельбекер, А. И. Одоевский, Лунин и др.).

Значительное влияние на формирование русской прозы 20—30‑х гг. оказали повести А. А. Бестужева-Марлинского, который и после поражения восстания остался верен политическим идеям и этическим принципам дворянских революционеров. Следующим звеном между русской гражданской лирической поэзией 20—30‑х гг. стало поэтическое творчество ссыльного Одоевского.

Издания:
Декабристы, т. 1—2, сост. Вл. Орлов, Л,, 1975;
Литературно-критические работы декабристов. [Вступит. ст., подготовка текста и примеч. Л. Г. Фризмана], М., 1978;
Мемуары декабристов. Сев. общество М., 1981;
Мемуары декабристов. Юж. общество, М., 1982.

Литература:
Гуковский Г. А., Пушкин и рус. романтики, Саратов 1946;
Базанов В. Г., Очерки декабрист. литературы. Публицистика Проза. Критика, М., 1953;
его же, Очерки декабрист. литературы Поэзия, М.-Л., 1961;
Лит. наследие декабристов, Л., 1975.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Читайте также: