Как служба делопроизводства взаимодействует с другими подразделениями предприятия кратко

Обновлено: 06.07.2024

2.7. Организация делопроизводства

в структурных подразделениях

2.7.1. Для непосредственного ведения делопроизводства в структурных подразделениях руководителями этих подразделений назначаются ответственные работники, права и обязанности которых определяются их должностными регламентами.

2.7.2. На работников, ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях, возлагаются следующие основные функции:

доклад документов руководителю структурного подразделения и последующая передача их работникам подразделения на исполнение;

регистрация исходящих и внутренних документов, подписанных руководителем структурного подразделения, проверка правильности их оформления;

контроль за прохождением документов в подразделении и соблюдением сроков их исполнения;

составление номенклатуры дел структурного подразделения на основе предложений отделов структурного подразделения и ее хранение;

формирование, оформление, учет, хранение и обеспечение использования дел, находящихся в делопроизводстве и законченных делопроизводством; подготовка и своевременная передача дел по решению руководителя структурного подразделения на хранение в центральный архив Судебного департамента;

учет служебной информации, поступившей и переданной по средствам связи;

хранение печатей и штампов, используемых в делопроизводстве, и правильное их применение;

еженедельное информирование руководителя структурного подразделения о состоянии делопроизводства в подразделении, а также об исполненных и находящихся на исполнении документах.

2.7.3. Передача исполненных в структурном подразделении документов между структурными подразделениями осуществляется через работников, ответственных за делопроизводство, под роспись в реестре.

2.7.4. Документы со штампом "Подлежит возврату в Управление делами" после исполнения в обязательном порядке должны быть возвращены в отдел прохождения документов Управления делами.

2.7.5. Документы, которые исполняются несколькими работниками подразделения, передаются им поочередно или одновременно в копиях.

2.7.6. На время болезни (отпуска, командировки) работника, ответственного за делопроизводство, его обязанности возлагаются на другого работника.

При увольнении или при назначении работника, ответственного за делопроизводство, в другое структурное подразделение, числящиеся за ним документы и дела передаются вновь назначенному работнику по приемо-сдаточному акту, который утверждается руководителем структурного подразделения.

2.7.7. В целях обеспечения эффективного контроля за организацией и практическим ведением делопроизводства, планированием и контролем за ходом исполнения поручений Управление делами периодически (один раз в три года) организует проверку состояния делопроизводства в структурных подразделениях Судебного департамента и о результатах докладывает Генеральному директору.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.01.2015 N 8)

Продолжаем цикл статей, посвященный разработке инструкции по делопроизводству. В этой статье говорим о разделе инструкции, в котором должны быть описаны основные правила и принципы организации работы с документами в компании.

Автору инструкции по делопроизводству при написании этого раздела рекомендуем взять за основу следующие положения:

Структура раздела

Извлечение из Правил делопроизводства

Далее следует изложить принципы документооборота. Они перечислены в п. 3.4.1 Методических рекомендаций. Подробно описывать значение этих принципов нет необходимости. Весь текст инструкции и само ее существование в организации направлены на их соблюдение.

Извлечение из Методических рекомендаций

В этом подразделе также необходимо указать, что документооборот в организации осуществляется при помощи СЭД [4], обозначить обязанности участников делопроизводственных процессов, связанные с помещением в СЭД как документов, так и информации о них. Если в компании принято учитывать в СЭД не только готовые документы, но и их проекты, об этом тоже нужно написать.

В конце этого подраздела нужно перечислить потоки документов, которые действуют в компании. Потоков традиционно три: входящие, исходящие и внутренние документы. В инструкции по делопроизводству обычно описывают общие правила обращения с документами всех потоков.

Пример1

В этом подразделе следует указать каналы, по которым документы доставляются в организацию и отправляются из нее. Чем богаче выбор каналов доставки, тем сложнее делопроизводителям уследить за всей поступающей корреспонденцией и учесть ее. Также здесь нужно отметить принятый в компании способ приема корреспонденции. Он может быть:

  • централизованным (когда все письма, независимо от того, как попали в организацию, передают в канцелярию для регистрации);
  • децентрализованным (когда учет поступившей почты происходит в структурных подразделениях).

Отдельно следует указать, что делать, если письмо на бумажном носителе поступило в самом конце рабочего дня или в нерабочий день.

Также необходимо обозначить, кто отвечает за отправку документов. Особого внимания заслуживает почтовая корреспонденция на бумажных носителях. Если отправка почты происходит централизованно (например, канцелярией), то нужно описать условия, при соблюдении которых отправление примут для пересылки. При несоблюдении этих условий письмо вернут исполнителю, и отвечать за задержку отправления будет именно он. Нужно сказать и о срочной отправке почты: кто и при каких условиях должен ей заниматься.

Пример2

Кроме этого, здесь следует указать категории документов, количество которых нужно посчитать отдельно. Эта информация может быть очень интересна главе компании или топ-менеджерам по направлениям. Почему? Рассмотрим пример. После учета стало известно, что 10 % от всей входящей корреспонденции составляют жалобы на качество продукции или обслуживания. Безусловно, это должно привлечь внимание к подразделениям, ответственным за качество. Кстати, соотношение количества отправленных предложений о сотрудничестве числу заключенных договоров – тоже интересная информация, которая может помочь оптимизировать политику продаж.

Вопрос
Существует ли перечень документов, которые нужно учитывать отдельно при учете объемов документооборота?
Ответ
Нет. В каждой организации самостоятельно решают, учет каких именно категорий документов следует вести отдельно.

Отчет об объемах документооборота составляют в форме простой справки: статистической (если автор просто приводит цифры для сведения) или аналитической (если автор делает какие-то выводы из собранных цифр).

Пример3

В этом подразделе инструкции по делопроизводству нужно прописать, что в каждом структурном подразделении компании должен быть работник, ответственный за делопроизводство. Также здесь следует указать:

  • порядок назначения делопроизводителя подразделения;
  • порядок организации его труда;
  • его функциональные обязанности.


Многие из нас в своей профессиональной практике сталкиваются с необходимостью сформировать службу делопроизводства или перестроить ее. И тогда возникают вопросы: какое наименование и организационную структуру выбрать? как обосновать численность? как найти людей?

Организационная структура службы делопроизводства

Что говорит на этот счет действующее законодательство и имеющиеся нормативы?

Согласно Государственной системе документационного обеспечения управления, одобренной коллегией Главархива СССР 27.04.1988 и утвержденной приказом Главархива СССР от 23.05.1988 № 33 (в настоящее время документ не утратил силу и носит рекомендательный характер, далее – ГСДОУ), документационное обеспечение управления в организации осуществляется специальной службой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю организации (пункт 5.1). А в пункте 1.4 Примерного положения о службе документационного обеспечения управления (являющегося приложением к ГСДОУ) указано, что:

Государственная система документационного обеспечения управления (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988 и утверждена приказом Главархива СССР от 23.05.1988 № 33)

В зависимости от принадлежности к определенной группе организаций, типовых структур создаются следующие службы документационного обеспечения:

в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик – управления делами. В состав управления делами, как правило, включаются секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро), инспекция при министре (руководителе ведомства), канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.), отдел писем (жалоб), отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств, центральный архив;

на государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях – отдел документационного обеспечения управления или канцелярия. В их состав, как правило, включаются: подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб), секретариат, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив;

в организациях, не имеющих службы документационного обеспечения управления, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руководителя (инспектор) или другое специально назначенное лицо.

Для каких организаций обязательны новые архивные правила? И у кого есть документы Архивного фонда РФ.

  • первая будет заниматься текущим делопроизводством (Б),
  • вторая – архивным хранением (В). Причем не стоит выводить ее на непосредственное подчинение генеральному директору. Современная практика все чаще использует такой подход.

Теперь нужно решить, какие наименования подразделений использовать. Для самого верхнего уровня (А) будем отталкиваться от того, как именуются в организации подразделения, напрямую подчиняющиеся руководителю организации:

Схема 1. Варианты организации структуры и наименований подразделений

5.1. Со структурными подразделениями - по вопросам документаци­онного обеспечения.

52. С юридической службой - по правовым вопросам, связанным с под­готовкой документов.

53. Со службами кадров, трудаи заработной платы и с соот­ветствующими научно-исследовательскими организациями - по вопросам подбора и расстановки кадров и повышения их квалификации в условиях широкого использования вычислительной и организационной техники, раз­работки и внедрения мероприятий, связанных с научной организацией труда, совершенствованием стиля и методов работы с документами.

5.4. Со службами хозяйственного обслуживания - по вопросам обеспе­чения средствами организационной и вычислительной техники, бланками документов, канцелярскими принадлежностями, бытового обслуживания работников службы ДОУ.

5.5. С вычислительным центром - по вопросам разработки и внедрения новых информационных технологий и применения средств вычислитель­ной техники, оперативной обработки информации и соблюдения требований нормативно-методических документов.

Начальник управления Подпись Г.П. Иванов

Примерная должностная инструкция руководителя канцелярии, общего отдела, секретариата

наименование организации подпись

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

руководителя канцелярии (общего отдела, секретариата, службы ДОУ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Назначение должности

Документационное обеспечение несекретного делопроизводства в органи­зации.

Структура взаимодействия

Подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Руководит ра­ботой сотрудников канцелярии: ведущего специалиста, инспектора и четырех делопроизводителей.

Взаимодействует с заместителями руководителя, помощниками, началь­никами отделов, секретарями-референтами по вопросам организации делопро­изводства, работы информационной техники, материального обеспечения канцелярии, приемных руководителя и его заместителей.

Нормативные документы

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами Рос­сийской Федерации, нормативными и распорядительными актами Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, законами и иными норма­тивными и правовыми актами области, Инструкцией по делопроизводству, Положением о канцелярии.

Назначение и освобождение

Назначается и освобождается от должности в порядке, установленном в организации в соответствии с действующим законодательством, регулирую­щим трудовые отношения.

ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Обеспечивает организацию и координирует работу сотрудников канцелярии, разрабатывает их должностные обязанности, определяет сте­пень ответственности.

2.2. Участвует в разработке проектов нормативных актов, выработке порядка работы с документами, вносит предложения по его совершенство­ванию в организации.

2.3. Участвует в формировании задач, подготовке и освоении про­грамм, обеспечивающих использование современных технологических средств обработки и накопления информации.

2.4. Взаимодействует по направлениям своей работы со спе­циалистами структурных подразделений организации.

2.5. Оказывает методическую помощь и организует обучение секрета­рей-референтов по ведению делопроизводства с несекретными документа­ми.

2.6. Обеспечивает своевременную регистрацию внутренних документов, входящей и исходящей корреспонденции, ее переадресовка и отправка.

2.7. Осуществляет контроль за своевременным информированием руко­водителей в сроках исполнения документов.

2.8. Проводит анализ документооборота и состояния исполнительской дисциплины.

2.9. Организует подписку на периодические издания в организации и

получение их руководителями организации.

2.10. Организует архивную работу в организации:

• координирует работу по составлению сводной номенклатуры дел;

• ведет архивное дело по документам руководителя;

• координирует работу по подготовке и сдаче документов организации на постоянное хранение в государственный архив.

Повышает свой профессиональный уровень с отрывок (или без отрыва) от основной работы.

2.11. Соблюдает установленные в организации правила внутреннего
трудового распорядка, обеспечивает сохранение информации, поступившей в
канцелярию.

ПРАВА

3.1. Обращаться к руководителю, его заместителям, начальникам отде­лов по вопросам организации делопроизводства, исполнительской дисципли­ны, работы оргтехники.

32. Представлять канцелярию в структурных подразделениях органи­зации по вопросам, относящимся к компетенции канцелярии.

3.3. Получать от руководителя, его заместителей информацию, необхо­димую для исполнения должностных обязанностей и разовых заданий.

3.4. Вносить предложения по совершенствованию методов работы канце­лярии.

3.5. Вносить предложения по вопросам:

• изменения штатного расписания канцелярии;

• поощрения сотрудников канцелярии;

• подбора и расстановки кадров в канцелярии, повышения их квалифи­кации.

3.6. Запрашивать информацию от структурных подразделений организа­ции, относящуюся к сфере деятельности.

3.7. Проходить подготовку и повышение квалификации за счет средств организации.

3.8. Знакомиться с материалами своего личного дела и отзывами о своей
работе.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанно­стей, разглашение сведений, известных в связи с исполнением служебных обя­занностей, несет ответственность согласно ТКРФ.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ЗНАНИЯ
Знания

1. Основные положения Конституции РФ.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Конституцию РБ.

4. ЕГСДОУ, ГОСТ Р 6.30-2003, требования к оформлению организационно-распорядителъных документов.

5. Инструкции по работе с документами в организации. 1. Положение, устав организации. 2 Правила внутреннего распорядка. 3. Правила эксплуатации оргтехники.

Читайте также: