Как шло формирование советской интеллигенции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новому правительству предстояло создать социалистическую систему народного образования. Старую идеологию постепенно вытесняла марксистско-ленинская. Постепенно перестраивался быт. Социалистическая культура в кратчайшие сроки захватила умы людей.

Цели культурной революции

Большевики воспринимали искусство и литературу как мощное средство пропаганды идей коммунизма. Поэтому сразу после окончания Гражданской войны принялись за идеологизацию образования. Коммунисты преследовали несколько важных целей.

Цель №1. Возведение марксистско-ленинской идеологии на государственный уровень

Философский пароход

В высших образовательных учреждениях история пролетарской революции и исторический материализм вводились, как обязательные предметы.

В 1922 году начало работу Главное управление по делам литературы и издательства (Главлит). Оно просуществовало до самого распада СССР в 1991 году. Главлит все эти годы оставался главным органом советской цензуры.

Цель №2. Введение обязательного начального образования

Большевики использовали печатные издания для пропаганды своей деятельности. Неграмотные люди не могли прочитать и вникнуть в идеологию коммунистов. Поэтому было решено ликвидировать неграмотность населения. Все учебные заведения подверглись национализации. Сословная система образования канула в Лету.

Ликвидация неграмотности в СССР

В 1920 году заработала Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликбезу.

По всей стране открывались специальные пункты ликвидации безграмотности и рабочие факультеты. В ликбезах и рабфаках молодежь могла подготовиться к поступлению в вуз.

Образование подверглось стандартизации и прагматизации. В нем обязательно присутствовала идеологическая составляющая. Единая трудовая школа была 2-ступенчатой. 1 ступень – 1-4 классы, 2 ступень – 5-9 классы. Также работала школа крестьянской молодежи, в городах функционировали 7-летние школы.

Большевики ввели совершенно новые принципы образования. Получить знания мог каждый желающий. Обучение было бесплатным и проводилось лишь на родном языке. Мальчики и девочки учились вместе.

В 1921 году открылись школы фабрично-заводского ученичества. В них обучались работающие подростки. В ФЗУ давали общеобразовательные знания на уровне 7-летней школы, а также преподавали узконаправленные предметы по выбранной профессии.

Поскольку в школах учились не только дети, но и работающие взрослые, широкое распространение получили учреждения, в которых можно было получать знания без отрыва от производства. По всей стране работали вечерние и заочные школы, кружки, курсы.

С августа 1918 года в высшую школу принимали по новым правилам:

  • обучение бесплатное;
  • в вузы принимали без вступительных экзаменов и даже без документов о среднем образовании;
  • при поступлении предпочтение отдавали молодым людям из крестьянской или рабочей среды.

С 1930 года по всему СССР было введено обязательное 4-летнее образование. Жители городов и промышленных районов обязаны были закончить 7-летнюю школу. В середине 30-х гг. в учреждениях народного образования ввели строгий внутренний распорядок. Ученики занимались по одинаковым учебникам, проходили единые экзамены, аттестаты зрелости, получали стандартные дипломы.

Обязательное образование в СССР

В Москве был создан Институт красной профессуры. В нем подготавливали марксистские кадры для вузов. Советский Союз активно взялся за расширение системы высшего образования. До начала Великой Отечественной войны в стране работало около 4,5 тыс. институтов.

Цель №3. Создание подконтрольной интеллигенции

Образованным людям присуще вольнодумство, что категорически не одобряли большевики. Но и развивать страну без великих умов не представлялось возможным. Именно поэтому правительство бросило все силы на формирование послушной социалистической интеллигенции.

Разные ученые, инженеры, художники работали под жестким контролем партии. При этом огромное количество талантливых людей оставались невостребованными. Их творческий потенциал не вписывался в рамки, созданные коммунистической партией.

Цель №4. Популяризация социализма в литературе и искусстве

В 20-х гг. одновременно работало несколько литературных групп:

  • В. Маяковский, Н. Асеев – Левый фронт;
  • А. Серафимович, А. Фадеев – Российская ассоциация пролетарских писателей;
  • Э. Багрицкий, А. Малышкин – Перевал;
  • В. Каверин, М. Зощенко, К. Федин – Серапионовы братья.

Литературные группы в 20-х гг

Художники в основном работали в двух направлениях: модернистском и реалистическом. В живописи выделились следующие группы:

  • Общество художников-станковистов;
  • Ассоциация художников революционной России;
  • Общество московских художников;
  • 4 искусства.

Самым значимым архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина. Над ним работали В. Щуко и В. Гельфрейх.

В 30-х гг. творчество подверглось стандартизации, унификации. Многие литературно-художественные течения оказались вне закона. В 1934 году появились первые профессиональные союзы деятелей культуры и искусства. Это были объединения композиторов, писателей, архитекторов, художников. Цель союзов – полностью контролировать идеологию творчества.

Социалистический реализм – новый и единственно правильный художественный метод в литературе. Главная задача писателей – не жалеть красивых слов, описывая подвиги революционеров, руководителей коммунистической партии. Особое внимание уделялось прославлению вождей.

Социалистический реализм

Тысячи талантливых деятелей культуры и искусства были репрессированы. Коммунистическая партия безжалостно расправлялась с теми, кто не мог принять ее идеи. П. Васильев, Н. Клюев, О. Мандельштам и многие другие великие писатели пострадали из-за тоталитарного режима. К расстрелу был приговорен режиссер В. Мейерхольд.

Сталин приказал кардинально изменить внешний облик Ленинграда и Москвы. Два главных города России были полностью реконструированы. Из них убрали огромное количество архитектурных памятников прошлого. Особенно досталось постройкам религиозного назначения. Под снос попала Сухарева башня, храм Христа Спасителя и многие другие архитектурные шедевры.

Цель №5. Демократизация культуры

Рабочий и колхозница

Цель №6. Научно-технический прогресс

В СССР огромное внимание уделялось научным разработкам. Многие работы советских ученых имели мировое значение. Страну прославили такие исследователи, как:

  • С. Лебедев – создал синтетический каучук.
  • А. Иоффе – работал в ядерной физике.
  • Н. Семенов – занимался химической физикой.
  • Ф. Цандер и К. Циолковский – совершили прогресс в космонавтике.
  • Н. Вавилонов – сделал открытия в генетике.
  • С. Шацкий, П. Блонской – усовершенствовали педагогику.
  • Л. Выготский – работал в сфере психологии.

В 30-х гг. на первый план вышли прикладные науки. Большой вклад сделали И. Бардин в металлургию, А. Ферсман в географию, Г. Графтио в энергетику, С. Вавилов в оптику. Правительство всячески поддерживало разработчиков боевой техники. Над самолетами работали А. Микоян, С. Ильюшин, А. Туполев, Н. Поликарпов. Разработкой танков занимались А. Морозов, Ж. Котин. Стрелковое оружие совершенствовали Г. Шпагин, В. Дегтярев, В. Федоров.

Ученые в СССР

Все значимые достижения фундаментальной науки использовались в интересах коммунистической партии. Открытий могло быть и больше, если бы правительство не вмешивалось в деятельность ученых. Но культ личности Сталина наложил негативный отпечаток на работы исследователей.

Разные отрасли науки и техники развивались неравномерно. Одних ученых поддерживали, выделяли им средства для экспериментов. Других же, наоборот, высмеивали, запрещали работать в выбранном направлении. Из-за чрезмерного внимания к марксистской идеологии сформировались лженауки. Ярким примером служит деятельность биолога Т. Лысенко, который оперировал марксистской фразеологией с целью обвинить коллег в идеологических ошибках.

Первые декреты советской власти в области культуры были нацелены на установление партийного контроля за институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня народа. Изначально в культурной политике партии демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизацией.


Елатомская единая трудовая школа 1-2 ступени. 1918 г.

Из документа (Декрет СНК. О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г.):

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Все население республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП…

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения…



Плакаты ликбеза 1920-х гг.

В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. На значительные средства, выделенные на развитие школьного образования, в 1930-е гг. появилось более 30 тыс. школьных зданий, было выпущено около 300 млн экземпляров учебников, расширена сеть педагогических учебных заведений. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему 10-летнему образованию.

Для повышения образовательного уровня рабочих в ходе индустриализации была создана сеть производственного обучения: технические школы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).


Заводская школа по ликвидации безграмотности (ликбез), 1920 г.

Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).


Б. В. Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы)

Формирование новой интеллигенции. Руководство культурным строительством

Российская интеллигенция настороженно отнеслась к Октябрьской революции 1917 г. Власти, заинтересованные в вовлечении старой интеллигенции в трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали ее. Специалистам, работавшим над укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства, обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы.

Вместе с тем власти ограничивали возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. была упразднена автономия высших учебных заведений, поставленных под бдительный надзор партийных и государственных органов. Уволены профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистической идеологии. К середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. Многие общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти, например Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз деятелей искусств и др., были распущены.

Российская интеллигенция пыталась осмыслить свою роль в новых условиях. В 1921 г. в Праге видные представители либерального направления общественной мысли русской эмиграции (Н. Устрялов, С. Чахотин и др.) опубликовали сборник "Смена вех", общей идеей которого стала мысль о возможности принятия Октябрьской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства.


Большевики стремились к созданию новой интеллигенции, преданной режиму. Реформа образования помимо прочего преследовала эту цель. Были национализированы театры и кинодело; создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских учреждений. Новые общественные организации становились орудиями проведения культурной политики партии.

К началу 1920-х гг. сложилась советская система партийно-государственного руководства культурным строительством. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР контролировал просвещение, внешкольное образование, науку, литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, книгоиздание, творческие объединения. В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп).

Среди общественных организаций особое положение с 1917 г. занимал Пролеткульт объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Он ставил задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Идеологом Пролеткульта являлся А. А. Богданов, крупный ученый-марксист. Его последователи считали, что культура нового типа может быть создана только представителями рабочего класса, на базе пролетарской психики и быта. Классическое культурное наследие ими отрицалось.

Из документа (В. Кириллов. Мы):

Мы во власти мятежного страшного хмеля,

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.) запись закреплена

Советская интеллигенция. Краткий очерк истории [1917-1975 гг.] (1977)
____________________________

В книге ленинградских авторов освещаются основные этапы становления и развития советской интеллигенции со времен Октябрьской революции до XXV съезда КПСС.

Воссоздавая исторический путь социалистической интеллигенции, авторы показывают ее большую роль в осуществлении научно-технической революции, в подъеме культуры народа, в решении важных задач коммунистического строительства.
____________________________

Читайте также: