Как рекрутируется политическая элита кратко

Обновлено: 02.07.2024

Элита — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.

Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.

Лидерами не рождаются, а становятся.

Вопросы и задания к документу

Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно. обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.

В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.

В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?

Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.

Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.

Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.

Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.

Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.

Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?

В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.

Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты — принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?

При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.

В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.

При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:

— психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;

— политической пассивностью широких слоёв населения;

— общественной значимостью профессионального управленческого труда;

— возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.

Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.

Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?

В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.

Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.

2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.

3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.

4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача — поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.

5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.

Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?

Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.

Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.

Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.

Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.

Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

Следующий тип — харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.

Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме, а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

Существование политических элит в обществе обусловлено рядом объективных причин. Общество, как и все сложноорганизованные системы, нуждается в профессиональном управлении, что вызывает необходимость в политическом разделении труда. Ему необходимы люди, обладающие специальными навыками, знаниями и способностями осуществлять управленческие функции. Кроме того, политическая стратификация общества является следствием неравенства психологических, социальных и иных условий, которые создают неравный доступ к политической сфере для различных групп. Наконец, существование политической элиты обусловлено политической пассивностью основной массы населения, которая, занимаясь решением повседневных проблем, достаточно индифферентна к политическим вопросам.

Структура элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, достаточно сложна. При анализе элиты исследователи используют два близких, но не идентичных термина: политическая элита и властвующая элита. Властвующая элита представляет собой совокупность всех групп, которые обладают реальным влиянием в обществе и контролируют основные социальные ресурсы. В ее состав входят следующие элементы: 1) экономическая элита (или бизнес-элита) – крупные собственники, руководители крупнейших корпораций и банков, т.е. те, в чьих руках сосредоточены основные материальные ресурсы общества; 2) военная элита – генералитет и высшее офицерство, контролирующие силовые ресурсы власти; 3) бюрократическая элита – высшие чиновники государственного аппарата, в чью компетенцию входит подготовка и реализация политических решений; 4) культурная и научная элита – наиболее авторитетные представители духовенства, творческой и научной интеллигенции, ответственные за производство идеологических и информационных ресурсов; 5) собственно политическая элита, включающая в себя высших представителей всех ветвей государственной власти, руководителей крупнейших партий и общественно-политических организаций, т. е. всех тех, кто непосредственно принимает важнейшие политические решения.

Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии общезначимых решений.

Внутри самой политической элиты можно выделить группы, различающиеся объемом своих полномочий и уровнем компетенции:

· высшая элита – ключевые политические руководители (президент, глава правительства, министры, спикер парламента, главы крупнейших партий) и их ближайшее окружение. Именно этот небольшой круг людей (100200 человек) принимает основные политические решения;

· средняя элита – люди, занимающие выборные должности на национальном, региональном и местном уровнях (парламентарии, депутаты местных органов представительной власти, губернаторы, мэры и т. д.);

· административная элита – высший слой государственных служащих (к примеру, на начало 2002 г. общая численность государственных служащих всех уровней власти (включая муниципальные) составляла в РФ 1,05 млн. чел.).

Под рекрутированием в политологии понимают процесс вовлечения в активную политическую жизнь. Рекрутирование политической элиты осуществляется через ряд каналов, которые универсальны для всех современных обществ: это политические партии, бюрократический аппарат, профсоюзы, сфера бизнеса, армия, религиозные организации. Роль своеобразного социального фильтра в процессе рекрутирования элиты играет система образования. Привилегированные учебные заведения (Оксфорд и Кембридж в Англии, Эколь нормаль во Франции и т. д.) обеспечивают их выпускникам дополнительные шансы стать членами правящего класса.

Универсальными являются и способы рекрутирования элиты. В самом общем виде они были описаны еще Г. Моской, различавшим демократическую и аристократическую формы обновления элиты. Современная политология соответственно трактует их как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата по лестнице власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер и осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ и авторитарных режимов. Длительное использование системы гильдий обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, но, вместе с тем, превращает элиту в замкнутую касту и обрекает ее на вырождение.

Антрепренерская система характеризуется демократизмом, ограниченным числом фильтров, ориентированностью на личные качества кандидата. Она предполагает острую конкурентную борьбу между кандидатами на руководящие посты. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для демократий, также не лишен недостатков. К ним следует отнести возможность попадания в элиту случайных людей, непредсказуемость политического курса, возможность конфликтов в рядах самой правящей элиты.

Политическое лидерство

Важнейшим элементом правящей элиты является политический лидер. Лидерство является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Что касается политического лидерства, то в нем наиболее полно проявляется интегративная функция политики – способность согласовать и объединить различные группы интересов на основе общей программы действий.

Помимо политологии, проблема лидерства является предметом изучения целого ряда дисциплин – психологии, социологии, менеджмента. Междисциплинарная проработка данной проблематики привела к появлению ряда конвенциональных положений, позволивших прояснить природу лидерства и его отличие от других социальных феноменов и процессов.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных форм власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Специфика политического лидерства определяется, прежде всего, масштабом намеченных целей: оно, в отличие от группового или корпоративного лидерства, осуществляет свои функции в масштабах всего общества.

Выделяют два типа лидерства – формальное и неформальное. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности. Неформальное лидерство – это влияние через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям. Идеальным для лидерства является эффективное сочетание обеих основ власти.

Анализ проблемы лидерства осуществляется в социогуманитарных науках по трем направлениям: анализ лидерских качеств, лидерского стиля и ситуационных переменных. Наибольший интерес для политической науки представляет проблема стиля политического руководства.

Политический стиль – это характер взаимодействия лидера с окружением, способ реагирования на возникающие проблемы, методы осуществления политического курса.

Среди концепций лидерского стиля следует выделить теорию трех типов руководства американского ученого-бихевиориста К. Левина. Их содержание приведено в табл. 1. Исследование К. Левина продемонстрировало, что не существует универсального для всех ситуаций метода руководства. Эффективность того или иного стиля зависит от конкретных обстоятельств времени и места.

К одной из важнейших задач науки политологии относятся определение возможности правящей элиты, а также путей повышения качества и ее деятельности. Также данные задачи относятся и к правящей элите. Говоря об объективных критериях данного качества, необходимо учитывать результаты политической и управленческой деятельности элиты. В частности, данный показатель можно охарактеризовать уровнем политической экономического развития государства, жизненным уровнем населения, уровнем развития и культуры, а также культурой страны в целом.

То есть мы оцениваем, находится ли государство в состоянии упадка или нет, насколько защищена население данного государства, каким способом реализуются права и свободы человека и гражданина. Также оценивается юридическая составляющая, то есть уровень развития нормативно-правовых актов, максимально регламентируемые ими общественные отношения. Не менее важным является свобода народа, его творческий потенциал. Данные критерии являются объективными.

В качестве субъективных критериев можно выделить качества элиты, то есть интеллектуальность, профессионализм, наличие нравственных устоев, культурного и образовательного уровня. Особенно актуален данный вопрос для граждан, реализующих управленческие функции.

Таким образом, качество деятельности элиты во многом зависит от того, на основании каких принципов она формируется. Кадровое рекрутирование политической элиты и политическая социализация представляет собой процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь, а также осуществление государственной и управленческой деятельности с целью формирования различных ветвей власти, в том числе законодательной, исполнительной и судебной.

Не менее важным является вопрос формирования правительственного аппарата, руководящих кадров государственных учреждений. Исследованием данного процесса занимается наука политология исходя из категории людей, которые вовлекаются в политику, анализа их как личностей и лидеров. Исследование элиты означает исследование процесс вовлечение людей в политику, выдвижение их на руководящие должности, установление или политические контакты, а также анализ процесса их политической карьеры.

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки стабильной системы рекрутирования политических элит

Говоря о стабильной системе рекрутирования политических элит, можно отметить некоторые ее признаки. В частности, формирование данных элит осуществляется в соответствии с процедурами, которые являются тщательно разработанными, они формируются на основании установленных в государстве и в конкретном регионе традиций. Чаще всего имеется постоянный персональный состав элиты, который периодически обновляется. При этом выделяется больший или меньший период такого обновления. Однако сама политическая структура остается в значительной степени неизменной в течение длительного времени.

Выделяют принципы рекрутирования, которые обладают повышенной важностью для политической системы, так как способствуют ее укреплению или разрушению. Причём возможна та или иная ситуации. За счёт действия данных принципов обеспечивается доступ к власти определенных категорий граждан. Однако за счёт данных же принципов отдельные граждане лишаются возможности доступа к власти или ограничиваются в ней. Если мы говорим о демократии, ее значительным преимуществом является обеспечение доступа к власти любому гражданину государства, независимо от его личностных характеристик. Это дает ему право стать членом правящей элиты.

В качестве важнейшего элемента рекрутирования можно выделить также социальную базу, рассматриваемую в качестве круга лиц, которые осуществляют отбор элиты или электората, развитие коммуникации между различными категориями граждан, реализацию процесса социальной экономической защиты общества, а также удовлетворение социально-экономических потребностей населения.

Вопрос о том, насколько качественно сформирована элита, прежде всего, зависит от качества используемых социальных источников его формирования, а также от того, насколько данный вид элиты открыт для наиболее инициативных, активных и образованных людей, которые могут быть из различных классов и сообществ.

Тенденции отбора в элиту

Американские ученые выделяют две тенденции отбора людей в элиту:

В частности, первая категория характеризует модель бюрократической элиты. Кандидаты действуют в системе сообщества так называемой гильдий, и для дальнейшего продвижения должны угождать небольшой группе лиц, которая осуществляет руководство данной гильдией сверху. Данная модель заинтересована в наличии организационной рутины, использовании привычных методов, в правопреемственности кандидатов и так далее. В ее составе существуют различные институты, формировавшиеся длительное время, отводится особая роль образованию, однако здесь имеет место медленный путь продвижения по карьерной лестнице, нередко лидеры повторяют путь предыдущего лидера, отбор характеризуется закрытостью по многим позициям.

Вторая модель исходит из желания индивида попасть в элиту. Для этого ему необходима поддержка, причём не только со стороны управленческих структур, но и вне её. Они находят эту поддержку за счет собственной инициативы и активности, зачастую влияют не только на народ, но и на вышестоящих должностных лиц. Если спроецировать данную модель на российскую действительность, то можно сказать, что по первой модели продвигается только лидера застоя, а по второй - политические деятельности в сфере демократии.

Говоря об открытой или закрытой типологии рекрутировании элит необходимо акцентировать внимание именно на отбор лиц в конкретный вид элиты. Нередко такой отбор проводится на основании выборов, которые закреплены законодательно. Однако отбор может осуществляться и иными путями, например, за счёт назначения на определённые должности.

Читайте также: