Что такое научный эксперимент биология 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Научный эксперимент — это также предметная деятельность людей, но направленная уже на проверку научных положений. Считается, что научное положение соответствует истине, если оно подтверждается опытом, практикой или научным экспериментом.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Содержание

Специфика развития

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Кант, Г.Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Ф.Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Ф.Шеллинг и Г.Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.

Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Дж. Буля, Г.Фреге, Ч.Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.

Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики И.Ньютона. Открытия М.Фарадея, Дж. Максвелла, А.Эйнштейна, М.Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

Важные понятия

    (от греч. methodos) — это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине (от греч. theoria наблюдение, исследование) — это сложное многоаспектное явление, которое включает:
    • обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества
    • совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
    • научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией
    • условие применения правовой нормы (в юриспруденции), приобретения каких-либо прав (например, достижение определенных лет для получения пенсии по возрасту)

    Литература

    Степин, В. С. , Елсуков, А. Н. Методы научного познания. − Минск, 1974 − 152 с.

    Научный метод — это совокупность способов и действий, используемых для получения новых знаний и их обобщения.

    Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

    1. Описательный метод. В его основе лежит наблюдение. Этот метод использовали учёные древности, которые занимались сбором и изучением разных живых организмов; он применяется и в настоящее время (например, когда находят новый вид).

    Можно просто наблюдать, например, за развитием растений. Можно для наблюдения за живыми организмами использовать специальные приборы (как при ежемесячном взвешивании и измерении роста грудного ребёнка). Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

    2. Сравнительный метод стали применять в \(XVII\) в. Этот метод дал возможность систематизировать живые организмы на основе сравнения их внешнего и внутреннего строения. В современной науке сравнительный метод также находит широкое применение.

    3. Исторический метод — это установление закономерностей возникновения и развития биологических процессов и явлений. В биологии этот метод начали использовать во второй половине \(XIX\) века. Исторический метод дал учёным-биологам возможность не только заниматься описанием биологических явлений, но и позволил объяснять происхождение и развитие живых систем.

    4. Экспериментальный метод — это получение новых знаний (изучение явления) с помощью поставленного опыта (эксперимента).

    Эксперимент — метод, при осуществлении которого исследователь создаёт определённые условия и определяет, какое влияние они оказывают на живые организмы.

    Первым эксперимент применил Уильям Гарвей (\(1578\)–\(1657\) гг.) в работах по изучению кровообращения, а широко использовать этот метод биологи начали при изучении процессов жизнедеятельности в \(XIX\) веке. Грегор Мендель первым применил эксперимент для подтверждения гипотезы, построенной на основании полученных данных о наследовании некоторых признаков у растений.

    В \(XX\) в. появились приборы для исследования биологических объектов (электронный микроскоп, компьютерный томограф и др.), и экспериментальный метод стал ведущим при изучении живых объектов.

    Моделирование, т. е. метод исследования, основанный на создании и изучении моделей, также находит применение в современной биологии. С помощью компьютерного моделирования изучаются механизмы и направление эволюции, закономерности развития экосистем и биосферы.

    Биология состоит из большого числа частных наук, занимающихся изучением разных объектов: морфология, физиология, цитология, экология и т. д. Поэтому наряду с общебиологическими методами выделяют методы, которые используются частными биологическими науками: генетика — близнецовый метод, селекция — метод индуцированного мутагенеза, молекулярная биология — рентгеноструктурный анализ и т. д.

    Научный факт — это форма научного знания, в которой фиксируется конкретное явление или событие; результат наблюдений и экспериментов, устанавливающий характеристики объектов.


    Это предметная деятельность людей , направленная уже на проверку научных положений.


    Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо 1)создать теорию 2)построить модель 3)провести эксперимент 4)собрать научные фактыМне кажется, что правельный ответ это 3, но я не ув?

    Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо 1)создать теорию 2)построить модель 3)провести эксперимент 4)собрать научные факты

    Мне кажется, что правельный ответ это 3, но я не уверена.


    Чем в биологии метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

    Чем в биологии метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

    1) его осуществляют ученые 2)он более продолжителен по времени проведения 3)он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях 4)проводится без научного оборудования.


    Эксперимент - это?

    Что такое митоз, какие фазы митоза выделяют.


    Что такое - Наблюдение?

    Что такое - Наблюдение?

    Что такое - Эксперимент?

    Что такое - Фенология?


    Что такое научный метод и в чем его основной принцип?

    Что такое научный метод и в чем его основной принцип.


    Обычная последовательность этапов создания естественнонаучной теории – 1наблюдения — гипотеза — эксперименты — теория — эксперименты (проверка теории) 2гипотеза — наблюдение — теория — эксперименты 3г?

    Обычная последовательность этапов создания естественнонаучной теории – 1наблюдения — гипотеза — эксперименты — теория — эксперименты (проверка теории) 2гипотеза — наблюдение — теория — эксперименты 3гипотеза — теория — наблюдения — эксперименты (проверка наблюдений) 4теория — гипотеза — наблюдения — эксперимент?


    Что такое листопад по научному?

    Что такое листопад по научному?


    Что такое природа по научному?

    Что такое природа по научному.


    Напишите что такое кратко наблюдение эксперимент измерение?

    Напишите что такое кратко наблюдение эксперимент измерение.


    В любом опыте по биологии выделить следующие этапы (именно в таком порядке) : - наблюдение за объектом / явлением - обобщение полученных результатов - постановка проблемы - выдвижение гипотез - разраб?

    В любом опыте по биологии выделить следующие этапы (именно в таком порядке) : - наблюдение за объектом / явлением - обобщение полученных результатов - постановка проблемы - выдвижение гипотез - разработка и проведение эксперимента - анализ и сравнение результатов эксперимента - выводы.

    На странице вопроса Что такое научный эксперимент? из категории Биология вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

    Читайте также: