Как ребенок относится к посещению детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Ваш ребёнок собирается в садик - эта статья о том, как быстро адаптироваться к новым условиям. Как привыкнуть и собираться в сад с удовольствием.

Ребенок идет в детский сад первый раз: советы родителям, как быстрее привыкнуть

Современные детские сады, с одной стороны, стали предлагать больше гибких условий для родителей и детей, а с другой — с позиции ответственного подхода к подготовке малышей — стали более жесткими и структурированными.

Современные детские сады, с одной стороны, стали предлагать больше гибких условий для родителей и детей, а с другой — с позиции ответственного подхода к подготовке малышей — стали более жесткими и структурированными.

Поэтому дети, которые приходят в детские сады, получают больше информации, но это означает, что и нагрузка на психику возрастает. Впрочем, без такой подготовки поступить в современную школу — тоже стресс, потому что и школы поменяли формат обучения, и ребенок без подготовки просто будет находиться в шоковом состоянии. Вывод простой: начинайте готовить ребенка к посещению детского сада задолго до поступления туда.

Впрочем, вам никто не мешает отказаться от социальных институтов в принципе: сейчас существует много альтернативных подходов к обучению на дому, и заняты таким воспитанием отнюдь не единичные семьи, так что вы найдете и единомышленников, и поддержку. Но если вы решили отдать ребенка в детский сад, то начинаем готовиться.

Видео о первом дне в детском садике

Первый этап: подготовительный

Он начинается за 1–1,5 годадо посещения сада, но может продолжаться и все время, когда ребенок уже ходит в садик.

Он начинается за 1–1,5 годадо посещения сада, но может продолжаться и все время, когда ребенок уже ходит в садик.

Меняем режим: учим подстраиваться под тот режим, что существует в детском саду. Какой именно — узнаем у воспитателей конкретного учреждения. Режим соблюдаем даже в выходные дни: никаких послаблений.

Начинаем включать в рацион те блюда, которыми кормят в детском саду, чтобы ребенок не отказывался от еды в садике и не испортил себе желудок. Учим пользоваться ложкой, вилкой, правильно есть хлеб. Приучаем не баловаться за столом, не кидаться пищей.

1. Учим одеваться и раздеваться самостоятельно. Особое внимание уделяем умению застегивать молнии, пуговицы, кнопки, завязывать шнурки, отличать левое и правое.

2. Учим просить о помощи вежливо, а не устраивать истерики и отмалчиваться, если что-то не получается.

3. Отучаем от памперсов, учим проситься в туалет, особенно если туда захотелось во время сна.

На улице, во дворе, в коллективах, где есть дети, обучаем основам общения, приглашаем гостей в дом, приучаем ребенка к тому, что он не один, что надо уметь делиться игрушками, выяснять отношения без скандалов.

На улице, во дворе, в коллективах, где есть дети, обучаем основам общения, приглашаем гостей в дом, приучаем ребенка к тому, что он не один, что надо уметь делиться игрушками, выяснять отношения без скандалов.

Для родителей важно, чтобы отношение к детскому саду было позитивное, чтобы ребенок не ощутил стресс, когда его приведут в чужое место и оставят там одного. Практика показывает, что первые три недели многие дети находятся в шоковом состоянии: многие считают, что родители их бросили, поэтому и ведут себя неадекватно, устраивают скандалы, плохо спят, мочатся в кроватку, не кушают, почти не играют, агрессивны, раздражительны. И все это потому, что переходный период не был организован!

Начните называть домашние предметы и действия так же, как это делается в детском саду, играет в детский сад. Например, постройте из кубиков детский садик, покажите раздевалку, спальню, столовую, дворик для игры. На роль воспитательницы выбирайте добродушное животное: маму-козу, маму-курочку, но уж точно не медведя, волка или какого-то робота.

Начните называть домашние предметы и действия так же, как это делается в детском саду, играет в детский сад. Например, постройте из кубиков детский садик, покажите раздевалку, спальню, столовую, дворик для игры. На роль воспитательницы выбирайте добродушное животное: маму-козу, маму-курочку, но уж точно не медведя, волка или какого-то робота.

Не забывайте играть по режиму: игрушечные детишки в садике тоже должны соблюдать режим. Завтракать, ходить гулять, ложиться отдыхать днем, вечером ждать, когда за ним придут родители.

Очень полезно играть с малышом в прятки, причем лучше всего на открытых пространствах: в саду, в лесу. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мамы может пропасть из поля зрения, и должен воспринимать это как часть игры. Тогда стресс от отсутствия мамы в течение суток не будет таким сильным. Игровой формат пряток подразумевает, что мама пропала понарошку, а не всерьез. Такое же ощущение будет у малыша в детском саду. Да и в стрессовой ситуации, если ребенок вдруг потеряется, он не впадет в панику. А уверенность, что мама найдется, поможет ему сориентироваться на месте намного эффективнее, чем страх и слезы.

Сегодняшние мамы страдают гиперопекой. Мир кажется опасным и агрессивным: даже в школу водят детей за руку вплоть до 10 лет. Это порождает у детей чувство инфантилизма и страхи. На самом деле, такое воспитание очень вредит, особенно мальчикам. Даже в условиях необходимости контроля нужно учиться взращивать в детях самостоятельность и умение спокойно оценивать обстановку.

Сегодняшние мамы страдают гиперопекой. Мир кажется опасным и агрессивным: даже в школу водят детей за руку вплоть до 10 лет. Это порождает у детей чувство инфантилизма и страхи. На самом деле, такое воспитание очень вредит, особенно мальчикам. Даже в условиях необходимости контроля нужно учиться взращивать в детях самостоятельность и умение спокойно оценивать обстановку.

Ребенка нужно приучить спать с удовольствием. Очень многие детки сончас в садике воспринимают чуть не как наказание. Купите ему две красивые пижамки: одна будет для ночного сна, вторая — для дневного. То есть для садика будет использоваться привычная пижамка, которая будет ассоциироваться с необходимость спать днем. Стресса от дневного засыпания будет меньше: весь в садике другие кроватки, много энергии, сложно заснуть.

НИКОГДА не пугайте ребенка ни садиком, ни злой тетей-воспитательницей. Это еще хуже, чем пугать бабайкой. Бабайка может и не прийти, а вот злая тетя придет точно. Вы пробуждаете такие бездны страха в психике, что от них ваш малыш может не избавиться до старости.

Второй этап адаптации: непосредственно поход в садик

Первые несколько дней ребенка не надо отводить в садик на весь день. Приведите его на вечернюю прогулку с группой, а через 2 часа придите и заберите домой. Обратите внимание на то, что другие малыши радуются, что за ними пришли родители, и что вы вечером тоже будете приходить и забирать домой. Вечером, когда садик закрыт, можно прогуляться мимо садика и показать, что все легли спать, детки ушли домой, воспитатели тоже, а в садике сидит сторож и читает сказки. Обязательно делайте акцент, что завтра детки снова придут встретиться, поиграть, а потом пойдут домой к любимым родителям.

В течение двух недель доводим время посещения садика до полного дня. Первое время не оставляйте ребенка на дневной сон.

В конце второй недели в первый полный день не укладываем спать — договоритесь об этом с воспитателем. На второй день нужно забрать малыша сразу после дневного сна, расспросить, как ему спалось. На третий день забираем в 16 часа (спустя 2 часа после сна). Далее забираем вечером, как всех деток.

Первые дни малыша надо приводить группу одного из первых, спокойно говорим с воспитателем, вводим ребенка в диалог с ним. Ребенок, видя, что мама говорит с воспитателем, проще отнесется к тому, чтобы оставаться в группе наедине с новым взрослым.

Учтите, что если ваш ребенок с трудом расстается с вами, то лучше, если в садик его будут отводить не мама, а дедушка, бабушка, няня, старший брат-школьник, старшая сестра-школьница, тетя или дядя.

С собой малышу стоит давать любимую игрушку, которая в садике будет знакомиться с другими игрушками, а вечером рассказывать, что видела и где была.

В шкафчик малышу можно положить небольшой альбом с фото с близкими, такой маленький семейный архив. Деткам, которые уже почти школьники, можно дать ключ, чтобы он сам по уходу из дома закрывал дверь, а вечером — открывал ее.

Вечером не забудьте расспросить воспитательницу, как прошел день малыша, а по дороге домой тепло и участливо спрашивайте ребенка, как ему садик. Обращайте внимание на состояние малыша, его капризы, смену поведения. Не забывайте проговаривать, что вы соскучились, помнили о нем, ждали встречи.

Все рисунки, поделки, картинки малыша храните и собирайте в коллекцию. Так он будет ощущать, что результаты его труда важны, ценны и интересны.

Вечерами после садик уделите ребенку чуть больше внимания, чем в обычные вечера, когда он еще не ходил в садик. Ему сейчас будет не хватать вас, и он будет успевать соскучиться по вас и вашему общению. Помните, что все ссоры и конфликты лучше улаживать без детей: вечерами в доме должна быть комфортная обстановка.

В присутствии других взрослых подчеркивайте, что ваш малыш молодец: он уже ходит в садик, уже совсем взрослый.

Важные моменты для адаптации в детском саду

Помните, что у многих деток адаптация длится почти месяц. Некоторые тревожные и чувствительные детишки могут нервничать и до двух месяцев. Если ваш малыш заболел и провел дома больше 3 недель, вам понадобится время на повторную адаптацию.

Дети до четырех лет могут плакать, видя, как другие родители забирают своих малышей. Это нормально.

Ребенок должен понимать, что садик существует для детей, а не для семей и общения с мамой. Если вы будете посещать ребенка в течение дня, пока он находится в группе, оставаться с ним дольше, чем этого требует время на раздевание, одевание, прощание с детьми и воспитателем, ребенок подумает, что так и надо, будет ждать таких же действий снова.

Не надо заходить в группу к детям: многолетняя практика детских психологов показывает, что это приводит исключительно к лишним стрессам. Изучить, как выглядит помещение сада, как и где детки моются, ходят в туалет, спят, кушают, как выглядит кухня, веранды, участки для прогулки можно во время дня открытых дверей. Обычно это происходит в летнее время, когда детей в садике нет.

Очень важно первые дни посещения садика перенести на вечернее время. Ребенок обязательно должен увидеть, что деток после садика забирают домой, а не оставляют здесь одних.

Помните, что чем спокойнее вы ведете себя в период адаптации, тем легче и малышу привыкнуть к тому, что все в норме.

Если у вас есть возможность, пусть и придется за это отдельно заплатить, пригласите воспитательницу в гости один-два раза. Если новый человек побудет на территории ребенка, поиграет с ним в его игрушки, он воспринимается как свой. В садике ребенку будет легче увидеть знакомое лицо, принять этого человека.

Поздняя адаптация ребёнка

Не все родители знают об эффекте отсроченной адаптации. Некоторые детки могут до 2–3 недель спокойно посещать детский сад, даже не хочет идти домой по вечерам, а потом вдруг резко начинает скандалить, отказываться от еды, не хочет ходить в садик.

Часто это списывают на какие-то внештатные ситуации, тогда как дети только сейчас поняли: в их жизни произошли изменения. Их не просто привели поиграть в новое место, а будут водить сюда долго. И здесь не только играют, но и соблюдают условия режима. Именно это и вводит малыша в состояние раздражительности. Тут не всегда подстраиваются под его мнение. Не все делается по первому желанию. Кое-что новое делать не хочется вовсе. Не все дети рядом ему нравятся, а уйти некуда. И еще много мелочей, с которыми мы все сталкиваемся в социуме. Но для малыша это более сильный стресс, чем для взрослого, попавшего в чужой коллектив.

Поздняя адаптация часто бывает у тех деток, которые дома жили вообще без режима. Поэтому если малыш ведет себя в садике спокойно, первые два месяца не расслабляйтесь. Отслеживайте изменения в поведении.

Почему мама не может присутствовать в группе со всеми детьми

Во-первых, здесь возникает вопрос гигиены: для пребывания с детьми в группе нужно пройти медицинское обследование, а также получить справку от психиатра и нарколога. Только после этого вы будете иметь право общаться с группами детей, не представляя для них физической угрозы заражения заболеваниями и психологической угрозы.

Как облегчить периоды адаптации: секреты

Расширяйте круг общения ребенка до посещения детского сада. Устраивайте общие с другими детьми дни рождения, водите на детские мероприятия, на праздники, в людные места.

Чем больше навыков самообслуживания имеет ребенок, тем легче ему будет в садике. Не забывайте обучать ребенка на дому. Если ему сложно (есть детки молчаливые, есть стеснительные, робкие), отведите его к психологу или логопеду, это поможет ему адаптироваться быстрее.

1. Не делайте из ребенка тепличное растение: закаляйте его, повышайте иммунитет.

2. Придерживайтесь режима за полгода минимум до начала посещения детского сада.

3. Приучайте ребенка к мысли, что детский сад — это хорошее, уютное место. Создавайте приятный образ садика.

Забирайте ребенка из садика в одно и то же время. Не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните воспитателю, предупредите, по возможности попросите, чтобы воспитательница дала трубку ребенку и скажите ему, что вы скоро придете, пусть ребенок подождет.

Не указывайте время, когда вы придете, а уточните события, после которых вы его будете забирать. Например, расскажите, что вы придете после того, как он скушает булочку и выпьет молочко, поиграет с воспитателем. Выполняйте обещания. Ребенок должен четко понимать, что вам можно верить, он будет ориентироваться на ваши слова.

Придумайте ритуал прощания. Он должен быть быстрый и слаженный. Не надо долгих объятий и лишних слов и утешений. Например, помашите ему рукой и пошлите воздушный поцелуй. Разворачивайтесь и уходите. Чем дольше прощания, тем горше слезы.

Что делать в случае проблем

Если ребенок относится к воспитательнице плохо, и даже если она действительно не права, не ругайте ее при нем и не обзывайте. У ребенка должен быть сформирован положительный образ о той, которая опекает его весь день. Если он отнесется к воспитателю плохо с подачи родителей, убедить его слушаться такого нехорошего человека будет сложно. А ваши негативные слова ребенок очень хорошо и надолго запомнит.

Но если воспитатель действительно ведет себя недопустимо, решайте этот вопрос с заведующей, а ребенка выслушайте, утешьте и обещайте, что разберетесь и защитите его. Но не ругайте и не осуждайте провинившегося человека. Можно лишь сказать, что больше вы такого не допустите. Ребенку очень сложно отделять поступки человека от самого человека. Он и так может отнестись к воспитателю, обидевшему его, плохо. Если вы еще масла в огонь подольете, будет только хуже.

Держите контакт с мамами других детей, по возможности запишите все телефоны воспитателей, заведующей, психолога, нянечки, сторожа садика. Также дайте им свои контактные данные.

Регулярно водите ребенка к психологу во время первого года детского сада. Лучше предупредить возникновение патологий в поведении, чем потом долго устранять их.

Если в садике с ребенком что-то случилось, решайте все вопросы сообща с воспитателем — она была рядом с малышом, знает детали ситуации. Если ребенок травмирован, если случилось ЧП, уточните, нужна ли полиция или скорая. Если эти службы уже вызваны, приезжайте, чтобы поддержать ребенка, быть с ним рядом.

Как узнать, хорошо ли ребенку в детском саду?

Детский сад – первое место для социализации маленького человека. Отдавая детей в дошкольные учреждения, где им предстоит познакомиться с новыми правилами и требованиями, все родители беспокоятся: хорошо ли их чадам в детском саду?

Детсадовский возраст

По закону один из родителей может находиться в декретном отпуске до трех лет, но ситуации бывают разные, и если ребенка отводят в сад раньше, то в большинстве случаев ему там не нравится: согласно возрастным нормам, эти малыши очень болезненно переживают разрыв с мамой, а потребность в напарнике для игр еще не сформирована. Пик привязанности к матери психологи определяют от года до полутора лет, и уменьшается он к концу второго года жизни.

На готовность к посещению детского сада влияет не столько реальный возраст ребенка, сколько его психологический возраст и элементарные умения. Чтобы ребенку легче было привыкнуть и увереннее чувствовать себя, надо научить его самостоятельно кушать, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Часто дети боятся детского сада потому, что не могут самостоятельно решать элементарные проблемы, а обращаться за помощью стесняются.

Адаптация

Адаптация – сложный период, и в это время нельзя судить о том, хорошо или плохо ребенку в саду, ведь все реакции малыша связаны с переживаемым стрессом. В большинстве своем дети плачут и отказываются идти в садик не из-за того, что там плохо, а просто после знакомой домашней обстановки им там некомфортно. В такие моменты очень важно обсуждать, что с ним происходит, почему он так себя ведет, что он чувствует.

Ситуации бывают разные

Бывает, что утром малыш устраивает истерику, отказываясь идти в сад, а вечером ситуация меняется на 180 градусов: он, довольный, играет с детьми, и вытащить его из группы нелегко. Что это? Возможно, малыш просто не высыпается, и ранний подъем дается ему слишком тяжело, но после дневного сна он бодр и хочет играть. В этом случае нужно пересмотреть режим ребенка.



Способы диагностики

Один из лучших способов диагностики состояния ребенка в саду – наблюдение. Придите за малышом пораньше (или, наоборот, приведя ребенка утром, незаметно для него останьтесь) и понаблюдайте за его поведением: чем малыш занят – самозабвенно играет с детьми или сидит один в уголке и ждет вашего прихода. Поговорите с воспитателем, с психологом, ведь они наблюдают вашего ребенка на протяжении всего дня.

Предложите дома ребенку поиграть в детский сад. Пусть он сам руководит процессом, тогда вы сможете увидеть, какие сюжеты он проигрывает и что его волнует. Задавайте вопросы, но будьте осторожны: от допроса с пристрастием ребенок может насторожиться и продемонстрировать не реальную, а желательную ситуацию.

Можно использоваться арт-методы – садик можно нарисовать, слепить из пластилина, главное – обсудить потом с ребенком его произведение, выяснить, кому на рисунке хорошо, а кому – плохо, что нужно сделать, чтобы тому, кому плохо, стало лучше, и т. д.

Узнав причину детской печали, надо работать либо над устранением этой причины, либо над отношением малыша к сложившейся ситуации.

Любые резкие изменения в поведении ребенка настораживают, но не всегда проблема в садике. Они могут быть связаны с нарушением привычного жизненного уклада – переездом, разводом, появлением брата или сестры, смертью собаки и т. д.

Тем не менее, если ребенок стал более агрессивным, тревожным, пугливым, появились соматические проявления стресса (энурез, частые простудные заболевания, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта), ребенок стал более капризным и плаксивым, то следует обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, что происходит в садике, почему пребывание малыша там стало стрессогенным фактором.

Автор: Екатерина Головина


Посещение ребенком детского сада необходимо для полноценного воспитания малыша. Конечно, любые мама и папа имеют свое личное мнение по этому вопросу. Но ведь посещение дошкольного учреждения имеет плюсы и минусы, которые определили не конкретные родители, а ряд взаимосвязанных наук – педагогика, психология, медицина.


Конечно, очень важны навыки самообслуживания. К 3 годам малыш должен уметь мыть руки, пользоваться горшком, пить из чашки и есть с ложки, спускать штанишки, находить свой горшок, садится на горшок. Эти навыки осваиваются ребенком быстрее в детском саду, чем в домашних условиях.


Что же именно дает посещение детского сада двухлетнему ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно, начиная с двух лет ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.


Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и с взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

И все же, несмотря на то, что наблюдаются некоторые общие закономерности адаптации к детскому саду, каждый ребенок привыкает к нему по-своему. Все потому, что процесс адаптации включает разнообразные индивидуальные реакции, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от воспитания в семье и условий пребывания в дошкольном учреждении. Так что, если есть необходимость отдать ребенка в ясли-сад раньше 3 лет, не бойтесь –отдавайте, но обязательно окружите кроху большей заботой и любовью дома, это позволит ему преодолеть трудности социализации в новой обстановке.

Консультация для родителей. Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так.

Консультация для родителей детского сада. Как развивать речь ребёнка Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка" Цель – ознакомление родителей, педагогов ДОО с нетрадиционными приемами развития речи.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: