Как ребенок относится к посещению детского сада что ответить

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка :

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей, и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

- Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.

- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.

- Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.

- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.

- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь это психологическая неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

• Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

• С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

• Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

• Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

• Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

• Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

Что надо знать о своем ребенке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

Чтобы воспитать человека

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек.

Как отвечать на детские вопросы?

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

Советы родителям по адаптации ребёнка к детскому саду 1. Заранее подготовьте ребёнка к мысли о необходимости посещать детский сад. Примерно за месяц до того, как он начнёт ходить туда, поменьше,.

подготовка к школе

Детский сад – первое серьезное учреждение в жизни малыша после перинатального центра и детской поликлиники. Перед родителями возникает проблема формирования положительного отношения.

Приемы

Существует масса способов, в результате применения которых дети полюбят детский сад:

  • беседы с детьми с раннего возраста об играх и прогулках в яслях,
  • заострение внимания ребенка на положительных моментах в посещении дошкольного учреждения,
  • приучение малыша к самостоятельности,
  • воспитание в ребенке доброты,
  • поощрение детей в стремлении много общаться с другими малышами.

Если родители уже четко определили траекторию развития ребенка в дошкольном возрасте, предусматривающую посещение дошкольной организации, то в интересах всех следует начинать подготовку к детскому саду как можно раньше.

Беседы

Слово никогда не потеряет своей актуальности и ценности в воспитании. Как только малыш начинает понимать, нужно начинать с ним разговаривать о доступных ему вещах. Начал говорить и ходить, смело можно беседовать обо всем понемногу, в том числе и о детском саде. Так сформируется положительный имидж серьезной организации.

довольные дети

Переходы

В некоторых образовательных организациях при переходе из одной возрастной группы в другую, меняются воспитатели. В этом факте есть и положительный момент, и отрицательный. Плюс: дети привыкли к педагогу, адаптация не потребуется. Минус: восприятие каким-либо ребенком воспитателя не совсем позитивное, а так как перемен не ожидается, то может назреть определенный внутренний конфликт, разрешить который, пожалуй, можно только уходом в другую группу, а чаще всего в иной детский сад.

В любом случае нужно добиваться того, чтобы нахождение ребенка в организации было комфортным.

Приоритет

Родителям не следует обсуждать проблемы в присутствии малыша, ребенок должен слышать о детском саде и воспитателях только хорошее. Он еще слишком мал, чтобы обсуждать поступки взрослых или давать оценку микроклимату в группе. Вовлекая его в подобные разговоры, можно приучать к сплетничанью, подслушиванию и подглядыванию.

Самостоятельность

Если малыш приучен к горшку или посещению туалета, умеет сам кушать, мыть ручки, одеваться, то ему будет удобно и приятно в любом обществе. Самостоятельный ребенок обычно более независим, поэтому с ним меньше проблем.

довольные дети

Доброта и коммуникабельность

Не следует поощрять капризы и эгоизм, тогда дети растут добрыми и коммуникабельными. На этот момент родителям нужно обратить пристальное внимание. Еще до посещения детского учреждения надо научить ребенка делиться игрушками, конфетами, дружно играть с другими малышами. Возможность общаться со сверстниками есть всегда: на прогулке, в гостях. Так пусть эти ситуации будут использованы в полной мере!

Если дети с удовольствием ходят в детский сад, то родители имеют возможность спокойно и продуктивно работать. Сформировав у ребенка положительное отношение к детскому саду, мамы и папы обеспечат позитивный настрой всей жизни семьи.

Время, когда детки обычно первый раз идут в детский сад - это очень волнительное время для всей семьи. Ведь столько вопросов встает перед родителями: не рано ли мы отдаем ребёнка в детский сад? Или, наоборот, уже поздно? Понравится ли ему там, подружится ли с ребятами? Не начнёт ли болеть?

Вот несложные рекомендации, чему можно заранее научить ребёнка, о чём ему рассказать, и как подготовиться самим, чтобы сократить и облегчить период адаптации:

1. Приучение к режиму. В детском саду ребенка ждет строгий распорядок: завтрак, занятия, обед, тихий час. Тем ребятам, у которых в семье также придерживаются определенного режима, будет проще адаптироваться. Однако и в том, и в ином случае лучше всего начать вводить в жизнь распорядок дня, наиболее приближенный к распорядку детского учреждения: ранний подъем, одно и то же время завтрака и обеда, тихий час. Большинство детей, особенно в возрасте до пяти лет, с удовольствием спят днем, однако если ваш ребенок не хочет спать, нужно дать привыкнуть ему к тому, что после обеда он будет просто тихо лежать какое-то время. К этому дети могут приспосабливаться долго, поэтому лучше запастись терпением и начинать заранее. В целом, к привыканию к определенному распорядку всегда требуется время.

Главное — оставаться последовательными и не бросать следование режиму через неделю, а через две начиная опять. Тогда, начав ходить в детский сад, ребенок гораздо быстрее привыкнет к порядкам, заведенным там. Кроме того, ежедневное следование определенному плану, когда события идут в известной ребенку последовательности, успокаивает и снимает тревогу.

3. Общение с другими ребятами. Очень хорошо, когда ребенок уже имеет опыт взаимодействия с другими детьми, пробовал знакомиться с ними, играть в совместные игры, обмениваться игрушками, ведь именно это станет для него актуальным при посещении детского сада. Если такого опыта нет, то за несколько месяцев можно начать водить ребенка в гости к друзьям и родственникам, имеющим детей дошкольного возраста, или приглашать к себе. Хорошо для этой цели подходят групповые развивающие занятия для самых маленьких, где ребенок помимо умственного и творческого развития учится общаться и взаимодействовать со своими сверстниками, пока без отрыва от мамы.

6. Иммунитет. Большую тревогу у родителей вызывает опасение, что ребёнок в детском саду начнет болеть. На первых порах это действительно почти неизбежно, однако, при наличии хорошего иммунитета, по мере адаптации к новой среде (в том числе — и к новым микробам) ребёнок болеть перестаёт, и даже становится менее восприимчивым к инфекции. Однако поднятием иммунитета надо обеспокоиться задолго, лучше всего — за год. Начинаем закаливать ребёнка. Не обязательно обливать ведром ледяной воды, но холодная вода на ладошки и ступни — это уже очень хорошо, как и разрешение бегать по квартире босиком, сон при открытой форточке и т.д. Лето — отличное время для закалки! Особенно за городом, где ребёнок целый день проводит на свежем воздухе, купается, играет в траве.

7. И наконец, маме нужно подготовиться самой. Очень важна эмоциональная готовность мамы к разделению с ребенком. Начало посещения детсада — важный шаг к взрослению малыша. Теперь он будет проводить много времени вдали от вас, самостоятельно строить свои отношения с окружающими, без вас познавать мир вокруг. И в этот момент мама должна доверять ребёнку, быть уверенной в том, что он справится. Тогда эти чувства передадутся и малышу. А если мама тревожится, боится отпускать от себя сына или дочь, то и ребенок едва ли сможет спокойно посещать детский сад.

Отдельный вопрос — во сколько лет отдавать ребёнка в детсад?

В среднем, оптимальный возраст — 3 года. Есть детки, готовые и в два, кому-то нужно побыть дома до 3,5. Поэтому главным критерием служит не столько возраст, сколько появление у ребёнка социального интереса — то есть интереса к сверстникам, к игре с такими же детьми, как и он. И здесь нужно просто внимательно присматриваться к своему малышу, чтобы уловить тот момент, когда общества мамы и игрушек ему станет недостаточно.

Детский сад – первое место для социализации маленького человека. Отдавая детей в дошкольные учреждения, где им предстоит познакомиться с новыми правилами и требованиями, все родители беспокоятся: хорошо ли их чадам в детском саду?

Детсадовский возраст

По закону один из родителей может находиться в декретном отпуске до трех лет, но ситуации бывают разные, и если ребенка отводят в сад раньше, то в большинстве случаев ему там не нравится: согласно возрастным нормам, эти малыши очень болезненно переживают разрыв с мамой, а потребность в напарнике для игр еще не сформирована. Пик привязанности к матери психологи определяют от года до полутора лет, и уменьшается он к концу второго года жизни.

На готовность к посещению детского сада влияет не столько реальный возраст ребенка, сколько его психологический возраст и элементарные умения. Чтобы ребенку легче было привыкнуть и увереннее чувствовать себя, надо научить его самостоятельно кушать, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Часто дети боятся детского сада потому, что не могут самостоятельно решать элементарные проблемы, а обращаться за помощью стесняются.

Адаптация

Адаптация – сложный период, и в это время нельзя судить о том, хорошо или плохо ребенку в саду, ведь все реакции малыша связаны с переживаемым стрессом. В большинстве своем дети плачут и отказываются идти в садик не из-за того, что там плохо, а просто после знакомой домашней обстановки им там некомфортно. В такие моменты очень важно обсуждать, что с ним происходит, почему он так себя ведет, что он чувствует.

Ситуации бывают разные

Бывает, что утром малыш устраивает истерику, отказываясь идти в сад, а вечером ситуация меняется на 180 градусов: он, довольный, играет с детьми, и вытащить его из группы нелегко. Что это? Возможно, малыш просто не высыпается, и ранний подъем дается ему слишком тяжело, но после дневного сна он бодр и хочет играть. В этом случае нужно пересмотреть режим ребенка.

Способы диагностики

Один из лучших способов диагностики состояния ребенка в саду – наблюдение. Придите за малышом пораньше (или, наоборот, приведя ребенка утром, незаметно для него останьтесь) и понаблюдайте за его поведением: чем малыш занят – самозабвенно играет с детьми или сидит один в уголке и ждет вашего прихода. Поговорите с воспитателем, с психологом, ведь они наблюдают вашего ребенка на протяжении всего дня.

Предложите дома ребенку поиграть в детский сад. Пусть он сам руководит процессом, тогда вы сможете увидеть, какие сюжеты он проигрывает и что его волнует. Задавайте вопросы, но будьте осторожны: от допроса с пристрастием ребенок может насторожиться и продемонстрировать не реальную, а желательную ситуацию.

Можно использоваться арт-методы – садик можно нарисовать, слепить из пластилина, главное – обсудить потом с ребенком его произведение, выяснить, кому на рисунке хорошо, а кому – плохо, что нужно сделать, чтобы тому, кому плохо, стало лучше, и т. д.

Узнав причину детской печали, надо работать либо над устранением этой причины, либо над отношением малыша к сложившейся ситуации.

Любые резкие изменения в поведении ребенка настораживают, но не всегда проблема в садике. Они могут быть связаны с нарушением привычного жизненного уклада – переездом, разводом, появлением брата или сестры, смертью собаки и т. д.

Тем не менее, если ребенок стал более агрессивным, тревожным, пугливым, появились соматические проявления стресса (энурез, частые простудные заболевания, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта), ребенок стал более капризным и плаксивым, то следует обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, что происходит в садике, почему пребывание малыша там стало стрессогенным фактором.

Читайте также: