План кружка по бумагопластике в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям среднего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полу объемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы:

Расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок . Развивать умения и навыки работы с бумагой . Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики. Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.Формирование художественно — творческих способностей , обеспечение эмоционально -образного восприятия действительности , развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой .

Основные задачи:

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Особенности организации кружка:

Кружок по бумагопластике проводится с детьми 5-ого года жизни. Занятия проводятся в течении учебного года (с октября по май) один раз в неделю по пятницам с группой из 16 детей , продолжительностью 20 минут.

Срок реализации программы 8 месяцев

Ожидаемые результаты работы:

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Словесные ( рассказ — объяснение , беседа , пальчиковая гимнастика , стихи , загадки ) ;

Наглядные ( демонстрация педагогом приемов работы , наглядных пособий , самостоятельные наблюдения детей ) ;

Игры , игровые ситуации ( обыгрывание поделок детьми , физ.минутки ) ;

Практические ( выполнение упражнений , овладение приемами работы с бумагой и инструментами ) ;

При организации работы кружка используется дидактический материал . Он включает в себя образцы работ , выполненные педагогом , иллюстрации.

Материалы : бумага цветная , картон , клей , салфетки , ватные диски , кисти . ножницы .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, картон и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся через работу с различными материалами.

Научить практическим навыкам работы в различных техниках.

Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.

Формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами.

Развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.

Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 -13 лет.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.

Новизна и актуальность данной программы в том, что она составлена по интересам детей с учетом психолого-возрастных особенностей и ориентирована на достижение конкретных результатов при работе с различными материалами. Выполнение практических заданий строится по мере усложнения и идет по принципу: от простого к сложному.

Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет за год обучения ребенку испытать свои силы в работе с различными материалами, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети – обучающиеся по данной программе получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом.

Вся система дополнительного образования работает с учетом добровольного посещения занятий детьми, так и занятия по программе ведутся с учетом свободного времени обучающихся и их познавательных интересов. Поэтому предлагаются разнообразные формы занятий такие как: беседы, игры и праздники, выставки, экскурсии викторины, встречи, диалоги, фестивали позволяют детям развивать не только творческие способности, но и коммуникативные навыки. Создание комфортных условий на занятиях позволяет детям чувствовать себя в дружеской психологической атмосфере, что влияет на результативность деятельности.

Критерии оценки работ обучающихся

При реализации данной программы могут использоваться разнообразные формы оценки работ. Такие как:

- участие в конкурсах;

- участие в выставках.

Все эти формы предусматривают оценку творческого потенциала обучающихся, а так же уровня его коммуникативного общения с учетом развития познавательного интереса и формирования активной жизненной позиции.

Формы и методы работы

Для достижения целей и реализации задач предлагаются различные формы обучения:

- выставки – просмотры работ,

На занятиях основными методами является словесно-иллюстративный метод, который может сочетаться с частично-поисковым и проблемным. Практическая работа на занятиях строится на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.

Практическая работа может быть как индивидуальной, так и коллективной или групповой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлены цели и задачи кружка, планирование по блокам с различными техниками бумагопластики: мозаика, комочек, жгутик, петля, оригами из кругов и квадратов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Срок реализации: 1год

Составитель: Волкова Анна Викторовна,

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Данная программа базового уровня направлена на эстетическое воспитание учащихся, на развитие художественно-творческого потенциала личности посредством конструирования из бумаги. Программа имеет художественную направленность, так как приобщает детей к искусству бумагопластики.

Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г № 41;

- Устав МДОУ детского сада №102.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке способствует развитию творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, активно стремиться к положительному результату.

БУМАГОПЛАСТИКА - один из самых простых, увлекательных и
доступных способов работы с бумагой. Первые шаги бумагопластики
настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с
удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает,
режет, образует колечки, пластичные формы. Здесь малышу дается
возможность реально самостоятельно открыть для себя волшебный мир
листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь
свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием
комбинаций различных форм, величин. Бумагопластика менее трудоемка,
чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма
создается за счет объема, но поэтому картины, выполненные детьми ,
смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство,
образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны
по восприятию. Даже при незначительном усилии со стороны детей работа
привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета,
восхищает ребенка и вызывает желание создать что - то красивое.

Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе изготовления поделок из бумаги. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.

Принципы и подходы к формированию программы

При разработке рабочей программы учитывались основные принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество Организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитываются особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что используемые формы, методы и средства в ходе образовательного процесса значительно расширяют кругозор учащихся, развивают художественно-эстетический вкус. Основные принципы, на которых основывается программа:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4.Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программа может использоваться для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так и детьми с нормой в развитии. Занятия в данной программе не делятся на практические и теоретические. На одном занятии совмещаются и теория, и практика.

Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена учебной деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).

Программа построена таким образом, что материал, изученный в программе стартового уровня обучения, углубляется и расширяется на базовом уровне обучения.

Тип программы: разноуровневый, со стартовым и базовым уровнем усвоения.

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности-интегрированная.

Программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций

Интеграция с другими направлениями развития детей.

создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников

участие детей в подготовке и уборке рабочего места

формирование навыков безопасного поведения в работе с клеем, ножницами.

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор оборудования), специальные задания на ориентировку на листе бумаги, закрепляющие знания об окружающем мире ( о живой и неживой природе), просмотр и обсуждение познавательных книг, презентаций, фильмов

проговаривание действий , поощрение речевой активности детей в процессе деятельности

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, динамические паузы под музыку

Адресат программы:

Воспитанники 4-5 лет.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени овладения практическими умениями навыками.

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и логического мышления ребёнка, а уровень развития мелкой моторик — один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла — это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы конструирование из бумаги.

Задачи

— формировать умения следовать устным инструкциям;

— обучать различным приемам работы с бумагой;

— знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол;

— формировать навыки обращения с изобразительным материалом (владение техническими приёмами в работе с бумагой, чтение схем).

— обогащать словарь ребенка специальными терминами.

— развивать познавательную активность детей: воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; поддерживать взаимосвязь между занятиями по конструированию из бумаги и с окружающим миром.

— развивать мелкую моторику и связную речь.

— развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

— воспитание трудолюбия, терпения;

— формирование чувств коллективизма;

— воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности, стремление к овладению способами действия;

— воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы

Дети будут знать:

— о разнообразии бумаги, из которой можно делать поделки;

— о свойствах и качествах различной бумаги;

— о способах соединения деталей между собой;

— о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Дети будут уметь:

— работать различными приемами с бумагой;

— планировать свою работу;

— договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

— создавать индивидуальные работы;

— анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Форма работы

Групповые занятия включают в себя следующие формы: занятие-игру, сказки, беседы, дидактические игры, выставки текущих работ.

В подготовку к занятиям включают помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, схемами, изображающими последовательность изготовления той или иной модели.

Методы обучения

Словесные (устное изложение, беседа, анализ схемы)

Наглядные (показ, схематическое изображение, исполнение образца изделия педагогом, наблюдение, работа по образцу)

Практические (изготовление пособия в технике оригами)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инструктаж)

Репродуктивные методы обучения (работа по образцу)

Частично-поисковые методы обучения (изготовление пособия по чертежу без показа готового изделия)

Исследовательские методы обучения (исследование текстуры бумаги, создание собственной модели по самостоятельно придуманной схеме).

Читайте также: