Как развивался греческий полис в 4 5 веках до нашей эры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древняя Эллада – так изначально называлась страна, которую мы знаем как Грецию.

Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:

  • v Минойский
  • v Ахейский
  • v Эллинский

Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную.

Южная часть страны была занята героической Спартой.

Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады.

Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

Ранний период развития Греции ( примерно от 3000 до 1000 гг. до н. э.)

Возникла Греция в то время, когда самих греков можно было считать такими же варварами, как и окружающие их народы.

Минойский этап ( примерно 2700—1400 гг. до н. э.)

Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период. Именно с ним связана мифическая легенда о чудовищном Минотавре и победившем его Тезее.

Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.

Ахейский этап ( примерно 1300 по 1100 годы до н. э)

Архаический период развития (750—500 год до н. э.)

Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате этого, спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.

Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы. Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов. Вот откуда пришло к нам это так хорошо знакомое слово.

С одной стороны, олигархи, как огня, боялись афинской демократии, с другой стороны, воинственная Спарта тоже была для них не вариант. В результате, Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.

Классический период развития (500—323 год до н. э.)

В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.

Наука и политика

В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.

Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.

Архитектура

Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады. Построен в 447 г. до н.э. из белого мрамора талантливым архитектором Фидием.

Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах. Самое известное творение – знаменитая Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.

Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.

Древнегреческая мифология считается уникальным шедевром литературы, дошедшим до наших дней.

В Греции существовал целый пантеон различных богов и богинь, а их похождения и приключения дошли до нас в многочисленных мифах. Интересно, что греческие боги весьма далеки от совершенства, очень похожи на людей в этом плане и обладают знакомыми человеческими качествами и пороками: гневом, злобой, завистью, интригами, мелкими пакостями и даже прелюбодеянием.

В классический греческий пантеон входит 12 главных богов, причём, в разных вариантах мифов их состав может меняться.

Верховным правящим богом Олимпа является Зевс-громовержец, повелитель молний.

Его брат Посейдон царствует над водной стихией, а второй брат Аид – над царством мёртвых.

Зевс был не особо разборчив в связях, часто менял жён, но рядом с ним постоянно была одна его супруга – Гера. До неё в жёнах у Зевса побывала Фемида – богиня судьбы.

Дочь Зевса – Афина появилась на свет весьма необычным образом. Зевса долго мучили головные боли, и тогда его сын Гефест ударил его топором по голове. Из раны вышла прекрасная дева в доспехах – Афина.

Бог кузнецов Гефест – нелюбимый сын Зевса и Геры. Он родился уродливым и хромым, за что Гера сбросила его с Олимпа.

В отместку за это, Гефест сделал для Геры золотой трон. Стоило Гере сесть на него, её руки и ноги попали в оковы, которые никто не мог снять.

Дионис – бог виноделия, опьянил Гефеста и уговорил его освободить мать. В благодарность Гера вернула Гефеста на Олимп.

Аполлон и Артемида – брат и сестра, как раз дети другой жены Зевса – Лето. Артемида стала богиней-охотницей, покровительницей животных, а Аполлон – богом искусств и гармонии.

Богиня любви и красоты Афродита тоже явилась на свет очень своеобразным образом. Когда Кронос оскопил Урана, то выбросил его детородный орган в море. Оно вспенилось, и из этой морской пены, образовавшейся в том месте, куда он упал, и вышла на берег прекрасная Афродита.

Гермес – бог торговли, жуликов и воров. Сын Зевса и нимфы Майи.

Ещё на Олимпе есть Гестия – старшая сестра Зевса, очень миролюбивая, в отличие от своего буйного брата.

Пандора вышла замуж за брата Прометея – Эпиметея, и на свадьбу Зевс подарил ей ларец, в который были заключены все людские пороки и несчастья. Пандора открыла этот ларец, и бедствия вырвались наружу и расползлись по земле.

Дочь Пандоры и Эпиметия – Пирра и сын Прометея – Девкалион поженились, у них родился сын Эллин, которого греки считают своим предком и сами себя называют эллинами.

Драма и философия

В драматургию приходят знаменитые авторы Софокл и Эсхил, а философия получает таких гениев как Платон, Сократ и Аристотель.

Греция подарила миру такое волшебное действие как театр. Изначально поэты исполняли свои произведения на дионисиях - религиозных мистериях, посвященных богу Дионисию. Постепенно они превратились в театрализованные представления. Интересно, что все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Все современные театральные здания построены по типу древнегреческих амфитеатров. Причём, античные актёры обходились без микрофонов, при этом их было слышно в самом последнем ряду. Этот секрет акустики изобрели тоже в древней Греции.

Из Древней Греции к нам пришли и легендарные Олимпийские игры, задуманные в честь бога Зевса, восседавшего на горе Олимп. Все современные виды спорта вышли из этих древних спортивных состязаний. На время их проведения даже было принято прекращать все войны.

Армия и флот

Основу боевого флота Греции составляли триеры – суда с 3-мя рядами весел с каждого борта.

Войны в Древней Греции

В этот же период Греции приходится столкнуться с нашествием персов, которые пытаются поработить независимых греков. Перед лицом общего врага вечные соперники – Афины и Спарта на время забывают свои споры и объединяются против неприятеля.

В 480 г. до н.э. происходит битва в ущелье Фермопилы, в котором пали смертью храбрых 300 спартанцев во главе с царем Спарты Леонидом. Легендарный подвиг 300 спартанцев, задержавших персидскую армию ценой своей жизни, до сих пор вдохновляет художников и режиссеров на создание картин и художественных фильмов.

После победы над персами отношения между Спартой и Афинами снова обострились, и они сошлись уже друг с другом в Пелопонесской войне, которая длилась 30 лет и окончилась победой Спарты.

Однако, насладиться победой спартанцы не успели, потому что скоро всю Грецию победил македонский царь Филипп – отец легендарного Александра Македонского, прозванного за многочисленные победы Великим.

После победы над Грецией, будущий Александр Великий уже сам предпринял поход на Персию, победив которую, прошёл триумфальным маршем по всему миру и остановился только в Индии.

Эллинистический период развития (323—31 год до н. э.)

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи.

После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра.

На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.


В те времена создавались прекрасные статуи, начали проводить Олимпийские игры, тогда зародился и развивался театр, а еще – философские школы, культ здорового тела, удивительные архитектурные сооружения… Возможно ли вернуть те времена и жить по античным правилам и в городах, созданных по подобию древнегреческого полиса? Увы, нет.

Полис – не равно город

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.

Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.

Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Руины храма Аполлона в Коринфе

Руины храма Аполлона в Коринфе

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры. Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Руины древнегреческого театра

Руины древнегреческого театра

Руины агоры в Коринфе

Руины агоры в Коринфе

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Материалы по теме

С каменного века люди селились по берегам водоемов от Камчатки и до Крыма. Под лесами Смоленщины лежат жилища из костей мамонтов, в степях Южного Урала разбросаны следы жителей древней Страны Городов, а солончаки Астраханской области скрывают столицу Золотой Орды.

От спартанцев в наше время остались только легенды и сказания, из которых следовало, что народ этот жил по воинским суровым законам. Именно сила ценилась в Спарте, и если верить древней легенде, слабых новорожденных они бросали в пропасть. Но с возрастом каждый человек теряет свою силу.

Самарра - город в центральной части Ирака, в 120 км к северо-западу от Багдада, лежащий на восточном берегу р. Тигр.

А вот ещё:

Малый ледниковый период и голод в Русском царстве


Несколько столетий назад мороз мог наступить даже летом. Люди голодали из-за погибших урожаев и становились жертвами эпидемий.

Малый ледниковый период

Погода преподносила европейцам сюрпризы с 14-го по 19-й век. Учёные до сих пор спорят о причинах Малого ледникового периода. По мнению ряда исследователей, холода наступили из-за замедления течения Гольфстрим. Это произошло около 1300 года. В 1976-м эксперты также обратили внимание на пониженную солнечную активность в этот период. Говорили и о повышенной активности вулканов — в атмосферу после извержений попадают аэрозоли, на которых рассеивается солнечный свет. Сернокислые аэрозоли распространяются как покрывало по всей планете.

Это может приводить к похолоданию. Так, например, в 1815 году извержение вулкана на индонезийском острове привело к снижению температуры в некоторых областях на 3−5 градусов. В результате этих событий в Европе мороз грянул в середине июля.

В ходе Малого ледникового периода изменение температуры и высокий уровень осадков приводили к гибели урожая. В 1326-м замёрзло Средиземное море. В Германии и Шотландии прекратилось производство вин. В начале 14-го века в Европе начался Великий голод, жертвами которого стали миллионы людей. В 1315—1322 годах в городах распространился каннибализм. По мнению некоторых специалистов, холода стали косвенной причиной эпидемии чумы: крысы начали селиться ближе к людям. В 1420-м во Франции стояли страшные морозы; волки проникали в города, чтобы поживиться добычей.

Замёрзшая Темза. Источник: thesun. co. u

Голод в Русском царстве

Крестьяне промышляли грабежом, от голода и эпидемий в 1601—1603 годах погибли больше 100 тысяч человек. Часть населения переместилась на восточные и южные земли.

Ледниковый период в миниатюре

В США из-за дождей погиб урожай кукурузы. В Индии началась эпидемия холеры. В Китае из-за трёх лет без лета приступили к выращиванию неприхотливого опиумного мака. В 1840-м началась Первая Опиумная война.

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

1.jpg

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

2.jpg

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

3.jpg

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

4.jpg

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

5.jpg

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Полис Древней Греции

Для получения урожаев крестьянам нужны были орудия труда, которые мог изготовить только профессионал ремесленник. Семья земледельца нуждалась в посуде, мебели и прочей домашней утвари, на изготовление которой у крестьянина не было времени.
Поэтому в городах появляются мн огочисленные мастерские и лавки ремесленников: кузнецов, гончаров, ювелиров, оружейников, столяров, кожевников, сапожников и ремесленников прочих профессий.
Другую часть населения города составляли мастера - ремесленники.

В центре полиса - АГОРА — место сбора народного собрания граждан полиса и торговая площадь .
На ней крестьяне и ремесленники продавали продукты своего труда.

Здесь ты можешь совершить экскурсию на АГОРУ

Административный, религиозный и финансовый центр полиса.

Акрополь
Акрополь

Обнесенный стенами акрополь служил последним убежищем для жителей во время войны. В греческом обществе возникло несколько сотен самостоятельных государств-полисов, которые нередко враждовали между собой.

Разные полисы Греции

В Древней Греции преобладали небольшие полисы-государства с 2-3 тысячами граждан-мужчин. Но были и более крупные, которые выделялись из общей массы.

Карта Греции
Греция

Располагался в Средней Греции, на полуострове Аттика.

Главным городом в полисе были Афины , располагавшиеся в 5 км от моря. Кроме Афин важную роль в полисе играл город Пирей , гавань полиса.

Славился своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей страны.

Дельф и йский ор а кул, оракул при храме Аполлона. С вопросами к оракулу обращались как отдельные граждане, так и цари. Прорицательница — Пифия в состоянии экстаза изрекала ответы, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств.

Полис, расположенный в центре Средней Греции, в области Беотия

Здесь располагались плодородные почвы, где располагались многочисленные крестьянские хозяйства. Здесь было развито сельское хозяйство.

Во главе полисов встали аристократы , выходцы из знатных и зажиточных семьей.
Аристократы отличались от остального населения образом жизни и поведения. Они занимали ведущее место в управлении государством и в военных действиях.

Простые жители, занимавшиеся земледелием, ремеслом и торговлей назывались демосом .
Они с утра до вечера должны были добывать себе пропитание.
Аристократы стремились подчинить себе простых граждан и с презрением относились к демосу.

Аристократия Демос

Население

В ооруженная сила полиса

Гоплит

Сначала основу войска составляли аристократы, сражавшиеся на колесницах.
Позже в войска стали набирать из представителей демоса, готовых упорно защищать свой дом и участок, которыми владели.

Гоплит

Граж дане приобретали вооружение за свой счет.

Вооружение из железа было дешевле бронзового и его мог купить каждый зажиточный крестьянин.
Оно состояло из копья, меча, щита, панциря, шлема и поножей.
Тяжеловооруженные воины назывались гоплитами .

Фаланга

Появление денег

Торговцы вначале заимствовали монету, которую впервые начали чеканить в Лидии, государстве в Малой Азии. Но в отличие от Востока, где широко были распространены золотые монеты, в Греции чеканили только серебряные монеты.
Самой распространенной монетой стала Драхма – весившая чуть больше 4 граммов

Драхма

Другим важным изобретением, благодаря контактам с Востоком становится создание алфавита и системы письменности. Для своего алфавита греки заимствовали финикийские буквы. Но добавили к знакам только для согласных звуков, существовавшим у финикийцев, еще и буквы для гласных звуков.
Таким образом, мир полисов создал новые условия и формы жизни и деятельности человека в древнем мире.

Два крупных полиса - Афины и Спарта

Как управлялись Афины ?

Ареопаг

Афины управлялись советом старейшин, который назывался ареопаг

Ареопаг избирался из знати, стоял на стороне аристократов.

Аристократы владели плодородными землями в долинах.
Крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор.
Им нередко приходилось брать у знатных люде деньги в долг. На их участках ставили долговые камни. Если долг во время не возвращался земля должника переходила в собственность аристократа.
Крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда они вынуждены были продавать в рабство членов своей семьи.
Часто рабов ­ должников продавали в чужие страны.
Это привело к беспорядкам , и в Афинах готова была разгореться кровавая война между гражданами. Государство от гибели спас мудрый Солон .

Солон во главе Афин

Солон происходил из знатного, уважаемого в Афинах рода. В молодости он занимался морской торговлей и много путешествовал. Но, посещая другие страны, Солон не только успешно торговал, но и учился у знающих и людей мудрости. Среди сограждан он выделялся умом и рассудительностью и справедливостью.

Солон был избран архонтом и в 594 г. до н.э.

Солон установил справедливые законы и восстановил порядок в государстве.

Реформы, которые провел Солон

1. Отменил все долги за землю
2. Запретил долговое рабство
3. Проданных на чужбину в рабство афинян вернул на родину
4. Все граждане провозглашались навеки свободными
5. Поощрял оливководство и виноградарство и экспорт их продукции
6. Ввел запрет на вывоз хлеба за границу
7. Поощрял развитие ремесла и торговли
8. Ввел новую более удобную систему мер, весов, денежных единиц
9. Ввел меры против бессмысленной траты на роскошь

Народное собрание афинских граждан получило право принимать законы и выбирать высших должностных лиц.
Каждый гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, имел право выступать в народном собрании и отстаивать свое мнение. Но на руководящие посты избирали только богатых аристократов и зажиточных крестьян и торговцев.

Солон учредил народный суд – гелиэю .
В гелиэю избирали любого афинянина, достигшего тридцатилетне­го возраста.
Теперь даже беднейший гражданин был защищен судом и законом от произвола богачей.

Солон, дав гражданам возможность самим управлять своим государством, создал первую в мире демократию.

Собрание ареопад

Словарик .
Демократия, по-гречески означает "власть народа"

Полис Спарта

Социальная структура общества

илоты – местные жители, покоренные спартиатами

Спартиаты не имели права покидать территорию полиса и должны были все время посвящать занятиям военным делом

Спартанское общество

Спартиаты

Ликург на территории полиса запретил частную собственность, золотые и серебряные деньги, накопление богатств. Это исключало любую возможность обогащения и возникновения имущественного неравенства среди спартиатов.

Повседневная жизнь также регламентировалась законами Ликурга.
Ликург предписал, чтобы спартиаты жили в домах, срубленных топором.
Пища была скудной и однообразной: похлебка, приправленная уксусом, овощи, рыба. Иногда готовили блюда из мяса убитых на охоте животных.

Спартанское общество

Спартиатам строго предписывалось, что все должны были быть одеты одинаково: в рубашку без рукавов - хитон и прямоугольный плащ. Определ ялась даже форма бороды и усов. С утра до вечера они занимались спортом, военными упражнениями, охотились.

Cельские поселения спартанского пол иса не имели крепостных сооружений. Спартиаты справедливо считали, что лучшей защитой полиса были ее граждане. Они славились как лучшие воины древней Греции, так как вся их жизнь была посвящена совершенствованию боевого мастерства.
Образцом спартиата был физически сильный, выносливый, отважный воин, стойко переносящий все невзгоды и опасности военного похода.

Спартанские воины одевались в красное — чтобы было страшнее врагам и чтобы не видно было ран. Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы — под мерные звуки флейты: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять.

Для боя они строились плечом к плечу в несколько рядов, выставив вперед копья, олицетворяя единство гражданской общины. Такое построение называлось фаланг ой

Читайте также: