Как разговорить ребенка в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Умеют ли дети договариваться?

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

Задача педагога научить дошкольников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Для определения эффективных способов преодоления детского не умения договориться важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях старших дошкольников.

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Как развить умение договариваться

Работа педагога над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Игровая деятельность для развития умения договариваться

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже в 5-6 лет следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений дошкольников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры . Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению . Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

Можно предложить такие игры.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Советы по формированию детского умения договариваться

Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай.

Рекомендации педагогу при конфликтной ситуации между детьми

В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

Также педагогу необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

Добрый день. Я к вам выговориться и настроиться на нужный лад.

Моей дочке 3,2 года. С двух лет она ходит в садик, в группу короткого пребывания на 2,5 часа, четыре раза в неделю. В садике ей нравится, бежит с удовольствием. С утра просто с кровати выпрыгивает, собирается довольная. Где-то пол года назад воспитательница сказала мне что дочка в садике не разговаривает вообще. Участвует в потешках, лепит-рисует с удовольствием, на улице резвится со всеми, но не общается со сверстниками. Сегодня их педагог понаблюдала в третий раз за дочкой и сказала что она не психолог и точно не знает, но похоже на селективный мутизм. Пока я в шоке, прихожу в себя и разрабатываю план как помочь ребенку.
Может кто сталкивался? Причем дома у нее рот не закрывается, она точно не аутенок, с педагогом она общается, но педагогу ее нужно разговорить и вовлечь в какую-то игру. Воспитательнице улыбается, пподпрыгивает от эмоций, но ничего не говорит. Изредка да или нет. При ехтом когда я или муж заходим в группу, она болтает и с воспитательницей, и с детьми, и с нянечкой, радостно и с удовольствием. А без нас рот на замочек. Нам рассказывает как и что в садике было, а в садике молчок. Даже за себя особо не стоит, если у нее отнимают игрушку, она просто отходит. А дома ой-ой-ой как за себя стоит, когда младшая сестра что-то у нее взять пытается.
Что вы об этом думаете? Никак не пойму, мне можно успокоиться или это какое-то серьезное расстройство? В гугле очень полярные мнения, хотелось бы "живого" общения на эту тему.
Психолога разумеется буду искать, просто хочу знать к чему готовиться. Спасибо что дочитали и сорри за сумбур, душа болит за ребенка.

Моей внучке 3года.Она не хочет разговаривать в детском саду.Воспитатели все время об этом говорят и отправляют к неврологу. У врача мы были и даже не у одного. Все говорят что ребенок здоров.Дома она совсем другая все говорит,стишки рассказывает,все спрашивает, танцует .Когда я сказала воспитателю, что она не может найти к ней подход, она ответила, что ко всем нашла, а к одной не может найти.Но наверно так и есть? Посоветуйте как себя вести.Она вообще девочка немного стеснительная и не с каждым будет говорить.

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок не говорит в садике

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Ребенок отличается от взрослого не тем, что меньше понимает, а только тем, что у него другие средства выражения себя. Он говорит не словами, а поступками. Тот факт, что Ваша дочь в садике не хочет разговаривать, имеет причину. И, на мой взгляд, ограничиться объяснением "это воспитательница не нашла с ней общий язык", недостаточно. Нужно задать вопрос: "Что этим хочет сказать Ваша дочь? Что случилось?" Возможно, она таким образом хочет отгородиться от того, что происходит в садике? Может быть, она хочет таким способом вернуться домой? Может быть, не разговаривая, она хочет стать тем самым "маленькой", вернуться в то время, когда она еще не умела говорить, чтобы добиться внимания и любви, которых ей не хватает в садике?"

Вы можете поговорить об этом с Вашей дочерью. Только не нужно это делать, находясь во власти сильных чувств, а также не стоит пытаться с помощью этого разговора вынудить ее поступать так, как Вам хочется. Целью этого разговора является понимание: "Что происходит? Чего Ваша дочь хочет добиться таким образом? Что ее к этому вынудило?". Можно, например, сказать: "Я вижу, что ты не хочешь разговарить в детском саду. Но я знаю, как ты хорошоо разговариваешь дома. Может быть, ты этим. (здесь Вы словами формулируете причину, о которой удалось догадаться по ее поведению или еще как-то)". И далее можно сказать: "Садик отличается от дома тем, что там нет мамы и папы, зато есть дети, с которыми можно играть и воспитатели, которые могут тебя многому научить. В жизни нам приходится многому учиться, и это хорошо. Это делает нашу жизнь интереснее, а нас сильнее. Отказываясь разговаривать, ты отказываешься становиться взрослой, сильной и самостоятельной. Думаю, это не в твоих интересах. Может быть, можно твою пробему решить как-то иначе? Я хочу тебе в этом помочь, а ты помоги мне тебя понять и помочь тебе. Ведь я тебя очень люблю".

Вообще, с детьми - с самого раннего возраста - очень важно разговаривать. Объясняя им, что происходит и почему. Без обмана, честно. Если у Вас самой не получится решить эту проблему, Вы можете обратиться за помощью к детскому психологу.

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Психолог Выборг Был на сайте: 04.05.2019


В Вашем письме нет очень для меня важной информации- сколько времени девочка ходит в садик. Если предположить, что Ваша внучка пошла в садик недавно, то возможно, что у неё ещё не закончился период адаптации. Тогда мне нужно знать- когда она пошла в садик, как ведёт себя с этого момента- не нарушен ли аппетит, сон, не появились ли какие-нибудь страхи, энурез, не стала ли внучка более "нервной", не плачет ли по пустякам. много разных вопросов, которые могли бы сделать предположение- почему ребёнок не разговаривает в саду.

Также очень важно , С КЕМ она не разговаривает- со всеми педагогами или с одним, играет ли с детьми, выполняет ли задания на занятиях или нет. Общается ли она с воспитателем в присутствии мамы или бабушки или вообще никогда.

Также важно, были ли когда- нибудь такие случаи, когда девочка уже отказывалась с кем-либо общаться.

А воспитатель , я думаю, и правда здесь может быть ни при чём.

Если у Вас есть возможность- приходите ко мне на очную консультацию.

Побединская Ирина, Спб.

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Здравствуйте,Марина!
Прежде всего хочу сказать ,что у малышки сейчас проходит кризис трех лет.Прочитайте эту статью:-Эти ужасные и прекра.

Еще могу посоветовать книгу Ю.Гиппенрейтер "Общаться с детьми .Как?" Там много практических советов для родителей.

Марина! Если дома с девочкой все в порядке,то,возможно,стОит подождать определенного периода адаптации к садику.Не стОит делать поспешных выводов.
Попробуйте договориться с воспитателем,психологом и действовать вместе.
Любви Вам и спокойствия.

Если нужна будет помощь и желание разобраться- обращайтесь за консультацией. Можно работать и по скайпу. Буду рада помочь.

Ответ от эксперта в области психологии личности Полины Гербер:

У вас возникли подозрения, что ребёнка могут обижать в детском саду? Необходимо вооружиться терпением и уделить максимум внимания проблеме, чтобы докопаться до истины.

Если вы уверены, что вашего ребёнка бьет воспитатель, но по какой-то причине сам он в этом не признается, причин такого поведения может быть несколько. Самая основная – отсутствие доверительного контакта между родителями и самим ребёнком. Если малыш признаёт авторитет родителей и доверяет им на 100%, как правило, таких проблем не возникает.

Купите умные часы и установите приложение с функцией Звук вокруг. Например, “Где мои дети”. Это отличный способ, который позволяет в любое время подключиться и услышать, что происходит в помещении.

Что в этом случае нужно делать?

1. Начните строить доверительные отношения


Необходимо регулярно ненавязчиво обращать внимание на то, что мама и папа – самые дорогие и важные люди в жизни. Это люди, которые всегда поймут, поддержат, защитят, им можно доверить любую проблему. Обязательно нужно делать акцент на том, что секретов в семье быть не должно и просить ребёнка всегда рассказывать родителям о ситуациях, когда кто-то специально просит о чем-то не говорить. Дети должны отчетливо понимать – если кто-то, особенно взрослый, просит их скрыть правду, они обязаны прийти и рассказать маме или папе. Самое главное сделать так, чтобы ребёнок не боялся рассказывать взрослым о своих проблемах.

Если он будет делиться с вами сокровенным, а вы будете его ругать, устраивать скандалы или вмешиваться в конфликты со сверстниками, когда он сам этого не хочет, он потеряет веру и больше вам не откроется.

Устанавливайте доверительные отношения постепенно. С каждым днём всё больше и больше внушайте ребёнку, что вы – тот человек, с которым он должен делиться всем. Когда время придёт, ваши сын или дочь будут осознавать, а главное чувствовать, что они могут открыться вам в любой ситуации. Страх перед чужими людьми, а в данном случае перед воспитателем, пропадёт, ведь ребёнок будет на 100% уверен, что вы его защитите, а раскрытие этой информации никаким образом негативно на него не повлияет.

2. Инсценируйте ситуацию с помощью игры


Хороший вариант устроить с ребёнком игру. С помощью игрушек вы можете инсценировать ситуации из детского сада. Например, рассадить всех за обеденным столом и попросить ребёнка показать, как ведут себя дети и воспитатель. Пусть он возьмёт игрушку, которая изображает воспитателя, и покажет, как он ведёт себя в той или иной ситуации. Можете разыграть сценку, когда одна игрушка (ребёнок) плохо себя ведёт, балуется, разбрасывает игрушки или кричит. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка, в частности на то, как его игрушка (взрослый) будет вести себя по отношению к хулигану.

3. Следите за состоянием ребёнка

Обязательно обращайте внимание на то состояние, с которым ребёнок уходит в детский сад. Если вы видите, что он идёт туда понурый, часто просит оставить его дома, мягко спросите, почему он не хочет идти. Предложите оставить его дома, если он расскажет вам о причинах своего нежелания посещать садик.

Если возможности остаться нет, пообещайте что-то приятное за его откровенность – посещение любимых аттракционов или поход в кино на выходных, а может что-то иное, чего малыш давно хотел.

В самых серьёзных ситуациях, когда дети идут в сад с ежедневными истериками, возможно, стоит поговорить с ребёнком о переводе в другое учреждение и посмотреть на его реакцию. Если эта идея ему понравится, задумайтесь, не лучше ли поступить именно таким образом.

Предварительно, конечно же, скажите, что сделаете это только в том случае, если он откровенно расскажет о проблеме.

4. Смотивируйте ребёнка поделиться переживаниями


Для того, чтобы узнать правду, можно использовать ещё одну игру. Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, объясните, что сейчас вы будете играть. Игра заключается в том, чтобы рассказать игрушке о своих проблемах, поделиться с ней переживаниями. До этого желательно провести наводящий разговор на тему детского сада. Пусть малыш расскажет игрушке, что ему не нравится в детском саду, а что, наоборот, нравится. Вам необходимо уйти из комнаты, оставить дверь приоткрытой и послушать разговор. Если повезёт, вы сможете узнать то, что вас интересует.

Если вы услышите, что ребёнок рассказывает о том, что его действительно обижают, это можно записать на диктофон, а потом обсудить эту ситуацию, но очень мягко. Ни в коем случае не стоит врываться в комнату и устраивать допрос!

Идеальный вариант – выждать время и через пару часов сделать вид, что игрушка сама рассказала вам о том, что ребёнка что-то беспокоит и попросила вас помочь своему другу. Снова объясните малышу, что вы всегда будете на его стороне, всегда ему поможете. Скажите, что никто и никогда его не обидит, потому что родители всегда рядом. Скорее всего, это сработает.

5. Найдите прямые доказательства и убедитесь сами


Если у вас возникли подозрения, что в детском саду могут происходить какие-то противозаконные вещи, с этим необходимо разбираться не только посредством общения с ребёнком. В современном мире существует множество способов узнать, что происходит с малышом, пока вас нет рядом.

Купите умные часы и установите приложение с функцией Звук вокруг. Например, “Где мои дети”. Это отличный способ, который позволяет в любое время подключиться и услышать, что происходит в помещении.

Мы уже рассказывали, как с помощью этого гаджета отец доказал, что его ребёнка бьют в садике. Аудиозаписи с часов послужили неоспоримыми доказательствами и вызвали общественный резонанс.

Если в вашем садике по какой-то причине такие часы запрещены (что, конечно, противозаконно – об этом мы рассказываем здесь), вместо часов вы можете приобрести любой кулон или браслет, в котором будет миниатюрный микрофон. Иногда эти меры действительно бывают необходимы, потому что здоровье и психика наших детей важнее всего.

Дисциплина в детском саду

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.

Как завоевать авторитет?

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.

Обратите внимание, что мы написали две формулировки - запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но посте­пенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо - красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок и дальше нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором - либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка - поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

Читайте также: