Что характерно для религиозного сознания кратко

Обновлено: 29.06.2024

Рассматривая типы религиозного сознания человека, мы смотрим только на то, как человек реагирует на духовную реальность, т.е. мы занимаемся рассмотрением человека как познающего субъекта в религии. Другими словами, мы анализируем психологическую сторону религии.

Вопрос же сравнения самого предмета религиозного познания – Бога – в той или иной религии и связанный с этим вопрос истинности или ложности является темой отдельного разговора. Сравнивать религии можно лишь по тому идеалу, который выдвигает сама религия как образец для подражания (например, христианские святые и религиозные подвижники других религий).

Механистический (магический) тип

Кратко этот тип религиозного сознания может быть описан следующим образом: человек может знать и пользоваться особыми механизмами управления законами, которым подчинена целиком и полностью жизнь природы, человека и общества. Природа, как правило, в этом случае понимается как двусоставная – из мира видимого и невидимого, но оба мира одинаково подчиняются определённым законам. Человек, знающий эти законы, получает в свои руки рычаги управления жизнью природы, человека и общества. Основной принцип механицизма: если совершить определённые действия (поступки, заклинания, молитвы и т. п.), то в результате получится искомый результат. Если искомого не получилось достичь, значит, где-то произошла ошибка и что-то было сделано неправильно.

Наиболее ярко механистическое сознание выражено в магизме. Магизм убеждён, что любую высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти правильный ключ – слово или действие – и всё будет во власти мага или шамана.

Для христианства, например, эта ступень религиозного сознания находится вне возможного рассмотрения, т. к. в ней принципиально отсутствует самое главное для христианина – сама возможность любви: можно ли полюбить какой-то безликий закон? Разве можно полюбить… выключатель, который одинаково работает вне зависимости от моего личностного отношения к нему?

С другой стороны, механицизм свидетельствует о неведении Бога, т. к. если действия магии простираются и на материальный, и на духовный мир, значит, либо Бога нет вообще, либо Он отличен от того духовного мира, на который может воздействовать шаман.

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – законом соприкосновения или заражения.

По Фрезеру, на этих двух принципах базируются два типа магии. На законе подобия – имитативная магия, а на законе соприкосновения – контагиозная.

Тяготеющими к именно этому типу религиозного сознания можно назвать религии фатума – судьбы, или кармические религии (индуизм, разные виды пантеизма, оккультизм и т. д.), так как главное в них – узнать правильный закон мироздания, свой путь в нём и вести себя соответствующим образом.

Поэтому маг противоположен священнику: для мага главное – свое могущество, для священника – посредничество между людьми и Богом, Богообщение. Так, Джеймс Фрезер пишет:

«Радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители на всём протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменное отношение к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью.

Однако схожий тип восприятия духовной реальности можно встретить и среди православных. Для такого типа религиозного сознания характерна редукция, упрощение глубины христианского веро- и нравоучения до внешней обрядности, которая в конечном итоге становится главным критерием праведности.

Без головного убора женщина не должна ходить и даже спать (иначе – рак головы). Если дом освящён, поселяется Господь, а если пустили собаку в дом – благодать Святого Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию. Многие монашки страшно плохо молились. Бог попустил, что за нерадивое отношение монашки в тюрьмах были совращены насильственно надзирателями, а затем после мученической кончины отправлялись в ад.

Вышеуказанные примеры необходимо рассматривать не как свидетельства о поступках, недостойных высокого звания святых, но как яркое отражение ментальности тех людей, которые составляли жития, собирали случаи из жизни подвижников благочестия, отбирая то, что было наиболее близко и понятно их собственному религиозному сознанию.

Библиография:

Бердяев Н. Самопознание.// Бердяев Н. Собрание сочинений. Том I. Париж: YMCA-PRESS, 1983.

Токарев С.А. Ранние формы религии, М., 1990.

Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1-2. М., 1997.

Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991.

Дополнительная литература:

Антошевский И.К. Библиография оккультизма (1783–1909). СПб., 1911.

Фрейя Асвинн. Руны и мистерии северных народов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Религиозное сознание, в первую очередь, означает причастность к религиозным идеям или группе. Для базового религиозного сознания характерны наглядное представление его содержания, а также слияние с ситуациями из жизни, эмоциями, переживаниями и т.д. Что касается теоретического уровня данного понятия, то на нем есть место умственным доказательствам, догматической аргументации со ссылками на факты из религиозных источников. В частности, могут формироваться убеждения, отстаиваться принципы веры, ее преимущества над рациональным знанием и мудростью.

Религиозная вера – это особый тип психического состояния индивида, группы, общностей, который выражается феноменами бездоказательной уверенности в существовании сверхъестественных сил, их почитанием, исповеданием соответствующих взглядов.

Религия в широком смысле – это тип мировоззрения и образ действий, определяющихся поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, послужить идеалам, связанным с высшими силами.

Религия в узком смысле – социально организованная вера в святое и базирующийся на ней способ общественной и личной жизни.

Носители религии – религиозные общности, группы, институты, организации и отдельные индивиды.

Определенное положение в религии отводится религиозному сознанию. Это мировоззрение, ядро которого – вера в священное. Религиозное сознание эмоционально насыщено, оно чувственно наглядное, символичное и диалогичное.

В религиозной деятельности выделяют культовую и некультовую (теоретическую, пропагандистскую, политически-организационную) стороны. Важнейшая сторона религии – культ.

Культ – это тип взаимоотношений со священной реальностью, происходящих в формате ритуала.

В этой деятельности актуальность придается символам и событиям религии – молитве, богослужению, исповеданиям, таинствам.

Функции религии и ее роль в жизни человека

Религия в обществе выполняет ряд функций:

  • мировоззренческую;
  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегрирующе-дезинтегрирующую;
  • культурно-транслирующую;
  • легитимирующе-разлегитимирующую.

Мировоззренческая функция предполагает наличие определенного уклада взглядов на человека, природу и общество. Религиозным мировоззрением задаются определенные критерии, с позиции которых и должен быть рассмотрен человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулятивная функция предполагает, что посредством некоторого спектра идей, ценностей, стереотипных установок и мнений, осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и общин.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция предполагает объединение или разъединение индивидов, групп и институтов. Интеграция способствует сохранению, а дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и целостного общества.

Культурно-транслирующая функция способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатанья, искусства, так, одни культурные феномены были приняты, а другие отталкивались. Осуществлялась передача накопленного опыта и культурных достижений от старшего поколения к младшему.

Легитимирующе-разлегитимирующая предполагает узаконивание (постановку вне закона) отдельных общественных порядков и институтов, государственных, политических и правовых отношений, норм и образцов.

Результаты и последствия выполнения религией ее основных функций, а также значимость ее действий могут резко отличаться.

  • Религия, рассматриваемая с позиции предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения и институты. Религиозный фактор оказывает воздействие на экономику, политику государственное устройство, межнациональные отношения посредством деятельности верующих людей и религиозных организаций.
  • Степень влияние религии связывают с местом, которое она занимает в обществе, а это место дается один раз и навсегда, изменяясь только в рамках процессом сакрализации и секуляризации.
  • Специфическое влияние оказывает религия на общество и его подсистемы, на личность и мировые религии, а также на отдельные религиозные конфессии и направления.
  • Религия является системным образованием, состоящим из ряда связей и элементов.
  • Необходимо принимать в расчет соотношение общегуманистичного и частного в религии.

Религиозное сознание

Специфика содержания религиозного сознания объясняется наличием у него двух сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания призвана формировать конкретные спектр ценностей и потребностей верующих, их взгляды на окружающий и потусторонний миры, внедряя тем самым в их психику определенные идеи, образы, представления, чувства и настроения.

Функциональная сторона религиозного сознания призвана удовлетворить потребности верующих, придав нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, сформировав у них определенное морально-психологическое состояние, помогая более эффективно воздействовать на их психику.

Особенностями религиозного сознания выступают две основные черты:

  • тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием всех верующих;
  • четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих людей.

Религия и обыденное сознание

Религия и обыденное сознание не могут устанавливать духовный порядок, так как их невозможно привести к единству и последовательности даже в ситуации индивидуального сознания, не говоря уже о коллективном сознании. Их нельзя привести в единство и последовательности свободно, это может быть достигнуто авторитарно, что и было сделано в прошлом, но только в строго ограниченных заданных пределах.

Обыденное религиозное сознание выступает как непосредственное отражение бытия людей. Оно представлено в формате представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек и разного рода традиций. Оно не может считаться цельным и систематизированным. На этом уровне религию связывают с индивидом и представляют в личной форме. Преимущественно здесь отмечены традиционные способы передачи иллюзий, представлений и чувств.

Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности, для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание, как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Поэтому, принципиально несостоятельны попытки представить религиозный опыт как чисто индивидуальное явление, возникающее независимо социальной среде. Ни в коей мере нельзя согласиться и со стремлением оторвать характеризующие религиозный опыт психические процессы. (например, интенсивные эмоциональные переживания) от идей и представлений, специфичных для религии. Эта стона особенно важна методологически для понимания соотношения функционально-идеологической сторон психики верующих.

В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличием религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование религиозной лексики и других специальных знаков.

Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующим внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не сколько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-поведенческих процессов.

К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

Функциональная сторона религиозного сознания

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

· Тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

· Четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Наличие и диалектическое проявление содержательной и функциональных сторон религиозного сознания обусловливают не только неразрывную связь идеологии в его структуре, но и более тесное их взаимопроникновение друг в друга:

· Религия не только вырабатывает определенные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (исповедь), культовых и ритуальных действиях;

· Не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;

· Формирует религиозные представления и верования через посредство религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

· Цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию посредством религиозного опыта, который представляет собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой – является следствием непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.




Объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания религиозная вера. Нельзя отождествлять ее со всякой веры. Психологическая наука считает, что вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о результате проверки идей практикой. Она представляет собой сплав интеллектуального, волевого и эмоционального элементов.

Веру следует отличать от убежденности, т.е. способа принятия определенных принципов, взглядов, представлений. Она включает рационально аргументированное и обоснованное знание, истинность которого доказана и проверена на практике.

Социально-исторический анализ нерелигиозной веры показывает, что ее воздействие на общество определялось, прежде всего, содержанием, предметом веры. Если предмет веры навязывался идеологией реакционных классов, если он базировался на темноте и невежестве народа, если желаемое выдавалось за действительное, то такая вера мешала социальному прогрессу. Если же предмет веры определялся интересами, целями и идеалами передовых классов, если он соответствовал объективному ходу общественного развития, то вера способствовала прогрессивному решению назревших общественных задач.

Когда речь идет о вере (как религиозной так и нерелигиозной),то следует иметь в виду некоторые ее особенности.

- Во-первых, предмет веры вызывает у человека заинтересованное отношение, и оно реализуется в его эмоциональной сфере, вызывая различной степени интенсивности чувства и переживания. Вне эмоционального отношения вера невозможна.

- Во-вторых, что особенно важно, вера невозможна вне личностной оценки своего предмета.

- В-третьих, она предполагает активное личностное отношение к своему предмету, что проявляется в той или иной степени в поведении личности.

Всякая вера представляет собой социально-психологическое явление, характеризуясь как взаимодействием участвующих в ней людей, сопровождающимся различными психологическими процессами, так и особым отношением субъекта веры к ее предмету, отношением, реализующимся не только в сознании, но и в поведении.

Религиозная вера у истинно верующего очень сильна. Она служит главным мотивом культового и вне культового их поведения. Ею обусловливаются появление и существование религиозных потребностей, интересов, чаяний, ожиданий, соответствующая направленность личности верующего, его активность. В религиозной вере доминирующую роль играют различные психические процессы, и, прежде всего, воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов и.т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты.

Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них не без оснований, потенциальных еретиков.

Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессах в религиозной вере, то в ней меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т.п.). Что же касается других психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Так как их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю людей вокруг иллюзорных объектов.

С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им норм и предписаний.

Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности, для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание, как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Поэтому, принципиально несостоятельны попытки представить религиозный опыт как чисто индивидуальное явление, возникающее независимо социальной среде. Ни в коей мере нельзя согласиться и со стремлением оторвать характеризующие религиозный опыт психические процессы. (например, интенсивные эмоциональные переживания) от идей и представлений, специфичных для религии. Эта стона особенно важна методологически для понимания соотношения функционально-идеологической сторон психики верующих.

В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличием религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование религиозной лексики и других специальных знаков.

Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующим внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не сколько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-поведенческих процессов.

К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

Функциональная сторона религиозного сознания

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

· Тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

· Четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Наличие и диалектическое проявление содержательной и функциональных сторон религиозного сознания обусловливают не только неразрывную связь идеологии в его структуре, но и более тесное их взаимопроникновение друг в друга:

· Религия не только вырабатывает определенные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (исповедь), культовых и ритуальных действиях;

· Не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;

· Формирует религиозные представления и верования через посредство религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

· Цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию посредством религиозного опыта, который представляет собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой – является следствием непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.

Объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания религиозная вера. Нельзя отождествлять ее со всякой веры. Психологическая наука считает, что вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о результате проверки идей практикой. Она представляет собой сплав интеллектуального, волевого и эмоционального элементов.

Веру следует отличать от убежденности, т.е. способа принятия определенных принципов, взглядов, представлений. Она включает рационально аргументированное и обоснованное знание, истинность которого доказана и проверена на практике.

Социально-исторический анализ нерелигиозной веры показывает, что ее воздействие на общество определялось, прежде всего, содержанием, предметом веры. Если предмет веры навязывался идеологией реакционных классов, если он базировался на темноте и невежестве народа, если желаемое выдавалось за действительное, то такая вера мешала социальному прогрессу. Если же предмет веры определялся интересами, целями и идеалами передовых классов, если он соответствовал объективному ходу общественного развития, то вера способствовала прогрессивному решению назревших общественных задач.

Когда речь идет о вере (как религиозной так и нерелигиозной),то следует иметь в виду некоторые ее особенности.

- Во-первых, предмет веры вызывает у человека заинтересованное отношение, и оно реализуется в его эмоциональной сфере, вызывая различной степени интенсивности чувства и переживания. Вне эмоционального отношения вера невозможна.

- Во-вторых, что особенно важно, вера невозможна вне личностной оценки своего предмета.

- В-третьих, она предполагает активное личностное отношение к своему предмету, что проявляется в той или иной степени в поведении личности.

Всякая вера представляет собой социально-психологическое явление, характеризуясь как взаимодействием участвующих в ней людей, сопровождающимся различными психологическими процессами, так и особым отношением субъекта веры к ее предмету, отношением, реализующимся не только в сознании, но и в поведении.

Религиозная вера у истинно верующего очень сильна. Она служит главным мотивом культового и вне культового их поведения. Ею обусловливаются появление и существование религиозных потребностей, интересов, чаяний, ожиданий, соответствующая направленность личности верующего, его активность. В религиозной вере доминирующую роль играют различные психические процессы, и, прежде всего, воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов и.т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты.

Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них не без оснований, потенциальных еретиков.

Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессах в религиозной вере, то в ней меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т.п.). Что же касается других психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Так как их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю людей вокруг иллюзорных объектов.

С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им норм и предписаний.

Читайте также: