Разработанный учебный план школы должен удовлетворять таким требованиям как

Обновлено: 05.07.2024

Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:

  • гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • сохранение единого образовательного пространства.

Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.

Базисный учебный план устанавливает:

  • продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
  • недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
  • количество учебных часов, которое финансируется государством;

Структура учебного плана:

  • федеральный,
  • национально-региональный,
  • компонент ОУ.

При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.

Задача образовательного учреждения:

  • спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
  • возможности педагогического коллектива;
  • отражал основное назначение данной школы;
  • результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
  • планы по развитию образовательного процесса;
  • универсальный,
  • базовый,
  • профильный

Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества

КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы

При проектировании УП необходимо:

  • приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
  • в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
  • КОУ
  • Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )

Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы

По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.

Компонент ОУ определяется:

  • с учетом проблем содержания компонента учреждения;
  • обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.

Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x10000:format=jpg/path/s29f86e3d1cd0c97f/image/ic92b5999e314698f/version/1508528259/image.jpg

Учебный план

Отсюда можно сделать вывод, что учебный план — документация, которая устанавливает список предметов. Там прописаны объемы рабочего времени, порядка их следования, а также отдельные этапы по подготовке любых дисциплин, преподаваемых в нём. Кроме этого, в нем же указываются некоторые мероприятия по подготовке к стажировкам, факультативным занятиям, модулей входящих в учебный план, а также других типов практического образовательного процесса. Кроме этого, в учебном плане вы сможете прочитать о промежуточных оценках студентов и учеников, по требованию федерального закона об образовании.

Что нужно знать для проектирования учебного плана?

Чтобы спроектировать учебный план школы, следует знать все имеющиеся в законе правовые нормы, а также порядок изменения социального заказа, используемого в образовательном процессе, а также особенности и интересы учеников и всего преподавательского состава, а также соотношение их друг с другой. Кроме этого, требуется знать и понимать основополагающее значение школы, результаты работы коллектива преподавателей за предыдущие годы работы, действуя в рамках действующего плана.

Из чего состоит структура учебного плана?

Учебный план должен состоять из некоторых частей, которыми являются:

  1. Структура учебных единиц (семестров, четвертей и других промежутков), их длительность, а также период каникул.
  2. Перечень всех изучаемых в данном учебном заведении предметов.
  3. Списки предметов, которые изучаются в определённые года, например, биологию начинают изучать с 6 класса.
  4. Указание обязательных предметов, а также тех, которые считаются дополнительными.
  5. Каким образом было распределено время на определенные предметы в каждом из классов.

Все содержимое этого несомненно важного документа должна соответствовать всем существующим образовательным стандартам, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме этого, следует учесть предположительную основную программу образования основного общего образования (примерные планы учебного процесса). Например, стандарты федерального характера говорят о том, что учебный план с 5 по 9 класс должен иметь не менее 5267 учебных часов, в то время как это число не должно превышать более 6020 академических часов.

https://consultant01.ru/images/detailed/4/19.11-1037.jpg

Работа над созданием учебного плана

Каждым образовательным учреждением готовиться свой собственный план, а также программа по которой происходит обучение самостоятельно. Одобрение, а также воплощение в жизнь будет соответствовать тому, чтобы было указано в уставе школы, училища, колледжа, Вуза или других форм образовательной организации.

Учителя могут проявляться инициативу творческого характера, чтобы помочь в составлении плана с возможностью создавать личные учебные программы или использовать уже имеющиеся наработки. Также они могут разрабатывать способы для обучения, воспитания в определенных границах той или иной учебной программы. Еще одним правом, которым обладает педагогический состав — подготовка основной программы, в том числе рабочих, связанных с определенными предметами.

Стоит понимать, что любое образовательное учреждение может составить как один, так и несколько учебных планов. Также стоит знать, что в наше время существует два типа учебных планов: по основной образовательной программе (бесплатных), а также по дополнительной (организовываются на платной основе).

Осуществления подготовленного образовательным учреждением плана выполняется с использованием расписания, которое считается одним из основных документов. Учебное заведение должна нести ответственность, чтобы план был реализован в полном объеме, а также заявленного качества. Если говорить про школы или гимназии, то план должен соответствовать федеральному закону об образовании, а также требования и общим нормативам федеральной образовательной государственной системы начального общего образования.

Во время построения учебного плана следует учитывать некоторые цели и задачи, которые будут ставиться перед учебным заведением, а также различные индивидуальные возможности педагогического состава в творческом и интеллектуальном плане. По возможности вам следует учитывать право всех обучающихся детей по выбору тех определённых предметов, которые будут им наиболее интересно изучать, а также те, что отвечают их потребностям. Кроме этого, важность имеют те ценности или приоритеты, которые следует образовательной политики страны.

Главные педагогические требования, применяемые при составлении учебного плана

Эффективным учебный план может быть в том случае, если документ отвечает некоторым важным показателям, которыми являются следующие нижеизложенные моменты.

  1. При проектировании учитываются санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к некоторым условиям по обучению в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
  2. Может предоставлять возможность овладеть государственным, а также родным языком с учетом оптимального количество уроков, которые будут выделяться на год обучения.
  3. Предусматривает возможность по добавлению программ учебного процесса, которые будут ориентирован как на основные, так и дополнительные образовательные потребности учеников. Как пример, к ним могут относиться, этнически-культурные потребности.

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_712/section_2701/thumbs/HeTkTgW-fjw3_1200x0_AybP2us9.jpg

Кто составляет учебный план?

В учебных планах обозначаются основания по развитию деятельности. Происходит формирование системы познания, способностей учеников по выполнению определенных образовательных целей. В учебном плане учитывается метод, а также возможности по контролю и оценки результатов учебного действия, подготавливая и развивая в учениках способности к работе как классом/аудиторией, так и педагогами. Также учитывается создание основы нравственного поведения, и определенного отношения с окружающими людьми, а также всем социумом в целом.

Воспитательный этап основан на целях, которые в свою очередь дополняют программу определенных курсов, дающих возможность выстроить целостное восприятие окружающего мира, тем самым обеспечив активный подход, а также индивидуальную работу каждого ученика. Основная суть составления грамотного учебного плана отражает и само содержание образовательного процесса, решающая ряд важнейших задач всех образовательных организаций:

  1. Воспитание ответственности гражданского характера учеников.
  2. Ознакомление учеников с национальными, а также общекультурными ценностями и социальной информацией.
  3. Формирование мысли учащихся о продолжении образовательной деятельности, после завершения определенного этапа обучения.
  4. Формирование определенного подхода к каждому ученику в индивидуальном порядке. Выполняется этот подход в соответствии с их умственными, физическими и психологическими способностями.

Что следует учитывать при выборе учебного плана?

При создании учебного плана образовательного учреждения следует предусмотреть возможности выбора ученика с учетом уровня их подготовки (начиная от планов для тех классов, где обучаются одаренные дети до планов связанных с повышением качества процесса образования у отстающих). При выборе учебного плана применяется целый ряд внешних и внутренних факторов.

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображение

Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Пирожкова Анна Евгеньевна

студентка 2 курса магистратуры
факультета Русской и западноевропейской филологии


Планирование образовательного процесса

В организации управления школой планирование считается важной функцией. Планы являются основным средством контроля над деятельностью школы. Какие результаты будут достигнуты школой к концу учебного года и в течение его, кто, что и когда это будет делать? Ответы эти вопросы находятся в планировании. Образовательные цели и средства по их достижению между школами различаются преимущественно в учебных планах.

Разработанный школьным коллективом план, согласовывается и принимается местным органом управления образованием. Кроме того он является одним из главных документов общеобразовательного учреждения.

Для проектирования учебного плана школы немаловажно знать основные правовые документы, изменения в социальном заказе общества, способности и круг интересов обучающихся, учительского состава, знать, как их чередовать между собой и осознавать главные задачи данной школы, итоги работы школьного коллектива за прошлые годы и нынешний по деятельному плану и преодолеваемые трудности. Разработанный план конкретной школы обязан сохранять главную трехчастную структуру базисного плана, здесь имеется ввиду все три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. План отображает все базовые нормативы, главные типы учебных занятий.

Учебный план конкретной школы должен быть индивидуален и обязан формироваться за счет содержательного наполнения всех его компонентов и частей, состоящих в структуре, в особенности — вариативной части плана. Эта особенность обретает свое представление в сплетении конкретных учебных планов не только лишь для каждой ступени обучения, но и для каждой параллели. Структурные компоненты должны быть наполнены и это является правильным осмыслением назначения, специфики, главных черт базисного плана.

Учебный план обязан быть довольно разнообразным и гибким. При разработке учебного плана школы принципиально предугадать возможности его выбора с учетом уровня подготовки учащихся.

Каждый учебный план должен удовлетворять основным требованиям, таким как полнота, целостность, сбалансированность, преемственность, гибкость и наличие резервов.

Значение учебного плана очень велико, и поэтому его разработка не может быть формальной. В этом процессе необходимо задействовать весь педагогический коллектив.

Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и внедрение авторских программ и способов изучения и образования в рамках закона, отдельного учебного предмета. Также они могут принимать участие в составлении дисциплины. Учебный план образовательного учреждения есть в каждой школе, колледже или любом вузе. Это документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение, рабочее время, порядок подготовки материала, мероприятий.

Документ, определяющий перечень учебных предметов

Состав учебного плана

Любой план оформляется заведением самостоятельно. Он внедряется и утверждается в установленном порядке. Ещё составляются положения об аттестации учеников и студентов в случае, если это не строго определено законодательством.

Учебное заведение имеет возможность составить одну или же несколько программ. Проект исполняется по расписанию и считается неотклонимым документом. Учреждение несёт ответственность за абсолютное внедрение программы и качество её реализации.

Структура учебного плана содержит:

 Требования к программе

  • определение длительности школьных уроков, учебного года и праздничных дней;
  • перечень изученных предметов;
  • деление предметов по годам обучения;
  • деление предметов на неотклонимые и необязательные;
  • недельное и ежегодное деление времени в любом классе.

План оформляется в согласовании со стандартами и с учётом примерной базисной программы общего образования. Состав документа должен отвечать нормам. Есть разные виды учебных планов.

Любое образовательное заведение делает личный проект. Его заявление и выполнение соответствует порядку, который закреплён в уставе среднего заведения, колледжа, института. Учителя имеют возможности проявлять творческую инициативу при составлении образовательного плана. Одно учебное заведение может подготовить для себя как один проект, так и несколько. Есть различные типы программ обучения — как бесплатные, так и коммерческие.

Реализацию плана можно представлять на практике. Она идёт по графику. Образовательное учреждение несёт ответственность за обеспечение того, чтобы он был полностью выполнен в установленном качестве. В школе трудоёмкость плана должна строго соответствовать нормативным требованиям федерального закона об образовании. Там, где это возможно, учащимся должно быть предоставлено право избирать предметы, которые более увлекательны и отвечают их потребностям. Значения и ценности государственной образовательной программы полностью актуальны.

Требования к педагогической программе

Учебный план и их распределение в образовательном учреждении

Образовательные и познавательные импульсы заложены в базу работы с детьми. Они должны понимать цели учебного материала. У педагогов должна быть возможность распределять, держать под контролем и расценивать образовательную ступень работы и её итоги.

Сформированная познавательная мотивация и диапазон интересов студентов, их готовность и умение трудится совместно и сотрудничать с учителями и одноклассниками — почва нравственного поведения, которое направляет деятельность человека и помогает в общении с окружающими людьми. В результате основная совместная образовательная программа должна иметь последовательность и может содержать как один, так и несколько методических направлений различного профиля.

Общеобразовательный проект учреждения должен:

  • быть создан с учётом выполнения санитарно-эпидемиологических требований и норм по условиям и подготовке работников в образовательных учреждениях;
  • гарантировать вероятность изучения и овладения государственным языком;
  • квалифицировать количество предоставленных уроков и усвоение информации из учебников с годами обучения;
  • предугадать учебные курсы, обеспечивающие образовательные нужды учащихся.

Структура учебного плана в российских школах

В документе может быть изложение нескольких характеристик планирования для различных профилей изучения. Они определяют базу для становления образовательной работы, создают систему познавательной мотивации студента, его возможности исполнять учебные цели. Проект должен принимать во внимание способы прогноза и оценки итогов образовательной работы, рассредотачивания часов, помогать делать универсальные учебные события, развивать способность студентов к командному и самостоятельному труду.

Дети при эффективном обучении обязаны получить знания о нравственном поведении и научиться работать с другими людьми. На этом этапе образовательные цели основаны на добавлении к программе тех курсов, которые увеличивают вероятность построения целостного восприятия мира, обеспечения активного согласования и индивидуальной работы с любым студентом.

Главной составляющей базисной программы будет содержание, которое гарантирует выполнение весомых задач передового образования:

  • обучение учащихся гражданской позиции;
  • ознакомление с общекультурными и государственными ценностями, информативными методологиями;
  • мотивацию продолжить в дальнейшнем обучение;
  • следование здоровому образу жизни, ведущих общепризнанных стандартов поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • личное становление учащихся в согласовании с их особенностями.

Дополнительное образование базируется на включении курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию по любому предмету.

Федеральный базовый проект обучения

Учебный план образовательного учреждения: распределение предметов

Учебные планы муниципальных учреждений являются базовыми. Тем не менее, они могут быть разработаны централизованно, как правило, в нескольких вариантах, поскольку они выбираются школой. Современные учебные заведения обычно разрабатывают собственные документы о том, что нужно изучать. Они ориентируются по профильным образовательным стандартам.

Федеральная базовая программа работает как конкретный рубеж, закладывая общую основу для развития образовательных мер и их реализации. Она предназначена для регистрации соответствующего состава школьных предметов и распределения учебного времени.

Программа обычно включает в себя инвариантную часть (обязательную), которая даёт ученикам общие культурные и национальные ценности, реализует их общие качества. Она определяет уровень и состав предметов в необходимой области, в которую входит компонент внеклассной работы, выполняемой участниками образовательного процесса.

Время, отведённое для всех частей проекта, может использоваться для увеличения учебных часов, изучения отдельных предметов в рамках всеобъемлющего понятия программы и продолжения учебных курсов, которые удовлетворяют все возможные интересы студентов.

Внеклассные мероприятия проводятся в направлении развития:

Дополнительные задания

  • нравственного;
  • духовного;
  • интеллектуального;
  • социального;
  • культурного;
  • спортивного.

Для развития потенциала профессиональных качеств составляются индивидуальные планы для учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках которых разрабатываются эти учебные программы (содержание дисциплин, модулей, курсов). Дистанционное обучение может иметь разработанный учебный план. Реализация собственных образовательных целей и программ осуществляется при поддержке наставника.

Федеральный базовый образовательный проект состоит из 3 частей, направленных на всё аспекты совместного образования. Разработка такой программы основана на понимании структуры главных программ, состава результатов общего исследования.

Содержание учебных материалов

Содержание учебных материалов в конкретном заведении зависит от особого образовательного проекта. Поскольку основы программы регулируют процесс, их позиции должны быть целенаправленными. При наличии некоторых оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской программы) образовательным учреждениям разрешается отклоняться от задач основных проектов при соблюдении требований стандарта.

Основные планы дополняются программами по разработке универсальных образовательных мероприятий, которые призваны регулировать любые аспекты формирования предметных навыков и умений. Разработка типовых образовательных проектов основана на понимании структуры базовых программ, составлении результатов совместного обучения и определении задачи образовательных итогов, отражённых в основной концепции содержания общего образования. Всем педагогам нужно знать, как составить учебный план правильно по образцу.

Читайте также: