Как распределена речная сеть по территории страны кратко
Обновлено: 04.07.2024
В географии существует специальный термин - густота речной сети. Этот показатель равен отношению длины всех рек ( от великих до самых маленьких) протекающих на определенной площади к величине этой площади.
В России густота речной сети очень различна по регионам. Это зависит от климата, рельефа территории, свою роль сыграл также доледниковый период.
Так просторы Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской равнин, Ленинградской области насыщены влагой, здесь много озер, заболоченных низменностей, огромный запас грунтовых вод. Реки тут полноводные, сама речная сеть отличается густотой и и разветвленностью.
Если рассмотреть Прикаспийскую низменность, ситуация противоположная.Это засушливый район, осадков выпадает значительно меньше, запас поверхностных и грунтовых вод незначителен, густота речной сети здесь одна из наименьших в России.
По территории России протекает свыше 2,5 миллионов рек. Подавляющее большинство из них (94,9 %) имеют длину 25 км и менее. Число средних рек, длиной от 101 до 500 км, составляет 2833 (0,1 %), число больших — 214 (0,008 %).
Реки России принадлежат к бассейнам трех океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Кроме того, часть рек впадает во внутренние, не связанные с Мировым океаном, моря и озера.
К бассейну Северного Ледовитого океана, его окраинным морям (Баренцеву, Белому, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому), относится более половины территории России (65 %). Основную, центральную, часть этого бассейна, занимают главнейшие артерии страны — реки Обь, Енисей и Лена, между которыми расположены бассейны рек Таз, Пур, Пясина, Хатанга и др. К западной части бассейна Северного Ледовитого океана относятся бассейны рек Печора, Северная Двина и Онега, к восточной — бассейны рек Яна, Индигирка, Колыма и др.
Бассейну Тихого океана принадлежит около 19 % территории России. Речной сток поступает в окраинные моря Тихого океана — Берингово, Охотское и Японское. В северной части бассейна протекают реки Анадырь и Камчатка, в южной — Амур. Реки средней части бассейна Тихого океана представляют собой короткие водотоки с небольшими площадями бассейнов.
К бассейну Атлантического океана относится около 5 % площади России, сюда входит речная сеть, принадлежащая бассейнам Балтийского, Черного и Азовского морей. Наиболее крупными реками Балтийского бассейна являются Нева, Нарва, Западная Двина, Неман; бассейна Черного моря — река Днепр; бассейна Азовского моря — реки Дон, Кубань.
Площадь Каспийской бессточной области составляет 11 % территории России. К ней относятся такие крупные реки, как Волга, Урал, Терек.
Водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов проходит по Чукотскому хребту, Анадырскому плоскогорью, горным хребтам: Колымскому, Джугджур, Становому и Яблоновому. Водораздел бессточного Каспийского бассейна образуют горные системы Саяны и Алтай, а Атлантического океана — Уральские горы, Северные Увалы и возвышенность Маанселькя.
Водораздел между бассейном Атлантического океана и Каспийским бассейном проходит по Валдайской, Среднерусской, Приволжской и Ставропольской возвышенностям, по Главному Кавказскому хребту.
На территории России реки распределены неравномерно. На пустынных пространствах Прикаспия местами рек нет совсем, а в горах Кавказа, горных системах Алтая и Восточной Сибири их очень много.
Особенность строения речной сети России заключается в преимущественно меридиональном направлении течения большинства крупных рек. Средняя густота речной сети Российской Федерации, являющаяся показателем обводнения территории, равна 0,49 км на 1 км 2 .
Большинство рек несут свои воды в Северный Ледовитый (64 %) и Тихий океаны (27 %). В Азово-Черноморском (1 %) и Каспийском бассейнах (7 %) насчитывается всего 193942 реки. На бассейн Балтийского моря приходится менее 2 % количества всех рек России.
Пять крупнейших рек России имеют водосборную площадь, превышающую 1000 тыс. км 2 . Прежде всего это река Обь, собирающая воду с обширного бассейна площадью 2990 тыс. км 2 . Площади водосбора рек Енисей, Лена и Амур составляют соответственно 2580, 2490 и 1855 тыс. км 2 . Волга — первая по величине река Европы — среди российских рек занимает лишь пятое место по площади бассейна (1360 тыс. км 2 ).
Самая большая по протяженности — река Обь (с Иртышом), длина которой, если (за исток принять реку Иртыш) составляет 5570 км. Длина рек Лена, Енисей и Амур превышает 4000 км.
Реки Волга, Колыма, Урал и Оленёк имеют протяженность более 2000 км.
По водоносности первое место среди рек России занимает Енисей со средним годовым расходом воды 19870 м 3 /с и среднемноголетним годовым стоком 630 км 3 .
Обь, имеющая самую большую площадь водосбора, по водоносности уступает не только Енисею, но и Лене: средний годовой расход воды реки Лена составляет 16300 м 3 /с, а Оби — 12600 м 3 /с. Относительно низкая удельная водоносность реки Обь объясняется тем, что в южной части ее бассейна находятся обширные внутренние бессточные районы и территории с малым поверхностным стоком.
Среди крупнейших по стоку рек мира Енисей, Лена, Обь, Амур и Волга занимают соответственно пятое, седьмое, двенадцатое, четырнадцатое и пятнадцатое места.
В настоящее время на территории России насчитывается около 60 крупных (с расходом более 100 м 3 /с) земляных каналов, проложенных в различных геологических и климатических условиях. Многие из них являются каналами комплексного назначения. Накоплен большой опыт строительства и проектирования каналов на юге России, на Урале, в Западной Сибири. Самыми крупными каналами на территории России являются: Волго-Каспийский, Беломорско-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской сухопутный, Большой Ставропольский, Терско-Кумский, Невинномысский.
На территории России насчитывается более 2,7 миллионов озер с суммарной площадью водной поверхности 408 856 км 2 . Среди них только 19 озер имеют площадь зеркала, превышающую 1000 км 2 . Суммарная площадь зеркала этих озер составляет 108 065 км 2 .
Большинство озер (98 %) — небольшие (площадь зеркала менее 1 км 2 ) и мелководные (глубина 1–1,5 м). Почти все запасы озерных вод сосредоточены в нескольких крупных водоемах. Так, объем озера Байкал, составляющий 23 тыс. км 3 , в 5 раз превышает суммарный годовой сток всех рек России.
По территории России озера распространены крайне неравномерно. В одних районах они встречаются довольно редко, зато в других занимают значительную часть поверхности — иногда до 10–50 % общей площади района. В пределах России выделяют десять озерных районов.
В Северо-Западном районе наряду с многочисленными малыми и средними озерами находятся такие крупные, как Ладожское, Онежское, Белое, Ильмень, Чудское, Псковское, Выгозеро, Сегозеро, Ковдозеро, Пяозеро, Имандра. Большинство озер имеют ледниковое происхождение. Широко распространены и тектонические озера. К этому типу относятся многие озера Карелии и Кольского полуострова. В местах неглубокого залегания легкорастворимых горных пород находятся карстовые озера. Азово-Черноморский район характеризуется многочисленной группой своеобразных озер, расположенных вдоль побережья. Их происхождение связано с деятельностью моря, в основном они представляют собой лиманы (Ейский, Бейсугский и др.). Большинство озер Прикаспийского района, охватывающего Прикаспийскую низменность, питается за счет разлива степных рек во время весенних половодий. Типичными являются временные водоемы, но имеются и большие озера — Эльтон, Баскунчак, Челкар, Сарпинские озера и др. В Западно-Сибирском районе, включающем степную и лесостепную зоны Западно-Сибирской низменности, насчитывается несколько десятков тысяч озер. Как правило, они небольшие и представляют собой плоские блюдцеобразные западины суффозионного происхождения. Озера Алтайского района развиты преимущественно в каровых котловинах, отличаются округлыми очертаниями и небольшими размерами. Самые крупные из них — Телецкое и Марка-Куль. Большинство озер Забайкальского района представляют собой останцы исчезнувших более крупных водоемов — Зун-Торей, Барун-Торей и др. В Нижнеамурском районе, охватывающем низменность, сопровождающую нижнее течение реки Амур, находится много больших по площади, но мелководных, озер (Орель, Чукчагирское, Кизи и др.). Якутский озерный район расположен на территории Лено-Вилюйской низменности и Лено-Амгинекского водораздела. Здесь насчитывается несколько десятков тысяч малых озер термокарстового происхождения. Приполярноморский район включает в себя изобилующую озерами тундровую зону побережья Северного Ледовитого океана. Происхождение озер преимущественно термокарстовое. Большинство озер Камчатского района относятся к вулканическим и расположено в кратерах и кальдерах потухших вулканов. Несмотря на малые размеры, они отличаются значительными глубинами. Самые большие из озер — Курильское и Кроноцкое. Встречаются озера другого происхождения — лагунного типа (например, озеро Нерпичье в устье реки Камчатка).
Речная сеть, однако, по территории распределена весьма неравномерно. Наряду с районами, отличающимися хорошо развитой сетью, встречаются большие пространства с чрезвычайно редкими водотоками или вообще лишенные постоянно действующих рек. Густота речной сети закономерно изменяется с изменением со отношения элементов водного баланса. Очевидно, что при прочих равных условиях речная сеть развита лучше в тех районах, где больше выпадает осадков, а потери на испарение невелики.
Собственно речная сеть в природе именно и создается для отвода избытка поверхностных вод, и, следовательно, густота ее сама по себе является показателем степени обводненности территории. На этом, в частности, были основаны многочисленные попытки в гидрологии использования данных о густоте речной сети для характеристики норм стока районов, слабо или вовсе неизученных в гидрологическом отношении.
В соответствии с этим речная сеть наиболее густо развита в областях с высоким поверхностным стоком - в лесной зоне и слабо развита в степной и, особенно, в полупустынной зонах. В пустыне местная речная сеть очень редка или вообще отсутствует ввиду ничтожно малого количества осадков и высокой испаряемости. Так, например, в Европейской части СССР, по данным Е. П. Сенкова (рис. 14), густота речной сети в лесной зоне (в бассейнах Северной Двины и Верхней Волги, в Прибал тике и других районах) , определенная по карте масштаба 1 : 1000000, достигает 0,30-0,35 км/км2. В степной зоне она уменьшается до 0,06-0,15 км/км2, а в засушливых степях нижнего Днепра и Северного Кавказа составляет 0,01-0,05 км/км2; в противовес этому в горных районах (Карпаты, Кавказ) густота речной сети резко возрастает.
Следует отметить, что густота речной сети определяется не только климатическими условиями. Важную роль играет геологическое строение и характер почво-грунтов, слагающих поверхность бассейнов. При большом количестве осадков, но при наличии легко проницаемых грунтов, речная сеть может быть редкой или совсем отсутствовать, как это, например, имеет место в районе Силурийского плато недалеко от Ленинграда.
Помимо густоты речной сети, представляет интерес характер общего размещения рек в бассейне, т. е. рисунок речной сети. Последний, в отличие от густоты сети, в значительной мере связан с местными геологическими условиями. В. А. Троицкий, рассматривая характер речной сети Европейской части СССР, устанавливает некоторые закономерности в строении и распределении типов ее рисунков. Так, например, для Средне-Русской возвышенности характерен преимущественно древовидный рисунок речной сети, для Припятского полесья и Печорской низменности - перистый и параллельно-древовидный, для Смоленско-Московской и Волыно-Подольской возвышенностей - субдендрический и т. д.
Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях характера течения, режима, питания, годового стока рек России и Липецкой области, оценить особенности рек Липецкой области для судоходства.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить формировать и закреплять ключевые понятия – река, устье, исток, речная система, речная долина, режим реки, половодье, паводок, бассейн реки, уклон, падение, глубинная эрозия, базис эрозии;
- формировать умение устанавливать зависимость рек от климата и рельефа;
- продолжить формировать умение определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.
- создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений, ясно выражать свои мысли письменно и устно;
- продолжить совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой;
- развивать умения анализировать схемы, статистический материал;
- формировать способности анализировать картосхему, карты атласа на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод;
- способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
- создание условий для формирования коммуникативной культуры;
- формировать умение работать в группе; умение выслушивать и уважать мнение других;
- способствовать формированию чувства гордости за природные богатства своего края и России;
- формировать устойчивый взгляд к бережному отношению и сохранению природных ресурсов.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Виды деятельности: работа с учебно-методическим комплексом, атласами. Формирование знаний на основе работы с картой, электронными ресурсами, таблицами, дополнительной литературой. Работа фронтальная, групповая, частично-поисковая.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Оргмомент
– Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.2. Актуализация знаний для изучения новой темы
Ребята, послушайте стихотворение
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…
…Но мне милей речушка та,
Быстра, прозрачна и чиста,
Где я босым мальчишкой в детстве,
На даче, летом, по соседству,
Рубцом, оставив в сердце память,
Нарвал кувшинок жёлтых маме.
Вопросы после прочтения:– О чём это стихотворение? Как будет называться тема нашего урока? Что можно узнать о реках из этого стихотворения? Какие реки по характеру течения у нас в районе и в области? Как человек использует реки?
3. Как распределена речная сеть по территории страныКласс делится на группы.
Задание на формирование умения работать в группе, на формирование способности анализировать карты атласа: Определите по физической карте России и Липецкой области бассейны рек Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов, бассейн внутреннего стока, реки Липецкой области (Приложение 1).
По ходу заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы:
1. Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади?
2. Почему бассейн речных систем Тихого океана вытянулся узкой полосой вдоль побережья?
3. К какому бассейну относятся реки Липецкой области.
4. Какое место по площади занимает бассейн внутреннего стока и почему?4. Глубинная и боковая эрозия, базис эрозии, падение и уклон реки
Для оценки реки в жизни и деятельности человека важно знать следующие её характеристики: падение реки и уклон.
Учебник стр. 99, таблица на стр. 311, карты атласа.
Задание на формирование понятий – уклон, падение: пользуясь текстом учебника, раздаточным материалом определите превышение истока реки над устьем. Определите уклон реки. Сделайте вывод.5. Расход воды в реке и годовой сток
Очень важными характеристиками рек, особенно для судоходства, строительства гидроэлектростанций, является расход воды и годовой сток, зависящие от климата.
Учебник стр. 100-101, приложение стр. 311, карты атласа.
Задание на формирование умения определять по статистическим материалам особенности главных речных систем страны: пользуясь текстом учебника, таблицей на стр. 311 сделайте вывод о величине годового стока и зависимости водоносности реки от климата.
Самая многоводная река России – Енисей.
Почему Енисей – самая полноводная река России, несмотря на то, что осадков в бассейне Енисея выпадает меньше, чем в бассейне Печоры, Сев. Двины, Оби?
Как ещё проявляется влияние климата на реки?6. Питание и режим рек
Задание на развитие умения анализировать схемы: по раздаточным схемам “Типы водного режима” определите, типы водного режима рек России, данные внесите в таблицу (Приложение 1).
Задание на совершенствование умения работать с учебной и дополнительной литературой: по картам учебника или атласа определите, в каком климатическом поясе преобладают:- реки с весенним половодьем;
- реки с паводочным режимом;
- реки с летним половодьем.
– Для чего необходимо изучать режим рек?
– В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным.
Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены ГЭС, плотины и водохранилища.
– Назовите зарегулированные реки Липецкой области?Подведение итогов работы с таблицей.
7. Рефлексия
– Какую новую информацию получили о реках?
– Что для вас было трудно, в чём преуспели?Вернёмся к нашей гипотезе.
Гипотеза: Если реки Липецкой области относятся к равнинному типу, то на них возможно судоходство.
Подтвердили мы или опровергли гипотезу, выстроенную в начале урока?8. Домашнее задание (учитель кратко комментирует домашнее задание)
П.15, задание РТ на стр. 41, работа с картой.Читайте также: