Что такое лак кратко

Обновлено: 07.07.2024

Л. спиртовые. Спиртовой Л. есть простой раствор смолы в винном или древесном спирте. Последний самостоятельно употребляется весьма редко, но часто служит подмесью к винному спирту с целью удешевления Л. Из смол применяются шерлак (или шеллак), сандарак и мастика. Смола измельчается в тонкий порошок и заливается спиртом в 92—95°, в стеклянных бутылях или баллонах; растворение ведется при обыкновенной комнатной темп. и ускоряется постоянным взбалтыванием. Смола берется всегда в избытке, с целью получения раствора вполне насыщенного. Так приготовленный Л. процеживается. Эта операция в производстве спиртовых Л. считается самой трудной, она на различных заводах ведется различно и охраняется тщательно от посторонних, считаясь секретом заводов. Обыкновенное процеживание совершается помощью стеклянных воронок, выложенных войлоком или суконными цедилками; воронки прикрываются стеклами с мелкими отдушинами для доступа воздуха. Процеживание идет весьма медленно и всегда сопряжено с потерей спирта. Спиртовые Л. получают название от смол, на которых они приготовлены. Так, отличают Л. шерлачные, сандарачные и сандарачно-шерлачные. Мастика самостоятельно не употребляется и служит подмесью к названным смолам. Подмесь мастики мягчит лаковую пленку, но увеличивает ее блеск. Л. спиртовой, разжиженный спиртом, называется политурой. Кроме сказанных подразделений, спиртовые Л. и политуры еще получают свои названия от цвета, в который окрашены; так известны красные, желтые, белые и различные цветные Л. Спиртовые Л. идут для лакировки и полировки деревянных изделий. Лаковый слой не выносит влияний наружной атмосферы и особенно боится сырости и резких перемен температуры; в закрытых же помещениях, при обыкновенных условиях комнатного воздуха, сохраняется долго.По твердости слоя первое место принадлежит Л. шерлачным; сандарачные Л. дают более мягкую лакировку, но они всегда получаются светлее. Цветные Л. подкрашиваются анилиновыми красками, готовятся обыкновенно на сандараке с примесью мастики, служат для лакировки металлических изделий, игрушек, оловянных капсулей и пр. Цвет их, по неустойчивости анилиновых пигментов, весьма непрочен.

подобно спиртовым, приготовляются простым растворением смол в скипидаре. Скипидарные лаки подразделяются на белые и черные; для приготовления первых служить смола даммаровая, для черных — асфальт. Даммаровые Л. обыкновенно ценятся по своему оттенку; самые светлые, почти белые, называются Л. эмалевыми. Л. даммаровые, желтоватые, готовятся трех сортов, обозначаемых №№ 1, 2 и 3, все отличие которых заключается в густоте оттенка; чем Л. светлее, тем он ценится дороже и идет под № 1. Подразделение на сорта асфальтовых Л. делается в зависимости от подмеси канифоли (гарпиуса), служащей для удешевления этих Л. в ущерб их качествам. Асфальтовых Л. также имеется три сорта, означаемых в торговле №№ 1, 2 и 3. Производство скипидарных лаков обыкновенно связано с производством лаков масляных, тогда как производство спиртовых лаков с производством масляных и скипидарных ничего общего не имеет. Л. скипидарные приготовляются следующим образом: смолы даммара или асфальт дробятся на куски величиной в орех и в такомвиде всыпаются в медный котелок, подогреваемый на очаге. При темп. около 200° Ц. даммара и асфальт размягчаются (смолы, назначаемые для скипидарных лаков, до жидкой плавки доводить не следует; размягченная смола снимается с очага и обливается в котелке скипидаром, который быстро смешивается со смолой, для чего следует только тщательно перемешивать их железной лопаткой, мешалкой, и скипидар прибавлять малыми порциями. Обыкновенно приливается на 10 частей смолы 30 ч. скипидара по весу. Л., таким образом приготовленный, в теплом состоянии сливается в отстойные резервуары, где отстаивается от 2 до 3 недель, и затем уже поступает в торговлю. Применение скипидарных Л. довольно ограничено; их лаковая пленка мягка, гигроскопична и влияния внешней атмосферы не выдерживает. Все сорта даммаровых Л. употребляются для лакировки поверхностей, окрашенных в белый или в самые светлые колеры. Черный, асфальтовый Л. идет для лакировки дешевых железных изделий или самых простых малярных того же цвета окрасок.

пользуются самым обширным и разнообразным применением, поэтому и ассортимент их весьма многочислен. Материалами для производства масляных лаков служат: льняное масло, скипидар и различные сорта копалов. Льняное масло идет в виде олифы (см.), которую заготовляют ранее. Скипидар употребляется только высокой очистки, обыкновенно для лакового дела берут скипидары франц. и американский, получаемые при производстве канифоли. Из копалов — самого важного материала — пользуются особым предпочтением все сорта копала-каури, копала-манилла, занзибар, ангола, сиерра-леона и копал вестиндский (хрустальный). От выбора всех поименованных материалов зависят качества и достоинства масляных Л. Производство масляных Л. более сложно, чем спиртовых и скипидарных; кроме того, здесь требуется особенный навык, опыт и тщательное наблюдение. Все производство состоит из следующих операций: а) приготовления олифы, б) сортировки, в) дробления, г) плавления копалов, д) варки Л. и е) отстаивания их. Лаковая олифа приготовляется из сухого, отстойного льняного масла; масло подогревается до температуры 260° Ц. в особом медном открытом котле на голом огне и во время варки олифы в него прибавляют немного свинцового сахара и борно-кислого марганца. Сваренная олифа должна на пробном стекле высыхать в течение 18 часов, не давать отлипи и представлять собой прозрачную бесцветную, блестящую и эластичную пленку. Такая олифа является не только растворителем копалов, но сама служит главным составным элементом лаковой оболочки. Линоксеин олифы, соединяясь с копалами, уничтожает их хрупкость, дает эластичность лаковой пленке и служит важным условием прочности и устойчивости масляной лакировки. Лаковая олифа заготовляется в запас, сохраняется в отстойных резервуарах и только в чистом, отстоянном виде идет для приготовления Л. Сортировка копалов играет также важную роль в производстве. Торговые их сорта получаются в кусках различной величины, различной степени прозрачности и цвета и даже различной твердости. При сортировке отбираются куски, однородные по цвету, чистоте, величине и твердости, и каждый сорт в отдельности служит для приготовления особого сорта или № Л. Дробление копалов производится помощью ручной машинки, употребляемой для колки сахара; при известном навыке один человек в день может надробить около 6 пудов копала. Отсортированный, дробленый копал поступает в плавку и затем в варку Л. Большинство масляных Л. производится из смешения нескольких сортов копала. Подбор и относительная пропорция их для приготовления известн. сорта или, как говорят, специальности Л. и составляет обыкновенно секрет заводов. Комбинации смешений, ввиду огромного выбора копалов и др. смол, бесчисленны, и всякий завод имеет свои приемы и рецепты. Различные копалы имеют различную твердость, а следовательно, и различную температуру плавления. Есть копалы, как занзибар, cиeppa-леона и др., плавящиеся выше 400° Ц, поэтому при плавлении следует соблюдать такой порядок, чтобы в плавильные котлы засыпалась раньше порция тугоплавкого копала и после ее расплавления прибавлялись требуемые по рецептам более легкоплавкие копалы и др. смолы. Эта предосторожность уменьшает пригорание смол и дает болеесветлые оттенки Л., но на практике почтивсегда мастера смешивают сразу дробленыекопалы и смесь подвергают одновременнойплавке. Плавка и варка представляют собой самые сложные и трудные операции в производстве Л. При плавлении копалов происходит обильное выделение летучих продуктов, легко воспламеняемых, поэтому устройство лаковарных очагов требует специальных приспособлений. Плавка копалов и варка Л. на крупных заводах производятся в больших медных котлах емкостью в 30—40 ведер, помещаемых на очагах, устроенных в полу лаковарни. Над котлом находится воронкообразный железный колпак, с тягой, для отвода летучих продуктов. Котел снабжен цепью, посредствомкоторой, с помощью установленного вблизи крана, он во всякое время может быть снятс очага. Во все время плавки, начало которой определяется появлением тяжелых паров и газов в виде дыма, копал перемешивается железной мешалкой. По окончании плавки, что узнается по прекращению выделения дыма, котел снимают с очага, и врасплавленный копал, при постоянном перемешивании, вливают по частям определенную порцию олифы, предварительно подогретой до 250° Ц.; затем котел опять устанавливают на очаг и начинают варку. Эта операция требует особенного знания и опыта. Все достоинство Л. зависит от определенияконца его варки. Л. недоваренный или переваренный бракуется. Конец варки определяется постоянными пробами варимого Л. Пробы эти производятся помощью стекляннойпалочки, которой варимый Л. берут каплямина плоское стекло, и по цвету, густоте и липкости этих капель узнают окончание варки. Сваренный Л. снимают с очага и даютостыть до 200° Ц. По достижения этой температуры начинают, при постоянном перемешивании, приливать по частям заранее отвешенную порцию скипидара, причем котел помещают под колпаком с тягой, так как разбавка Л. скипидаром сопровождаетсясильным выделением паров и газов. Затем Л. дают остыть и остывший, готовыйЛ. сливают в отстойные резервуары. На малых заводах, а некоторые Л. и на заводах крупных варят в медных котелках меньшего размера, емкость которых не превосходит 4—5 ведер. Для таких котелков (ручных) устраиваются особые очаги и самые котелки имеют специальную конструкцию со шлемом, отводящим газы в вытяжную трубу, и отверстием, через которое помощью мешалки производится постоянное перемешивание содержимого котелка. Плавка и варка производятся точно так же, как и в больших котлах. Классическим рецептом масляного Л. считается следующий: 14 ч. копала, 43 ч. олифы и 25 ч. скипидара. При этом, однако, следует заметить, что всю суть лакового производства составляют выбор и пропорция копалов, особенности приготовления олифы и способ плавления копалов и варки Л. Отстаивание масляных Л. производится в особых отстойных отделениях, где помещаются соответствующие резервуары. Отстойное отделение должно иметь температуру не ниже 20° Р и быть свободно от сырости. Резервуары делаются из котельного железа вместимостью от 50 до 100 пд. Л. Для каждого сорта Л. должно иметь, по крайней мере, два резервуара, так как отстаивание продолжается не менее 6-ти месяцев. Отстоявшийся Л. переливается и запаивается в жестяные галлоны, вмещающие от 5 фн. до 1 пд. Л., в которых Л. и поступают в продажу. Масляные Л. подразделяются на экипажные, малярные и специальные. Между экипажными Л. отличают: Л. подготовительный — для подготовки поверхности под окраску, Л. под №№ 2 и 3 — для первых слоевлакировки по окраске под шлифовку и Л. № 1 и № 0 — для последних слоев лакировки экипажей. Из Л. малярных отметим Л. половые, которых бывает несколько номеров, по цвету и качеству. Они отличаются особенной твердостью пленки и идут для лакировки крашеных полов. Л. малярные копаловые, копало-янтарные — тоже по несколько номеров — предназначаются вообще для лакировки по дереву и по всякой окраске, если требуется блеск и если поверхность подвержена влияниям наружной атмосферы. Из лаков специальных имеют большое значение различные сорта Л.: кожевенных, клееночных, обойных, жестяных, черных японских и пр. Подробности производства, применения и испытание лаков см. И. С. Оссовецкий, "Малярное дело".

(франц. laque) — название красок, представляющих соединение красящих органических веществ с так называемыми основаниями, чаще всего с гидратом и основными солями глинозема, с магнезией. Эти краски, стертые на масле, прозрачны и потому были бы очень полезны и даже незаменимы в некоторых случаях в живописи, но, к сожалению большей частью, не противостоят действию света и воздуха. Особенно непрочны Л. кошенильные (laques carminé es, de Paris, de Vienne), различные стиль де грен (de grain) — Л. сложного состава. Л. резедовый (l. de gaude — Reseda luteola) считается более прочным; цвет его желтый. Он есть соединение лютеолина с глиноземом и его солями. Вполне прочен только крапплак или Л. гарансовый (Krapplack, laque de garance), которого красное красильное вещество извлекается из искусственного ализарина. Этот лак есть соединение ализарина и пурпурина с гидратом глинозема и стирается на масле. Индийская желтая (Indisches gelb, jaune indien) не есть собственно Л., но по физическим свойствам может быть причислен к таковым. Прочен и употребляется в акварельной и масляной живописи. Зеленые Л., продаваемые под различными названиями, суть смешения желтых Л. с различными синими красками; при очень красивых тонах отличаются непрочностью. Зеленый минеральный Л. — название, несвойственно данное фабрикантами краске, приготовляемой из купоросов — медного и цинкового. Черный Л., приготовляемый из отвара кампешевого дерева, средней хромово-калиевой соли и уксусной кислоты на масле и не приготовляется.


1. Раствор смол в спирте, скипидаре или масле, которым покрывают поверхность предметов для придания блеска, предохранения от порчи и т. п. У столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Чехов, Каштанка. По окончании этой тончайшей миниатюры на яйце, она покрывалась спиртовым белейшим лаком. Репин, Далекое близкое.

2. мн. ч. (ла́ки, -ов). Общее название художественных изделий из дерева, папье-маше, металла, покрытых таким раствором и украшенных росписью, инкрустацией или резьбой. Художественные лаки. Лаки Палеха.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет реакции окислительной полимеризации. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные.

В настоящее время существуют лаки, не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры, которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ — отвердителей или катализаторов.

ЛАК, а (у), м. [ит. lacca]. 1. Раствор смолы в спирте, употр. для придания блеска различным предметам. Покрыть что-н. лаком. Навести на что-н. л. Разные сорта лаков. || только ед. Блестящий, высохший слой такого раствора на поверхности какого-н. предмета. Л. на картине потрескался. || перен., только ед. Блеск, маслянистое сияние. Глаза подергиваются лаком. Чхв. 2. перен., только ед. Внешний блеск, лоск, показная сторона чего-н. Петербургский лак на нее наведен. Тргнв. 3. собир. Изделия из дерева, папье-маше, украшенные живописью и покрытые слоем лака (спец.). Лукутинские лаки.

лак I

2. перен. художественное изделие из дерева, папье-маше, металла или другого материала, покрытое таким раствором и украшенное росписью, инкрустацией или резьбой

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

лак II

1. представитель одного из коренных народов Дагестана

2. область в центральной части Кот-д’Ивуара

3. административный регион в Республике Чад

4. коммуна в регионе Аквитания, департамент — Атлантические Пиренеи, входит в состав кантона Арти-э-Пеи-де-Субестр

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова резолютивный (прилагательное):

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Покрытие лаком

Великий Страдивари всю свою жизнь посвятил одной цели – добиться максимальной чистоты звучания скрипки. Состав и способ покрытия играли в этом первостепенную роль. Однако во времена мастера использовался лишь масляный лак, секрет изготовления которого передавался из поколения в поколение.

Мир изменился. Стремительное развитие технологий дает нам широкий выбор материалов для покрытия изделий, в том числе и лаков. Наш обзор поможет выбрать наиболее подходящий для ваших задач материал, чтобы вещь, сделанная своими руками, продолжала радовать как можно дольше.

Содержание

Для чего лакировать изделия

Многие виды рукоделия на завершающем этапе изготовления предлагают покрыть изделие лаком. Важность этой процедуры сложно переоценить. Лакирование выполняет ряд важных функций:

  • Придает работе законченный вид. Более того, покрытие лаком способно скрыть дефекты и огрехи, допущенные в процессе работы.
  • Защищает поверхность от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды (перепады температур, влажность, пыль, грязь и др.). Лакированная поверхность более устойчива к появлению царапин, выгоранию на солнце или набуханию из-за попадания влаги. Защитная пленка, которую образует лак, не дает материалу разрушаться.
  • Имеет декоративный эффект. Современные лаки способны не только подчеркнуть яркость красок и дать благородный блеск вашей картине, шкатулке, статуэтке или любому другому изделию, но и могут обладать различными декоративными свойствами – эффектом состаривания, иметь в своем составе блестки или делать поверхность бархатистой на ощупь. Если же мы говорим о живописи, то лак подчеркивает мелкие детали рисунка, делая картину более объемной.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Покрытие лаком

Общие правила выбора лака

При выборе лака рекомендуем придерживаться ряда простых правил:

  • Лак должен быть совместим с материалом изделия. Например, не все акриловые лаки ложатся на металл. Любой лак на водной основе не подходит для работы с поталью.
  • Должна обеспечиваться высокая степень адгезии лака по отношению к материалу покрытия.
  • Необходимо учитывать, в каких условиях будет храниться или использоваться сделанная вами вещь – в помещении или на воздухе, подвергаться воздействию высоких температур или влажности, пыли и др. Иными словами, необходимо оценивать, насколько защитные свойства того или иного лака подходят под решения конкретно ваших задач.
  • Если лак выполняет декоративную функцию, то необходимо четко представлять, какой результат хотите получить – глянцевые лаки дают блики, а матовые сохраняют текстуру дерева или камня, делая материал более прочным и долговечным.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. До/после покрытия лаком

Виды лаков

Акриловые лаки (глянцевые и матовые)

Акриловый лак – наиболее популярный и востребованный у рукодельниц вид покрытия. Чаще всего в продаже можно встретить акриловые лаки на водной основе, но для масляной живописи может использоваться лак на основе скипидара.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Акриловый лак

В основе состава лежит бесцветная неокрашенная акриловая смола с добавлением различных стабилизаторов и загустителей.

Акриловый лак обладает множеством преимуществ. Данный вид лака можно отнести к числу универсальных по многим показателям. В первую очередь, его можно использовать для покрытия поверхностей из различных материалов: дерева, гипса, камня, стекла, керамики, картона и др. А также он используется не только как финишное покрытие, но и отлично смешивается с водоразбавляемыми красками (гуашь, темперные, акриловые), придавая им большую насыщенность цвета. При добавлении в гуашевые краски дополнительно придаёт ей устойчивость к истиранию.

После высыхания лак становится водонерастворимым, что позволяет очищать поверхность изделия при помощи водных растворов. Акриловый лак может наноситься как грунтовое покрытие на самых различных материалах подложки. Гипсовая поверхность после нанесения на неё грунта в виде акрилового лака существенно меньше осыпается, а текстильной подложке он придает дополнительную жесткость.

Распространено применение акрилового лака как связующего звена для самостоятельного приготовления красок, он придает им глубину цвета и шелковистый глянец.

Акриловый лак незаменим в декупаже. Он активно используется как финишное покрытие различных декоративных изделий: шкатулок, часов, панно, зеркал, статуэток и фоторамок. Акриловый лак отлично подходит для перелакировки цветных покрытий, а также позволяет смягчить границы переходов, защитить промежуточные слои изделия.

Главным недостатком данного вида лака является то, что для его нормальной кристаллизации, необходимо во время всего периода его высыхания поддерживать влажность воздуха не менее 50%, что весьма проблемно осуществить в зимний период.

Подведем итог, акриловый лак – водорастворимый, практически не имеет запаха, не горит, после высыхания становится абсолютно прозрачным, со временем не желтеет, может использоваться практически на всех материалах. Экологически чистый материал. Бывает трех видов – глянцевый, матовый и полуматовый (сатиновый). Для нанесения используют синтетические кисти или валики. Производители предлагают также лак в виде аэрозоля, использование которого позволяет добиться более равномерного покрытия, без следов от кисти.

Алкидный лак

В основе алкидного лака лежит смесь алкидных смол с органическим растворителем. Данный вид покрытия отличается высокий влагостойкостью, отлично переносит резкие перепады температур, имеет высокие декоративные качества. Не имеет себе равных по созданию защитного слоя, который препятствует механическим воздействиям. Алкидный лак, проникая в глубокие слои древесины, подчеркивает натуральную красоту материала.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Алкидный лак

Алкидным лаком покрывают изделия, которые будут интенсивно эксплуатироваться. При нанесении на древесину она становится не подверженной гниению и грибку, а металлические изделия алкидный лак защищает от коррозии. Изделия, покрытые алкидным лаком, обладают огнеупорностью.

Расход алкидного лака существенно меньше, если сравнивать его с акриловым.

Главные недостатки – токсичен, имеет достаточно длительный период высыхания, а также ярко выраженный неприятный запах. Работать с таким лаком необходимо в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, чтобы избежать интоксикации.

Для нанесения используются кисти или специальные валики с пористой основой.

Нитролак

Нитролак – синтетический лак, имеет схожий состав с алкидным, но высыхает намного быстрее. Область применения нитролака – создание защитного и декоративного покрытия изделий из древесины. После лакирования изделие можно полировать.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Нитролак

Лак готов к использованию, не требует предварительной грунтовки поверхности, так как имеет высокую адгезию. Наносится кистью, валиком или краскопультом.

Яхтный лак

Яхтный лак относится к строительным разновидностям. Как покрытие для творческих работ яхтный лак отлично себя зарекомендовал в качестве финишного покрытия изделий, которые эксплуатируются в жестких погодных условиях: флюгеры, кормушки, дверные таблички, уличные элементы декора. Такие изделия часто выполнены в технике декупажа.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Яхтный лак

Цапон

Представляет собой смесь искусственных смол и нитроцеллюлозы. В лак можно добавлять органические красители.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Цапон

Отличительная черта лака цапон – термостойкость. Покрытие наносится в два слоя поверх акрилового лака. Используется для декорирования термокружек, подставок под горячее, столешниц, подносов.

Лак имеет неприятный запах, так как разбавляется ацетоном.

Полиуретановый лак

Полиуретановые лаки, в отличие от алкидных, выпускаются на водной основе, поэтому практически не имеют запаха, не токсичны, быстро сохнут. Встречаются варианты на масляной основе, отличающиеся большей влагостойкостью.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Полиуретановый лак

Полиуретановый лак идеально подходит для декупажа разделочных досок, однако покрывать лаком следует только ту сторону, которая не используется для разделки. Вторую сторону рекомендуем пропитать льняным маслом, что защитит древесину и будет полностью безопасно для здоровья.

Также полиуретановый лак хорошо подходит для декупажа изделий, которые используются в ванной комнате, бане или сауне: полочки, вешалки, различные декоративные элементы.

Полиуретановый лак без включения в состав латексного компонента используется для покрытия изделий из полимерной глины.

Данное покрытие безопасно для здоровья, не токсично, существенно повышает срок службы изделий, эффективно защищает от воздействия влаги и механических нагрузок.

Клей-лак для декупажа

Как следует из названия, клей-лак выполняет сразу две функции: скрепляет слои между собой и защищает изделие от воздействия внешних факторов. Выпускается на водной основе, добавление в состав акрила позволяет защитить поверхность от механических повреждений.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Клей-лак для декупажа

В отличие от обыкновенного клея ПВА, специализированный состав не желтеет, а текстура обеспечивает равномерное нанесение. Однако для придания большей прочности рекомендуется дополнительно использовать финишный состав.

Шеллак

Шеллак считается первым лаком, который начали использовать мастера для декорирования своих работ. Его основу составляет натуральная смола, выделяемая определенным видом насекомых.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Шеллак

Шеллак можно использовать как финишное покрытие на любом виде краски, однако наиболее выигрышно он смотрится на металлике.

Шеллак – один из немногих видов лака, который можно использовать для декорирования потали. Интересный эффект получается при декорировании шеллаком гипса, так как шеллак бывает не только прозрачным, но и цветным. Если для гипса сделать пропитку, состоящую из шеллака и канифоли, то внешне гипсовая плитка становится похожей на мрамор.

Кракелюрный лак

Кракелюрный лак используется художниками для одноименного процесса – кракелюра, говоря проще, состаривания картины. Аналогичным образом используют кракелюрный лак и в декупаже.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Кракелюрный лак

Кракелюрный лак бывает двух видов – одношаговый и двухшаговый. В первом варианте лак наносится между двумя контрастными слоями краски. Второй вариант предполагает нанесение на слой шеллака.

Для работы с кракелюрным лаком используется исключительно синтетическая кисть, а в самом помещении не должно быть пыли.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Кракелюрный лак

В конце работы изделие покрывается защитным акриловым (или другим подходящим) лаком, так как покрытие выполняет исключительно декоративную функцию.

Ретушный лак

Применяется как промежуточный слой в масляной живописи. Улучшает адгезию слоев краски, сохраняет их яркость. Лаковая пленка имеет обратимый эффект – легко растворяется в специальных жидкостях. В этой связи данный лак нельзя использовать как покрывной – он имеет обратный эффект. Для нанесения используют тампон или кисть.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Ретушный лак

Даммарный лак

Используется как добавка к краскам либо же как покрывной лак, обладает густой консистенцией. Главным достоинством выступает способность защитить полотно от воздействия ультрафиолета. Даммарный лак улучшает оптические свойства красок. Однако с течением времени этот лак желтеет, поэтому не рекомендуется его применять для картин, нарисованных в холодных тонах.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Даммарный лак

Минусом даммарного лака является его гигроскопичность, то есть он проницаем для влаги. В условиях повышенной влажности мутнеет, не обеспечивает картине необходимого уровня защиты.

Стекловидный лак

Отличается высокими пластическими свойствами и износоустойчивостью. Стекловидный лак целесообразно использовать как финишное покрытие изделий из кожи, выполненных в технике декупажа (кошельки, корешки книг, обложки для документов, визитницы, кожаная обувь). Он образует эластичную, устойчивую к истиранию пленку.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Стекловидный лак

Битумный лак

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Битумный лак

Поверх битумного лака для защиты поделки необходимо наносить несколько слоев финишного покрытия, подобранного в соответствии с материалом изделия. Битумный лак наносится кисточкой, а образовавшиеся излишки удаляются ватным тампоном или натуральной тканью.

Фацетный лак

Относится к лакам для декорирования. По своим свойствам схож с кракелюрным лаком, однако имеет консистенцию густой пасты. При высыхании дает весьма эффектные трещинки. В основном используется для декорирования изделий из стекла в технике декупажа. Для финишного покрытия используют глянцевый акриловый лак. Весьма эффектно сочетание патины на фацетном лаке. Красиво смотрится лак на тарелочках, витражах, елочных украшениях.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Фацетный лак

Особенностью нанесения выступает использование мастихина.

Аэрозольный лак

Это не конкретная разновидность лака, а форма выпуска. В виде аэрозолей выпускаются различные лаки: акриловые, алкидные, полиуретановые и др. Несомненным достоинством таких лаков выступает их полная готовность к использованию – не нужно приобретать дополнительно кисти или валики, а также нет необходимости их разводить. Слой, нанесенный аэрозольным лаком, получается более ровным и без резких перепадов.

На фото изображено - Виды лаков: выбираем правильно, рис. Аэрозольный лак

Многообразие видов лака поражает воображение и открывает широкий простор для творчества. Лакирование изделий придает им законченный вид, защищает от неблагоприятных воздействий, а использование лаков для декорирования придает им неповторимый шарм и колорит. Мы же рекомендуем не ограничивать свою фантазию, использовать различные материалы для создания неповторимых работ, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.

Купить лаки мелким (от ведра) и крупным оптом можно, заполнив форму заявки либо написав нам на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Лаки состоят из растворителей и связующих веществ. В качестве связующих компонентов применяют растительные масла, природные или искусственные смолы. Роль растворителей играет вода либо органические вещества.

Защитные составы, в которых вода играет роль растворителя, называют водорастворимыми. Вода в них, благодаря современным технологиям, не оказывает негативного воздействия на качество продукта. Наоборот, водорастворимые составы считаются более безопасными для человека. К тому же, время высыхания таких материалов значительно меньше, чем у лаков, в которых растворители представлены органическими веществами.

Выбирая лак, необходимо изучить информацию о его составе, свойствах, мерах безопасности во время работы. Также необходимо соблюдать технологию окрашивания, согласно инструкции производителя. Только в этом случае можно получить качественное лакированное покрытие.

На современном рынке множество различных видов лаков, изготовленных на разных основах. Наиболее распространенные:

Существуют и узконаправленные материалы, применяющиеся исключительно для определенных целей, например, судовые, паркетные, пропиточные, т.п. Рассмотрим свойства разных ЛКМ.

Алкидные

Данный вид лаков содержит в своем составе органические растворители и синтетические алкидные смолы. ЛКМ хорошо противостоят действию воды и влаги. С помощью алкидных лаков можно получить качественную высокопрочную поверхность. Но не стоит забывать, что данные материалы токсичны, при работе с ними необходимо придерживаться правил безопасности. Инструмент для нанесения: распылитель, кисть либо валик.

Поверхность, выкрашенная алкидным лаком, имеет привлекательный, нарядный вид.

Существуют виды алкидных лаков: для работ снаружи или внутри помещения, для универсальных работ.

Недостаток: длительное (до 72 часов) время высыхания лакированной поверхности. Для устранения этого недостатка и уменьшения срока высыхания при производстве используют отвердители, тем самым снижая время сушки до 24 часов.

Алкидные лаки: ГФ-166, ГФ-280, ГФ-177, ПФ-170, ПФ-171, ПФ-283, ПФ-231 (паркетный), ПФ-587, другие.

Нитроцеллюлозные

- необходимость применения средств для защиты дыхательных путей;

- длительное присутствие запаха лака в окрашенном помещении.

Нитролаки имеют повышенную устойчивость к действию минеральных масел, бензина. Но это качество не актуально при использовании их в жилых помещениях. Некоторые производители улучшают влагостойкость за счет добавления в состав алкидных смол.

Надо отметить, что данный вид лака практически не используется в развитых странах из-за повышенной токсичности.

Купить нитролак можно следующих марок: НЦ-218, НЦ-551, НЦ-222, НЦ-243, НЦ-62, НЦ-134, НЦ-2144, НЦ-228, НЦ-276, НЦ-5198, НЦ-221, пр.

Масляные

Это продукция, сочетающая органические растворители, растительные масла, синтетические и природные смолы, в качестве составных элементов.

Поверхность, выкрашенная масляным лаком, прозрачная и твердая. Цвет покрытия после высыхания, зависит от вида связующих веществ, и может меняться от светлого желтого до темного коричневого. Это позволяет получить богатую палитру оттенков лакированной поверхности. Масляные лаки используют для лакирования деревянных изделий или для улучшения вида поверхности, ранее обработанной масляными красками.

Период высыхания варьирует от нескольких часов до суток. Скорость сушки зависит от влажности и температуры окружающей среды.

Недостаток материала: низкая стойкость к истиранию, воздействию моющих веществ.

Купить масляные ЛКМ можно марок: МА-401, МА-592, МА-594 (Мордан).

Битумные

Данный вид лаков содержит в своем составе каменноугольный либо нефтяной битум, растворенный в органическом растворителе (зачастую – уайт-спирит или его смесь с сольвентом или ксилолом). Битумные лаки классифицируют на: масляные, безмасляные (зависимо от состава). После нанесения масляного материала формируется нерастворимое и неплавкое покрытие, а безмасляного – плавкое.

Среди основных свойств данного вида лаков можно отметить высокую влагостойкость, способность эффективно защищать металлические поверхности от коррозии, превосходные диэлектрические характеристики. Но материалы имеют и некоторые недостатки, например, недостаточно высокая светостойкость (относится к безмасляным).

Применяются битумные составы в строительстве, многих отраслях промышленного производства, но наиболее широко – в электротехнике: для защиты от коррозии двигателей, деталей, узлов электромашин.

Купить электроизоляционные битумные лаки можно: пропиточные (БТ-987, БТ-980, БТ-988), клеющие (БТ-95), покрывные (БТ-982, БТ-99). Востребованы также: БТ-5100, БТ-577, БТ-783.

Акрилатные (акриловые)

Данный вид лаков можно условно разделить на водорастворимые и на основе других растворителей.

Применяют для окрашивания: паркета; деревянных окон; поверхностей из дерева, бетона, кирпича. Отдельный продукт данной серии - для покрытия батарей отопления. Акрилатные водорастворимые лаки используют в основном для отделки внутренних помещений. Снаружи зданий, сооружений с такими материалами обычно не работают.

Акриловые лаки, в состав которых входят органические растворители, отвердители и другие компоненты, могут характеризоваться совершенно другими свойствами, в сравнении с водоэмульсионными. Некоторые акриловые ЛКМ широко используют для окраски железнодорожного транспорта, оборудования, керамики, различных металлов и, соответственно, могут эксплуатироваться на открытом воздухе, ввиду высоких антикоррозионных свойств, эксплуатационных характеристик.

Купить полиакриловые и другие виды: АК-1112, АК-578, АК-1104, АК-113, АК-156, др.

Эпоксидные

Данный вид лаков имеет много разновидностей – для паркета, пропиточный, антикоррозионный и пр. Производители предоставляют большой выбор продукции, где каждая единица лакокрасочного материала эксплуатируется для конкретной цели. При этом весь спектр продукции отличается повышенной прочностью, стойкостью к механическим и химическим воздействиям, достаточно высокой стоимостью.

Эпоксидная продукция применяется для поверхностей различных типов.

Примером служат лаки, используемые для покрытия дерева непосредственно в жилых помещениях. Эти лакокрасочные материалы способны раскрыть всю красоту деревянной поверхности, подчеркнуть ее декоративность. Но для предметов мебели из дерева, которые подвергаются интенсивным механическим воздействиям, их используют.

Эпоксидные лаки, содержащие малое количество вредных включений, имеют высокую стоимость.

Марки эпоксидных ЛКМ: ЭП-074, ЭП-185, ЭП-075, ЭП-0110 пропиточный, ЭП-2178, ЭП-2146 (паркетный), ЭП-5122, ЭП-540, ЭП-524, ЭП-547, ЭП-541, ЭП-730, ЭП-55, ЭП-79, ЭП-741, ЭП-9114М и др.

Полиуретановые

Материалы, образующие защитные покрытия с большим набором ценных свойств, благодаря чему очень востребованы на рынке ЛКМ. Данный вид лака позволяет после отверждения получать покрытие с высокой износостойкостью, твердостью, прочностью, устойчивостью к воздействию окружающей среды (повышенная влажность, воздействие света и пр.), хорошей адгезией к подложке, а также высокими декоративными характеристиками.

Зависимо от состава лакокрасочного материала, различают несколько их видов на основе полиуретана, которые отличаются по свойствам и назначению. Полиуретановые составы, несмотря на достаточно высокую стоимость, широко применяются как в промышленности (например, отделка железнодорожных вагонов), так и в быту (ЛКМ по древесине и пр.).

Некоторые востребованные марки: УР-0231, УРФ-1, УРФ-1М, пр.

Паркетные лаки имеют высокую прочность к абразивному износу и механическим ударам (например, от падения на пол различных предметов). При этом их стойкость к температурным перепадам, воздействию атмосферы и влаги достаточно низкая.

Существует ряд паркетных лаков, в состав которых включены полиуретановые смолы. Этот компонент придает покрытию эластичность, способствует уменьшению деформации деревянной поверхности и исключает образование трещин. Эти свойства благоприятно сказываются на общем состоянии полового покрытия, которое может быть нестабильным из-за разности нагрузок на различные участки пола.

Виды паркетных лаков: УРФ-1, МЧ-0163, ЭП-2146, ПФ-231, др.

Недостатком такого продукта является малая стойкость к истиранию на горизонтальной поверхности. В частности, их лучше не эксплуатировать для покрытия пола. К лодочным и яхтным лакам относятся: ЭП-075, алкидно-уретановый яхтный, др.

Читайте также: