Как работают музыкальные школы
Обновлено: 30.06.2024
С радостью поддержу этот разговор: за последние годы схема обучения претерпела некоторые изменения, что и порождает неоднозначности в данном вопросе. Разберёмся в них поэтапно.
Начнём сверху
ВЫСШЕЕ музыкальное образование (консерватории, музыкально-педагогические институты) оказывается доступным по мере получения диплома о СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ образовании в той же области. Это принципиальный момент. После ДМШ в консерваторию поступить невозможно, даже если средняя школа окончена в полном объёме.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ музыкальное образование обеспечивают ССМШ (школы-"десятилетки") и училища (колледжи). Это равноценные по итоговому смыслу организации, предполагаюшие, однако, совершенно различные исходные сценарии.
ССМШ - средние специальные музыкальные школы - имеются в России в весьма ограниченном количестве (в Москве это - ЦМШ и ССМШ при Гнесинской Академии). Реальный срок обучения в подобных школах составляет 11 - 12 лет, не считая подготовительного отделения. Музыкальные предметы объединены с общеобразовательным циклом, что позволяет сконцентрироваться на главном. Общеобразовательные дисциплины по количеству часов в неделю сокращены (с первых же лет обучения), в то время как музыкальные - с самого начала, без "разгона", преподаются жёстко, активно, на высочайшем уровне.
Поступить в ССМШ можно не только в первый класс, но и в более старшем возрасте - при должном уровне подготовки. Контингент постоянно обновляется, "фильтруется", не тянущие программу безжалостно отбраковываются. Сильнейшие успешно подходят к выпуску и поступлению в ВУЗ. Таким образом, чисто теоретически возможно долгие годы, вплоть до консерватории, учиться локализованно, ничего не меняя, никуда не переходя и не перепоступая. Таков путь самых одарённых - и одновременно дисциплинированных.
УЧИЛИЩА настраивают на более мягкий, лояльный, человечный подход к профессии музыканта. В этой образовательной схеме, фактически, исключается жёсткий прессинг вплоть до 15 - 16 лет, что крайне привлекательно по отношению к детской психике.
До девятого класса включительно, обучающиеся дети посещают общеобразовательную школу и ДМШ /ДШИ, получая, по мере окончания, автономно аттестаты двух учебных заведений. Выдерживая вступительные экзамены в училище (колледж), подростки попадают туда строго на четыре года. Возможно поступление в музыкальное училище после 10-го либо 11-го класса, что наименее эффективно для юношей (по известной всем призывной причине).
Общеобразовательный цикл, соответствующий программе 10-го и 11-го классов, представлен в училищах в сокращённом, адаптированном виде, хотя последние годы прослеживается тенденция к усилению этого блока. Педагогов, особенно представителей гуманитарного направления, обязывают выводить студентов к выпуску на уровень полной готовности к ЕГЭ. В то же время - ни по одному из школьных предметов - для поступления в консерваторию ЕГЭ не требуется.
Училища - явление повсеместное, минимум по одному на субъект федерации. При достаточном усердии со всех сторон учебного процесса, училища выпускают конкурентноспособных (в том числе - по европейским меркам) профессионалов.
А теперь - собственно к ДМШ
Разговор о профессиональных перспективах был нам совершенно необходим, дабы обозначить роль непосредственно детской музыкальной школы. Начиная с "нулевого" уровня познания, этот школьный этап призван подвести к высоким результатам, серьёзным умениям и навыкам.
Так было всегда, но всегда же и возникал закономерный вопрос: а как быть тем, кто не настроен поступать в училище? Разве нельзя позаниматься музыкой в удовольствие, ради формирования слушательской культуры?
Как следствие единых требований для всех, вплоть до недавнего времени человеческие конфликты и недовольства были, увы, нормой для среднестатистической ДМШ. Принцип "Всем не угодишь" тормозил абитуриентов училищ, а любителей кружкового подхода просто уничижал.
Логичное решение подоспело в последние годы - в виде разделения программ на предпрофессиональную и общеразвивающую. По факту, разнятся не столько сами учебные планы, сколько требования.
Предпрофессиональная программа требует ежегодного подтверждения статуса ученика. Тем самым, дифференциация может пойти на пользу всем категориям обучающихся. "Предпрофы" подтягиваются к уровню младшей и средней ступени ССМШ, тем самым прогнозируя более сильные наборы в училищах.
Как бы то ни было, музыкальная школа далека от досуговости. Общеразвивающая программа, несмотря на лояльный подход к аттестации, не реализуется без регулярных домашних усилий и репетиций.
Музыкальные школы, как правило, производят набор на фортепианное, струнное, духовое, народное (инструментальное), иногда также хоровое и вокальное отделения. Существуют специализированные хоровые школы (с большей нагрузкой по хору, меньшей - по инструменту). Их выпускники при поступлении в училище претендуют на дирижёрско-хоровое отделение.
Ученики ДМШ/ДШИ, кроме пианистов, начиная со второго-третьего класса, получают уроки общего фортепиано.
Занятия по сольфеджио, музыкальной литературе (1-3 классы - "слушание музыки"), хору обязательны для всех. Струнники и народники, многие духовики посещают ансамбли, оркестр.
Музыкальные школы, чисто теоретически, бесплатны для поступивших на бюджет. Можно оплатить через бухгалтерию дополнительные часы, по договорённости с педагогами.
Вступительные испытания могут показаться сложными, хотя и декларируется не более чем проверка природных данных семилетнего ребёнка. Всегда в выигрыше - посещавшие дошкольную группу (в течение года или двух). Эти занятия дороги, к тому же, для многих трудны в организации.
Вынуждена констатировать: в ДМШ/ДШИ не так легко попасть, хотя держаться в контингенте - проще.
Автору безусловно радостно, если краткий рассказ о музыкальном образовании в России Вас заинтересовал. Спасибо за прочтение и изучение!
Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?
Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.
Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным
" Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.
Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.
Можно сделать музыку профессией или ее частью
Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада - даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.
" И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!
Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.
Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:
Понятно, что этот ряд можно продолжать.
Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!
Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.
Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21
Образование после школы Другие статьи автора
Добрый день!
Кто-нибудь может что-то сказать о музыкальном лицее (СПб) и школе "Тутти" (СПб). Как поступить, как учат, куда потом можно поступить с таким образованием?
Я все же ЗА музыкальную школу. Сын закончил - 6 лет на гитаре, около 10 лет когда было пошел учиться. Учился без фанатизма, просто как вторая школа была у него. При этом еще и в оркестре был. Пока учился в музыкалке и параллельно в др кружках, то был постоянно занят, в обычной школе тоже хорошо учился. А как музыкалку закончил в 9-м классе, так все. Куча времени свободного стало и сразу в комп. игры с друзьями стал рубиться постоянно. Гитару с тех пор как закончил музыкалку в руки не брал, но какие его годы, лучше владеть инструментом и вернуться к нему если будет желание, чем не владеть.
Дочь тоже в музыкалку пошла. На флейту. Ходит второй год, не сказать чтобы в восторге, но пока учится. При чем ей сначала не нравился хор, прям совсем. Потом поменялся преподаватель, теперь хор любимый предмет и сольфеджио ( один и тот же преподаватель там), а вот на флейте трудновато с преподавателем дело идет
Очень важно попасть к хорошему преподавателю - 80% успеха
Мне кажется музыкалка для развития ребенка отлично подходит, а особенно если ребенку нравится.
1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!
Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).
Все хорошо, пока у ребенка есть способности к музыке. Когда их нет, а его пытаются учить по общей программе и гнобят за то, что у него почти ничего не получается, то никакой любви к музыке вы не получите, вы получите невротика с ненавистью к любому музыкальному инструменту и нежеланием вообще учиться чему-либо. Тут надо или брать индивидуального педагога, причем не обычного, а именно для проблемного ребенка, либо прекращать эти пытки и отдавать ребенка куда-то еще, где у него будет получаться. Есть и третий способ, так скажем, химический, но сюда его писать нельзя, во избежание.
"За"! Только "за"). Все трое моих ходили в "музыкалку" и закончили). Приводила их к учителю и говорила, что мы для себя, для развития!) Обучение там не только развивает мелкую моторику и мозги, но и искореняет множество комплексов! Ребенок, вышедший на сцену, никогда не побоится потом отвечать у доски. А чувство локтя и коллективизма в оркестрах и хорах. А чувство ответственности!! А слово "надо", когда уже не можешь?). Доходят до выпуска самые сильные духом!). Да что там говорить- у нас в школе обучались дети с ДЦП И астматики! Отдавайте деток на духовые, если есть проблемы с дыханием- помогает! Только "за"!
Средняя дочь очень музыкальная. С 5 лет занимается вокалом, сейчас ей почти 12лет.
С прошлого года попросила ее записать в муз.шк. Сдала экзамен, зачислена по классу фортепиано. Приобрели электронный инструмент, чтобы занимаясь ни кому не мешать ( можно в наушниках).
Ей очень повезло с учителями! Учится с большим удовольствием, очень успешна! В школу ходит с большим желанием и интересом.
Летом очень ждала занятий, разбирала произведения, чем очень порадовала учителя.
Старшая играет на гитаре. Училась не в муз шк, а в студии банрдовской песни, просто для себя.
Младшая дочка тоже музыкальная. Хочет в муз.школу уже сейчас)) пока 4 годика.
Это мнение, что музыкалка - это трудно и тяжело - подогревалась и поддерживалась определенными чиновниками и их единомышленниками из, как ни странно, из числа педагогов музыкальных школ. Сейчас эти чиновники перешли на другие должности, и разговоры постепенно сходят на нет. Родители начали понимать, что их дети получают бесценный опыт, и готовы бороться за концепцию, за существование музыкальных школ. А теперь, когда музыкальные школы получили особый статус, очень хочется надеяться, что педагоги перестанут быть просто поставщиками образовательных услуг
Спасибо большое за статью. Дочь учится в дши 2класс (фортепиано ) и она сама попросила её записать, ходила год платно на подготовку, сдала экзамены и поступила. Перед 1сентября сказала в музыкалку пойду, а вот в обычную нет. Не знаю что будет дальше, но мне нравится её трудолюбие, я помогаю чем могу, правда ноты забываю. Да и в обычной она хорошо учится, легко выступает с докладами, сценки, песни итд. Я за ДМШ главное чтобы это было по душе, а не через слезы и угрозы.
в музыкалке главное найти свое. остальное для развития кругозора. и сейчас смотришь на людей которые что то играют а ты им на октаву выши возьми и будет норм. и пой чуть пониже. а они не понимают ))) эх как я любила оркестр. 5 лет меня оттуда было не вытащить, причем пришла не умея играть на домре. а в итоге фортепиано бросила и только в оркестре играла. а вот индивидуальные по домре не смогла осилить. так и осталась только в оркестре на первой партии или соло.
Младшая у меня очень музыкальная.. еще годик подрастем и буду отдавать.. еще есть теория что занятия музыкой развивают мозг и математика (да и все технические науки) даются в разы легче и понятнее
Я тоже ЗА ДМШ Помимо получения знаний о музыкальном искусстве, ребенок развивает моторику рук, а следовательно и речь, учится петь и работает над дикцией, выполняет задания и тренирует усидчивость. Дети, обучающиеся в дмш, лучше учатся в школе, их мозг становится более восприимчивым к новой информации А умеренная игра на духовом инструменте вообще полезна для легких ( но тут важно не переусердствовать). И обучение можно выбрать 5 или 7 лет
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.
Вся музыкальная школа перешла в онлайн
Большинство инструменталистов в музыкальных школах занимаются специальностью с педагогом индивидуально, фортепиано не исключение. Помимо этого, ученики обязаны посещать групповые занятия по сольфеджио, музыкальной литературе и хору. И индивидуальные, и групповые занятия перешли в онлайн-формат.
Проблемы со звуком и связью
Раньше занятия по фортепиано проходили так: в классе ребёнок показывал преподавателю, что выучил дома, и вместе они корректировали его игру. Когда произведения уже выучены, преподаватель и ребёнок работали над техникой и динамикой, а также характером игры и эмоциями. Теперь всё то же самое приходится проделывать онлайн.
Зачем подростку Бетховен
Помимо звуковых проблем, преподаватели сталкиваются и с организационными, особенно это касается занятий с маленькими детьми
Родители стали больше времени уделять занятиям
Времени на каждого ребёнка стало уходить гораздо больше: в положенные 45 минут уложиться не получается
Дома хорошо, но в школе всё-таки лучше
Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе
Минкульт призвал разрешить очные занятия музыкальных и художественных школ в регионах, где это позволяет эпидемиологическая ситуация. В Москве родители уже несколько недель протестуют против дистанционного обучения будущих художников и музыкантов. Сегодня в столице закрыты двери 140 таких учреждений. Однако на профильном заседании в Минкульте представители столицы не смогли уточнить, будет ли хоть как-то смягчен дистанционный формат работы школ искусств в ближайшее время.
Инструментальный вопрос
Как отметила замминистра культуры РФ Ольга Ярилова, в России сейчас 4 823 детских школ искусств. 4 100 из них работают очно, 383 — в смешанном формате, 339 — строго дистанционно.
— Нам бы хотелось, чтобы школ, работающих очно, становилось больше, — подчеркнула Ольга Ярилова.
Она также отметила проблему отсутствия музыкальных инструментов дома у многих детей и попросила регионы отдавать их ученикам на время дистанционных занятий.
— Проработайте в индивидуальном порядке с родителями и учениками, узнайте, не нужно ли им помочь с инструментами, это можно организовать, — добавила Ольга Ярилова.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко — об отношениях с США, ситуации в Нагорном Карабахе и карантине в РФ
Кроме того, замминистра призвала регионы наладить горячие линии для педагогов и родителей детей, которые учатся в ДШИ.
— У родителей могут быть вопросы. Что-то не понравилось, не так прошел урок или вообще не прошел, у нас должна быть обратная связь об этом, — добавила замминистра.
Грустная мелодия
В Москве сейчас 140 учреждений дополнительного художественного образования, в которых учатся 77 тыс. детей. Сейчас все эти школы работают в дистанционном формате (70% занятий в онлайн-режиме, 30% в виде записи уроков), отметил на совещании в Минкульте заместитель начальника управления образования департамента культуры Москвы Александр Леонов.
— Да, это непросто. Педагоги расценивают этот формат как вынужденную меру, так как обучение надо продолжать. Организована горячая линия для педагогов, — рассказал эксперт.
50 на 50
В отдельных регионах России ДШИ и сейчас работают как обычно.
— В Уральском федеральном округе есть территории, где занятия во всех школах искусств проходят очно. В частности, в Челябинской области, ХМАО, ЯНАО, это 433 школы, — отметила замдиректора департамента культуры Тюменской области Анна Кривоносова.
Такие же территории есть в Приволжском федеральном округе, где из 1 089 школ только 15% частично или полностью переведены на дистанционный формат.
— В Кировской, Пензенской областях, Республике Татарстан, Мордовии обучение проходит очно, ничего не поменялось, — пояснила министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова.
Есть примеры, когда на дистанционку школы отправились из-за болезни преподавателей и по просьбе самих родителей. Так, по заявлению родителей на онлайн-формат перешли 11 школ в Карачаево-Черкесии, отдельные классы в Кабардино-Балкарии и Ингушетии (0,7% от общего количества школ в Северокавказском округе), рассказала министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачёва.
Проблемы ДШИ поможет решить федеральная программа, считают руководители провинциальных учебных заведений
Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов поделился проблемами, которые возникли в ходе удаленки.
— Во многих малых населенных пунктах, селах просто не хватало мощности интернета, чтобы обеспечить одновременно и основное обучение, и обучение по программам школ искусств. В конце учебного года мы много работали с Роспотребнадзором, чтобы добиться очной сдачи выпускных экзаменов в тех муниципалитетах, где не такая напряженная ситуация. Мы этого добились и проводили многие выпускные испытания в очном формате с соблюдением санитарных норм. Так было, например, в Калининградской области, — рассказал Сергей Емельянов.
По его словам, в Северо-западном федеральном округе 426 школ искусств, большинство из них сейчас работают в очном формате, включая Санкт-Петербург. Смешанные форматы есть в Карелии. Остальные регионы ждут, когда им разрешат заниматься очно.
Читайте также: