Как работают музыкальные школы

Обновлено: 30.06.2024

С радостью поддержу этот разговор: за последние годы схема обучения претерпела некоторые изменения, что и порождает неоднозначности в данном вопросе. Разберёмся в них поэтапно.

Начнём сверху

ВЫСШЕЕ музыкальное образование (консерватории, музыкально-педагогические институты) оказывается доступным по мере получения диплома о СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ образовании в той же области. Это принципиальный момент. После ДМШ в консерваторию поступить невозможно, даже если средняя школа окончена в полном объёме.

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ музыкальное образование обеспечивают ССМШ (школы-"десятилетки") и училища (колледжи). Это равноценные по итоговому смыслу организации, предполагаюшие, однако, совершенно различные исходные сценарии.

ССМШ - средние специальные музыкальные школы - имеются в России в весьма ограниченном количестве (в Москве это - ЦМШ и ССМШ при Гнесинской Академии). Реальный срок обучения в подобных школах составляет 11 - 12 лет, не считая подготовительного отделения. Музыкальные предметы объединены с общеобразовательным циклом, что позволяет сконцентрироваться на главном. Общеобразовательные дисциплины по количеству часов в неделю сокращены (с первых же лет обучения), в то время как музыкальные - с самого начала, без "разгона", преподаются жёстко, активно, на высочайшем уровне.

Поступить в ССМШ можно не только в первый класс, но и в более старшем возрасте - при должном уровне подготовки. Контингент постоянно обновляется, "фильтруется", не тянущие программу безжалостно отбраковываются. Сильнейшие успешно подходят к выпуску и поступлению в ВУЗ. Таким образом, чисто теоретически возможно долгие годы, вплоть до консерватории, учиться локализованно, ничего не меняя, никуда не переходя и не перепоступая. Таков путь самых одарённых - и одновременно дисциплинированных.

УЧИЛИЩА настраивают на более мягкий, лояльный, человечный подход к профессии музыканта. В этой образовательной схеме, фактически, исключается жёсткий прессинг вплоть до 15 - 16 лет, что крайне привлекательно по отношению к детской психике.

До девятого класса включительно, обучающиеся дети посещают общеобразовательную школу и ДМШ /ДШИ, получая, по мере окончания, автономно аттестаты двух учебных заведений. Выдерживая вступительные экзамены в училище (колледж), подростки попадают туда строго на четыре года. Возможно поступление в музыкальное училище после 10-го либо 11-го класса, что наименее эффективно для юношей (по известной всем призывной причине).

Общеобразовательный цикл, соответствующий программе 10-го и 11-го классов, представлен в училищах в сокращённом, адаптированном виде, хотя последние годы прослеживается тенденция к усилению этого блока. Педагогов, особенно представителей гуманитарного направления, обязывают выводить студентов к выпуску на уровень полной готовности к ЕГЭ. В то же время - ни по одному из школьных предметов - для поступления в консерваторию ЕГЭ не требуется.

Училища - явление повсеместное, минимум по одному на субъект федерации. При достаточном усердии со всех сторон учебного процесса, училища выпускают конкурентноспособных (в том числе - по европейским меркам) профессионалов.

А теперь - собственно к ДМШ

Разговор о профессиональных перспективах был нам совершенно необходим, дабы обозначить роль непосредственно детской музыкальной школы. Начиная с "нулевого" уровня познания, этот школьный этап призван подвести к высоким результатам, серьёзным умениям и навыкам.

Так было всегда, но всегда же и возникал закономерный вопрос: а как быть тем, кто не настроен поступать в училище? Разве нельзя позаниматься музыкой в удовольствие, ради формирования слушательской культуры?

Как следствие единых требований для всех, вплоть до недавнего времени человеческие конфликты и недовольства были, увы, нормой для среднестатистической ДМШ. Принцип "Всем не угодишь" тормозил абитуриентов училищ, а любителей кружкового подхода просто уничижал.

Логичное решение подоспело в последние годы - в виде разделения программ на предпрофессиональную и общеразвивающую. По факту, разнятся не столько сами учебные планы, сколько требования.

Предпрофессиональная программа требует ежегодного подтверждения статуса ученика. Тем самым, дифференциация может пойти на пользу всем категориям обучающихся. "Предпрофы" подтягиваются к уровню младшей и средней ступени ССМШ, тем самым прогнозируя более сильные наборы в училищах.

Как бы то ни было, музыкальная школа далека от досуговости. Общеразвивающая программа, несмотря на лояльный подход к аттестации, не реализуется без регулярных домашних усилий и репетиций.

Музыкальные школы, как правило, производят набор на фортепианное, струнное, духовое, народное (инструментальное), иногда также хоровое и вокальное отделения. Существуют специализированные хоровые школы (с большей нагрузкой по хору, меньшей - по инструменту). Их выпускники при поступлении в училище претендуют на дирижёрско-хоровое отделение.

Ученики ДМШ/ДШИ, кроме пианистов, начиная со второго-третьего класса, получают уроки общего фортепиано.

Занятия по сольфеджио, музыкальной литературе (1-3 классы - "слушание музыки"), хору обязательны для всех. Струнники и народники, многие духовики посещают ансамбли, оркестр.

Музыкальные школы, чисто теоретически, бесплатны для поступивших на бюджет. Можно оплатить через бухгалтерию дополнительные часы, по договорённости с педагогами.

Вступительные испытания могут показаться сложными, хотя и декларируется не более чем проверка природных данных семилетнего ребёнка. Всегда в выигрыше - посещавшие дошкольную группу (в течение года или двух). Эти занятия дороги, к тому же, для многих трудны в организации.

Вынуждена констатировать: в ДМШ/ДШИ не так легко попасть, хотя держаться в контингенте - проще.

Автору безусловно радостно, если краткий рассказ о музыкальном образовании в России Вас заинтересовал. Спасибо за прочтение и изучение!

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта


Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?

Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.


Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным

" Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.

Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта
Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта
Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта


Можно сделать музыку профессией или ее частью

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта

Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада - даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.

" И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!

Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.

Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта

Понятно, что этот ряд можно продолжать.

Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!

Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.

Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21


Образование после школы Другие статьи автора

Добрый день!
Кто-нибудь может что-то сказать о музыкальном лицее (СПб) и школе "Тутти" (СПб). Как поступить, как учат, куда потом можно поступить с таким образованием?

Я все же ЗА музыкальную школу. Сын закончил - 6 лет на гитаре, около 10 лет когда было пошел учиться. Учился без фанатизма, просто как вторая школа была у него. При этом еще и в оркестре был. Пока учился в музыкалке и параллельно в др кружках, то был постоянно занят, в обычной школе тоже хорошо учился. А как музыкалку закончил в 9-м классе, так все. Куча времени свободного стало и сразу в комп. игры с друзьями стал рубиться постоянно. Гитару с тех пор как закончил музыкалку в руки не брал, но какие его годы, лучше владеть инструментом и вернуться к нему если будет желание, чем не владеть.

Дочь тоже в музыкалку пошла. На флейту. Ходит второй год, не сказать чтобы в восторге, но пока учится. При чем ей сначала не нравился хор, прям совсем. Потом поменялся преподаватель, теперь хор любимый предмет и сольфеджио ( один и тот же преподаватель там), а вот на флейте трудновато с преподавателем дело идет
Очень важно попасть к хорошему преподавателю - 80% успеха

Мне кажется музыкалка для развития ребенка отлично подходит, а особенно если ребенку нравится.

1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!

Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).

Все хорошо, пока у ребенка есть способности к музыке. Когда их нет, а его пытаются учить по общей программе и гнобят за то, что у него почти ничего не получается, то никакой любви к музыке вы не получите, вы получите невротика с ненавистью к любому музыкальному инструменту и нежеланием вообще учиться чему-либо. Тут надо или брать индивидуального педагога, причем не обычного, а именно для проблемного ребенка, либо прекращать эти пытки и отдавать ребенка куда-то еще, где у него будет получаться. Есть и третий способ, так скажем, химический, но сюда его писать нельзя, во избежание.


"За"! Только "за"). Все трое моих ходили в "музыкалку" и закончили). Приводила их к учителю и говорила, что мы для себя, для развития!) Обучение там не только развивает мелкую моторику и мозги, но и искореняет множество комплексов! Ребенок, вышедший на сцену, никогда не побоится потом отвечать у доски. А чувство локтя и коллективизма в оркестрах и хорах. А чувство ответственности!! А слово "надо", когда уже не можешь?). Доходят до выпуска самые сильные духом!). Да что там говорить- у нас в школе обучались дети с ДЦП И астматики! Отдавайте деток на духовые, если есть проблемы с дыханием- помогает! Только "за"!

Средняя дочь очень музыкальная. С 5 лет занимается вокалом, сейчас ей почти 12лет.
С прошлого года попросила ее записать в муз.шк. Сдала экзамен, зачислена по классу фортепиано. Приобрели электронный инструмент, чтобы занимаясь ни кому не мешать ( можно в наушниках).
Ей очень повезло с учителями! Учится с большим удовольствием, очень успешна! В школу ходит с большим желанием и интересом.
Летом очень ждала занятий, разбирала произведения, чем очень порадовала учителя.
Старшая играет на гитаре. Училась не в муз шк, а в студии банрдовской песни, просто для себя.
Младшая дочка тоже музыкальная. Хочет в муз.школу уже сейчас)) пока 4 годика.

Это мнение, что музыкалка - это трудно и тяжело - подогревалась и поддерживалась определенными чиновниками и их единомышленниками из, как ни странно, из числа педагогов музыкальных школ. Сейчас эти чиновники перешли на другие должности, и разговоры постепенно сходят на нет. Родители начали понимать, что их дети получают бесценный опыт, и готовы бороться за концепцию, за существование музыкальных школ. А теперь, когда музыкальные школы получили особый статус, очень хочется надеяться, что педагоги перестанут быть просто поставщиками образовательных услуг

Спасибо большое за статью. Дочь учится в дши 2класс (фортепиано ) и она сама попросила её записать, ходила год платно на подготовку, сдала экзамены и поступила. Перед 1сентября сказала в музыкалку пойду, а вот в обычную нет. Не знаю что будет дальше, но мне нравится её трудолюбие, я помогаю чем могу, правда ноты забываю. Да и в обычной она хорошо учится, легко выступает с докладами, сценки, песни итд. Я за ДМШ главное чтобы это было по душе, а не через слезы и угрозы.

в музыкалке главное найти свое. остальное для развития кругозора. и сейчас смотришь на людей которые что то играют а ты им на октаву выши возьми и будет норм. и пой чуть пониже. а они не понимают ))) эх как я любила оркестр. 5 лет меня оттуда было не вытащить, причем пришла не умея играть на домре. а в итоге фортепиано бросила и только в оркестре играла. а вот индивидуальные по домре не смогла осилить. так и осталась только в оркестре на первой партии или соло.
Младшая у меня очень музыкальная.. еще годик подрастем и буду отдавать.. еще есть теория что занятия музыкой развивают мозг и математика (да и все технические науки) даются в разы легче и понятнее

Я тоже ЗА ДМШ Помимо получения знаний о музыкальном искусстве, ребенок развивает моторику рук, а следовательно и речь, учится петь и работает над дикцией, выполняет задания и тренирует усидчивость. Дети, обучающиеся в дмш, лучше учатся в школе, их мозг становится более восприимчивым к новой информации А умеренная игра на духовом инструменте вообще полезна для легких ( но тут важно не переусердствовать). И обучение можно выбрать 5 или 7 лет

Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.

Вся музыкальная школа перешла в онлайн

Большинство инструменталистов в музыкальных школах занимаются специальностью с педагогом индивидуально, фортепиано не исключение. Помимо этого, ученики обязаны посещать групповые занятия по сольфеджио, музыкальной литературе и хору. И индивидуальные, и групповые занятия перешли в онлайн-формат.

Проблемы со звуком и связью

Раньше занятия по фортепиано проходили так: в классе ребёнок показывал преподавателю, что выучил дома, и вместе они корректировали его игру. Когда произведения уже выучены, преподаватель и ребёнок работали над техникой и динамикой, а также характером игры и эмоциями. Теперь всё то же самое приходится проделывать онлайн.


Зачем подростку Бетховен

Помимо звуковых проблем, преподаватели сталкиваются и с организационными, особенно это касается занятий с маленькими детьми

Родители стали больше времени уделять занятиям


Времени на каждого ребёнка стало уходить гораздо больше: в положенные 45 минут уложиться не получается

Дома хорошо, но в школе всё-таки лучше


Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе

Минкульт призвал разрешить очные занятия музыкальных и художественных школ в регионах, где это позволяет эпидемиологическая ситуация. В Москве родители уже несколько недель протестуют против дистанционного обучения будущих художников и музыкантов. Сегодня в столице закрыты двери 140 таких учреждений. Однако на профильном заседании в Минкульте представители столицы не смогли уточнить, будет ли хоть как-то смягчен дистанционный формат работы школ искусств в ближайшее время.


Инструментальный вопрос

Как отметила замминистра культуры РФ Ольга Ярилова, в России сейчас 4 823 детских школ искусств. 4 100 из них работают очно, 383 — в смешанном формате, 339 — строго дистанционно.

— Нам бы хотелось, чтобы школ, работающих очно, становилось больше, — подчеркнула Ольга Ярилова.

Она также отметила проблему отсутствия музыкальных инструментов дома у многих детей и попросила регионы отдавать их ученикам на время дистанционных занятий.

музыкальная

— Проработайте в индивидуальном порядке с родителями и учениками, узнайте, не нужно ли им помочь с инструментами, это можно организовать, — добавила Ольга Ярилова.


Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко — об отношениях с США, ситуации в Нагорном Карабахе и карантине в РФ

Кроме того, замминистра призвала регионы наладить горячие линии для педагогов и родителей детей, которые учатся в ДШИ.

— У родителей могут быть вопросы. Что-то не понравилось, не так прошел урок или вообще не прошел, у нас должна быть обратная связь об этом, — добавила замминистра.

Грустная мелодия

В Москве сейчас 140 учреждений дополнительного художественного образования, в которых учатся 77 тыс. детей. Сейчас все эти школы работают в дистанционном формате (70% занятий в онлайн-режиме, 30% в виде записи уроков), отметил на совещании в Минкульте заместитель начальника управления образования департамента культуры Москвы Александр Леонов.

учитель


— Да, это непросто. Педагоги расценивают этот формат как вынужденную меру, так как обучение надо продолжать. Организована горячая линия для педагогов, — рассказал эксперт.

50 на 50

В отдельных регионах России ДШИ и сейчас работают как обычно.

— В Уральском федеральном округе есть территории, где занятия во всех школах искусств проходят очно. В частности, в Челябинской области, ХМАО, ЯНАО, это 433 школы, — отметила замдиректора департамента культуры Тюменской области Анна Кривоносова.


Такие же территории есть в Приволжском федеральном округе, где из 1 089 школ только 15% частично или полностью переведены на дистанционный формат.

— В Кировской, Пензенской областях, Республике Татарстан, Мордовии обучение проходит очно, ничего не поменялось, — пояснила министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова.

Есть примеры, когда на дистанционку школы отправились из-за болезни преподавателей и по просьбе самих родителей. Так, по заявлению родителей на онлайн-формат перешли 11 школ в Карачаево-Черкесии, отдельные классы в Кабардино-Балкарии и Ингушетии (0,7% от общего количества школ в Северокавказском округе), рассказала министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачёва.

интернет


Проблемы ДШИ поможет решить федеральная программа, считают руководители провинциальных учебных заведений

Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов поделился проблемами, которые возникли в ходе удаленки.

— Во многих малых населенных пунктах, селах просто не хватало мощности интернета, чтобы обеспечить одновременно и основное обучение, и обучение по программам школ искусств. В конце учебного года мы много работали с Роспотребнадзором, чтобы добиться очной сдачи выпускных экзаменов в тех муниципалитетах, где не такая напряженная ситуация. Мы этого добились и проводили многие выпускные испытания в очном формате с соблюдением санитарных норм. Так было, например, в Калининградской области, — рассказал Сергей Емельянов.

По его словам, в Северо-западном федеральном округе 426 школ искусств, большинство из них сейчас работают в очном формате, включая Санкт-Петербург. Смешанные форматы есть в Карелии. Остальные регионы ждут, когда им разрешат заниматься очно.

Читайте также: