Как работать в языковой школе

Обновлено: 07.07.2024

Английский язык — самый востребованный в мире. На каждого англоговорящего (а это и носители языка, и те, кто учил грамматику в школе) найдется свой ученик: от абитуриентов и детей амбициозных родителей до бизнесменов, которые хотят прокачать навыки международных переговоров. Профессиональная преподавательница английского Елена Притыкина составила план для начинающего тьютора на основании международных рекомендаций и своего 20-летнего опыта.

Нет ничего убедительнее цифр. Данные немецкой статистической организации Statista и Британского Совета подтверждают:

  • на английском языке говорит больше всего людей в мире; в 2021 году именно он признан родным для 1348 млн человек (для сравнения: официальных носителей китайского 1120 млн, хинди — 600 млн);
  • каждый четвертый житель планеты использует английский в повседневном общении;
  • английский язык играет важную экономическую роль, добавляя в бюджет только Великобритании в среднем 2 млн фунта стерлингов в год за счет студентов, приезжающих получать и совершенствовать знания.

И конечно, язык Шекспира становится источником морального и материального удовлетворения для тех, кто решил посвятить себя его преподаванию. Однако предварительно стоит взвесить все за и против.

Преимущества работы

Частные учителя по-прежнему востребованы. Ценность индивидуального подхода в образовании в Оксфорде и Кембридже оценили еще в XVI веке, и в XXI ничего не изменилось. Конечно, гаджеты со счетов сбросить нельзя — но всё же вряд ли они способны пробуждать в учениках неуемное стремление к знаниям или хотя бы ответственное отношение к учебе.

Чем репетиторство лучше работы офлайн, например, в школе? Это позволяет:

1. Занять нишу, даже если вы только начинаете

2. Работать в максимально безопасных (с учетом COVID-19) условиях

Дистанционное обучение английскому набирает обороты. 81,3% учителей готовы идти именно этим путем; 32% слушателей курсов хотя бы один из них берут онлайн. Даже самые консервативно настроенные осознают удобство — для кого-то, возможно, вынужденное — общения через экран.

3. Прогнозировать доход


4. Выбирать между индивидуальной работой и сотрудничеством со школой

В первом случае учитель сам определяет для себя стоимость часа занятий, которая его устраивает. Для квалифицированных педагогов — получивших сертификат TEFL, TESOL, CELTA или аналогичный — границы не страшны. При этом репетитор в США может рассчитывать на плату в 20–30 долларов, в Великобритании — 15–20 фунтов, а в странах Евросоюза и в Москве — 15–20 евро.

В регионах России и СНГ цены на услуги репетитора английского существенно разнятся (от 400 до 6000 рублей за занятие). Всегда есть желающие найти недорогой вариант, что дает новичкам надежду занять бюджетную нишу на старте.

Опытные тьюторы получают 65–75% от указанного в прайс-листе сайта гонорара; начинающим порой предлагают вообще унизительную зарплату. Но даже эти два доллара в час (реальная ставка в очень известной онлайн-школе) оказываются привлекательной суммой для коллег из, например, Узбекистана или Туркменистана — ведь это больше, чем средняя плата в этих странах.

Частное репетиторство процветает как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме уже упомянутых регионов, учителя английского востребованы в Японии, Южной Корее, Марокко, Мьянме, Сингапуре, Бразилии, Зимбабве, Танзании, Малайзии, Камбодже, Египте, на Тайвани и Мальте.

Почему растет спрос на частных учителей:

Такая ситуация на руку тьюторам. Тот, кто хорошо знает язык, но не имеет опыта преподавания (выпускник института, состоявшийся специалист в другой сфере, решивший переквалифицироваться, юный блогер-билингв), имеет все шансы преуспеть.

Однако тому, кто хочет стать преподавателем английского, нужно быть готовым соответствовать. Например, менять характер — возможно, кардинально.

Какие качества важны для тьютора

Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.

Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.

Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.

Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду. А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.

Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.

Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.

А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.

Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.

Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.

Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.

Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.

Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.

Бережное отношение к личности : уважение — основа взаимоотношений.

Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога. Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.

Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.

Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).

Удивить ученика всем этим уже на первом занятии — значит заложить фундамент надежного сотрудничества, возможно, на несколько лет вперед.

Это крайне заманчиво, ведь особой стабильности в работе индивидуального репетитора нет. И в этом, пожалуй, заключается самый серьезный недостаток выбранной специализации.


Три варианта легкого старта

Альтернативы есть, но их не так много.

1. Пойти работать в онлайн-школу

2. Создать свой онлайн-курс

Может помочь пособие How to Start and Run a Home Tutoring Business (Stellman and Howse, 2007; Spring Hill House, Oxford) — краткое, наглядное и легкое для понимания.

3. Заниматься со знакомыми

Так начать проще, но есть и свои подводные камни: если в отношениях что-то пойдет не так, о небольшой плате за услугу никто не вспомнит, а вот обида останется надолго. Возможно, за ней последует и дурная слава: сарафанное радио работает без устали и ему доверяют многие.

Как организовать работу

При выборе любой из описанных моделей предстоят следующие шаги:

И главное, нельзя забывать: преподаватель в ответе за тех, кого научил. И перед учениками, и перед обществом в целом. И конечно, перед собственной совестью.

Когда я закончила педагогический университет, судьба меня связала не с общеобразовательной школой, а с языковой студией. В общем я поработала в трех таких организациях в разных городах, и хочу рассказать о своем опыте работы в подобных заведениях.

Начну с ПЛЮСОВ:

1. Меньше в классе учеников (по сравнению со школой).

Обычно студии не набирают огромные классы по 30 человек, как в школе, поэтому заниматься с небольшим количеством учеников проще, чем достучаться до целого класса.

2. Более заинтересованные ученики, чем в школе.

Для меня это было самым огромным плюсом работы в подобных заведениях: сюда не приходят откровенно незаинтересованные дети, потому что занятия в таких центрах не бесплатные, и родители могут выбирать, какой кружок посещать ребенку.

3. Интересно учить не только школьников, но и взрослых.

Это хороший повод пообщаться с учениками на более интересные темы, чем обсуждать истории из детских комиксов.

4. Какая-никакая стабильность

Занятия часто проводятся в группах, поэтому если один ученик не смог присутствовать, то занятие все равно проводится.

У репетитора, который занимается индивидуально, такой плюшки нет: ученик заболел - зарплата уменьшилась.

Но это не 100 - процентная гарантия заработка, так как ученик может передумать заниматься в середине учебного процесса, и риск остаться ни с чем все же есть.

5. Оборудованное рабочее место

Обычно в студиях есть все необходимое для проведения уроков: рабочий стол, доска, учебные пособия.

6. Занятия проходят в одном месте, то есть не нужно таскаться по квартирам к каждому ученику.

7. За вас выполнят всю работу : найдут учеников, протестируют, соберут группу, составят расписание.

8. Некоторые студии могут организовать повышение квалификации, или оплатить сдачу международного сертификата.

МИНУСЫ.

На них мне хочется остановиться подробнее, потому что из-за них я ушла в репетиторство:

1. Оформление

Я думаю, что не стоит объяснять, что во многих частных организациях оформление полуофициальное (хорошо, если оформят хотя бы на минималку).

Получив официальный статус работника, вас постараются загрузить работой: заставят брать определенное количество уроков (не меньше, чем в школе, это точно), пристроят работать в городском лагере, проводить мероприятия в обязательном порядке, и так далее.

Можно работать без оформления, но тогда говорить ни о каких социальных гарантиях не придется.

2. Зарплата не такая уж и большая, как в объявлении

Языковая студия это бизнес, как ни крути. Соответственно все направлено на то, чтобы больше заработать, и меньше заплатить. Преподаватели не всегда получают и половину от стоимости урока, за который платит ученик.

В объявлении обычно указывается приличная зарплата по городу, но не стоит забывать, что зарплата преподавателя будет зависеть от количества проведенных уроков, соответственно заработать обещанную сумму будет возможно только если работать целыми сутками, и без выходных.

3. Несвободный график

Расписание в частной студии составляется не преподавателем, поэтому придется подстроиться под условия работы: в первую очередь удобство клиента. Может быть так, что один урок утром, другой поздно вечером, ну и конечно же, найдутся желающие учиться в выходные.

Многие хотят устроиться в языковую школу, чтобы избежать бюрократии и отчетов, но тут их не меньше, поверьте.

Частные студии нацелены на то, чтобы ученики оставались заниматься как можно дольше, поэтому заставляют преподавателей вести отчеты по каждому ученику: баллы за тесты, успехи в школе, и т.д.

На моем последнем месте работы учитель обязан был обзванивать всех своих учеников раз в месяц, чтобы расспросить про успехи, так же звонить, если ученик пропустил занятие, и писать объяснительную, почему он не пришел (объяснительные были по любому поводу, но их директор даже ни разу не прочитала).

5. Отсутствие обучения

Многие студии обещают методиста, который должен помочь начинающим преподавателям освоиться, но честно признаюсь, я видела такого сотрудника только в одной из студий.

Не каждая небольшая студия может позволить себе взять в штат отдельного человека - методиста, поэтому им является один из “матерых” преподавателей в организации. У него обычно самая большая нагрузка, и самые высокооплачиваемые клиенты, поэтому он не ходит по своим коллегам, и не проверяет каждый урок, он придет только если серьезные проблемы, например, за месяц распалось 2 группы у преподавателя - это повод проверить качество его работы.

Ни в одной школе (в которой я работала) я не видела необходимости повышать свои знания, потому что зарплата не зависела ни от диплома, ни от других сертификатов повышения квалификации. Зарплата зависела только от количества уроков и количества человек в группе.

Возможно где-то по-другому, расскажите про хорошие языковые школы в комментариях.

6. Могут быть разноуровневые группы

Возвращаемся к тому, что языковая студия - бизнес, и многие собирают группу учеников разного уровня (бывало такое, что ученики с уровнями beginner - pre-intermediate занимались вместе), чтобы больше учеников собрать, и меньше денег преподавателю заплатить.

Конечно, с такими группами работать не то, что сложно, но и малоэффективно! Это не общеобразовательная школа, где ученики придут на урок в том же составе, даже если их не устраивает качество преподавания. Люди не дураки, они перестанут заниматься, если им будет некомфортно.

А виноват, кстати, окажется преподаватель, что не сумел заинтересовать. Очень, кстати, удобная уловка, чтобы преподаватель винил в неудачах себя, и даже не думал просить повышение в зарплате.

7. Большая нагрузка

Как только вы согласитесь работать в такой организации, на вас постараются навесить как можно работы: очень маловероятно, что вам удастся выбирать, с какими группами работать, а с какими нет. Скорее всего вам менеджер будет давать любую работу: дошкольники, взрослые, подготовка к ЕГЭ - и это будет занимать очень много времени на подготовку к урокам.

8. Нельзя отказаться от токсичного ученика

Привлечение клиента стоило немало денег, поэтому преподаватель должен сделать все, чтобы он оставался заниматься как можно дольше, даже если он не очень хороший человек.

9. Стабильность работы под сомнением

Группы могут распасться в середине учебного года, ученики также могут передумать заниматься, как впрочем, и у частного репетитора.

Также оплата преподавателя будет сдельная, то есть зависеть от количества проведенных уроков, соответственно если вы уйдете на больничный, то ждать такой же оплаты труда как обычно ожидать не придется.

Все языковые школы разные: одни работают с лицензией, другие без нее, третьи — не школы, а репетитор с арендой помещения. Языковых школ в России много, потому что это маржинальный бизнес: компании получают прибыль в 20—30% от оборота.

Ирина Харсеева

Эксперт — Ирина Харсеева, основательница центра испанского языка и культуры ESP Club Moscú. Записалa Наталья Болдырева.

В России работают школы без лицензии

Языковые школы ведут образовательную деятельность, а она по закону должна лицензироваться. У образовательной деятельности есть свои признаки, главный — наличие образовательной программы, которая состоит из:

  • содержания — чему будут учить;
  • объема — в течение какого времени, сколько часов;
  • планируемых результатов — чему человек научится в итоге.

Например, в школе английского языка это может быть программа по изучению времен, которая идет 36 академических часов; академический час — это 45 минут. А в итоге ученик сможет использовать времена в речи.


По опыту, чем меньше ниша, тем больше нелегальных учреждений. Так, на рынке Москвы почти все школы английского работают с лицензиями, за исключением совсем маленьких, а почти все школы испанского языка — без нее. Из 25—30 школ испанского языка в Москве лицензия есть у двух.

Из 25—30 школ испанского языка в Москве лицензия есть у двух

Нелегальные языковые школы проверяют две организации: прокуратура и отделы надзора в сфере образования, в Москве это Мособрнадзор. Неважно, как школа себя позиционирует и что пишет в договоре, — проверка посмотрит, есть ли признаки образовательной программы и используются ли такие слова:

  • преподаватели,
  • обучение,
  • школа,
  • курсы.

Штрафы за работу без лицензии — в кодексе административных правонарушений

Если да, оштрафуют и запомнят, чтобы потом снова прийти с проверкой:

  • ИП — от 4000 до 5000 рублей;
  • ООО — от 40 000 до 50 000 рублей.

Нелегальные школы заметны и по другим признакам: например, они предлагают те же услуги, но заметно дешевле.

Человек думает, что будет учиться в языковой школе и сможет получить налоговый вычет 13% за образование. Но если школа без лицензии, вычета не будет. Также ученик не защищен законом от некачественной услуги, потому что не заключает договор на образовательные услуги.

В целом школа без лицензии может быть какой угодно: с любыми преподавателями без нужной квалификации, в любом помещении и с любым договором. Для лицензионных школ всё регламентировано.

Для школы нужно помещение с кабинетами и окнами

Чтобы получить лицензию для языковой школы, важно найти подходящее помещение, ведь лицензию дают не на компанию, а на помещение. Если языковая школа решит переехать, ей придется переоформлять лицензию.

Вот что должно быть в помещении школы для взрослых:

  • отдельные кабинеты для занятий;
  • окна в каждом кабинете;
  • поверхности стен и полов, которые можно мыть;
  • без обоев на стенах, хотя иногда разрешают и с ними;
  • туалет.

Помещение не может быть в жилом доме. Если оно всё же там, должен быть отдельный вход, не через общий подъезд.

В некоторых регионах могут попросить, чтобы были пандусы и широкие двери для людей с ограниченными возможностями. В Москве такого нет, это на личное усмотрение. Если школа для детей, будут дополнительные требования: помещение не выше третьего этажа, с двумя входами, отдельным детским туалетом и невысокими партами.


После того, как нашли помещение, можно подавать заявление в Центр гигиены и эпидемиологии или Роспотребнадзор на получение заключения, а затем документы в департамент или комитет образования.

Через год после получения лицензии школу могут записать в список плановых проверок, но обычно проверяющие приходят через три года, чтобы посмотреть, все ли лицензионные требования выполняются.

Читать в Деле

Носители языка без образования не могут преподавать

Языковые школы — это дополнительное образование, а для педагогов в этой сфере есть свой профстандарт. В нем прописаны требования к образованию и опыту педагога, его обязанности. Например, нельзя взять на работу человека, который просто знает язык, — нужно высшее лингвистическое или педагогическое образование.

Это не бюрократическая формальность: часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила. Жители России говорят на русском языке, но сколько из них смогут рассказать правило спряжения глаголов французу?

Часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила

Еще нужны справка об отсутствии судимости, медкнижка и медосмотр. Медкнижка должна быть не только у педагогов, но и у всех штатных сотрудников — это требование Роспотребнадзора. Медосмотр сотрудники проходят при приеме на работу, а затем раз в год за счет компании.

У педагогов языковых школ отпуск в 42 дня, а еще раз в три года за счет школы они повышают свою квалификацию.

Среди языковых школ считается преимуществом, если у них работают иностранные преподаватели — носители языка. Но у таких преподавателей также должно быть профильное образование и рабочая виза.

Если школа приглашает носителя языка, который живет в России по туристической или деловой визе, она может получить штраф до миллиона рублей. А еще тот факт, что человек с детства говорит на каком-то языке, не гарантирует, что он говорит и пишет на нем правильно. И снова пример из России: некоторые люди учили язык в школе, говорят на нем с детства, но всё равно делают ошибки.

Языковые школы зарабатывают 20—30% от оборота

Школы английского языка чаще открывают в разных частях города — делают филиалы и стараются охватить больше людей. Дело в том, что английский учат не как хобби, а потому что он нужен по работе, для путешествий, учебы или других задач.

Испанский, французский, японский чаще учат в качестве хобби, спрос на такие языки ниже, поэтому школы открывают в центре города. Если раскидать несколько небольших филиалов таких школ по спальным районам, туда придут десять учеников, и это будет невыгодно.

Легальная языковая школа приносит в среднем 20—30% прибыли от оборота. У нелегальных школ прибыль может быть еще больше, потому что расходов меньше, но у них меньше учеников. Это хорошая маржинальность: для сравнения, кафе и рестораны зарабатывают в среднем 15% от оборота.

Вот основные расходы, чтобы открыть школу в Москве:

Расходы
Сумма, ₽

Услуги юристов по оформлению лицензии

Аренда помещения 100 м², недалеко от метро в центре Москвы

200 000 — 300 000

Мебель в четыре аудитории: столы, стулья, доска, рабочее место администратора

100 000 — 200 000

600 000 — 1 000 000

Техника: ноутбуки, принтеры, проекторы для аудиторий

200 000 — 300 000

от 400 до 1000 за академический час за испанский язык. В английском конкуренция выше, ставки чуть ниже

Медкнижки и медосмотры для сотрудников

Маркетинг и реклама

50 000 — 150 000

одностраничник — 10 000, полноценный — 150 000

Хозяйственные расходы: вода, бумага, чай-кофе

Сервисные расходы: кассы и их обслуживание, хостинг, домен, интернет, телефония, банковское обслуживание

20 000 — 100 000

Если это школа для взрослых, нет никаких требований к мебели, поэтому можно сэкономить и купить самую простую в Икее.

С оформлением документов лучше обратиться в юридическую фирму: они знают, как заполнять формы, которые могут не принять даже из-за одной запятой. Это стоит денег, зато сэкономит время.

На старте не стоит нанимать большой штат: достаточно одного администратора, двух-трех педагогов и руководителя школы, которым может быть владелец. Администратор нужен обязательно: он обзванивает учеников, следит за расписанием, направляет в аудитории.

Конечно, потребуется бухгалтер, а со временем и специалист по контекстной рекламе и сео, программист для сайта, менеджер для соцсетей, но всех этих людей можно нанимать постепенно и на аутсорсинг.

Образовательные материалы, учебники, тетради ученики покупают сами, но языковые школы могут сотрудничать с издательствами и покупать их напрямую с хорошей скидкой.

Крупные школы выпускают свои учебники и закладывают это в стоимость обучения. Маленькие школы не могут позволить выпускать учебники, поэтому используют существующие учебные материалы в качестве базы. По опыту, школы могут выдавать учебники бесплатно, но их стоимость всё равно будет учтена в стоимости обучения. Либо можно делать отдельную стоимость за обучение и за учебник.


Ученики в любой момент могут вернуть деньги

Легальные школы подписывают с учениками договоры на платные образовательные услуги — это типовой документ, который разработали в Министерстве образования. Его можно скачать в интернете и немного адаптировать под себя, но менять важные условия нельзя — это заметят при проверке и будут вопросы.

Например, по закону клиент может вернуть деньги за образовательные услуги и расторгнуть договор в любой момент, даже после первого занятия. Правила оказания платных образовательных услуг обязывают прописывать в договоре эту возможность. Некоторые школы хитрят: пишут в договоре, что вернуть деньги нельзя, а это нарушение, которое заметят.

По опыту, хоть форма договора и называется примерной, проверяющие воспринимают ее как шаблон, который должен быть заполнен без существенных изменений.

Получается, нельзя переделать типовой договор так, как вздумается, вписать условия, которые выгодны школе, но ущемляют права учеников.

Школы без лицензии часто не заключают договоры совсем или подписывают договоры на информационно-консультационные услуги. В этот договор школа может вписать всё, что хочет, а ученик вряд ли сможет вернуть деньги, даже если уроков толком не было. Часто такие школы просят перевести деньги на карту физлица, это незаконно.

Школы берут оплату за курсы, а не за месяц

Обучение в языковой школе делится на курсы — по уровню языка. Например, в испанском языке это А1, А2, В1, В2, С1, С2. Но последний уровень С2 в России мало кто учит, потому что это уровень носителя языка. Каждый из этих уровней делится на подуровни: А1.1, А1.2, А2.1, А2.2. Всего 13 курсов по 48 академических часов.

Если уделять языку три часа в неделю, потребуется четыре года. Но это в теории: мало кто проходит все уровни настолько системно и подряд. А еще можно оплатить все уровни и отходить все часы, но усвоить только часть материала, потому что обучение в школе — это половина успеха, вторая половина зависит от самостоятельной учебы и практики языка.

Обычно в школах оплата идет за каждый курс. Например, в центре испанского языка ESP Club Moscú в Москве трехмесячный курс стоит 18 000 рублей. У школ есть право самим решать, за какой период брать оплату: за месяц, курс, год.

Но чаще обучение в языковых школах продается курсами, а набор в группы ограничен, например не больше восьми человек. Если человек начал обучение в группе, но решил вернуть деньги, в эту группу другого человека уже не приведут, потому что часть программы прошли.

А теперь представим, что всё обучение идет с ежемесячной оплатой. Прошел месяц, один человек решил сделать перерыв на следующий месяц, другой ушел совсем, у третьего плохое настроение, он хочет отдыхать на солнышке. Группа всё меньше, новых людей привести туда нельзя, а зарплата педагога и ставка аренды помещения не меняются. Такая школа начнет брать в сформированную группу новых людей и терять время на объяснение пройденных тем или быстро разорится.

Но не все ученики готовы отдавать большую сумму сразу непонятно кому, и вот здесь выручает лицензия: она дает некую гарантию, что школа официальная, а деньги можно будет вернуть по договору.

Еще несколько лет назад люди ходили на языковые курсы, тратя время на дорогу и проводя часы в не удобных аудиториях. Но 2020 год показал нам, что получать образование можно и дома, а онлайн образование - это не плохо, а очень удобно и результативно.

Педагог-предприниматель из Ханты-Мансийска открыла для своих учеников формат онлайн образования еще 4 года назад и смогла доказать, что можно проходить курсы даже с мобильного телефона.

Насколько сложно строить бизнес в новом формате, как и где искать учеников и какой формат обучения самый результативный?

На эти и другие вопросы редакции Франшизы Партнеркин ответила основательница языковой онлайн школы Clever YOU Алина Михайлова.

ААлина Михайлова, владелица онлайн школы английского и испанского языков Clever YOU
Я являюсь руководителем онлайн школы иностранных языков, а также организовываю туры за границу, куда можно поехать отдохнуть и выучить английский.


Почему выбрали данную нишу?
Сейчас онлайн образование в тренде, а пандемия научила нас учиться онлайн. И это очень удобно - получать знания имея лишь телефон под рукой.

Моя онлайн школа позволяет выучить английский и испанский языки находясь дома и никуда ехать не надо. Все что нужно это телефон либо компьютер, выход в интернет и желание выучить иностранный язык.

Онлайн технологии позволять сделать это очень эффективно. Различные онлайн платформы, онлайн словари, гайды - все это способствует эффективному и нативному изучению языка и применению полученных знаний на практике. В интернете можно очень свободно практиковать язык. Существует множество программ, проектов, те же социальные сети, позволяющие практиковать язык онлайн.

Что касается образовательных туров, это тоже приобретает популярность и актуальность, границы постепенно открываются, люди соскучились по путешествиям, хотят открывать для себя мир и изучать языки. И поэтому очень актуально поехать отдохнуть и практиковать новые знания.

Сейчас идет набор на второй тур на Кипр, где можно выучить английский, проживая на вилле у моря.


Как давно работает ваш бизнес?
Идея онлайн школы возникла 5 лет назад, когда я ушла в декрет, а до этого у меня была языковая школа при ВУЗе. Меня попросили развивать изучение иностранных языков среди студентов. Я создала школу Clever при Югорском государственном университете.

Потом я вышла замуж, родила ребенка, но потребность в преподавании и развитии этого направления никуда не ушла. И я подумала, почему бы не делать те же курсы, только онлайн. И эти же курсы, что мы преподаем студентам, перевести в онлайн формат, дав людям возможность изучать языки независимо от того, студент ты или нет. Не важно, где ты находишься, ты изучаешь иностранный язык и добиваешься результата.

Я начала изучать этот вопрос: где можно записывать онлайн курсы, на каких онлайн платформах, как туда внедрять словарь иностранных языков, чтобы было удобно. Около года я изучала этот вопрос, смотрела, сравнивала. Потом решилась, взяла подписку у онлайн платформы. Записала первые видео уроки, добавила практические задания и начала размещать. Каждый год я делала так называемый апгрейд, улучшала и улучшала свои курсы. Сейчас пошел четвертый год, как это направление у меня развивается.

И помимо онлайн курсов я добавила такие обучающие путешествия. Мне кажется, это очень эффективный тандем, когда ты сначала учишь язык онлайн, приобретаешь какие-то базовые знания, увеличиваешь словарный запас, а потом закрепляешь свои знания в поездке за границей.


Когда я решила масштабировать, там были траты, но в самом начале они были минимальные.

Что было самое сложное в начале работы?
Самое сложное в начале было то, что люди не привыкли учиться онлайн. Тогда люди этот формат не воспринимали, считали, что тебя должны проверять, слышать. У людей не было понимания, что все возможно, что технологии сейчас позволяют и аудио записывать, и слушать, и видеть, и произношение корректировать. Все можно делать на расстоянии, а не сидя за одной партой с учителем.

Пожалуй, самое сложное было не в техническом плане написания курсов или продвижения, а именно доказать своим ученикам, что учиться онлайн можно эффективно.


У вас необычный формат онлайн школы со стипендией. Какую стипендию получают ученики и насколько вам это выгодно?
Стипендия - это способ мотивации моих студентов доходить до конца курса и таким образом достигать результатов. Потому что очень трудно, когда ты онлайн учишься поддерживать себя в мотивационной форме, делать все до конца. Ты не видишь глаз преподавателя, ты не видишь его поддержки, не можешь тут же задать вопросы.

Поэтому я придумала такой формат. Когда ученики выполняют успешно задания и главное - соблюдают сроки выполнения, то они получают Клеверсы (от названия школы CleverS). Они зарабатывают цветочки, которые по итогу курса переводятся в деньги, которыми они могут оплатить любой другой продукт моей школы. Грубо говоря, это скидка на другую услугу или другой курс. Мне, как руководителю школы, это не затратно, ведь люди в дальнейшем будут покупать у меня другой продукт.

И ученикам интересно дойти курс до конца, и мне интересно, т.е. ученик переключается на другой образовательный продукт.


Вы берете всех учеников или есть какие-то требования? (базовые знания языка)
В моей школе существуют разные образовательные продукты. На курсе иностранных языков по английскому есть два уровня - средний и продвинутый. Ученики проходят тестирование до начала курса и таким образом понимают - подходит он им или нет.

Есть еще один формат курсов в моей школе, это менторство - групповое или индивидуальное. Я беру ученика под конкретную задачу, например, нужно сдать экзамен или грядет собеседование на английском или же иммиграция. Тогда у меня есть конкретные сроки, к какому моменту и до какого уровня нужно ученика подготовить. Здесь, конечно, нет каких-то уровней, все индивидуально. Я пишу индивидуальный план, составляем расписание наших занятий и таким образом я выступаю как ментор, даю им всю информацию, все практики, чтобы закрепить эту информацию, даю обратную связь, поддерживаю, чтобы они более эффективно усвоили тот или иной материал.

Вы работаете одна или у вас есть сотрудники?
Мне повезло, моим сотрудником является мой муж. Он помогает мне в монтировании видео роликов. Иногда я на аутсорсе привлекаю специалистов, например, по таргетинговой рекламе или дизайнеров делать макеты. Но в основном весь объем работы я делаю сама.


В вашей школе есть уроки английского и испанского языка. Распределите пожалуйста спрос в процентном соотношении.
Английский 90% к 10% испанского.

Сколько часов в день вы работаете?
Если суммарно, то около 2-3 часов в день. Если у меня все поставлено на поток и курс уже запущен, нет отвлечения на маркетинг, на привлечение, на монтаж, то на проверку заданий у меня уходит час в день и все. Хотя все очень расплывчато, иногда бывает и весь день занят, когда я готовлю запуск курса, например

Получается, что вы записываете курс и отправляете его ученикам?
Я записываю курс, размещаю его на платформе. Ученик по логину и паролю входит в эту платформу, там и видео уроки, и вебинары, и обратная связь через аудио, и через видео какие-то комментарии. Это комплексный курс студента, чтобы он освоил определенный объем знаний. Я не просто даю доступ и забываю. Это постоянная проверка домашних заданий. Есть курсы трехнедельные, двухнедельные, при этом доступ ко всем материалам у них остается на полгода, на год в зависимости от тарифов.


Как часто вы записываете новые курсы?
По вдохновению. Примерно раз в полгода.

Ведете ли вы живые онлайн занятия?
В рамках менторства раз в неделю у нас есть встреча в zoom где мы занимаемся онлайн.

Сколько у вас сейчас учеников?
Это трудно посчитать, кто-то заканчивает курс, у кого-то еще есть доступ к платформе от предыдущего курса. Если грубо сказать, то около 70-75 человек единовременно на платформе.


Что представляет из себя платформа?
Это специализированная платформа, где можно включать видео, прослушивать слова, выполнять тестовые задания, можно записывать или прослушивать аудио. Весь функционал позволяет эффективно изучать иностранный язык.

Сколько времени уходит у среднестатистического человека на изучение языка с нуля до разговорного уровня?
Это очень индивидуально. Все зависит от мотивации, насколько нужен язык. Были примеры, когда человек за 3 месяца начал говорить, а есть те, кто всю жизнь учит.

Сколько денег вы закладываете ежемесячно на рекламный бюджет? Какие варианты привлечения клиентов наиболее результативные?
10 % от прибыли.
Самый результативный - Инстаграм (реклама у блогеров, таргет).


Сколько стоит образовательный тур, например на тот же Кипр?
От 40 тыс. рублей (все зависит от формата проживания). Это и учёта, и проживание, и трансфер (без билетов).

Как обстоят дела с конкуренцией?
Мне кажется, из любых конкурентов по возможности нужно делать партнеров, чем я старательно и занимаюсь. Чем больше конкурентов, тем лучше, потому что ты всегда в тонусе и растешь. Причем растешь не только ты, но и конкуренты, поэтому ты всегда держишь руку на пульсе. Спрос он есть и это замечательно. Бояться надо не конкурентов, а снижения спроса.

Цены на ваши занятия выше или ниже, чем у конкурентов?
На уровне.


Какой у вас средний чек за занятие или за курс?
Курсы есть начиная от 2000 рублей, без обратной связи. Есть такие образовательные продукты, как гайд по всем временам, по грамматике английских времен или словарь ассоциаций, это такие продукты, которые можно один раз купить и пользоваться. Там цены начинаются от 800 рублей.

Есть ли в ваших планах масштабирование бизнеса?
Да, конечно. Плох тот предприниматель, который не думает о масштабировании своего бизнеса либо о его продаже. Сейчас у меня нет в планах продажи школы, а вот план масштабирования есть. Это все будет, но не в этом году, а в следующем. В этом году я сделала акцент на образовательные туры, потому что предчувствую, что спрос на путешествия будет расти.

Какая у вас лично средняя прибыль?
Моя прибыль достаточно хороша, чтобы не уходить обратно в офлайн, а тем более в найм.


Что бы вы могли посоветовать молодым предпринимателям, которые хотят открыть аналогичный бизнес?
В первую очередь рекомендую развивать свой личный бренд, сейчас инфо продажи строятся таким образом, что покупают у человека, а не у компании. Все выстраивается на личном доверии, и если тебе как эксперту доверяют, то у тебя покупают.

Доверия легче всего добиться через ведение социальных сетей и проявление своего личного бренда. Развивайте его, показывайте свою экспертность, результаты учеников, и это будет лучшей рекламой.

Ошибочно думать, что можно вложить очень много денег в рекламу и тут же будет отдача, нет, это не так. Тенденции говорят о том, что никуда мы не денемся от сарафанного радио и от доверия к человеку.

Во-вторых. Постоянно учитесь. Онлайн бизнес интенсивно меняется, и все новые тренды нужно отслеживать. Сейчас модно одно, а завтра будет другое. Обязательно изучайте, где искать своего клиент, где твоя целевая аудитория обитает, чем она интересуется. Чаще общайтесь со своими клиентами, чтобы узнать, как можно больше.

И третье. Этот бизнес не сильно затратный, и при этом деньги будут приходить первое время на своей аудитории. Но всегда надо закладывать минимум 10% от прибыли на дальнейшее развитие.

Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.

В школе не хватает молодых учителей. Одна из причин — непонимание, как можно попасть в школу без профильного образования: кто же будет подсказывать и направлять, где найти инструкцию? Наш блогер Маша Елкина собрала всё, что может понадобиться молодому учителю английского: от книг до практических курсов.


Я расскажу, как я стала учителем и где искать учеников. Дам список книг, которые помогли мне понять детей и методику, и список курсов, которые можно пройти. А ещё в конце статьи вас ждут полезные ссылки на записи уроков и вебинаров.

Часть 1. Как я стала учителем?

Пойти работать в школу мне захотелось на третьем курсе. В это же время я стала заниматься репетиторством, то есть приходила домой к ребятам и в основном помогала им с уроками. Всё чаще и чаще меня стали просить давать дополнительные задания. Так я начала не только проверять домашку, но и учить.

В сентябре 2015 года я ещё не представляла, что буду работать в школе. Моему мужу предложили поучаствовать в программе обмена и мы уехали на несколько недель в Стокгольм. Он работал в шведском рекламном агентстве, а я занималась своим английским и помогала ребятам по скайпу. В октябре меня позвали в одну московскую школу заменить учителя по французскому, которая ушла на больничный. Я проработала две недели и решила продолжать. Параллельно я поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова на факультет педагогического образования, чтобы иметь официальное подтверждение, что я могу работать в школе (педагогического образования у меня не было, в МГУ я закончила факультет иностранных языков и регионоведения).

В школе, в которую меня взяли, часть учителей работала по Кембриджской программе, а остальные — по российским. Мне повезло — я попала на группы, которые занимались по иностранным учебникам. Плюс в том, что я могла читать книги для учителей, пробовать проверенные задания и методики. Я узнала про детские Кембриджские экзамены и в целом про всю систему подготовки. Я поняла, что мне не хватает методических знаний и летом пошла на курс по преподаванию английского детям.


В начале следующего учебного года в школе начались перестановки, я стала много нервничать и решила уйти. Я снова сконцентрировалась на репетиторстве, только теперь меня интересовала не помощь в выполнении домашнего задания, а выстраивание собственного курса. Но в голове я всегда держала план — я хочу пойти работать в современную школу, с красивыми кабинетами, вкусной едой и чистыми закрывающимися туалетами. В этой школе должны быть классные дети и родители, современный директор и потрясающие коллеги. Примерно через полгода эта мечта сбылась.


Часть 2. Что читать?

Если вы решили учить английскому дошкольников и маленьких детей (младших школьников), то вам точно придётся много учиться методике (даже если вы закончили педагогический), дополнительно читать и пробовать-пробовать-пробовать.

Я советую читать не только методическую литературу на английском, но и книги про воспитание детей. Смотреть вебинары и видео с уроков. А еще обязательно учить (хотя бы в качестве репетитора-гувернёра, чтобы понять, кто такие дети и как они себя ведут).

Где искать учеников?

Мои любимые книги про детей на русском:


Мои любимые книги по методике на английском:

Серия книги Macmillan Books for Teachers:

Книги издательства Cambridge:

Книги издательства Oxford:

Если нужно выбрать одну — начните с 500 Activities for the Primary Classroom: Immediate Ideas and Solutions. В ней несколько разделов с заданиями (от аудирования до как научить детей учиться) и перед каждым из них есть небольшая, но очень ценная теоретическая справка.

Часть 3. Где учиться?

На платных и бесплатных курсах. Если вы никогда не учили детей, то я советую начать с теоретических программ, а потом идти на практические. Почему не идти на практические сразу? Представьте: у вас интенсивное обучение, незнакомая группа детей, которых вы никогда в принципе не учили, а вас ещё оценивают. К такой учёбе нужно подготовиться и не за один месяц.


Теоретические курсы

Если нужно получить дополнительную квалификацию (учитель/преподаватель), чтобы пойти работать в российскую школу:

Если хотите пройти дополнительные курсы повышения квалификации:

2. Образовательная платформа Фоксфорд. Например, Методические аспекты преподавания иностранного языка (в русле системно-деятельностного подхода). Здесь можно получить сертификаты, которые принимают в школах.

3. Образовательная платформа Future Learn. Я выбрала несколько достойных курсов:

4. Отличной идеей будет начать преподавание с серии экзаменов Teaching Knowledge Test (TKT). Это экзамены, разработанные для учителей английского языка. Во время подготовки можно узнать основную теоретическую про методики преподавания, планирование и ведение уроков и т. д. Состоит из нескольких модулей. Сдать экзамен можно в BKC Moscow или в Language Link. В Москве книги по подготовке можно найти в Букбридже.

Практические курсы, требующие серьезных вложений времени и денег:

1. CELTA (Cambridge Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages) или Trinity TESOL (Trinity Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages) — серьезные международные сертификаты, подтверждающие вашу квалификацию и то, что вы можете учить взрослых и вообще понимаете, как это делается. Обе программы разработаны британскими университетами. В чем разница? CELTA более раскрученный; есть незначительные расхождения в программах, не влияющие на результат. Обе квалификации можно получать в больших городах или за границей. Чтобы решить, куда ехать, нужно понимать: кто будет тренером курса (это очень важно); будете ли вы в дальнейшем в основном учить русскоговорящих студентов, или иностранных; подобные курсы очень интенсивны и готовы ли вы тратить силы на привыкание к новой среде, новой квартире, магазинам и т. п. Если вам все-таки нужно ехать в незнакомый город — приезжайте за несколько дней до начала курса — изучите местность, найдите магазины, кафе, прачечные. Во время курса у вас на это времени не будет. Информацию о курсе CELTA и центрах сдачи можно найти на Кембриджском сайте. Информацию о курсе Trinity TESOL и центрах сдачи можно найти на сайте Trinity College. Я получала Trinity TESOL в Москве, в Новой школе (очень рекомендую: место и тренеры — потрясающие).

Плюсы: вы получаете международную квалификацию и обратную связь на свои уроки.

Минусы: очень интенсивно и дорого. У вас будет 4 недели непрерывной учебы, домашних заданий и практики, за которые нужно будет заплатить около 100 тысяч рублей.

2. IH CYLT (International House Certificate in Teaching Young Learners and Teenagers) или TYLEC (Teaching Young Learners Extension Certificate) — международные сертификаты, подтверждающие, что вы можете работать с детьми и подростками. Для прохождения этих курсов обычно требуют наличие CELTA или Trinity TESOL, но, если у вас много практики, то можно и без них. Это лучше уточнить конкретно в центре сдачи. IH CYLT можно получить много где, в том числе и в Москве. Более подробную информацию про программу и центры сдачи можно найти по ссылке. TYLEC тоже можно получать по всему миру, с этого года планируется проводить курс и в Москве, в Новой школе. Вся информация о программе — здесь. Я получала IH CYLT в Минском отделении, потому что курсы в Москве мне не подходили по датам.

3. Относительно новые программы CELT-P и CELT-S. CELT-P (Certificate in English Language Teaching — Primary) подходит тем, кто работает с детьми 6–12 лет. CELT-S (Certificate in English Language Teaching — Secondary) будет интересен для преподавателей, занимающихся с детьми от 11 до 18 лет. Обучение (в том числе и практика) проходят онлайн. Интересно, что учителя получают два сертификата Cambridge English: CELT-P и TKT Young Learners или СELT-S и TKT Module 1. Более подробно можно прочитать на сайте Language Link.

Что ещё делать?

Главное — начать и у вас все получится :)

Связаться со мной

на Facebook: здесь я рассказываю про школу и выкладываю анонсы семинаров и вебинаров, которые собираюсь проводить сама или с коллегами; или на которые собираюсь сходить.

в Instagram: здесь я выкладываю много видео с уроков, рассказываю про обучение детей и работу в команде, про жизнь в школе, а еще про футбол, книги и путешествия.

Читайте также: