Что такое априорное знание по мнению канта кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Априорные формы

A priori знания, однако, не зависят от опыта только в отношении формы; их содержание основано на опыте. Субъект, начинающий получать знания, заранее обладает априорными формами знаний, которые придают его знаниям характер необходимости и универсальности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентные формы чувственности, априорные формы интуиции) — чистую интуицию, с помощью которой разнообразные, отдельные и не всегда однозначные представления обретают универсальный объективный смысл (это пространство и время), и априорные формы рассуждения (трансцендентные формы рассуждения), которые придают согласованность и упорядоченность хаотическому разнообразию чувственных переживаний — это категории (12 из них) и идеи чистого разума (3 из них). О пространстве и времени: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство — это форма внешнего ощущения; все представления о себе существуют во времени: время — это форма внутреннего ощущения (но косвенно это также и условие внешнего восприятия).

Пространство и время как формы ощущения имеют трансцендентальную идеальность: нет таких объектов, как время и пространство; и эмпирическая реальность: как способ реализации концепций объектов и меня самого. Эти формы, по Канту, могут быть только априори: это абсолютно необходимые формы всех существующих вещей; опыт никогда не может дать общего и необходимого, а только смысл и значение при определенных условиях.

Различие между аналитическим и синтетическим суждениями

Причина сама приписывает категории к многообразному чувственному материалу, уже организованному априорными формами ощущений. Этот синтез обеспечивает возможность естественной науки как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса: Категории Количество, Категории Качества, Категории Модальности, Категории Отношений. В этом контексте Кант развивает доктрину апперцепции. Апперцепция — это активная сила, осуществляющая синтез первоначальных восприятий. Она имеет две формы: исходное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: единство самосознания необходимо для познания; и трансцендентальное единство апперцепции или объективной апперцепции, т.е. оно направлено к объекту, синтезирует отдельные впечатления от объекта в интегральное познание, вводит единство в хаотическую множественность ощущений и создает объект.

Естествознание

Психологически важные положения содержатся в доктрине Канта о трансцендентальных схемах, которая решает вопрос о применении категорий к эмпирической реальности, данной человеку в восприятии. Схемы — это новый элемент сознания, объединяющий гетерогенные когнитивные способности, поэтому Кант также называет схемы чувственными концепциями. Они являются продуктом деятельности воображения. Идеи Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями современной психологии. Таким образом, вербализм, неспособность увидеть реальность, стоящую за вербальной формулировкой правила, закона, преодолевается в преподавательской практике путем обращения к схематическим представлениям.

Главный этический принцип

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Этическое учение И. Канта. Категорический императив

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.




Этическое учение И. Канта. Категорический императив

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Проблема априорного знания (как и многие проблемы философии) в ошибочности понятий и терминов. То, что кажется очевидным и изначальным, не всегда является таковым.

Например, Кант ощущения и чувства называет априорными знаниями, но ни то, ни другое априорными знаниями являться не могут, т.к. они сами зависят от опыта. К тому же, они не всегда являются знаниями истинными, потому что часто обманывают наш разум.

Иногда мне писали о том, что младенцы изначально знают о том, что нужно сосать грудь матери, когда голоден. Но ирония в том, что они изначально этого не знают. Они учатся этому ещё в утробе матери, когда у них начинают работать все соответствующие функции. Находясь в утробе и питаясь через пуповину, младенец всё же не пребывает там всё время с закрытым ртом, он иногда сосёт свои пальчики, также вполне может себе позволить проглотить некоторое количество жидкости. Так что сосательно-глотательный рефлекс у него вырабатывается ещё в утробе. Здесь больше бы подошёл пример с лёгкими, которыми младенец не дышит в утробе. Однако он также и не знает, что нужно дышать. Он приобретает этот навык одновременно с первым вздохом, с первым опытом. Но этот опыт можно и отсрочить, если родить ребёнка в воде, где он опять-таки будет обходиться без воздуха до тех пор, пока его не поднимут над водой.

На самом деле это не так. Если бы у человека действительно существовало такое априорное знание, то никто никогда не верил бы в бога, тело которого, оказывается, может-таки не иметь размеров и полностью игнорировать массу и время.

Априорными могут быть лишь фантазии, но не знания. Хотя и насчёт фантазий я бы не спешил утверждать. Потому что фантазий у людей хватало сначала только на ковёр-самолёт, а не на современный лайнер. Увы, опыт не позволял им даже фантазировать иначе, чем допускало их бытиё.

Если к априорным знаниям относить знания очевидные, то и вращение солнца вокруг земли надо считать априорным знанием, т.к. это явление не менее очевидно, чем тело с размерами. Однако не все очевидные знания являются истинными знаниями. Тогда нужно говорить и об априорных заблуждениях. Но зачем городить огород там, где это только мешает познанию?

Вполне достаточно понять, что опыт – это не только лабораторные или полевые работы (в широком смысле), но и работа мышления, чтобы стала ясна абсурдность самой идеи доопытного знания.

Для Канта классическими примерами априорного знания являются, прежде всего, идеи пространства и времени, а также логические категории (количество, качество, причина, следствие, возможность, невозможность и т.д.). Первые являются условием нашего восприятия, вторые - мышления.

По Канту, априорные синтетические суждения — это те, которые человек придумывает для объяснения каких-либо явлений. Это условия, при которых, по нашему мнению, могут существовать данные явления. Примером априорных познаний и знаний являются все положения математики, те знания, которые включают философские категории: причину, субстанцию и т.д. Есть же множество априорных. Читать далее

Читайте также: