Что такое априорное знание по мнению канта кратко и понятно
Обновлено: 07.07.2024
Априорные формы
A priori знания, однако, не зависят от опыта только в отношении формы; их содержание основано на опыте. Субъект, начинающий получать знания, заранее обладает априорными формами знаний, которые придают его знаниям характер необходимости и универсальности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентные формы чувственности, априорные формы интуиции) — чистую интуицию, с помощью которой разнообразные, отдельные и не всегда однозначные представления обретают универсальный объективный смысл (это пространство и время), и априорные формы рассуждения (трансцендентные формы рассуждения), которые придают согласованность и упорядоченность хаотическому разнообразию чувственных переживаний — это категории (12 из них) и идеи чистого разума (3 из них). О пространстве и времени: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство — это форма внешнего ощущения; все представления о себе существуют во времени: время — это форма внутреннего ощущения (но косвенно это также и условие внешнего восприятия).
Пространство и время как формы ощущения имеют трансцендентальную идеальность: нет таких объектов, как время и пространство; и эмпирическая реальность: как способ реализации концепций объектов и меня самого. Эти формы, по Канту, могут быть только априори: это абсолютно необходимые формы всех существующих вещей; опыт никогда не может дать общего и необходимого, а только смысл и значение при определенных условиях.
Различие между аналитическим и синтетическим суждениями
Причина сама приписывает категории к многообразному чувственному материалу, уже организованному априорными формами ощущений. Этот синтез обеспечивает возможность естественной науки как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса: Категории Количество, Категории Качества, Категории Модальности, Категории Отношений. В этом контексте Кант развивает доктрину апперцепции. Апперцепция — это активная сила, осуществляющая синтез первоначальных восприятий. Она имеет две формы: исходное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: единство самосознания необходимо для познания; и трансцендентальное единство апперцепции или объективной апперцепции, т.е. оно направлено к объекту, синтезирует отдельные впечатления от объекта в интегральное познание, вводит единство в хаотическую множественность ощущений и создает объект.
Естествознание
Психологически важные положения содержатся в доктрине Канта о трансцендентальных схемах, которая решает вопрос о применении категорий к эмпирической реальности, данной человеку в восприятии. Схемы — это новый элемент сознания, объединяющий гетерогенные когнитивные способности, поэтому Кант также называет схемы чувственными концепциями. Они являются продуктом деятельности воображения. Идеи Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями современной психологии. Таким образом, вербализм, неспособность увидеть реальность, стоящую за вербальной формулировкой правила, закона, преодолевается в преподавательской практике путем обращения к схематическим представлениям.
Главный этический принцип
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Этическое учение И. Канта. Категорический императив
Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.
Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:
1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.
Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
Этическое учение И. Канта. Категорический императив
Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.
Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:
1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.
Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
Проблема априорного знания (как и многие проблемы философии) в ошибочности понятий и терминов. То, что кажется очевидным и изначальным, не всегда является таковым.
Например, Кант ощущения и чувства называет априорными знаниями, но ни то, ни другое априорными знаниями являться не могут, т.к. они сами зависят от опыта. К тому же, они не всегда являются знаниями истинными, потому что часто обманывают наш разум.
Иногда мне писали о том, что младенцы изначально знают о том, что нужно сосать грудь матери, когда голоден. Но ирония в том, что они изначально этого не знают. Они учатся этому ещё в утробе матери, когда у них начинают работать все соответствующие функции. Находясь в утробе и питаясь через пуповину, младенец всё же не пребывает там всё время с закрытым ртом, он иногда сосёт свои пальчики, также вполне может себе позволить проглотить некоторое количество жидкости. Так что сосательно-глотательный рефлекс у него вырабатывается ещё в утробе. Здесь больше бы подошёл пример с лёгкими, которыми младенец не дышит в утробе. Однако он также и не знает, что нужно дышать. Он приобретает этот навык одновременно с первым вздохом, с первым опытом. Но этот опыт можно и отсрочить, если родить ребёнка в воде, где он опять-таки будет обходиться без воздуха до тех пор, пока его не поднимут над водой.
На самом деле это не так. Если бы у человека действительно существовало такое априорное знание, то никто никогда не верил бы в бога, тело которого, оказывается, может-таки не иметь размеров и полностью игнорировать массу и время.
Априорными могут быть лишь фантазии, но не знания. Хотя и насчёт фантазий я бы не спешил утверждать. Потому что фантазий у людей хватало сначала только на ковёр-самолёт, а не на современный лайнер. Увы, опыт не позволял им даже фантазировать иначе, чем допускало их бытиё.
Если к априорным знаниям относить знания очевидные, то и вращение солнца вокруг земли надо считать априорным знанием, т.к. это явление не менее очевидно, чем тело с размерами. Однако не все очевидные знания являются истинными знаниями. Тогда нужно говорить и об априорных заблуждениях. Но зачем городить огород там, где это только мешает познанию?
Вполне достаточно понять, что опыт – это не только лабораторные или полевые работы (в широком смысле), но и работа мышления, чтобы стала ясна абсурдность самой идеи доопытного знания.
Для Канта классическими примерами априорного знания являются, прежде всего, идеи пространства и времени, а также логические категории (количество, качество, причина, следствие, возможность, невозможность и т.д.). Первые являются условием нашего восприятия, вторые - мышления.
По Канту, априорные синтетические суждения — это те, которые человек придумывает для объяснения каких-либо явлений. Это условия, при которых, по нашему мнению, могут существовать данные явления. Примером априорных познаний и знаний являются все положения математики, те знания, которые включают философские категории: причину, субстанцию и т.д. Есть же множество априорных. Читать далее
Читайте также: