Журналистика как предмет изучения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспон­дентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.


Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные - пунктирами).

Но чтобы действовать не вслепую, чтобы вносить коррективы в инфор­мационную политику, в деятельность редакции и отдельных работников, учредители и журналисты должны получать информацию о результатах своей деятельности по каналам обратной связи. Так, анализируя посту­пившие письма и отклики на выступления СМИ, данные социологических исследований аудитории, в редакции ищут пути, которые позволят сде­лать соответствующий позиции редакции материал отвечающим интере­сам, стремлениям, уровню подготовки, жизненным позициям аудитории. Только хорошо зная закономерности функционирования журналистики, можно сознательно и целеустремленно добиваться оптимизации, повы­шения эффективности деятельности газет и журналов, радио- и телеви­зионных программ.

• журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и дея­тельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по орга­низации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа - создание коллективов, налажива­ние массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информа­ции, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информа­ции, теле- и радиопрограмм;

• журналистика как совокупность профессий, важных для обеспече­ния всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой - авторской (корреспондентской), ре­дакторской, организаторской, - в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рек­ламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видео­инженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной дея­тельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации;

• журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следу­ет понимать не только журналистские произведения, подготовленные ав­торами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналисти­ки (такие, как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры пи­сем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обраще­ния в различные институты;

• журналистика как комплекс каналов передачи массовой информа­ции, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудито­рии, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.).

Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.

Читайте также: