Как работать с умственно отсталыми детьми в школе

Обновлено: 03.07.2024

В 2002 году число детей с отклонениями в развитии приравнивалось к 36% от всего детского населения в России. За последнее время число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Мы работаем в специальном коррекционном учреждении IV вида – это дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Практически у всех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются астенические проявления: истощаемость всех психических процессов, нарушения в интеллектуальном развитии: пониженная работоспособность, замедленное восприятия, малый объём памяти, трудности переключения внимания,памяти. У всех наблюдаются недоразвитие речи и речевые патологии.

Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме.

Дети с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% всех детей с нарушением интеллекта. У них заболевание обнаруживается в дошкольном возрасте, еще на первых этапах развития. Ко времени поступления в школу уровень развития таких детей соответствует таковому у здоровых детей 2-3 лет. У подростков с умеренной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм, сложности в общении со сверстниками.

Дети с тяжелой умственной отсталостью составляют 3-4% детей с нарушением интеллекта. Диагноз им ставится в раннем возрасте, поскольку уже в первые месяцы жизни отчетливо проявляются физические особенности и аномалии развития. В раннем детстве речь у таких детей полностью отсутствует. Только к 10-12 годам такие дети могут составлять предложения из 2-3 слов. Умение сидеть, ползать. Ходить, пользоваться горшком и прочие этапы развития проходятся такими детьми гораздо позже нормы.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:

-ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию.

-проблемы с установлением дружеских отношений. Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их мимика и слова. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения.

-сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию, возникают трудности в процессе обучения.

Большинство детей с нарушением интеллекта проходят те же самые этапы развития, что и нормальные дети, только в более позднем возрасте. Они также учатся играть в куклы и машинки, с удовольствием принимают участие в шумных играх. Если сверстники относятся к ним хорошо, то дети с нарушением интеллекта охотно общаются с ними и даже могут брать на себя роль лидеров и заводил в играх. У детей с умеренной умственной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм, сложности в общении со сверстниками. Они могут общаться с окружающими и сами заботится о себе при условии должного руководства. У таких детей наблюдается повышенная возбудимость или инертность, трудности формирования интересов и социальной деятельности, нарушения в физическом развитии. Нельзя требовать от таких детей слишком много, не стоит их в чем-то поторапливать, но и не нужно окружать их гиперопекой, иначе они не будут приспособлены к общению с окружающем миром.

В результате в дошкольную группу поступают дети, безречевые, отставание или недоразвитие всех психических процессов, отсутствие навыков самообслуживания, нарушение эмоционально-волевой сферы: одни излишне плаксивы, безразличны ко всему, другие наоборот агрессивны, раздражительны. В данное время по списку из 11 детей – 4 детей с сохранным интеллектом (Кирилл,Соня Т., Саша П. – ЗПР, у Элины Г. Недоразвитие речи), остальные 7 детей с умеренной умственной отсталостью (Тася К., Ева Е., Максим М., Камилла Т., Лена М.) и с тяжелой степенью (Вова П., Катя А.)

Поэтому одни из основных задач дошкольной группы это: привить детям кульнурно-гигиенические навыки, сформировать навыки самообслуживания, коррекция развития речи и всех психических процессов, сформировать предпосылки учебной деятельности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.

Дети второй подгруппы (с умственной отсталостью), поступающие в дошкольную группу, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. Они в любой момент могут отказаться от выполнения задания, не доведя работу до конца. Речевые средства, которыми владеют умственно отсталые дети, недостаточны, ведь они все без активной речи и с ограниченным пониманием обращенной речи. Поэтому основная задача первого этапа коррекционной работы – это установления положительного, доверительного отношения ребенка к взрослому и формирование его интереса к занятиям. С этой целью широко применяются игровые задания, обыгрывание игрушек. Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Игрушка привлекается для того, чтобы организовать с ее помощью детей на занятиях, привлечь их внимание к выполнению заданий.

Параллельно решается еще одна задача – формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражание, действия по образцу (комментируя выполнения каждого действия, чтобы ребенок усваивал смысл выполняемых заданий), а в дальнейшем и выполнения заданий по словесной инструкции.

При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых детей:

- смена видов деятельности

Дети с умственной отсталостью сосредотачивают свое внимание на одном виде деятельности не более 3-5 минут. На одном занятии детям дается от 3 до 5 заданий, чтобы привлечь их внимание, поддерживать активность и предупредить утомление.

- повторяемость программного материала

Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем сверстникам с сохранным интеллектом. Повторение изученного материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых условиях, при смене наглядного материала, использование разных приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными.

- игровая форма обучения

В начале первого года обучения у таких детей еще не сформирован познавательный интерес, они не привыкли сидеть длительное время за столами. Поэтому занятия целесообразно проводить в игровом уголке с привлечением хорошо знакомых игрушек. Далее, когда дети привыкнут заниматься, их можно посадить на стульчики, которые стоят полукругом. Это помогает удерживать детей в поле зрения и осуществлять работу сразу со всеми детьми, оказывая при необходимости индивидуальную помощь. На втором году обучения детей рассаживаем за парты, чтобы уже формировались предпосылки учебной деятельности.

Если раньше занятия по программе проводились в разных формах: индивидуально, в подгруппах и фронтально, то на сегодняшний день используется индивидуально и в подгруппах (фронтально - ознакомление с окружающим миром, развитие речи проводит логопед, вместо физкультуры - ЛФК). Одним из важных принципов обучения является индивидуально-дифференцированный подход

Индивидуальные занятия являются основной формой обучения, т.к. дают возможность отрабатывать те знания, умения и навыки, которые необходимы конкретному ребенку на данном этапе обучения. Учитель-логопед проводит индивидуальные занятия в утренние часы, воспитатели в выходные дни по заданию логопеда и во второй половине дня по разным видам деятельности детей.

Ведь психические процессы у детей формируются по разному, одни овладели каким-либо материалом, другие не могут запомнить.

По подгруппам мы проводим занятия по математике, аппликации, лепке, рисованию. На занятиях по изо-деятельности осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, потому что дети имеют разные навыки работы с кисточкой, клеем, краской, бумагой, пластилином, либо не имеют никаких. Поэтому в первой подгруппе можно впоследствии переходить к выполнению действий по образцу или с частичной помощью, то во второй подгруппе только совместные действия педагога с детьми или действия по подражанию.

На занятиях по математике (ФЭМП) так же детей делим на две подгруппы, преследуются разные задачи обучения. В начале первого года обучения у детей второй подгруппы не было вообще интереса к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. У некоторых детей было ограниченное понимание речи, они не понимали, что от них хотят, начинали плакать.

Основной формой обучения является – игровая. Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. При поступлении в дошкольную группу, дети путают основные цвета, вообще их не знают, даже не соотнося. Чтобы сформировать сенсорные эталоны, детей учим накапливать сенсорный опыт, манипулировать предметами и игрушками, т.к. такая деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Показывая игрушки, выполняем с ними совместные действия с ребенком, потом ребенок выполняет по подражанию, потом по образцу, а далее по словесной инструкции. Очень много используется дидактических игр, сделанные своими руками. Все действия воспитатель комментирует, прием комментирующей речи (собственных действий воспитателя и действий детей) способствует к овладению активной речи, поощряет ребенка к повторению звуков или слов. Если речь у ребенка не развита, то показывается жестами, интонацией.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся фронтально, то есть со всей группой. Их проводить воспитателю труднее, т.к. присутствуют все дети. Знания об окружающем мире у наших детей очень низкие, даже дети с сохранным интеллектом многое не знают. А умственно отсталые дети не узнают предметы в рисунках. На занятиях используются объемные предметы, игрушки, натуральные предметы, яркие красочные демонстрационные картинки, игры. Также все занятия начинаются с сюрпризного момента. Детей учим смотреть и видеть, слушать, понимать речь, ощупывать и осязать предметы.

При обучении таких детей проблема целенаправленной деятельности и внимания имеет важное значение. Для воспитания внимания большое значение имеет развитие познавательных интересов. Все, что недоступно пониманию и не опирается на имеющиеся представления и знания, не вызывает интереса, а следовательно, не может привлечь внимания. Как только у ребенка появляются элементы отношения и формирования у них интереса к предмету, начинает проявляться и внимание. Необходимо использовать имеющиеся у детей зачатки интереса к игре, слушанию сказок, занятиям по изо-деятельности, физическим упражнениям, участию в бытовом труде (Вова П. любит протирать столы после аппликации), склонности к опеке над другими детьми (Максим М.). Эти интересы следует развивать во время самообслуживания, в быту, на занятиях и в разных видах деятельности. Можно чередовать менее и более привлекательные для ребенка виды деятельности, поощрять ребенка (Вова любит расставлять стульчики).

Динамику развития каждого ребенка мы отслеживаем в дневниках наблюдения. Потом эти дневники передаем учителям, когда дети идут в школу. Дневники очень важны, т.к. у учителя формируется представление о каждом ребенке, с его характером, привычками, поведением, как он развивался и как дольше идет его развитие.

Каждый сотрудник знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Многие родители уделяют большое внимание своим детям, водят в речевые центры, дополнительно занимаются сами или с логопедом (мама Евы, папа Вовы П.)

Наши основные формы работы с родителями это:

-коллективные (собрания, праздники, чаепития);

-индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

-наглядные (стенды, специальная литература, выставки работ и т.д.)

Результат нашей работы наблюдается в том, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в дошкольных группах, отмечается динамика в развитии: дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, формируются навыки самообслуживания, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО)

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.
Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:
1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.
Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.
3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;
4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:
1. Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;
2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;
3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Кто и где проводит коррекционные занятия для детей с УО?

Коррекция детей с УО проводится в следующих местах:

  • Центры дополнительного образования (государственные или коммерческие) и индивидуальные коррекционные занятия со специалистами (нейропсихологом, дефектологом, логопедом, инструктором по АФК);
  • Общеобразовательная школа, инклюзивные классы – в случае легкой формы УО;
  • Специализированные сады и школы: возможны для легкой и умеренной форм УО;
  • Домашнее обучение и коррекция в случае тяжелой и глубокой форм.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Примеры корректирующих упражнений

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее. Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.


Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов. На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

АМО строятся на:

· использовании знаний и опыта обучающихся,

· вовлечении в процесс всех органов чувств,

· групповой форме организации их работы,

· деятельностном подходе к обучению,

· творческом характере обучения,

· диалоге и полилоге,

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психо­физических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, по­ведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъек­том педагогической деятельности.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ­ностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобра­зием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:

методы формирования знаний;

методы воспитания личности;

методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;

методы регулирования психического состояния детей.

В основе их лежат закономерности обучения, возрастного раз­вития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

В работе с умственно отсталыми детьми для формирования зна­ний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

— объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.

сопряженную речь — проговаривание хором;

невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;

— иллюстрации схемы
тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.

Методы воспитания личности

Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвра­тимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельно­сти во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреж­дений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в до­машних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и обще­ния, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспи­тание личности.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверж­дается активное отношение к реальности. Любая конкретная дея­тельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценно­стными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.

Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.

Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся

Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, при­емы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.

Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями.

Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид орга­низованных занятий урочной формы в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная од­нородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, созда­вать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостат­ком является Ограниченный индивидуальный подход.

Методы регулирования психического состояния детей

Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень вооб­ражения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам.

Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:

доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педаго­га, выраженное внимание к каждому ученику;

позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;

постановка общей цели, объединение общими интересами, орга­низация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости;

адекватность средств, методов и методических приемов ре­альному состоянию и индивидуальным возможностям детей;

• примирительные акты в случае конфликтов, возникающих
вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, раз­
ногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.
Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере­
убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,
уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на
положительном, переориентировка внимания на другой объект или
действие;

суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мо­тивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Вну­шения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, по­вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998);

использование музыки с целью снятия нервно-мышечного на­пряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);

игровые методы организации занятий, активизирующие вни­мание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, ра­дости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до форми­рования эмпатии в межличностных отношениях;

театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с пере­движением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источ­ником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).


-75%

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

"СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС),
ОСЛОЖНЕННЫМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)".
Методическое пособие

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Л.В.ФАТИХОВА "ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В данном пособии представлен диагностический материал для диагностики детей с интеллектуальными нарушениями – задержкой психического развития и умственной отсталостью.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом
"Формирование пространственных представлений"
Автор - Аманова М.Б.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ЖУРНАЛ "МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ". СТАТЬИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УО:

Содержание:
1. Нетрадиционные приёмы обучения математике школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. Автор: О.В.Борода
2. Калашникова Е. В. Работа с литературным текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся с легкой степенью умственной отсталости .
3. В.Н. Трусина . Использование дидактических игр на уроках языкового цикла в начальных классах образовательных учреждений VIII вида
4. Фёдорова М. Ю. Приемы развития выразительности речи у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
5. Титова С. В. Система использования моделей артикуляции звуков на уроках произношения в cпециальной (коррекционной) школе V вида
6. Романовская С.Ю., Сербина В. В. Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения эффективности профессионально-трудового обучения в СКОШ VIII вида
7. О.В. Озерова Коррекционная направленность уроков профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело в образовательных учреждениях VIII вида
8. Дрога Е. Ю. Развитие общетрудовых умений у школьников с нарушением интеллекта с помощью алгоритмов на уроках швейного дела
9. Заливина С.А. Система формирования основных профессиональных приемов переплетно-картонажного дела у пятиклассников с легкой степенью умственной отсталости
10. Фадина В.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении кулинарии учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости

Читайте также: