Включение родителей в деятельность доу основные задачи и формы работы

Обновлено: 02.07.2024

Населенный пункт: г. Москва

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

  • • Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
  • • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
  • • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
  • • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
  • • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
  • • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующая – специалисты).

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).

Таблица 1 Направления работы с родителями

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица 2).

Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).

Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет хорошие результаты:

  • • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • • персонификация и учет индивидуальности ребенка;
  • • укрепление внутрисемейных связей;
  • • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

  • • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:

1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;

2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;

3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;

4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;

5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.

Второе направление – просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Третье направление – организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:

Главной целью работы дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Это делается с целью:

- изучение семьи;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности в ДОУ;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы : активность + осознанность + самостоятельность.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, мы поставили цель максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы, через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

В целях эффективного взаимодействия с родителями разрабатывается годовой план работы с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В своей деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников используем как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы сотрудничества в соответствии с ФГОС ДО:

Информационно - аналитическое направление имеет цель изучение семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Основополагающий момент изучения семьи через :

– анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

– опрос родителей с целью определения их социального статуса.

Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Мы используем активные формы и методы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

– родительские уголки в виде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом; В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений.

- праздники “День знаний”, “День Матери”, “Новый год”, “8 Марта”, “День защитника Отечества”, “Здравствуй лето” и др.

- развлечения “Семейные посиделки”, “День смеха”, “День птиц”, “В гостях у сказки” и др.

- спортивные досуги “Семья – здоровый образ жизни”, “Мама, папа, я дружная семья”

- совместные проекты “Бабушкины сказки”, “Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки”, “Кормушка для птиц”, “Моя родословная”, “Моя семья”,и др.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, педагогами ДОУ разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

На сегодняшний день у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы
  1. Изучить рекомендации и руководства передового педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения (по О.В. Солодинкиной и А.А.Майера) или какие результаты мы хотели бы получить

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Высший уровень проявления показателей является критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении

  • Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

  • Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.

Еще одна из интересных форм работы ‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.



Организуем выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.






Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только педагоги и родители, но и дети. Участвуя в таких акциях дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. (Приложение 1)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

Данная тема доклада, на сегодняшний день, является очень актуальной и в тоже время непростой. Можно сказать сложной.

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поэтому очень важно найти эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Непонимание между семьей и детским садом негативно отображается на ребенке, его развитии, психологическом состоянии.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей воспитанника и детским садом в самом начале, то есть как только ребенок переступил порог. Также четко должна быть определена роль как воспитателя, так и родителей. Родители должны полностью доверять не только воспитателю, но и детскому образовательному учреждению в целом. Ведь не секрет, что многие родители интересуются только питанием, дневным сном ребенка и считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. Но это не так. И мы, работники детских учреждений, должны показать и доказать как много значит наша работа для правильного развития их детей. Необходимо грамотно приобщить родителей к участию в работе детского сада, сделать их участниками как воспитательного, так и образовательного процесса.

О роли семьи в жизни ребенка также много говорил Антон Семенович Макаренко всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Он даже написал книгу для родителей. Вот одно из его известных высказываний:

Так, прошло более ста лет, а специалисты также считают, что родители – главные воспитатели своих детей и семья превыше всего. Очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада и главным работником, человеком для родителей, безусловно является воспитатель, с которым они встречаются и контактируют каждый день. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония, даже ряд проблем. Часто педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Современным родителям и педагогам не всегда хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга.

Поэтому сегодня педагог должен обладать глубокими знаниями, постоянно совершенствовать и пополнять их, развиваться согласно современным методикам. Но самое главное, иметь терпение, понимание, обладать высоким педагогическим тактом. Одним словом, быть высококвалифицированным специалистом в области воспитания и развития современных дошкольников. Также очень хорошо знать и понимать современную семью, которая отличается от, так сказать, традиционной. Ведь сегодняшние родители отличаются от тех, которые были десять лет назад, не говоря уже двадцать. Именно, используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные, а главное эффективные способы, формы и методы вовлечения в работу и жизнь ДОУ большей части семей. И главная задача ложится непосредственно на воспитателя, потому что именно педагог является инициатором контакта с родителями воспитанника.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно разделить на четыре основных направления или блока:

Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, опрос родителей. Зачастую много таких мероприятий происходит в начале учебного года. Так, тестирование дополнить представление о родителях, также поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания их детей. И мы педагоги, обладающие соответственными знаниями и имеющие образование, обязаны это делать. В данный блок можно отнести такие формы взаимодействия с родителями:

Отдельно хочется сказать о традиционном родительском собрании. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Воспитатель рассказывает о задачах и перспективах в новом учебном году, если это первое собрание. Часто разбираются вопросы физического воспитания дошкольников, режимные моменты. Можно также пригласить специалистов, таких как психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, которые более грамотно и досконально ответят на интересующие вопросы родителей.

Наглядно - информационное направление – это родительские уголки, в которых каждые 2 -3 недели постоянно обновляется информация; папки-передвижки с различной, интересной информацией; папки специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); стенды; выпуск газеты группы; различные выставки, в которых участвуют сами же воспитанники.

Хочется также сказать об изготовлении поделок детей вместе с их родителями. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, сближает его с родителями и тем самым, мы педагоги, постепенно, ненавязчиво, эффективно вовлекаем родителей воспитанников в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение, одним словом, досуг ребенка.

Для того, чтобы данные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ были еще более продуктивными и эффективными – воспитатель должен грамотно выстроить алгоритм взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Алгоритм взаимодействия или сотрудничества с семьей воспитанника можно разбить на такие этапы:

Наладить контакт с родителями воспитанника при первой встрече. Очень важно не оттолкнуть родителя непродуманным вопросом. Воспитатель должен быть сдержан, деликатен, внимателен к родителям, также искренне их уважать. Одним словом, проявить высокий педагогический такт и профессионализм.

Установить общие требования к воспитанию ребенка. Педагог настоятельно и в тоже время осторожно просит родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает их мнение об используемых ими методах воспитания дома. Не возражает, не спорит, даже, если мнение родителей ошибочное. Педагог тактично и деликатно предлагает свои методы воспитания и призывает родителей объединить усилия для выработки единых требований в воспитании ребенка.

Упрочнить сотрудничество в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, необходимо поставить единые цели и задачи. Могут быть разногласия, споры. Но главное, чтобы это негативно не отразилось на развитии ребенка.

Реализация индивидуального подхода к ребенку. Когда между педагогом и родителями возникают доверительные отношения, тогда только начинают вырабатывать общие меры в перевоспитании ребенка.

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Без доверия никак не обойтись, но его необходимо заслужить. Для педагога – это огромнейший труд, проявление высокого профессионализма, педагогического такта, компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка. Родители воспитанников должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. И как только все это будет достигнуто, можно эффективно применять различные способы, формы и методы вовлечения родителей не только в жизнь группы, но и в жизнь ДОУ в целом. Родители полностью раскрываются и идут на встречу воспитателю. Они начинают с огромным удовольствием участвовать в дошкольной жизни своего ребенка и тем самым становятся полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Для воспитателя – это неоценимая помощь, когда родители воспитанников становятся нашими союзниками в воспитании детей.

Краткое описание документа:

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поэтому очень важно найти эффективные способы,формы и методы вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Непонимание между семьей и детским садом негативно отображается на ребенке, его развитии, психологическом состоянии.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей воспитанника и детским садом в самом начале, то есть как только ребенок переступил порог. Также четко должна быть определена роль как воспитателя, так и родителей. Родители должны полностью доверять не только воспитателю, но и детскому образовательному учреждению в целом. Ведь не секрет, что многие родители интересуются только питанием, дневным сном ребенка и считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. Но это не так. И мы, работники детских учреждений, должны показать и доказать как много значит наша работа для правильного развития их детей. Необходимо грамотно приобщить родителей к участию в работе детского сада, сделать их участниками как воспитательного, так и образовательного процесса.

О роли семьи в жизни ребенка также много говорил Антон Семенович Макаренко всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Он даже написал книгу для родителей. Вот одно из его известных высказываний:

Так, прошло более ста лет, а специалисты также считают, что родители – главные воспитатели своих детей и семья превыше всего.Очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада и главным работником, человеком для родителей, безусловно является воспитатель, с которым они встречаются и контактируют каждый день. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония, даже ряд проблем. Часто педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Современным родителям и педагогам не всегда хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга.

Поэтому сегодня педагог должен обладать глубокими знаниями, постоянно совершенствовать и пополнять их, развиваться согласно современным методикам. Но самое главное, иметь терпение, понимание, обладать высоким педагогическим тактом. Одним словом, быть высококвалифицированным специалистом в области воспитания и развития современных дошкольников. Также очень хорошо знать и понимать современную семью, которая отличается от,так сказать, традиционной. Ведь сегодняшние родители отличаются от тех, которые были десять лет назад, не говоря уже двадцать. Именно, используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные, а главное эффективные способы, формы и методы вовлечения в работу и жизнь ДОУ большей части семей. И главная задача ложится непосредственно на воспитателя, потому что именно педагог является инициатором контакта с родителями воспитанника.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно разделить на четыре основных направления или блока:

  • Информационно-аналитическое направление.
  • Познавательное направление.
  • Наглядно-информационное направление.
  • Досуговое направление.

Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, опрос родителей. Зачастую много таких мероприятий происходит в начале учебного года.Так,тестирование дополнить представление о родителях, также поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания их детей. И мы педагоги, обладающие соответственными знаниями и имеющие образование, обязаны это делать. В данный блок можно отнести такие формы взаимодействия с родителями:

Отдельно хочется сказать о традиционном родительском собрании. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Воспитатель рассказывает о задачах и перспективах в новом учебном году, если это первое собрание. Часто разбираются вопросы физического воспитания дошкольников, режимные моменты. Можно также пригласить специалистов, таких как психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, которые более грамотно и досконально ответят на интересующие вопросы родителей.

Наглядно - информационное направление – это родительские уголки, в которых каждые 2 -3 недели постоянно обновляется информация; папки-передвижки с различной, интересной информацией; папки специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); стенды; выпуск газеты группы; различные выставки, в которых участвуют сами же воспитанники.

Хочется также сказать об изготовлении поделок детей вместе с их родителями. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, сближает его с родителями и тем самым, мы педагоги, постепенно, ненавязчиво, эффективно вовлекаем родителей воспитанников в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение, одним словом, досуг ребенка.

Для того, чтобы данные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ были еще более продуктивными и эффективными – воспитатель должен грамотно выстроить алгоритм взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Алгоритм взаимодействия или сотрудничества с семьей воспитанника можно разбить на такие этапы:

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Без доверия никак не обойтись, но его необходимо заслужить.Для педагога – это огромнейший труд, проявление высокого профессионализма, педагогического такта, компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка. Родители воспитанников должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. И как только все это будет достигнуто, можно эффективно применять различные способы, формы и методы вовлечения родителей не только в жизнь группы, но и в жизнь ДОУ в целом. Родители полностью раскрываются и идут навстречу воспитателю. Они начинают с огромным удовольствием участвовать в дошкольной жизни своего ребенка и тем самым становятся полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Для воспитателя – это неоценимая помощь, когда родители воспитанников становятся нашими союзниками в воспитании детей.

Читайте также: