Как работать с орфографическим словарем в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
учитель начальных классов
Волгоградской области Калачевского района
Барабанова Марина Культиновна
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты технологии работы с орфографическм соварем как средство развития орфографической зоркости 7
1.1 Содержательная характеристика понятия орфографической зоркости. 7
1.2 Возможности уроков русского языка на развитие УУД. 9
Глава 2. Педагогический опыт по использованию технологии работы с орфографическим словарем, как средства развития орфографической зоркости 11
2.1 Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку 11
2.2 Опыт использования технологии 13
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
Цель работы: Описать технологию работы с орфографически м словаре м на уроках русского языка в начальной школе.
Рас крыть сущность характеристики орфографической зоркости.
Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.
Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – о бразовательный процесс в начальной школе. .
Предмет исследования – орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.
В работе представлены возможные виды работ с орфографическим словарем, чтобы сделать этот вид работы более интересным, занимательным.
Содержимое разработки
Словарь – это вселенная,
расположенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь –
это книга книг. Ан. Франс
Работа с орфографическим словарем.
Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Чтобы сделать работу со словарем интересной и познавательной ,а не скучной и рутинной, я предлагаю ребятам такие задания.
Запиши слова по тематическим группам и реши орфографические задачи.
А) животные : барсук, жираф, крокодил, медведь и т.д.
Б) птицы: воробей, канарейка, курица и т.д.
В)овощи: кабачок, помидор, огурец…
Беседа о животных, среде обитания, бережном отношении
А) салат, помидор, огурец, редиска, петрушка сметана
Б) капуста, горох, морковь, петрушка, масло.
Беседа о пользе овощей.
А) кастрюля, сковорода, курица, картофель , вермишель, масло, морковь, петрушка.
Б) кастрюля, сковорода, курица, капуста, морковь, картофель, петрушка, сметана.
Беседа о правильном питании.
А) автомобиль, багаж, билет, Москва, ребята, чемодан, город,
Беседа о безопасности на дорогах в городе.
А) Комната: диван, зеркало, картина, и т.д.
До свидания, до встречи, спасибо, здравствуй, пожалуйста , извините.
Межпредметные связи: беседа о пожарной безопасности
Межпредметные связи: беседа о пожарной безопасности.
Межпредметные связи: беседа о пользе молока.
Патало, пеньече, канста, рокасо, рецогу, розмо и т.д.
-это слово на первую букву алфавита, в нем парный согласный на конце слова( арбуз) и т. д.
Составь со словом кефир 3 предложения, разных, по цели высказывания.
Кефир- полезный для здоровья продукт.
Ты любишь кефир?
К данному слову подберите слово из словаря в рифму.
Например: пир- кефир, коса- колбаса, груз-арбуз, след- обед, кашка- ромашка, слон- лимон и т.д.
Работу со словарными словами можно проводить как индивидуально, так и в парах, так и в группах .
Задания можно предложить выполнить на скорость, или на наибольшее количество.
Записывая слова, ученики ставят ударение и решают орфографические задачи.
Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Необходимость формирования УУД очевидна.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку ;
прочное и неформальное усвоение знаний;
повышение результативности обучения;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
-75%
в) Упражнения. Найди слово в словаре: прочитай орфографически.
1) Я предполагаю: дети находят. Кто первый нашёл, сообщи страницу. Читаем орфографически – хором.
Калитка, лопата, телевизор, жираф.
2) Но нам нужно не только находить и читать слово, но и записывать его. А Умеем ли мы с вами списывать? Вспмним наши правила?
- Подходят ли эти правила для словаря?
- В этом нам поможет учебник. (стр.__, упр.__)
- Прочитаем алгоритм.
а) Работа со словами:
б) Работа в парах
1 вариант – читает алгоритм
2 вариант – работают со словом (потом наоборот)
Кто быстрее сработает!
- Что нужно знать?
- Алфавит.
- Какой шаг самый главный?
- Диктовать по слогам, проговаривать орфографически.
в) Последние слова из упражнения:
Словарные слова – особые, их нужно учить наизусть, чтобы уметь писать по памяти.
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации без словарей, без справочников обойтись невозможно. Русский язык обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.
Это сложное умение формируется на основе определенных знаний и навыков и является итогом педагогической работы со школьниками. В структуру этого умения должны быть включены:
на уровне знаний; 1) знание типологии языковых словарей и 2) представление о современном русском литературном языке, его нормах и вариантности норм, о нарушении норм литературного языка;
на уровне навыков: 1) обнаружение и квалификация языкового явления, требующего обращения к языковым словарям; 2) использование справочной литературы в соответствии с ее назначением; 3) изменение способа чтения при работе со словарем; 4) быстрое ориентирование в структуре словарных статей различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой информации.
Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.
Каждый словарь - своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы. Наиболее простым и доступным для школьников словарем является орфографический. Возможности его очень разнообразны и не ограничиваются только сведениями о написании словарных слов. Его можно использовать и как справочник правил русского правописания, и как орфоэпический словарь, а также как справочное пособие по морфологии. Учащимся можно предложить ряд упражнений с использованием словаря - справочника: спишите слова, обозначьте ударение, пользуясь словарем, и прочитайте слова так, как этого требует знак ударения; найдите отгадку в словаре по указанной странице или букве и др.
Учить искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре можно на традиционных для начальной школы упражнениях: найдите слова с противоположным значением; замените слова одним словом, близким для них по смыслу. В результате такой работы школьникам становится ясно, что к каждому словарю нужно обращаться со своим вопросом; к орфоэпическому - о произношении, к орфографическому - о написании, к толковому - о значении слова.
Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении дома домашних заданий. На уроках всех типов можно использовать орфографический словарь. При применении словаря целесообразно руководствоваться следующим:
классное задание со словарем ограничивать временем;
для классных и домашних заданий указывать букву или страницу словаря, откуда ученик должен выписать слова;
выписывание из словаря ограничить определенным количеством слов;
выписывание можно усложнять дополнительными заданиями;
5. все выполняемые учащимися задания должны обязательно проверяться.
Изучение частей речи: существительного, прилагательного, глагола дает большой простор для работы с орфографическим словарем. При выполнении заданий необходимо не только закреплять, повторять сведения по грамматике, но и совершенствовать орфографические навыки учащихся. Можно предложить такие задания: выписать слова, обозначающие названия животных или вещей, подчеркнуть безударные гласные в корне; выписать существительные, обозначающие вещество, поставить ударение и т.д.
При изучении нового материала словарь используется периодически. Это относится к тем словам, правописание которых вызывает значительное затруднение у учащихся. Когда школьники обращаются за объяснением к учителю, он предлагает им проверить правильность написаний по словарю.
Опыт показывает, что применять орфографический словарь целесообразно и при индивидуальном опросе учащихся, например, вызванный к доске ученик записывает диктуемые учителем трудные слова, учащиеся записывают их в тетради и потом проверяют по словарю или обращаются к нему в процессе работы. Во время фронтального опроса школьники могут подобрать из словаря несколько слов с закрепляемой или повторяемой орфограммой для записи их в тетради или для устного анализа. Такое задание ограничивается временем (3-4 минуты).
Во время проверки домашнего задания словарь можно использовать следующим образом. Если учащиеся допустили много ошибок, например, в словах с непроизносимыми согласными, можно предложить такое задание: подобрать несколько слов с этой орфограммой на указанной странице словаря или записать в тетрадь слова с пропущенными орфограммами с последующей проверкой по словарю.
Если у младшего школьника обращение к тому или иному словарю стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах этого не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего общеучебного умения важного для развитой личности.
Подытоживая наши рассуждения, следует сказать, что использование словарей на уроках русского языка воспитывает у учащихся внимание к слову и его орфографии, помогает им овладеть нормами грамотного письма, повышает речевую культуру и приобщает к справочной литературе.
Читайте также: