Как работать с орфографическим словарем в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель начальных классов

Волгоградской области Калачевского района

Барабанова Марина Культиновна

Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты технологии работы с орфографическм соварем как средство развития орфографической зоркости 7

1.1 Содержательная характеристика понятия орфографической зоркости. 7

1.2 Возможности уроков русского языка на развитие УУД. 9

Глава 2. Педагогический опыт по использованию технологии работы с орфографическим словарем, как средства развития орфографической зоркости 11

2.1 Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку 11

2.2 Опыт использования технологии 13

Заключение 25

Список литературы 27

Приложение 29

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Цель работы: Описать технологию работы с орфографически м словаре м на уроках русского языка в начальной школе.

Рас крыть сущность характеристики орфографической зоркости.

Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования – о бразовательный процесс в начальной школе. .

Предмет исследования – орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.


В работе представлены возможные виды работ с орфографическим словарем, чтобы сделать этот вид работы более интересным, занимательным.

Содержимое разработки

Словарь – это вселенная,

расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь –

это книга книг. Ан. Франс

Работа с орфографическим словарем.

Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Чтобы сделать работу со словарем интересной и познавательной ,а не скучной и рутинной, я предлагаю ребятам такие задания.

Запиши слова по тематическим группам и реши орфографические задачи.

А) животные : барсук, жираф, крокодил, медведь и т.д.

Б) птицы: воробей, канарейка, курица и т.д.

В)овощи: кабачок, помидор, огурец…

Беседа о животных, среде обитания, бережном отношении

А) салат, помидор, огурец, редиска, петрушка сметана

Б) капуста, горох, морковь, петрушка, масло.

Беседа о пользе овощей.

А) кастрюля, сковорода, курица, картофель , вермишель, масло, морковь, петрушка.

Б) кастрюля, сковорода, курица, капуста, морковь, картофель, петрушка, сметана.

Беседа о правильном питании.

А) автомобиль, багаж, билет, Москва, ребята, чемодан, город,

Беседа о безопасности на дорогах в городе.

А) Комната: диван, зеркало, картина, и т.д.

До свидания, до встречи, спасибо, здравствуй, пожалуйста , извините.

Межпредметные связи: беседа о пожарной безопасности

Межпредметные связи: беседа о пожарной безопасности.

Межпредметные связи: беседа о пользе молока.

Патало, пеньече, канста, рокасо, рецогу, розмо и т.д.

-это слово на первую букву алфавита, в нем парный согласный на конце слова( арбуз) и т. д.

Составь со словом кефир 3 предложения, разных, по цели высказывания.

Кефир- полезный для здоровья продукт.

Ты любишь кефир?

К данному слову подберите слово из словаря в рифму.

Например: пир- кефир, коса- колбаса, груз-арбуз, след- обед, кашка- ромашка, слон- лимон и т.д.

Работу со словарными словами можно проводить как индивидуально, так и в парах, так и в группах .

Задания можно предложить выполнить на скорость, или на наибольшее количество.

Записывая слова, ученики ставят ударение и решают орфографические задачи.

Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Необходимость формирования УУД очевидна.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.

Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

повышение интереса к русскому языку ;

прочное и неформальное усвоение знаний;

повышение результативности обучения;

активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

в) Упражнения. Найди слово в словаре: прочитай орфографически.

1) Я предполагаю: дети находят. Кто первый нашёл, сообщи страницу. Читаем орфографически – хором.

Калитка, лопата, телевизор, жираф.

2) Но нам нужно не только находить и читать слово, но и записывать его. А Умеем ли мы с вами списывать? Вспмним наши правила?

  • Подходят ли эти правила для словаря?
  • В этом нам поможет учебник. (стр.__, упр.__)
  • Прочитаем алгоритм.

а) Работа со словами:

б) Работа в парах

1 вариант – читает алгоритм

2 вариант – работают со словом (потом наоборот)

Кто быстрее сработает!

  • Что нужно знать?
  • Алфавит.
  • Какой шаг самый главный?
  • Диктовать по слогам, проговаривать орфографически.

в) Последние слова из упражнения:

Словарные слова – особые, их нужно учить наизусть, чтобы уметь писать по памяти.


РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации без словарей, без справочников обойтись невозможно. Русский язык обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.

Это сложное умение формируется на основе определенных знаний и навыков и является итогом педагогической работы со школьниками. В структуру этого умения должны быть включены:

на уровне знаний; 1) знание типологии языковых словарей и 2) представление о современном русском литературном языке, его нормах и вариантности норм, о нарушении норм литературного языка;

на уровне навыков: 1) обнаружение и квалификация языкового явления, требующего обращения к языковым словарям; 2) использование справочной литературы в соответствии с ее назначением; 3) изменение способа чтения при работе со словарем; 4) быстрое ориентирование в структуре словарных статей различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой информации.

Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.

Каждый словарь - своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы. Наиболее простым и доступным для школьников словарем является орфографический. Возможности его очень разнообразны и не ограничиваются только сведениями о написании словарных слов. Его можно использовать и как справочник правил русского правописания, и как орфоэпический словарь, а также как справочное пособие по морфологии. Учащимся можно предложить ряд упражнений с использованием словаря - справочника: спишите слова, обозначьте ударение, пользуясь словарем, и прочитайте слова так, как этого требует знак ударения; найдите отгадку в словаре по указанной странице или букве и др.

Учить искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре можно на традиционных для начальной школы упражнениях: найдите слова с противоположным значением; замените слова одним словом, близким для них по смыслу. В результате такой работы школьникам становится ясно, что к каждому словарю нужно обращаться со своим вопросом; к орфоэпическому - о произношении, к орфографическому - о написании, к толковому - о значении слова.

Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении дома домашних заданий. На уроках всех типов можно использовать орфографический словарь. При применении словаря целесообразно руководствоваться следующим:

классное задание со словарем ограничивать временем;

для классных и домашних заданий указывать букву или страницу словаря, откуда ученик должен выписать слова;

выписывание из словаря ограничить определенным количеством слов;

выписывание можно усложнять дополнительными заданиями;

5. все выполняемые учащимися задания должны обязательно проверяться.

Изучение частей речи: существительного, прилагательного, глагола дает большой простор для работы с орфографическим словарем. При выполнении заданий необходимо не только закреплять, повторять сведения по грамматике, но и совершенствовать орфографические навыки учащихся. Можно предложить такие задания: выписать слова, обозначающие названия животных или вещей, подчеркнуть безударные гласные в корне; выписать существительные, обозначающие вещество, поставить ударение и т.д.

При изучении нового материала словарь используется периодически. Это относится к тем словам, правописание которых вызывает значительное затруднение у учащихся. Когда школьники обращаются за объяснением к учителю, он предлагает им проверить правильность написаний по словарю.

Опыт показывает, что применять орфографический словарь целесообразно и при индивидуальном опросе учащихся, например, вызванный к доске ученик записывает диктуемые учителем трудные слова, учащиеся записывают их в тетради и потом проверяют по словарю или обращаются к нему в процессе работы. Во время фронтального опроса школьники могут подобрать из словаря несколько слов с закрепляемой или повторяемой орфограммой для записи их в тетради или для устного анализа. Такое задание ограничивается временем (3-4 минуты).

Во время проверки домашнего задания словарь можно использовать следующим образом. Если учащиеся допустили много ошибок, например, в словах с непроизносимыми согласными, можно предложить такое задание: подобрать несколько слов с этой орфограммой на указанной странице словаря или записать в тетрадь слова с пропущенными орфограммами с последующей проверкой по словарю.

Если у младшего школьника обращение к тому или иному словарю стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах этого не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего общеучебного умения важного для развитой личности.

Подытоживая наши рассуждения, следует сказать, что использование словарей на уроках русского языка воспитывает у учащихся внимание к слову и его орфографии, помогает им овладеть нормами грамотного письма, повышает речевую культуру и приобщает к справочной литературе.

Читайте также: