Как работать с кинетическим песком в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование кинетического песка на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Как известно, во время игры внимание ребенка задействовано на все 100 %. Поэтому навыки и умения, приобретенные в игровой форме, усваиваются полностью. Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. И лепить из него намного легче, чем из самого мягкого пластилина. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим.

Такой своеобразный тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие у малыша мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче будет происходить развитие мелкой моторики, формироваться представления о сенсорных эталонах.

Игры с песком помогают осуществить следующие цели и задачи в педагогической работе:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, отвлекают ребенка;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью;

· развивают творческий подход, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса.

2. Предварительная работа.

Подбор методической литературы по данной теме (проблеме).

Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

Составление перспективного плана мероприятий. Составление картотеки игр с кинетическим песком.

Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей.

Разработка информационного материала для родительского уголка о кинетическом песке, пользе игр с песком. Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.

Подготовка места для игр с кинетическим песком.


3. Перечень мероприятий для консультаций и родительских собраний.

Мастер – класс для родителей

4. Этапы работы с детьми.

Рассказать детям, что и как можно делать с кинетическим пеком. Провести опыты, показывающие отличия кинетического песка от песка, находящегося в песочнице на улице. Для изучения попробуем слепить из песка любую фигуру, пусть это будет самый обычный куличик из стаканчика:

песок не прилипает к стенкам формы;

фигура получается плотной;

фигура отлично держит выложенную форму.

Затем просто надавим на фигуру пальцем с одного края:

песок медленно рассыпается с того края, где надавили пальцами, на что можно обратить внимание наших маленьких наблюдателей.

Фигуры получаются очень реалистичными, из песка можно вылепить и вырезать любую, даже мелкую деталь. Если форм из песка какое-то время не трогать, то видимость, что песок застыл.

Познакомить с оборудованием, правилами безопасности

Рассказать детям об основных приемах работы с кинетическим песком.

Предложить детям игры с кинетическим песком и занятия.


5. Картотека игр с кинетическим песком.

Примеры игр с кинетическим песком.

Это что за отпечатки?

Здесь гуляли чьи-то пятки.

Очень шаловливые.
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Простое перебирание и пересыпание песка из рук в руку даже взрослому доставляет удовольствие, детям тем более. Это действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он струится, просачиваясь сквозь пальцы.

У кота случилось горе_

Животом застрял в заборе.

У кота в глазах тоска –

Слишком щёлочка узка!
Ребёнок руками руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать (ребёнок придумывает дальнейший сюжет, что может произойти) и реализует свой сюжет самостоятельно.

И у Маши, и у Светы есть в коробочке секреты.

С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – к примеру, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, создать аквариум, все зависит лишь от вашей фантазии.

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.

Мой подарок маленький вызовет улыбку.

Маме он понравится, и она в ответ

Скажет, что красивее бус на свете нет!
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом;

"Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

(узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу);

Из песка формируем колбаску или можно просто выложить из формочки кусочек торта, который предлагаем малышу разрезать с помощью ножа (у нас пластмассовый нож для пластилина). После того, как малыш разрежет кусочек – посчитайте количество кусочков, которые получились .

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Свободные игры

Ребёнок сам придумывает сюжет для своей игры.

Эти незатейливые игры-упражнения обладают колоссальным значением для развития творческого воображения.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Путем построения "своего мира" в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции.

6. Календарное планирование игр (занятий) с кинетическим песком для детей 2-ой младшей группы.

Знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствитель-ности.

Ёмкость с песком, сухой песок.

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец.

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - "жучки здороваются").

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей.

Ёмкость с песком, игрушки, совочки.

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.

Развитие мелкой моторики, снятие психофизичес-кого напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенство-вать речь детей.

Песочница, игрушки герои сказок, ёмкость для воды, цветы, лопатки, формочки.

Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в гости те животные, с которыми он встречался в сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку (ответы детей). На песочнице появляются герои сказок (лягушка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте теперь приготовим угощение для гостей петушка.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенство-вать речь детей.

Песочница с песком, лопатки, формочки.

Предварительно из песка педагог делает фигуру какого-либо животного. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого бывает цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенство-вать речь детей.

Песочница, игрушки (машинки, человечки), заготовки надписей: детский сад., магазин, школа, цветы, лопатки, формочки.

Предварительно педагог делает постройки домов. Дети рассматривают постройки, описывают, что они видят. Педагог задаёт вопрос, а чего не хватает? (ответы детей). Педагог предлагает проложить дороги, построить мост, расставить жителей города.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Развитие мелкой моторики, снятие психофизичес-кого напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Детям предлагается ёмкость с зеркальной поверхностью и воронка. Из воронки надо насыпать песок, на поверхность, выполняя рисунок по показу педагога.

Развивать мышление, способствовать развитию мелкой моторики, развивать воображение и речь детей.

Песочница,лопатки, формочки, палочки, камушки и другой природный материал.

Предварительно из песка педагог делает фигуру собачки. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

К нам пришла собачка.

Очень громко лает.

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь".

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

Для подобных игр есть название – песочная терапия. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы.

Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Таким образом, манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

И хочется отметить, что не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. За рубежом офисные работники, поставившие небольшую чашку с песком на рабочий стол, признают, что у них значительно снизился уровень раздражительности. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ Малышева Елена Игоревна, Сергеева Марина Борисовна «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Использование филобутонистики при работе с детьми дошкольного возраста. 1 слайд. Тема презентации: Использование филобутонистики при работе с детьми дошкольного возраста. 2 слайд. Филобутонистика — коллекционирование.

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями. Движения.

Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста Богат и разнообразен природный мир нашей страны. Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать ее богатства.

Развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста при помощи кинетического песка Кинетический песок - что это? Это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести. Материал,.

Создание и использование лэпбуков в работе с детьми дошкольного возраста

Создание и использование лэпбуков в работе с детьми дошкольного возраста С внедрением ФГОС дошкольного образовательного процесса, каждый воспитатель ищет новые подходы, идеи в своей работе. Я начала использовать.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Инновационное оборудование — контейнер с космическим песком

Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.

Занятия с кинетическим песком для дошкольников

Сколько увлекательных игр и экспериментов с песком можно придумать для дошкольников!

Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.

Папа и дети играют в кинетический песок

Пластичный песок привлекает к занятиям разновозрастную аудиторию

В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Совет. В ДОУ следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно соберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.

Кинетический песок в детском саду

Песочница внутри помещения — реальность для современной детворы

Песочница для младших дошкольников

Предметно-пространственная среда в детском саду способствует развитию ребёнка. Воспитанники младших групп (1,5–4 года) исследуют мир чувственно: первым делом трогают и ощупывают новый предмет, испытывают вещи на прочность, норовят всё попробовать на вкус.

Занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.

Малыш играет с кинетическим песком

Игры с песком для малышей организуются и контролируются взрослыми

Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.

    Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.

Контакт с кинетическим песком

Упражнения с волшебным песком расслабляют детишек

Песок и камешки

Игры с кинетическим песком и камешками развивают мелкую моторику малышей

Игра в куличики

Картотека игр с кинетическим песком для детей 1,5–4 лет

Видео: кинетический песок как материал игрового занятия в младшей группе

Игровое занятие примечательно использованием куклы-посредника для стимулирования интереса у детей. Обратите внимание, работа с кинетическим песком организована в подгрупповой форме: по два ребёнка у двух песочниц. Младшие дошкольники только начинают коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Занятия с песком для средних и старших дошкольников

К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:

  • побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
  • поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
  • развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.

Занимаясь с песком, пятилетки закрепляют знания об окружающем мире и получают возможность творить

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений с использованием кинетического песка.
Оборудование и материал: контейнеры с кинетическим песком; счетные палочки, разноцветные геометрические фигуры, набор цифр, бусины, небольшие игрушки – звери, набор миниатюрных фигурок.


ДВЕ палочки – влево. Что получилось? Цифра 5!



Данная игра тренирует навыки счета, закрепляет знания последовательности цифр, развивает понимание речевой инструкции. Коллеги готовы?

Читайте также: