Нужно ли обследовать состояние праксиса у детей школьного возраста

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время, по данным отечественных и зарубежных исследователей, количество детей с ОНР, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. Затруднения проявляются в большей степени при поступлении ребенка в школу (Е. М. Мастюкова , Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, и др.).

Дошкольники с нарушением речи и недоразвитием моторных функций вопрос о ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни.

ВложениеРазмер
diagnostika_dinamicheskogo_praksisa_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi_onr.doc 137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика динамического праксиса у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Р.А. Хромова, учитель-логопед

В настоящее время, по данным отечественных и зарубежных исследователей, количество детей с ОНР, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. Затруднения проявляются в большей степени при поступлении ребенка в школу (Е. М. Мастюкова , Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, и др.).

У детей с легкой формой ОНР не наблюдается выраженных параличей и парезов. Динамический праксис отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).

В силу этого преодоления проблемы недоразвития динамического праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

В ряде исследований (М. М. Кольцова, М. С. Рузина) отмечается значительное влияние динамического праксиса на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие психики ребенка значительно связано со степенью его игровой деятельности, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. В онтогенезе развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера - это пазлы, конструирование, лото, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка а так же его динамического праксиса. На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития динамического праксиса.

В1956 году, Джекопсом Фултом и Кенардом, что при нарушении премоторной коры не выпадения самих двигательных импульсов, ни нарушается их точность адресации и не возникает дефектов в пространственной организации движений. Однако, четкая и плавная серийная организация движения в этих случаях, как правило, нарушается. Ребенок не может быстро оттормаживать предыдущие звенья и переключаться на последующие, обобщенные динамической схемой двигательного акта не создается и больной вынужден обращаться к вспомогательным речевым опорам, привлекая речь для организации каждого звена двигательного акта.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

Динамический праксис — это динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.

Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, З. Матейчек, А.А. Ухтомский, Д.Б. Эльконин, развивая физиологию активности, обращают внимание на тот факт, что в случаях недоразвития динамического праксиса, проявляющейся в ограничении движении, вызывающие трудности в организации ручной и обей моторики работы имеют место психологические деформации которые необходимо устранять в дошкольный период .

Выбор и апробация проб проведены группой специалистов-нейропсихологов лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной.

Пробы Н. И. Озерецкого, А. Р. Лурия, Г. Хеда включают в себя несколько серий тестовых заданий на выявление сформированности динамического праксиса детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Реципрокная координация рук.

Кинетический (динамический) праксис

Вы рисуете ребенку образец:

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 3), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем, наоборот (с левой на правую).

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 4.

Рис.4 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза 3.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з.

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования.


Дифференциация звуков у детей, имеющих нарушения речи при использовании упражнений с динамическими объектами

В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т.


Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста


психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен.


Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи").


Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (образовательная область "Речевое развитие")

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, .

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

  • Рефлексы новорожденных;
  • Формирование постуральных реакций, удержание равновесия, постепенная вертикализация (ребенок держит голову, переворачивается, садится, ползет, стоит у опоры, начинает ходить и бегать);
  • Включение двигательных программ (ходить, ползать – это неосознанные движения, двигательный паттерн, а подойти, взять предмет и им целенаправленно манипулировать – это уже праксис);
  • Предметно-манипулятивная деятельность (сначала неосознанная, затем всё более произвольная);
  • Имитация (от инстинкта до произвольного действия);
  • Интеграция стимулов от сенсорных систем (вестибулярная, проприоцептивная, кинестетическая информация) => формирование СХЕМЫ ТЕЛА.

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, мануальная, пальцевая;
  • Аксиальная/постуральная.

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.


Диспраксия развития у детей является несформированностью произвольных предметных движений, а также действий при сохранном интеллектуальном уровне. Когда мы говорим про взрослых, то подобное нарушение, возникающее после инсульта либо черепно-мозговой травмы, называют термином - апраксия (то есть утрата уже сформированных навыков).

Давайте перечислим детские этапы развития двигательной сферы:

  • Рефлексы новорожденного;
  • Формирование постуральных реакций, то есть удержание равновесия и постепенная вертикализация (ребенок учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползти, стоять у опоры, начало ходьбы и бега);
  • Включение двигательных программ (ползание и ходьба – движения неосознанные, двигательный паттерн, а, вот, подойти к предмету, взять его и целенаправленно им манипулировать – называется праксис);
  • Деятельность предметно-манипулятивная (вначале неосознанная, далее все более произвольная);
  • Имитация (от инстинктов до произвольных действий);
  • Интеграция стимулов получаемых от сенсорных систем (проприоцептивная, вестибулярная и кинестетическая информация).

Итак, в основе праксиса (или произвольных движений), лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г. Визель (доктора психологических наук), пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет. Праксис оральный – с трех лет. С четырех лет - артикуляторный.

Виды нарушений двигательной сферы у детей

Нарушение первичной моторной функции (это нарушение элементарного уровня организации движений, а не диспраксия);

  • Парез - снижение мышечной силы;
  • Нарушение на уровне рефлексов;
  • Нарушение тонуса (гипо-, гипер-, дистония);
  • Нарушение равновесия, координации, атаксия;
  • Гиперкинезы (атетоз, хорея, тики, тремор).
  • Сложности зрительно-моторной координации (к примеру, поймать мяч);
  • Нарушения сенсорной интеграции (к примеру, недоразвитие крупной моторики, гравитационная неуверенность);
  • Нарушение перехода средней линии тела;
  • Синкинезии (непогашенные рефлексы, ведущие к отсутствию дифференцированных, четких движений);
  • Нарушение билатеральной координации (нарушения в межполушарном взаимодействии);
  • Дизритмия.

Диспраксия. Это уже высший уровень в организации двигательной сферы. По механизму:

Можно также выделить диспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., но это уже из частных случаев.

Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Аксиальная/постуральная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, пальцевая, мануальная.

Рекомендации для родителей при диспраксии у детей


Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).


Основные причины

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

  • Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наследование по прямой линии (от родителей).

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Глава 2. Обработка данных нейропсихологического исследования

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Меликян З.А., Воронова М.Н., Головина О.Е., Засыпкина К.В.

Предварительные замечания

Обрабатывать данные обследования ребенка лучше непосредст­венно после проведения исследования, пока еще хранятся в памяти многочисленные нюансы поведения ребенка и особенности выполне­ния проб, незафиксированные в протоколе. Целостное впечатление о ребенке позволяет увереннее выбирать одно из решений в случае ко­лебаний, когда выполнение заданий попадает в пограничную зону между двумя оценками.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. В этой пробе для оценки серийной организации используются 4 основных параметра: усвоение програм­мы, возможность автоматизировать движение, ошибки, удержание серии движений. За неправильное выполнение начисляются штраф­ные баллы.

1. Усвоение двигательной программы (для каждой программы отдельно):

0 — после первого предъявления;

1 — после второго предъявления;

2 — после совместного выполнения;

3 — после совместного выполнения по речевой инструкции;

4 — не усвоение программы (в таком случае максимальные штрафные баллы ставятся и по остальным трем параметрам).

2. Выполнение программы (после усвоения):

0 — от замедленного или пачками к плавному выполнению;

1 — от поэлементного к плавному;

2 — выполнение пачками сразу или после сбоев;

3 — поэлементное неавтоматизированное выполнение или появ­ление многочисленных сбоев при попытках увеличения темпа.

3. Ошибки серийной организации:

0 — отсутствие ошибок;

1 — единичные сбои, т.е. ошибки с самокоррекцией;

2 — повторяющиеся сбои (более 2 раз), единичные неисправлен­ные ошибки;

3 — неустойчивая тенденция к расширению программы;

4 — инертное повторение расширенной или суженной про­граммы.

4. Удержание в памяти:

0 — воспроизводит так же, как показывал при заучивании;

1 — ухудшение выполнения;

2 — отказ от выполнения.

1 и 4 параметры комплексные: первый включает также собствен­но программирование и контроль, четвертый — способность к сохра­нению следа.

5. Наличие внешнего опосредования (компенсаторных приемов для усвоения и поддержания программы):

— выполнение с речевым опосредованием;

— выполнение с пространственным опосредованием (элементы программы разнесены пространственно).

6. Пространственно-кинестетические ошибки:

0 — отсутствие ошибок;

1 — кулак ставится вертикально;

2 — зеркальное положение кисти руки.

7. Кинестетические и позотонические характеристики выпол­нения: неловкие, плохо скоординированные движения (возможно с участием всего корпуса).
8. Асимметрия рук:

9. Характеристики энергетического блока.

2. Реципрокная координация движений. Оценка серийной органи­зации движений осуществляется с помощью двух основных параметров.

0 — переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев в начале;

1 — переход к автоматизированным движениям после несколь­ких сбоев или поочередного выполнения;

2 — наличие повторяющихся сбоев, отставаний одной руки с са­мокоррекцией;

3 — поочередное выполнение (сначала одна рука выполняет движение, потом другая);

4 — уподобление движений обеих рук.

2. Темп выполнения.

0 — нормальный или быстрый;

2 — медленное выполнение, при увеличении темпа распад движений.

Двуручный характер пробы позволяет оценивать относительную

слабость функций левого и правого полушарий и состояние межпо- лушарного взаимодействия.

3. Асимметричное отставание рук:

4. Межполушарное взаимодействие:

0 — хорошее выполнение или такое же, как в динамическом праксисе;

1 — реципрокная координация значительно хуже, чем выполнение динамического праксиса (см. параметр 2 в динамическом праксисе).

Трудности в выполнении пробы могут быть связаны также со слабостью I и II блоков.

5. Кинестетические характеристики выполнения: неловкие, пло­хо скоординированные движения (возможно с участием всего корпу­са), передвижение рук.

6. Характеристики энергетического блока:

— снижение тонуса — вялая рука, неполное сжатие и/или раз­жимание кулака;

3. Графическая проба. В этой комплексной пробе оцениваются разные компоненты графической деятельности, из них три основных отражают состояние серийной организации.

0 — нормативное выполнение;

1 — компенсаторное введение различия элементов по размеру;

2 — искажение программы по типу уподобления элементов — замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов;

5 — тенденция к расширению программы — появление лишнего компонента внутри серии;

6 — инертное повторение расширенной или упрощенной программы.

2. Среднее время выполнения одной пачки (время выполнения пробы/количество пачек).
3. Остановки (отрывы) при выполнении:

Читайте также: