Как работать с архивом в школе

Обновлено: 06.07.2024

Работа с архивными документами, безусловно, прерогатива ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории и для некоторых становится в дальнейшем профессией. Работа с подлинными источниками на уроках, элективных курсах или в рамках научного общества учащихся является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории.

Следует заметить, что молодое поколение страны за последние десятилетия принципиально изменилось. Оно живет в условиях перехода страны на новые экономические основы, в условиях демократизации, формирования гражданского общества и правового государства. Молодые люди уже привыкли к плюрализму мнений, они стремятся найти собственное объяснение многим событиям истории и современным процессам. Кардинально изменилось и содержание курса отечественной истории наряду с методикой его преподавания.

В целом, можно отметить тот факт, что вся система информации претерпела коренные изменения. У современных школьников такое множество источников информации, какое не знали предшествующие поколения. В настоящее время они могут сопоставить сведения по истории, почерпнутые из учебников и на уроках истории, с многочисленными сведениями, получаемыми в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п.

В этих принципиально изменившихся условиях чрезвычайно усложнилась работа школьного учителя истории, перед которым ставятся важные задачи. Современное историческое образование должно служить целям консолидации общества, формирования активных его членов, воспитания молодежи на принципах гражданственности и патриотизма.

В настоящее время специалистами признается, что период новейшей истории России имеет особое значение в процессе преподавания курса отечественной истории в средней школе. Изучение и оценивание событий ХХ века является своеобразным мостом к пониманию современного развития нашего государства. В связи с этим, на изучение данного периода программы по истории отводят около 50% учебного времени в старшей школе.

Главной проблемой работы в этом направлении является преподавание курса в условиях множества точек зрения в исторической науке на события ХХ века, неоднозначная их трактовка, сохранение дискуссионности ряда вопросов новейшей истории России. Как оценивать то или иное событие школьникам, чьей точки зрения следует придерживаться, по какому учебнику целесообразнее готовиться к итоговой аттестации, когда только по истории ХХ века их выпущено около двадцати.

Что может помочь преодолеть подобные сложности в преподавании?

Методическое объединение преподавателей общественных дисциплин нашей школы ставит приоритетной задачей в преподавании курса истории опору на практическую, исследовательскую деятельность обучающихся. С нашей точки зрения, важную роль в понимании происходивших в ХХ веке событий, играет обращение к подлинным документам эпохи и развитие аналитических навыков у старшеклассников. “Его Величество – ДОКУМЕНТ” – вот ключ к пониманию истории! В подтверждение этого, можно привести пример из опыта работы. Проводя со школьниками исследование о бытовых условиях спецконтингентов ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны, ребята обнаружили среди документов Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) приказ директора завода И.М.Зальцмана об открытии мастерской, состоящей из трудармейцев, по плетению лаптей. Каково было их изумление! Ведь для них лапти были сопоставимы только с древнерусской историей. Даже десять прочитанных учебников истории не дали бы им возможности прочувствовать все тяготы войны так, как это сделал всего лишь один документ.

Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным документам, десятилетия хранящихся на стеллажах архивных учреждений, несущих многоплановую информацию: от содержания, до стиля и грамотности исполнения, качества бумаги (например, в связи с проблемой нехватки бумаги в Челябинской губернии в 1920-е гг. записи в учреждениях велись на … чайных этикетках (!), которых после проведения национализации чаеразвесочных фабрик города оказалось предостаточно) вызывает несомненный интерес у школьников, имеет колоссальный воспитательный эффект.

Архивы на современном этапе играют значительную роль в развитии исторической науки и краеведения. В Челябинской области для работы архивной службы созданы благоприятные условия, в конце 1990-х гг. областной архив получил новое, современное здание, ставшее украшением центра города. Работники архивов ведут большую просветительную работу: регулярно проводят конференции, в том числе и с приглашением студентов и школьников, снимают видеофильмы и сюжеты для телевидения, проводят экскурсии для школьников, активно занимаются издательской деятельностью [1]. После процесса “открытия архивов”, который произошел в 1990-е гг. документы архивов стали доступными не только для специалистов, но и для всех интересующихся прошлым своей страны, края.

Безусловно, вышеизложенное не означает, что каждый школьник должен в процессе изучения школьного курса истории работать с подлинными архивными документами. Это, конечно, излишне и практически невозможно. Во-первых, архивы, как научные учреждения не готовы принять такую массу школьников, да и методы работы с бесценными материалами архивов пока остаются прежними: исследователи работают в читальных залах с подлинниками, работа с документом через монитор пока не практикуется, по крайней мере, в челябинских архивах, что влияет на сохранность документов. Во-вторых, должен соблюдаться принцип личного интереса школьника, а значит, его добровольного участия в подобного вида деятельности. Большинству старшеклассников достаточно иметь представление о работе архивной службы, что можно сделать путем организации экскурсии в архив, а также учиться анализировать исторические источники на практических занятиях в рамках уроков истории.

Рассмотрим некоторые формы использования архивных документов в процессе преподавания новейшей истории в общеобразовательной школе.

1. Использование архивных документов ОГАЧО на уроках для конкретизации общероссийской истории.

Следует отметить, что документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более понятны и близки учащимся, чем отвлеченное изучение исторических событий. В целом, документы областного архива позволяют конкретизировать, а также сделать нагляднее и доступнее изучение общероссийской истории. Учитель может применять подборки архивных материалов ОГАЧО на уроках истории России при изучении многих тем, особенно там, где Южный Урал сыграл не последнюю роль в развитии событий в целом по стране.

Так, при изучении темы “Первая российская революция 1905 – 1907 гг.”, школьники могут познакомиться с конкретными требованиями бастующих уральских рабочих, что позволит им лучше усвоить вопрос о причинах революции. При изучении темы “Революция 1917 г.” школьникам представляются документы различных органов власти, сформировавшихся на Южном Урале – от Комитетов общественной безопасности, Комитетов спасения революции до Советов рабочих и солдатских депутатов, что дает возможность четче представить сложившийся в стране кризис власти. Для лучшего уяснения позиций представителей белого и красного движения, при изучении темы “Гражданская война и её последствия” учащиеся могут рассмотреть в сравнении листовки, приказы о мобилизации, постановления принятые той и другой противоборствующей стороной.

Большое значение имеет рассмотрение архивных документов в вопросе о методах проведения сталинской модернизации страны. Как известно, Урал, в ходе реализации этой политики, стал одним из важнейших индустриальных регионов. Школьникам предлагается ряд документов о методах и формах организации грандиозного строительства Магнитогорского металлургического комбината, Челябинского тракторного завода, Челябинского электрометаллургического завода и других объектов первых пятилеток. Интерес школьников, как правило, вызывают документы об организации труда строителей (обязательства по соцсоревнованию, агитационные плакаты и т.п.) и об их повседневной жизни (быт, питание, жилье, общение, отдых, получение образования, как общего, так и профессионального и т.п.).

Не обойтись без использования документов архива и для раскрытия темы “Тыл в годы Великой Отечественной войны”. Документы о городе Челябинске, который во всей стране был известен как легендарный “Танкоград”, как нельзя лучше помогают школьникам выяснить то, как была организована эвакуация людей и предприятий на восток страны, какую продукцию выпускали труженики Урала, каков был их быт, каковы были проблемы. На сегодняшний день рассекречены архивные документы, позволяющие восстановить “историческое равновесие” в знаниях об этом периоде.

Исходя из опыта работы, заметим, что конкретизация общеисторических представлений на местных документальных материалах интересна большинству старшеклассников, вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Происходит это, прежде всего потому, что многие события приближены к школьникам через историю своей семьи, поэтому не могут быть им неинтересны.

2. Организация практической работы с документами (уроки-практикумы).

Следует отметить, что архивные материалы можно использовать на школьных уроках не только в качестве дополнительного, конкретизирующего общероссийские события материала, но и их изучение может стать основой построения уроков. Самый эффективный вид работы с документами можно организовать через практические занятия, разработав к ним вопросы и задания. Например, по темам: “Повседневная жизнь на Урале в начале ХХ века”, “Методы проведения индустриализации и коллективизации в СССР на примере Южного Урала”, “Трудовые будни Танкограда” и другим.

Практические занятия целесообразно организовывать, прежде всего, на уроках в классах гуманитарного профиля. Логичным является и проведение практикумов в раскрытии тем, обозначенных в областном базисном учебном плане как уроки реализации регионального национально-этнического компонента.

Проведение практикумов со старшеклассниками позволяет развивать у них в ходе изучения документов, аналитические, исследовательские навыки, а также умение оценивать исторические события, вырабатывать и отстаивать собственные суждения, нередко позволяет формировать навыки ведения дискуссии. Для проведения практических занятий в школе разработаны памятки по изучению источников и сформированы комплекты документов по различным периодам новейшей истории. В комплекты входят как опубликованные документы (например, в сборниках, хрестоматиях, журналах), так и собранные учащимися школы в процессе работы в ОГАЧО за период с 1995 по 2006 год. Документы подшиты в тематические папки, снабжены вопросами и заданиями, а также справочными и сопроводительными материалами. Комплекты составляют не менее пятнадцати экземпляров по отдельной теме для использования в виде раздаточного материала на уроке.

Обращение к подлинным документам в ходе проведения практикумов позволяет обучающимся увидеть детали исторического процесса, сформировать собственное мнение на развитие исторических событий, сопоставив его с точкой зрения профессиональных историков, выраженной в учебных пособиях.

3. Использование архивных документов в процессе преподавания элективных курсов.

В связи с проведением эксперимента по переходу к профильному обучению в старшей школе, важная роль отводится преподаванию элективных курсов. Среди многочисленных курсов, предлагаемых старшеклассникам, выбравшим гуманитарный профиль, в течение многих лет остаются популярными курсы “Источниковедение” (35 часов), “Архивное дело” (35 часов), “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” (70 часов), посещая которые все заинтересовавшиеся работой с подлинными документами могут развить свои знания и навыки в этом вопросе. На занятиях курсов “Источниковедение” и “Архивное дело” старшеклассники-гуманитарии подробно знакомятся с классификацией исторических источников, организацией архивного дела в стране и в Челябинской области. Практическая направленность курсов позволяет развивать навыки и умения работы старшеклассников с источниками, в том числе с архивными документами.

В процессе изучения элективного курса “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” учащиеся наряду с получением основательных знаний по истории своего края, по теории исследовательской деятельности, овладевают практическими умениями и навыками исследовательской работы. Значительную роль в этом процессе играет умение анализировать архивные документы.

4. Архивные документы в деятельности исторической и краеведческой секций НОУ.

  • Антипин Н. “Южноуральцы в годы русско-японской войны 1904–1905 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2004); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004–2005), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005) и др.);
  • Юшков Д. “Вклад предпринимателя В.М.Колбина в изменение уклада жизни и быта жителей г. Челябинска в конце Х1Х – начале ХХ века” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004) и др.);
  • Валиахметов И. “Новые подходы к освещению белочешского мятежа на Урале. 1918–1919 гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), 1-е место на районной конференции НОУ (2005) и др.);
  • Краева Е. “Образ южноуральского нэпмана. 1921–1928 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2007), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2007), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХI века” (2007) и др.);
  • Витушкина Д. “Методы антирелигиозной деятельности большевиков на Урале в 1920–1930-е гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), специальная грамота Русского национального культурного центра г.Челябинска и др.);
  • Бородулина В. “Женский вопрос в 1920–1930-е гг.” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005) и др.);
  • Малышева Е. “Жизнь южноуральских крестьян в 1920–1930-е гг. (на примере Увельского района Троицкого округа Уральской области) по протоколам партийных чисток и свидетельствам очевидцев” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2006), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2006), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХ1 века” (2006) и др.);
  • Степанов Д. “Донос как способ взаимоотношений человека с властью. 1920–1940-е гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2003), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2003), 1-е место на областной конференции НОУ (2003) и др.);
  • Брагин А. “Трудности процесса эвакуации в годы Великой Отечественной войны на примере Челябинской области” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003) и др.);
  • Буркова Е., Аксенова Н. “Военнопленные германской армии на Урале. 1942 – 1955 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2001), 1-е место на областной конференции НОУ (2001) и др.)
  • Павлов Р. “Быт солдат Афганской войны. 1979– 989 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005), 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005), 2-е место на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005), 1-е место на областной конференции НОУ (2005) и др.) и многие другие работы.

Все указанные исследования выполнены на основе подлинных архивных материалов. Юные исследователи не боятся браться за изучение проблемных вопросов уральской истории. Школа признательна специалистам ОГАЧО, без чьих советов учащимся сложно было бы ориентироваться в мире документов. Авторы работ получили высокую оценку, как на региональном, так и на всероссийском, а некоторые работы и на международном уровнях. Но, главное – не победы на конкурсах. Главное – это то, что через документ, через практику работы с источником, старшеклассники овладевают навыками исследовательской деятельности и, как результат, осознанно выбирают себе специальность. Все авторы указанных ранее работ стали студентами исторических и политологических факультетов различных высших учебных заведений, что подчеркивает высокую результативность подобной деятельности. В целом, за период 1995–2006 годов, 43 выпускника школы продолжил обучение на исторических факультетах городских университетов (ЧелГУ, ЮУрГУ, ЧГПУ).

Накопленные школой в процессе работы архивные материалы позволили выпустить учебное пособие по истории Южного Урала для 9-х классов [2], рекомендованное для изучения в школах Челябинской области и на сегодняшний день позволяют подготовить издание хрестоматии по истории ХХ – начала ХХI века для школьников Южного Урала с соответствующим методическим и справочным аппаратом. Надеемся, что при поддержке сотрудников ОГАЧО, преподавателей вузов, издателей данный проект будет осуществлен. Современная школа остро нуждается в подобного рода пособиях.

Примечания:

1. Челябинская область 1917–1945. Сборник документов и материалов. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1999.; Эти детские военные годы 1941–1945. Сборник документов и материалов. Ч., 2000.; Архив – хранитель времени: История архивной службы Челябинской области в документах, воспоминаниях, фотографиях / Под ред. А.П.Финадеева. Челябинск, ЧПО “Книга”, 2004. 333 с.; ил.; Объединенный государственный архив Челябинской области: путеводитель. Т.2 / Гос. ком. по делам арх. Челяб. обл., Гос. учреждение “Объед. гос. арх. Челяб. обл.”; редкол.: А.П.Финадеев (гл. ред.) и др.; сост.: М.В.Полухина (отв. сост.) и др.; науч. консультанты: А.П.Абрамовский, В.Н.Новоселов. – Челябинск: Дом печати, 2005. 630 с. и др.

2. Салмина М.С. История Южного Урала ХХ – начало ХХI века. – Челябинск: “Взгляд”, 2004.

Работа с архивами и архивными документами

ПРАВИЛА ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С ДОКУМЕНТАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ

Я.В. Леонтьев, доцент кафедры политической истории МГУ им.М.В. Ломоносова

Как правило, в каждом областном (краевом, республиканском) центре существует не один, а два архива:
1. государственный архив,
2. центр документов новейшей истории (бывший партийный архив).
В районных центрах находятся городские архивы или филиалы областных. Хранящиеся в архивах документы рассредоточены по фондам.

Архивные фонды в государственных архивах
Архивные фонды в государственных архивах, в основном, делятся на три основных категории: фонды местных государственных учреждений, фонды общественных организаций (в том числе политических партий) и личные фонды. Последняя категория фондов – это семейные или персональные архивы частных лиц, принятые на государственное хранение. В этой группе материалов вам могут встретиться личные фонды дворянских фамилий, почетных граждан вашего края – ветеранов войны и труда, деятелей науки и культуры. Часто попадаются в архивах фонды писателей, журналистов, краеведов, историков, а также тематические коллекции документов. Помимо государственных учреждений, в региональных архивах хранятся фонды предприятий и колхозов, иногда – фонды церковных епархий, учебных заведений, органов печати.

Ведомственные архивы
Помимо государственных архивов, у нас в стране существуют еще ведомственные архивы по всем отраслям жизнедеятельности государства (экономика, наука, силовые структуры и т.д.). Федеральный закон устанавливает 30-летний срок секретности документов, содержащих государственную или иную тайну. Однако ведомства (к примеру, ФСБ, МВД, Министерство иностранных дел или Министерство обороны) имеют право продлевать этот срок давности. Это приводит к тому, что задерживается передача ведомственных документов в государственные хранилища. Вот почему многие материалы, например, по Великой Отечественной войне до сих пор засекречены.
Не просто обстоит дело и с архивами Федеральной службы безопасности. Некоторые региональные управления ФСБ в течение последних лет передали часть своих документов (архивно-следственные дела) в государственные архивы, и они стали более или менее доступны историкам. В Москве они поступили в ГАРФ, а в других городах (Воронеж, Тверь и т.д.) – в центры документов новейшей истории.

Поиск информации
Если нужно выяснить судьбу какого-то репрессированного человека, наставник или сам учащийся должен, прежде всего, послать в местное Управление ФСБ официальный запрос по поводу судьбы интересующего лица и выяснить, где хранится его следственное дело. Дальнейшие действия зависят от того, поступил ли фонд архивно-следственных дел в вашем областном (краевом, республиканском) центре в архивный центр документов новейшей истории, тогда нужно обратиться туда. Если еще не поступил, то родители или наставник могут обратиться с запросом в службу регистрации и архивных фондов местного Управления ФСБ. Чтобы получить непосредственный доступ к архивно-следственному делу человека, не являющегося вашим родственником, понадобится доверенность его прямых или близких боковых родственников (детей, внуков, племянников), заверенная нотариусом, либо личное присутствие кого-то из них при ознакомлении с делом. По закону без доверенности разрешается снимать ксерокопии с некоторых следственных документов: с ордеров на арест, анкет, протоколов допросов, обвинительных заключений, заявлений подследственных и осужденных.
В случае же, если вас интересует судьба человека, арестованного в другой области или увезенного куда-либо для следствия после ареста, вы можете послать письменный запрос в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ по адресу: 101000, г. Москва, УРАФ ФСБ РФ, или же в службу регистрации и архивных фондов конкретного областного Управления ФСБ. Например, вы знаете, что священник вашего села в Курской области был сослан в Томскую область, а впоследствии до односельчан дошли сведения о его новом аресте и расстреле в 1937 г. Значит, вы должны вести поиск не только в Курске, но и обратиться с запросом в Управление ФСБ по Томску и Томской области.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКА

Вот некоторые возможные пункты такого плана.

■ Оценить организацию архивного хранения документов до момента создания специального архивного подразделения.

■ Установить единую, стандартную систему приема документов из подразделений организации на хранение.

■ Организовать прием на хранение не нужных для оперативной работы документов, рассованных по чердакам, подвалам, чуланам, шкафам и другим неожиданным местам.

■ Провести инвентаризацию всех документов организации.

■ Составить номенклатуру дел.

■ Ограничить доступ к хранилищу документов организации, наладить учет приема и выдачи документов.

■ Разыскать недостающие дела и документы.

■ Решить вопрос с организацией переплета дел.

■ Организовать учет всех выполняемых архивом работ.

В организациях, использующих в делопроизводстве современные информационные технологии, помимо разбора бумажных завалов, возможно, придется решать еще более сложную задачу разбора завалов электронной информации и документов.

Важно также получить информацию о том, какие информационные системы в организации используются в работе с документами и что они собой представляют. Возможно, наиболее распространенные из них вам придется осваивать для того, чтобы максимально автоматизировать работу архива.

Рассмотрим пункты плана работ более детально.

Оценка организации архивного хранения документов до момента создания специального архивного подразделения

● есть ли мокрые документы или сырость на стенах;

● не сложены ли документы поблизости от оголенных проводов, рядом с приборами;

● есть ли рассыпанные из ящиков, покрытые пылью документы;

● какая в хранилище дверь как она запирается;

● есть ли пожарная сигнализация и средства пожаротушения;

● что находится в соседних с хранилищем помещениях (мусор, баки с краской, с горючим, баллоны с пропаном и т.п.);

● не находится ли рядом с дверью хранилища помещение для курения.

При посещении рабочих комнат нужно посмотреть, как организовано хранение документов. Есть ли папки, хранящиеся не в шкафах, а лежащие кучками на полу, в коробках от терминалов? Есть ли стопки неразобранных по папкам бумаг, уютно примостившиеся на подоконниках, стульях, а то и просто пылящиеся на полу в углу?

Все эти моменты потребуют самых оперативных действий.

Установление единой, стандартной системы приема документов из подразделений организации на хранение

Требования к системе приема и к документам, предназначенным для сдачи в архив, следующие.

1. Прием документов осуществляется только по актам.

2. Вести учет поступивших документов желательно в электронном виде.

3. Каждое дело вносится в акт как самостоятельная единица хранения. В акт вписывается точное название каждого дела по номенклатуре. Если номенклатуры дел еще нет, используется тот заголовок, который написан на самой папке (это необходимо для того, чтобы потом было проще составлять акты на уничтожение документов с истекшими сроками хранения).

4. При приеме дел проводится экспертиза ценности документов. Например, если в папке имеются документы разного срока хранения или папка содержит одну из форм отчетности за несколько лет, нужно решить, сколько и каких дел следует сформировать из этой папки (в соответствии с нормативами и правилами работы).

На первом этапе работы стоит начать свой рабочий день с посещения одного из подразделений организации. Главные задачи таких посещений:

■ Ближе познакомиться с сотрудниками организации.

■ Уточнить, какие документы у них имеются и что они хотели бы/могли бы сдать в архив.

Прием на хранение не нужных для оперативной работы документов

Принимать нужно все, что дадут. Полученные документы нужно разложить по годам и отделам, оформить их актами приема.

Не бойтесь, если в актах вы не совсем точно указали состав документов в делах прошлых лет. Дела должны пройти экспертизу ценности документов и, возможно, потребуется их переформирование. Но это планы на будущее. Документы будут ждать своей очереди на обработку, т.к. главное – наладить оперативную работу с текущими документами.

Если принятые документы аккуратно разложить по подразделениям и годам, то поиск необходимых бумаг в архиве будет требовать гораздо меньше времени и чаще завершаться успешно, чем поиск в грудах бумаг на рабочих местах. Убедившись в этом, сотрудники будут более активно сдавать дела на хранение. Лишь отдельные личности будут держаться за свои документы до последнего, твердо веря в то, что, сдав их в архив, они расстанутся с ними навсегда и больше никогда их не увидят. И, честно говоря, они совершенно правы! Опыт показывает, что документы организации старше двух лет самим сотрудникам практически не нужны, а выполнение справочной работы лучше возложить на архивную службу.

При приеме на хранение бухгалтерских документов необходимо предварительно запастись календарями за прошлые годы (можно использовать соответствующие возможности и/или программное обеспечение). Вам необходимо точно знать, какие дни были рабочими в каждом из годов. По этим календарям можно будет, например, проверить полноту годовых комплектов сшивов и установить, чего не хватает.

Если часть документов уже находится в хранилище, то их тоже необходимо принять по акту. Только с этого момента вы начинаете нести полную ответственность за документы организации.

Проведение инвентаризации всех документов организации и составление номенклатуры дел

Инвентаризация документов – очень важная работа, начинать которую нужно при составлении номенклатуры дел. Инвентаризация – это сбор данных о документах организации. Вам необходимо знать, что именно у вас есть на руках, чтобы этим управлять.

Инвентаризация документов должна выявить следующие важные моменты:

● у кого хранится данный документ (наименование подразделения и ответственный сотрудник, его имя и должность);

● сколько документов этого вида создается в год (количество папок, количество погонных метров документов);

● способ формирования дела (по дате, по алфавиту, по теме и т.д.);

● сколько таких документов существует в данный момент и где они хранятся;

● относится ли документ к категории конфиденциальных, и если да, то по каким критериям;

● имеет ли документ историческую ценность для организации;

● относится ли документ к категории важнейших;

● сколько времени документ должен храниться;

● есть ли в организации документы, которые существуют только в электронном виде, и в каких информационных системах организации они хранятся.

Особое внимание стоит обратить на инвентаризацию электронных документов. Важно также выяснить, какие документы в соответствии с требованиями законодательства не обязательно хранить на бумаге, но которые в вашей организации все-таки распечатывают, и не забыть внести их в номенклатуру дел.

Ограничение доступа к хранилищу документов организации

С самого первого дня установите правило, что ни один сотрудник организации без вашего сопровождения не может войти в хранилище, не может взять документы без вашего разрешения и тем более забрать их к себе на рабочее место без регистрации этого факта. Только строгая регистрация выдачи дел на руки поможет быстро обнаружить, у кого они находятся, а если документы не выдавались, то оперативно организовать их розыск в хранилище.

Никто из сотрудников не должен получать документы, не относящиеся к его участку работы. Если такая необходимость все же возникнет, сотрудник должен представить соответствующим образом оформленное разрешение, которое должно быть приложено к акту выдачи дел.

Ограничение доступа в хранилище и контроль доступа к документам – несложное, но очень эффективное средство сохранения конфиденциальности информации ограниченного доступа.

Ограничением доступа к электронным документам обычно занимаются программисты. Стоит поинтересоваться, как они это делают, а заодно и узнать мнение службы безопасности.

Розыск недостающих дел и документов

В процессе передачи документов из подразделений сразу может выясниться, что чего-то не хватает. Заведите себе учетную тетрадь и записывайте туда все дела и документы, которые вам еще не сданы. Если же вы пользуетесь компьютером, то данные об отсутствующих делах лучше сразу занести в него. Не пугайтесь, когда вместо положенных за год 250 дел бухгалтерских документов или договоров подразделение вам сдаст только 240. Главное, что вы четко зафиксировали при оформлении акта приема документов в архив, какие документы вы приняли и за какие даты. В подавляющем большинстве организаций дела не пропадают, их порой просто очень трудно найти. Они, скорее всего, лежат в чьем-то столе или сейфе.

Все сказанное относится также и к электронным документам, только разыскивать их гораздо труднее. Если это файлы в компьютере, то можно позвать на помощь программистов. А вот если нужно разыскать резервную копию какой-либо базы данных – это порой работа для Шерлока Холмса.

Обратите внимание

Решение вопроса с организацией переплета дел

■ Если кто-нибудь хоть раз видел, как рассыпаются документы из этих папок при случайном и неудачном падении и сколько времени стоит собрать вновь все документы и разложить их по порядку, тот поймет, почему я предпочитаю переплетать дела.

■ Объем папок обычно значительно превышает архивную норму дела объемом 150-200 листов. Вес папки с документами составляет 3 кг. При работе нужно будет ее поднять хотя бы 4 раза (снять с полки на тележку, снять с тележки на стол, снять со стола на тележку, поставить на полку), т.е. поднять придется 12 кг – в два раза больше, чем при работе со стандартным сшитым делом объемом 250 листов.

■ При архивном хранении в хранилище папки займут значительно больше места.

■ При архивном хранении в шкафах не получится хранить документы в стопках и делать связки. Количество шкафов для архивного хранения сократить за этот счет не удастся.

■ При выдаче дела во временное пользование придется либо пересчитывать документы, либо брать на себя ответственность за утерю документов в том случае, если кто-то забыл положить их на место.

2. Комплектование и хранение документов в переплетенных делах. Имеется в виду помещение документов в картонные обложки и прошив их на четыре дырки. Минус такого хранения в том, что кто-то должен переплетать дела, и становится значительно труднее проводить выемку документов. Плюсов все же, как мне кажется, больше:

■ Вес дела объемом 250 листов – 1,25 кг.

■ При архивном хранении в шкафах можно запихнуть в шкаф в два раза больше дел, да и при хранении дел на открытых полках в хранилище тоже будет экономия места.

■ При выдаче дел во временное пользование возможность неумышленного изъятия документа практически сводится к нулю. Я в своей практике не видела никого, кто бы для снятия копии с документа расшивал все дело: его же придется опять сшивать, и кто же из сотрудников сможет это сделать самостоятельно? Конечно, угроза умышленного изъятия документов сохраняется, но из сшитого дела вытащить документ значительно труднее.

Конечно, выбор за вами и за руководством вашей организации. Я предпочитаю работать с переплетенными документами. Если работы по переплету не проводились, и руководство согласится с вашими доводами, то архив нужно будет обеспечить переплетными приспособлениями (переплетная машина, мощные дыроколы на 4 дырки, большие иглы для сшивания дел) и расходными материалами (картон, клей, бумага, бечевка). Один сотрудник архива за день может сшить 25–30 дел по 150–200 листов. Кроме того, в настоящее время есть также возможность воспользоваться услугами специализированных организаций.

Организация учета всех выполняемых архивом работ

Все перечисленное выше придется делать практически одновременно. Это сложно, но для профессионала вполне по силам. Главное – постоянное и настойчивое продвижение вперед.

Даже в небольшой организации сложно за один-два месяца наладить организацию хранения документов. Поэтому нужно так организовать свою работу, чтобы уже через месяц постепенное продвижение к совершенству было заметно невооруженным глазом не только вам, но и всем сотрудникам организации, и прежде всего ее руководителям.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
об архиве общеобразовательной организации

1. Общие положения



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Состав документов архива

  • законченные делопроизводством школы документы постоянного хранения, образовавшиеся в деятельности структурных подразделений, документы временного (свыше 10 лет) срока хранения, необходимые в практической деятельности, документы по кадрам и обучающимся;
  • документы постоянного хранения и по личному составу организаций-предшественников;
  • личные фонды ведущих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, поступившие в архив;
  • служебные и ведомственные издания;
  • справочно-поисковые средства к документам и учетные документы Архива организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2. Сроки хранения документов в архиве образовательной организации определяются согласно срокам, указанным в утвержденной номенклатуре дел.

3. Задачи архива

3.1.
3.1.1. Организация хранения документов, состав которых предусмотрен разделом 2 настоящего Положения об архиве общеобразовательной организации.
3.1.2. Комплектование архива документами, образовавшимися в деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.1.3. Учет, обеспечение сохранности, создание научно-справочного аппарата.
3.1.4. Использования документов, находящихся на хранении в архиве школы.
3.1.5. Подготовка и своевременная передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив.
3.1.6. Методическое руководство и контроль за формированием и оформлением дел в делопроизводстве школы и своевременной передачей их в архив образовательной организации.

4. Функции архива школы


4.1. Организует прием документов постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по кадрам и обучающимся, образовавшихся в деятельности школы, в соответствии с утвержденным графиком.
4.2. Обеспечивает сохранность и ведет учет документов и фондов, находящихся на хранении в архиве общеобразовательной организации.
4.3. Представляет в государственный (муниципальный) архив учетные сведения об объеме и составе хранящихся в архиве школы документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с порядком государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
4.4. Систематизирует и размещает документы, поступающие на хранение в школьный архив, образовавшиеся в ходе осуществления деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.5. Разрабатывает графики представления описей на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии и передачи документов Архивного фонда РФ на хранение в государственный (муниципальный) архив.
4.6.

  • на рассмотрение и согласование экспертной комиссии школы описи дел постоянного хранения, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по кадрам и обучающимся, а также акты о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению, акты об утрате документов, акты о неисправимых повреждениях архивных документов;
  • на утверждение экспертно-проверочной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела (далее - ЭПК архивного учреждения) описи дел постоянного хранения;
  • на согласование ЭПК архивного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального архива), в случае наделения его соответствующими полномочиями, описи дел по личному составу;
  • на согласование ЭПК архивного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального архива), в случае наделения его соответствующими полномочиями, акты об утрате документов, акты о неисправимых повреждениях архивных документов;
  • на утверждение директору школы описи дел постоянного хранения, описи временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе описи дел по кадрам и обучающимся, акты о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению, акты об утрате документов, акты о неисправимых повреждениях архивных документов, утвержденные (согласованные) ЭПК или государственным архивом субъекта Российской Федерации (муниципальным архивом) в случае наделения его соответствующими полномочиями.

4.7. Организует передачу документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив.
4.8. Организует и проводит экспертизу ценности документов временных (свыше 10 лет) сроков хранения, находящихся на хранении в архиве школы в целях отбора документов для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также выявления документов, не подлежащих дальнейшему хранению.
4.9. Участвует в работе экспертной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.10. Проводит мероприятия по обеспечению сохранности документов, находящихся на хранении в архиве организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.11. Организует информирование администрации и работников школы о составе и содержании документов архива организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.12. Информирует пользователей по вопросам местонахождения архивных документов.
4.13. Организует выдачу документов и дел для работы в учительской или во временное пользование.
4.14. Исполняет запросы организаций и заявления граждан об установлении трудового стажа и другим вопросам социально-правового характера, в установленном порядке выдает копии документов и архивные справки.
4.15. Ведет учет использования документов архива образовательной организации.
4.16. Создает фонд пользования архива школы и организует его использование.
4.17. Осуществляет ведение справочно-поисковых средств к документам школьного архива. Создает, пополняет и совершенствует научно-справочный аппарат к хранящимся в архиве делам и документам.
4.18. Участвует в разработке документов организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам архивного дела и делопроизводства.
4.19.

  • службе делопроизводства школы в составлении номенклатуры дел, формировании и оформлении дел, контролирует правильность формирования и оформления дел в делопроизводстве;
  • структурным подразделениям и работникам школы в подготовке документов к передаче в архив организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4.20. Участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы делопроизводства образовательной организации.

5. Права архива


5.1. Представлять директору организации, осуществляющей образовательную деятельность, предложения по совершенствованию организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в архиве школы.
5.2. Контролировать выполнение установленных правил работы с документами в структурных подразделениях организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.3. Запрашивать от структурных подразделений и работников школы сведения, необходимые для работы архива, с учетом обеспечения выполнения всех возложенных на архив задач и функций.
5.4. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию архива организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.5. Информировать структурные подразделения школы о необходимости передачи документов в архив в соответствии с утвержденным графиком.
5.6. Принимать участие в заседаниях экспертной комиссии общеобразовательной организации, а также в экспертно-проверочной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела.

6. Ответственность за функционирование архива

  • выполнение возложенных на архив задач и функций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • организацию работы архива, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;
  • рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
  • состояние трудовой и исполнительской дисциплины в архиве, выполнение своих функциональных обязанностей;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
  • ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
  • предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о деятельности архива;
  • готовность архива к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.2. Ответственные за ведение делопроизводства, подготовку и представление документов на хранение в архив, назначаются директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.3. Контроль деятельности архива осуществляет директор организации, осуществляющей образовательную деятельность.



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!

7. Комплектование архива

8. Условия хранения документов архива школы

8.1. Документы архива хранятся в архивохранилище общеобразовательной организации.
8.2. Не допускается размещение архива в подвальных и чердачных помещениях школы.
8.3. Архивохранилище должно быть удалено от лабораторных, производственных, бытовых помещений и не иметь общих с ними вентиляционных каналов. Архивохранилище отделяется от соседних помещений несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов. В архивохранилище не допускается прокладка труб водоснабжения и канализации, технологические или бытовые выводы воды.
8.4. Архивохранилище должно иметь естественную или искусственную вентиляцию, обеспечивающую рециркуляцию воздуха, стабильность температурно-влажностного режима.
8.5. Все поступающие в архив образовательной организации документы размещаются в архивохранилищах на стационарных и/или передвижных металлических стеллажах, в металлических шкафах или контейнерах.
8.6. Стеллажи должны быть установлены перпендикулярно стенам с оконными проемами, а в помещении без окон - с учетом особенностей помещения и оборудования. Не допускается размещение стеллажей вплотную к наружным стенам здания и к источникам тепла.
8.7.

  • расстояние между рядами стеллажей (главный проход) – не менее 120 см;
  • расстояние (проход) между стеллажами – не менее 75 см;
  • расстояние между наружной стеной здания и стеллажами, параллельными стене – не менее 75 см;
  • расстояние между стеной и торцом стеллажа или шкафа (обход) – не менее 45 см;
  • расстояние между полом и нижней полкой стеллажа (шкафа) – не менее 15 см, в цокольных этажах – не менее 30 см.

8.8. Противопожарный режим в зданиях, где размещается архив школы, и в архивохранилищах устанавливается в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479.
8.9. Архивные документы следует хранить в темноте.
8.10. Защита документов от действия света обеспечивается хранением документов в коробках, папках и переплетах, в шкафах или на стеллажах закрытого типа.
8.11. Уровень искусственного освещения в книгохранилищах должен составлять не менее 100 люкс.
8.12.

  • для хранения документов на бумажном носителе – температура 17-19°С, относительная влажность воздуха – 50-55%.

8.13. Помещения архива образовательной организации должны содержаться в чистоте, в условиях, исключающих возможность появления плесени, насекомых, пыли.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение об архиве является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение об архиве общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Бедов Александр Николаевич


Костромской машиностроительный техникум

Основная задача электронного архива – оперативное обеспечение доступа к необходимым документам. Поиск документа в бумажном архиве может отнимать до недели рабочего времени. Как следствие общая эффективность работы бумажного архива с каждым годом падает. Таким образом, создание электронного архива документов организации встает острой проблемой перед специалистами.

Тема настоящей статьи — организация электронного архива документации масштаба образовательного учреждения. Отличительными особенностями систем управления документами являются:

Причем надежное хранение информации для систем масштаба образовательное учреждение подчас важнее, чем производительность.

Схема построения электронного архива образовательного учреждения

В зависимости от конкретной реализации наиболее часто используются двух- и трехуровневые логические схемы построения архивных систем На самом низшем уровне располагается рабочий электронный архив, в котором находятся вновь создаваемые неутвержденные документы. Физически документы, как правило, размещаются на компьютере автора. Средний уровень (встречается не всегда) отвечает за хранение документов, проходящих утверждение. В ряде случаев эту функцию берет на себя архив пользователя. На данном этапе документы могут храниться уже как на его компьютере, так и на сервере образовательного учреждения. Высший уровень — это электронный архив образовательного учреждения, в который помещаются документы после утверждения (и другие, требующие архивного хранения). Документы хранятся на одном или нескольких серверах архивной службы образовательного учреждения, а также на внешних устройствах массового хранения информации и съемных носителях.

Специфика работы с документами.

Построение электронного архива образовательного учреждения заключается в хранении большого числа документов, справочников, наработок преподавателей, электронных экземпляров книг, чертежей (как в векторных, так и в растровых форматах) и связанных с ними документов (спецификаций, технической документации и т. п.). Уже сам процесс ввода информации в электронный архив с бумажных носителей требует иного программного и аппаратного обеспечения, чем для просто текстовых документов. Помимо этого, при обработке документов используется специальное прикладное программное обеспечение — системы автоматизированного проектирования, интеграция которого с архивной подсистемой представляет собой сложную и неоднозначную задачу. И, наконец, в образовательном учреждении используется офисное программное обеспечение, интеграция которого с системой электронного архива крайне желательна. Большинство предлагаемых в настоящий момент на рынке систем управления документами ориентированы или только на работу с офисными приложениями и документами, или только с технической документацией (так называемые системы TDM). Система, обеспечивающая интеграцию в единое целое офисного и технического документооборота, заслуживает самого пристального внимания.

С чего же начать?

Для организации электронного архива документации необходимы следующие компоненты.

  1. Средства для перевода информации с бумажных носителей в электронную форму.
  2. Средства для хранения данных — архив (сервер иди электронный хранитель).
  3. Система передачи данных, (наличие локальных сетей).
  4. Средства для печати копий архивных данных.
  5. Программное обеспечение системы управления документами (электронной архивной системы).

Выбор сетевой операционной системы

Групповая работа в настоящее время не представляется возможной без объединения компьютеров в сеть. А уж организация корпоративного электронного архива без этого просто невозможна. Если у вас уже установлена сеть и используется сетевая операционная система, то крайне желательно, чтобы выбранная вами система электронного архива поддерживала работу в данной сети. В противном случае придется переходить на новую сетевую операционную систему, что связано с большими неудобствами, или не использовать такую архивную систему. Что, скорее всего, вы и сделаете. Отсюда вывод: система электронного архива должна поддерживать работу с как можно большим количеством сетевых операционных систем. Желательно использование одного типа сетевой операционной системы в масштабах образовательного учреждения.

Где хранить данные?

Относительно аппаратного обеспечения для архивного хранения данных все зависит от ваших финансовых возможностей — можно поставить RAID-массивы жестких дисков. Для хранения архивных данных, предназначенных только для чтения, все чаще приобретаются дисководы для записи дисков DVD

Система электронного архива должна позволять строить сложные иерархические распределенные системы архивов.

Серверы баз данных типа Sybase SQL Server, MS SQL Server, Oracle и другие SQL-серверы прекрасно справляются с задачей хранения больших объемов данных и обработкой многих запросов пользователей. При этом по сети пересылаются только запрос пользователя и ответ на него, а вся операция по поиску данных производится на мощном сервере. Ясно, что нагрузка на сеть при этом резко снижается.

Что хранить: вектор или растр?

Всем, кто работал с системами автоматизации черчения и САПР, известно, что в подавляющем большинстве случаев они оперируют информацией в векторных форматах. Достоинства векторных изображений в том, что их легко можно изменять, масштабировать и, в ряде случаев, проще отображать. Но изображения, введенные в компьютер с помощью сканеров, имеют растровый формат. Растровые форматы, к сожалению, не воспринимаются в чистом виде большинством САПР. Поэтому активное развитие получили системы перевода изображений из растровых форматов в векторные — векторизаторы.

СКАНИРОВАНИЕ и ВВОД.

Документация

в зависимости от профиля и истории имеются различные документы, как по содержанию, так и по состоянию, форматам.

Сканирование

Сканирование – способ перевода документа из бумажной формы в электронный. Сканирование является составляющей процесса перехода от бумажного ведения дел и бумажных архивов к электронным системам хранения информации и работы с ней.

Ввод и индексация

Одним из наиболее трудоемких и длительных этапов внедрения любой системы электронного документооборота является первичный залповый ввод информации. Будь то сканирование и создание минимальной карточки электронного документа с 4-5 атрибутами или полное распознаванием текста документа.

Оборудование

Сканирование осуществляется аппаратным обеспечением - сканерами, системами хранения, компьютерами и других вспомогательных устройств.

Работа через Internet/intranet

Поиск более простого и дешевого по сравнению с традиционными системами управления документами решения приводит многих к идее организовать работу с использованием сетей Internet/intranet. В зависимости от сложности обеспечения взаимодействия можно выделить следующие основные уровни организации работы.

Ввод информации в архив с бумажных носителей.

Архив содержит бумажную документацию. Проблема перевода накопленной информации с бумажных носителей в электронную форму усугубляется большим форматом (до A0) и плохим качеством носителей (ватман, синьки, кальки). Отдельное место занимает вопрос ввода информации с бумажных носителей. Поскольку формат исходных документов очень большой, то стандартные сканеры формата A4 непригодны для массового ввода технических документов. Для ввода документов формата до A0 служат специализированные сканеры, производительность которых значительно ниже (по понятным причинам). Эти сканеры обеспечивают точность, нужную для ввода чертежей или карт. Кроме того, учитывая плохое качество бумажных документов (калек и синек), совершенно необходимыми представляются фильтрация фона и компенсация искажений носителей.

Настройка системы на соответствие требованиям отечественных стандартов

Читайте также: