Когда на территории россии появился ислам с какими событиями это было связано кратко 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Распространение Ислама началось в 642-643 годах, в результате походов арабских войск был завоёван город Дербент.

Сама блин искала в интернете. А потом сама поняла ответ и решила помочь))

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Ислам - вторая по распространенности религия в России. По приблизительным данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек. Как давно на Руси есть ислам.

Первые мусульмане на Руси

В русских землях его приверженцы появились в VII-VIII вв. во время расширения Арабского халифата. В середине VI века первые отряды мусульман пришли на территорию Азербайджана и в 642-43 гг. дошли до города Дербент, который располагается на территории современного Дагестана. В этот же период арабы завоевывают Среднюю Азию, вошедшую в состав Арабского халифата.

С земель Северного Кавказа и Дагестана ислам распространился по Волге. В тюркском государстве Хазарский каганат, занимавшем в VII-IХ веках обширные территории Нижней Волги, Северного Кавказа и Причерноморья, государственной религией был иудаизм, но ислам обладал огромным влиянием.

По мнению некоторых исследователей, мусульмане были наиболее распространенной конфессией в этом государстве. Другое крупное государство в районе Средней Волги - Волжская Булгария - оформляется в конце IX века. Уже в начальный период его существования правители проявляют интерес к исламу. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был мусульманином.

Но для укрепления власти, поднятия авторитета царя и окончательного объединения болгарских племен в единое государство нужно было официально, всенародно принять ислам. Для этого необходимо было обратиться к главе мусульманского мира - багдадскому халифу. Это и сделал Алмас с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

В 1236 году татаро-монгольское войско разгромило Волжскую Булгарию и она была включена в состав государства Золотая Орда. При его возникновении конфессиональная политика характеризовалась веротерпимостью и в ней мирно уживались и традиционные монгольские языческие верования, и ислам, и христианство, и буддизм, и иудаизм. Это вполне соответствовало деятельности первых монгольских ханов. Но очень скоро начинает прослеживаться покровительство исламу.

Распад Золотой Орды

С XV века Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств, из которых в наиболее тесных отношениях с русскими княжествами находилось Казанское ханство, населенное в основном потомками булгар и сильно исламизированное. Достаточно сказать, что в пределах Казанского кремля находилось пять соборных мечетей, исламское духовенство пользовалось значительным влиянием в государстве, участвуя в курултае, который проводился в одной из мечетей. Велико было влияния суфизма - мистического направления в исламе.

Ряд суфийских шейхов XV - XVI века почитались на протяжении последующих столетий. Знакомство Московского государства с исламом происходило в основном путем контактов с приезжающими на службу к великим князьям татарскими дворянами. В 1445 году большой отряд татар во главе с царевичем Касимом из Казанского ханства, получив в Мещерской земле особый удел, основал Касимовское царство на Оке.

Мусульмане, приехавшие сюда, стали устраиваться так, как им было желательно, постепенно сооружали мечети в русских городах, управляли небольшими мещерскими городами, занимали административные посты. Но главное заключается в том, что они открыто и без ограничений отправляли свои обряды, то есть нисколько не испытывали затруднений от того, что они мусульмане. Их потомки сохранили свою веру вплоть до наших дней, несмотря на плотное окружение русскими и другими немусульманскими народами - чувашами, мордвой.

Это вызвало потоки миграции в Сибирь, Башкирию, Южный Урал, а также участие мусульманских народов - татар и башкир в антиправительственных восстаниях XVII - XVIII века. Русское правительство, заинтересованное в сокращении влияния ислама, использовало для отказа от него по преимуществу метод экономического стимулирования: освобождение от налогов и предоставление земель новообращенным в православие. Сравнивая характер межрелигиозных отношений, можно говорить, что Россия оставалась самой толерантной к мусульманам христианской страной того времени.

Первый Коран на русском

Создание такого единого органа для управления мусульманским духовенством не было характерно для мусульманской традиции, но отражало специфику Российского государства, стремившегося поставить религиозную жизнь под свой контроль. Контролировать централизованный орган оказывалось гораздо легче, чем многочисленные мусульманские общины, и в этой связи духовное собрание может рассматриваться как аналог Святейшего Синода.

Духовное собрание включало муфтия, который был председателем и утверждался государственными органами власти, 5-6 шариатских судей и секретаря. Оно утверждало имамов, избираемых в общинах, и руководило духовными управлениями среднего и низшего уровня.

Северный Кавказ

В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. И лишь в ХIV веке ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народа аварцев, а отдельные горские общины приняли ислам еще позже. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в ХIII-ХIV веках из Золотой Орды. В ХVI-ХVII вв. он распространяется в Кабарде. А оттуда - в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии - большинство сохранило верность православию. Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства.

В 1717 г. османский султан Мурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею и Казы- Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды, отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку. Тюркские народы Западного Кавказа приняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. - балкарцы, а в 1782 г. - карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положение ислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.

Создавалась разветвленная система управления имаматом, приспособленная к длительному ведению газавата. Шариат становится основным регулятором социальных отношений. Лишь с окончанием Кавказской войны в 1864 году влияние мюридизма значительно сократилось, но он по-прежнему остается широко распространенным учением в этом регионе.

Исламские реформы

В XIX веке среди российских мусульман, преимущественно среди поволжских и крымских татар, развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Немногочисленная группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей. Избранные в Государственную думу четырёх созывов (1907-1917) депутаты от мусульманских регионов, среди которых были и представители духовного сословия, составили мусульманскую фракцию. После Февральской революции заметно активизируется общественная активность российского ислама. В мае в Москве состоялся Всероссийский мусульманский съезд, на котором были избраны члены Духовного управления мусульман России.

В последующие годы было закрыто и разрушено около 12 тыс. мечетей, до 90% мулл были лишены возможности вести богослужение. Всего в годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тыс. мусульманских священнослужителей - почти вся исламская духовная элита. Некоторое изменение в религиозной политике властей произошло во время Второй мировой войны, когда с разрешения властей воссоздаются четыре независимых региональных Духовных управления мусульман (на территории РСФСР - в Махачкале и Уфе).

Ислам — вторая по распространенности религия в России. По приблизительным данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек. Как давно на Руси есть ислам.

Первые мусульмане на Руси

В русских землях его приверженцы появились в VII-VIII вв. во время расширения Арабского халифата. В середине VI века первые отряды мусульман пришли на территорию Азербайджана и в 642-43 гг. дошли до города Дербент, который располагается на территории современного Дагестана. В этот же период арабы завоевывают Среднюю Азию, вошедшую в состав Арабского халифата.

С земель Северного Кавказа и Дагестана ислам распространился по Волге. В тюркском государстве Хазарский каганат, занимавшем в VII-IХ веках обширные территории Нижней Волги, Северного Кавказа и Причерноморья, государственной религией был иудаизм, но ислам обладал огромным влиянием.

По мнению некоторых исследователей, мусульмане были наиболее распространенной конфессией в этом государстве. Другое крупное государство в районе Средней Волги — Волжская Булгария — оформляется в конце IX века. Уже в начальный период его существования правители проявляют интерес к исламу. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был мусульманином.

Но для укрепления власти, поднятия авторитета царя и окончательного объединения болгарских племен в единое государство нужно было официально, всенародно принять ислам. Для этого необходимо было обратиться к главе мусульманского мира — багдадскому халифу. Это и сделал Алмас с просьбой прислать к нему факиха — мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

В 1236 году татаро-монгольское войско разгромило Волжскую Булгарию и она была включена в состав государства Золотая Орда. При его возникновении конфессиональная политика характеризовалась веротерпимостью и в ней мирно уживались и традиционные монгольские языческие верования, и ислам, и христианство, и буддизм, и иудаизм. Это вполне соответствовало деятельности первых монгольских ханов. Но очень скоро начинает прослеживаться покровительство исламу.

Распад Золотой Орды

С XV века Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств, из которых в наиболее тесных отношениях с русскими княжествами находилось Казанское ханство, населенное в основном потомками булгар и сильно исламизированное. Достаточно сказать, что в пределах Казанского кремля находилось пять соборных мечетей, исламское духовенство пользовалось значительным влиянием в государстве, участвуя в курултае, который проводился в одной из мечетей. Велико было влияния суфизма — мистического направления в исламе.

Ряд суфийских шейхов XV — XVI века почитались на протяжении последующих столетий. Знакомство Московского государства с исламом происходило в основном путем контактов с приезжающими на службу к великим князьям татарскими дворянами. В 1445 году большой отряд татар во главе с царевичем Касимом из Казанского ханства, получив в Мещерской земле особый удел, основал Касимовское царство на Оке.

Мусульмане, приехавшие сюда, стали устраиваться так, как им было желательно, постепенно сооружали мечети в русских городах, управляли небольшими мещерскими городами, занимали административные посты. Но главное заключается в том, что они открыто и без ограничений отправляли свои обряды, то есть нисколько не испытывали затруднений от того, что они мусульмане. Их потомки сохранили свою веру вплоть до наших дней, несмотря на плотное окружение русскими и другими немусульманскими народами — чувашами, мордвой.

Это вызвало потоки миграции в Сибирь, Башкирию, Южный Урал, а также участие мусульманских народов — татар и башкир в антиправительственных восстаниях XVII — XVIII века. Русское правительство, заинтересованное в сокращении влияния ислама, использовало для отказа от него по преимуществу метод экономического стимулирования: освобождение от налогов и предоставление земель новообращенным в православие. Сравнивая характер межрелигиозных отношений, можно говорить, что Россия оставалась самой толерантной к мусульманам христианской страной того времени.

Первый Коран на русском

Создание такого единого органа для управления мусульманским духовенством не было характерно для мусульманской традиции, но отражало специфику Российского государства, стремившегося поставить религиозную жизнь под свой контроль. Контролировать централизованный орган оказывалось гораздо легче, чем многочисленные мусульманские общины, и в этой связи духовное собрание может рассматриваться как аналог Святейшего Синода.

Духовное собрание включало муфтия, который был председателем и утверждался государственными органами власти, 5-6 шариатских судей и секретаря. Оно утверждало имамов, избираемых в общинах, и руководило духовными управлениями среднего и низшего уровня.

В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. И лишь в ХIV веке ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народа аварцев, а отдельные горские общины приняли ислам еще позже. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в ХIII-ХIV веках из Золотой Орды. В ХVI-ХVII вв. он распространяется в Кабарде. А оттуда — в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии — большинство сохранило верность православию. Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала — Крымского ханства.

В 1717 г. османский султан Мурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею и Казы- Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды, отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку. Тюркские народы Западного Кавказа приняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. — балкарцы, а в 1782 г. — карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положение ислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.

Создавалась разветвленная система управления имаматом, приспособленная к длительному ведению газавата. Шариат становится основным регулятором социальных отношений. Лишь с окончанием Кавказской войны в 1864 году влияние мюридизма значительно сократилось, но он по-прежнему остается широко распространенным учением в этом регионе.

В XIX веке среди российских мусульман, преимущественно среди поволжских и крымских татар, развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Немногочисленная группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей. Избранные в Государственную думу четырёх созывов (1907-1917) депутаты от мусульманских регионов, среди которых были и представители духовного сословия, составили мусульманскую фракцию. После Февральской революции заметно активизируется общественная активность российского ислама. В мае в Москве состоялся Всероссийский мусульманский съезд, на котором были избраны члены Духовного управления мусульман России.

В последующие годы было закрыто и разрушено около 12 тыс. мечетей, до 90% мулл были лишены возможности вести богослужение. Всего в годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тыс. мусульманских священнослужителей — почти вся исламская духовная элита. Некоторое изменение в религиозной политике властей произошло во время Второй мировой войны, когда с разрешения властей воссоздаются четыре независимых региональных Духовных управления мусульман (на территории РСФСР — в Махачкале и Уфе).

Народы, исповедующие веру в Аллаха и следующие пророческой миссии Его Заключительного посланника Мухаммада (с.г.в.), являются неотъемлемой частью культурного наследия России и вносят в развитие и процветание родной страны колоссальный вклад.

Откуда всё пошло?

пожалуй, этот коранический аят прекрасно олицетворялся примером Дербента.

Новый северный форпост мусульман

Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана – эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария (на фото). Данное событие произошло в 922 году по Милади (примерно 300-й год по Хиджре), тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север. Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука. Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути.

Хоть с годами что Волжская Булгария (в XVI веке в статусе Казанского ханства), что Дербент (в XIX веке) потеряли независимость и стали официально территорией Руси (Российской империи), уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами:

Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).

Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, – всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе.

Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама

В советский период ислам переживал непростые времена. Мечети разрушались либо подвергались передаче в распоряжение иных учреждений (например, Центральная мечеть Дербента стала тюрьмой, Галеевская мечеть в Казани была отдана под различные коммунальные службы), имамы и муаллимы подвергались ссылке либо просто уничтожались. Несмотря на колоссальный урон, нанесённый атеистическим правительством, ислам в СССР не только выжил, но и стал развиваться в конце ХХ столетия. Конечно, не без проблем, ведь была потеряна давняя культурно-историческая традиция, существовавшая в разных уголках нашей страны веками.

Работа по восстановлению утраченного наследия в России проводится в настоящее время многими организациями, отстаивающими интересы мусульман. Под последними подразумеваются не только духовные управления, которые действуют едва ли не в каждом регионе, но и разнообразные общественные объединения, культурно-образовательные фонды и так далее.

В настоящее время на территории РФ проживает около 20 миллионов мусульман. Это не только традиционные исламские народы России и ближнего зарубежья (так называемые этнические мусульмане), но и русские люди, представители иных православных и языческих народов, которые в поисках душевного покоя и истины часто обращают своё внимание на религию истинного Единобожия.

Не будет преувеличением утверждение о том, что мусульман можно найти в любом уголке одной шестой части суши, именуемой Россией. Придерживаются они различных направлений. Доминирующим является суннитский ислам. Если мусульмане в центральной и европейской части страны, включая Крым, а также в Сибири, придерживаются ханафитского богословско-правового направления (мазхаба), то северокавказские выполняют свои религиозные обязанности в соответствии с мазхабом имама аш-Шафи’и. Маликитов и ханбалитов также можно встретить с завидной регулярностью в российских мечетях.

Ислам в РФ за более чем тысячелетнее своё присутствие постоянно развивается. Мусульмане приносят много пользы стране и своим добросовестным трудом способствуют распространению правильного отношения к себе и окружающим.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Читайте также: