Экология здоровья проект в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Проекта в доу экология здоровье человека

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Курагинский детский

Инновационная система эколого-оздоровительной работы ДОУ

Нормативные документы районной площадки:

Основное содержание программы: Программа включает в себя три этапа

Этапы реализации программы:

Сентябрь - декабрь 2013 года

II Практический (внедренческий)

Организация практико-внедренческой деятельности в системе экологического образования ДОУ.

Январь 2013-февраль 2016

III Аналитический (рефлексивный)

Март 2016- май 2016

Цели и задачи

Ожидаемый результат:

Качественные изменения в профессиональной деятельности позволят педагогам повысить уровень своей профессиональной компетентности, развить способность к рефлексии, умение осваивать новые способы деятельности и оформлять их результаты. Внедрение лучших проектов разработанных слушателями семинара в систему работы по эколого-оздоровительному направлению. Тиражирование опыта по эколого-оздоровительному направлению участниками площадки. Укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости у дошкольников по средством природных факторов.

Славская Татьяна Борисовна – воспитатель высшей категории. Педстаж 40 лет. Творческая группа районной площадки: Зам.заведующей по ВОР. Солоницына С.В. Воспитатели: Шадрина Л.К., Ахраменко Л.Н. Обирина Л.П., Норенко С.В., Долматова О.И., Афонина О.И., Бармашова Т.И., Учайкина М.В., Печенкина Т.И. Музыкальный руководитель Кузнецова Т.В.

Наши традиции

План работы по реализации эколого-оздоровительного проекта «Наш дом -

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье людей зависит не только от индивидуально генетических факторов, но и в большей степени от социально-экологических и экономических условий существования. Отсюда очевидна взаимосвязь экологии и здоровья, необходимость основательного знания и разумного применения экосоциальных закономерностей и правил здорового образа жизни.

ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно, несомненно, включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими.

Здоровье людей зависит не только от индивидуально генетических факторов, но и в большей степени от социально-экологических и экономических условий существования. Отсюда очевидна взаимосвязь экологии и здоровья, необходимость основательного знания и разумного применения экосоциальных закономерностей и правил здорового образа жизни.

Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят процессы физического и умственного развития.

Быть полностью здоровым можно только в здоровой жизненной среде. Поэтому постоянная забота об окружающей среде и о своём здоровье закладывается у детей с ранних лет.

Главной задачей государства и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения.

Так ФГОС ДО предусматривает:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В основу здорового образа жизни можно включить такие составляющие:

- рациональный режим дня: правильное чередование труда и активного отдыха;

- меры предупреждения простудных заболеваний;

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Оптимальный режим дня – важное условие для сохранения здоровья ребёнка, основа его жизни. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

При составлении режима дня для дошкольника важно четко учитывать его составляющие компоненты: длительность сна и бодрствования, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий и пребывания на свежем воздухе. Нельзя забывать и о таких важных компонентах повседневной жизни ребенка, как игровая деятельность, занятия по своему усмотрению, самообслуживание и помощь семье. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Дети дошкольного возраста уже начинают разбираться в еде, показывают свои вкусовые пристрастия. Именно в этом возрасте необходимо следить за питанием ребенка и приучать его к здоровой пище. Важно, чтобы питание было рациональным, разнообразным и содержало все необходимые для развития детского организма вещества.

Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ, обеспечивает полноценный рост и развитие детского организма, повышает иммунитет ребенка по отношению к другим заболеваниям

При рациональном питании в организм детей ежедневно попадают все жизненно важные микроэлементы и витамины, необходимые для их полноценного развития и роста.

Детям дошкольного возраста необходимо кушать не менее 4 раз в день и соблюдать строгий режим питания. Не менее 3 раз нужно горячее блюдо.

При этом следует учитывать, что молоко и молочные продукты должны быть неизменным ежедневным пунктом рациона. Первые и вторые блюда не должны повторяться чаще, чем через 2-3 дня.

Личная гигиена.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Меры предупреждения простудных заболеваний.

Дети подвержены большому числу простудных заболеваний. В принципе, малыши должны болеть в раннем возрасте, тем самым они обучают свою иммунную систему бороться с вредными воздействиями окружающей среды.

Для профилактики простудных заболеваний в холодное время года необходимо:

- следить за погодными условиями и одевать ребенка соответственно;

- витаминизация. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом);

- занятия физической культурой в детском саду и дома повышают устойчивость организма к инфекциям. Занятия с включением закаливающих процедур и соблюдением правил личной гигиены увеличивают защитные силы организма.

Закаливание.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Вешняя среда не стабильна, она меняется и не только в естественных, но и специально организованных условиях. Изменения во внешней среде вызывают нарушения в привычной системе физиологических функциях организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к этим новым условиям.

Закаливание – это система постепенного приспособления организма к воздействию неблагоприятных метереологических факторов внешней среды и повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям

Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.

Основные принципы закаливания:

-закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;

-интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;

-эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня дошкольников:

-воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;

-сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);

-поддержание оптимального температурного режима в помещении;

-ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;

-одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов.

Закаливание должно быть осторожным, постепенным, систематическим, а главное проводится на положительных эмоциях. Это не сложно и занимает совсем немного времени, но является очень результативной.

Для того чтобы обезопасить ребенка от негативного влияния экологии взрослые должны сами позаботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки природного баланса, и стараться придерживаться основных рекомендаций относительно здорового образа жизни ребенка.

1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 2014.- 143с.: ил.

2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009,- 218 с.: ил.

4.Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт.-сост. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. ( Библиотека воспитателя) (4)

Сроки реализации проекта: один учебный год (сентябрь – апрель).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекари, провизоры, фармацевты, работники МЧС.

Актуальность проекта обусловлена заботой о здоровье современных дошкольников и поисках новых комплексных путей в решении этой проблемы, в том числе экологическое воспитание дошкольников в детском саду; необходимость познакомить детей с различными способами сохранения своего здоровья в условиях среды их проживания.

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, о профессиях, связанных с сохранением окружающей среды и здоровья человека.

Задачи:

воспитание экологической культуры дошкольников, бережного отношения к природе и окружающему миру;

— формирование основ здорового образа жизни;

— знакомство с профессиями, связанными с экологией и здоровьем человека;

— создание условий для эколого-оздоровительной работы в детском саду;

— осуществление комплексного подхода в развитии экологической культуры дошкольников;

— помочь детям понять влияние окружающей среды на здоровье человека;

Сегодня, как никогда проблема экологии и здоровья человека стала одной из важных в современном обществе. Мы часть природы и наше здоровье зависит от состояния природы и окружающей среды в целом. Поэтому охрана окружающей среды – это непременное условие для сохранения здоровья наших детей, здоровья будущих поколений.

Наш проект многогранный и охватывает различные формы работы с детьми, соответствует целям и задачам экологического образования и воспитания подрастающего поколения в нашей стране, формированию гражданского общества.

Важным условием в экологическом воспитании детей становится личный пример взрослых. Известно, что дети с самого раннего возраста во всем подражают взрослым. Подражание, повторение – это самый простой способ обучения и воспитания. И только в процессе собственного взросления дети развивают самостоятельность в мышлении, поведении, оценке происходящего. Таким образом, участие в нашем проекте большого числа взрослых людей не случайно. Они представляют разные профессии, которые помогают сохранять экологию окружающего мира и здоровье человека

Подготовительный этап

С целью выявления у родителей отношения к экологическому воспитанию и к эколого-оздоровительной работе в ДОУ проводилось анкетирование. Результаты анкетирования были проанализированы и намечены пути дальнейшего взаимодействия с родителями и детьми. Повышение педагогической культуры родителей, выработка правильных форм взаимодействия детского сада и семьи – все это помогает создать для детей наиболее благоприятную обстановку в семье и в ДОУ.

Начальный этап работы с детьми

Одновременно обсуждались некоторые доступные по содержанию детям телепередачи и реклама о здоровом образе жизни, рассматривались альбомы, журналы, книги, плакаты по данной теме. Дети знакомились с медицинским оборудованием и кабинетами, имеющимися в ДОУ (процедурный кабинет, изолятор, комната релаксации, кабинет логопеда).

Основные мероприятия проекта

1. Экскурсия к местному водоему

Коллективное наблюдение за изменениями в природе осенью, особенностями поведения водоплавающих птиц – уток. Дети рассматривали оперение птиц, их движение по воде, отмечали, чем утки питаются. Ребята покормили уток и получили от этого удовлетворение, сделав доброе дело.

Во время экскурсии детям рассказали о профессии эколога. Эколог изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных, с помощью приборов в лаборатории или наблюдений на природе. Люди этой профессии помогают сохранять природу и жизнь на нашей планете.

2. Посещение медицинского кабинета

Дети познакомились с профессией медработника детского сада. Рассмотрели расположение и оборудование медицинского кабинета. Медсестра рассказала о своей работе, о том, с какими вопросами обращаются к ней дети. Показала, как с помощью шпателей проверяют горло у детей.

Знакомство с профессией врача-стоматолога помогло еще раз обратить внимание детей на правила личной гигиены и культурно – гигиенические навыки, необходимые для всех людей. Дошкольники получили представление о полезной и вредной для зубов пище.

Так продолжилось формирование у детей интереса к здоровому образу жизни.

4. Экскурсия в аптеку

Это событие позволило познакомиться с профессиями работников аптеки и значимостью их труда в жизни людей. Провизор (он главный в аптеке) рассказала детям о том, что такое аптека, для чего она нужна, показала выставку старинных медицинских предметов.

Продавцов в аптеках называют фармацевтами — это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства помогут людям при разных заболеваниях. Ошибки на этой работе не допускаются, так как они могут навредить здоровью человека. В аптеке можно приобрести различные лекарства против многих болезней, бинты, йод, витамины, сухие травы, мази, средства гигиены.

Сначала детям нужно доступно и кратко рассказать об экологически чистых продуктах. Лучшие овощи и фрукты — это выращенные на своем огороде или в саду. После такой беседы следует начать практическую работу. Дети участвуют в посадке семян в специально приготовленные ящики с землей. Затем на протяжении примерно двух месяцев дети ухаживают и наблюдают за растениями. Ребята сравнивают, какие из них растут быстрее или медленнее, определяют, отмечают условия, необходимые для развития растений. Одновременно в беседах, на занятиях происходит знакомство с профессиями овощевода и садовода.

6. Экскурсия в пожарную часть

Для детей пожарный – это героический человек, защитник. И в былые годы, и сегодня, пожарный спасает от огня людей, здания, населенные пункты, природу, вставая на пути у разрушительной стихии.

Уважение к профессии пожарного должно стать стимулом для развития серьезного, ответственного отношения к собственному поведению в окружающей среде, препятствием для бездумных игр с огнем. Благодаря экскурсии в пожарную часть, дети не только подробно познакомились с работой пожарной бригады, но и получили элементарные знания, умения, которые они смогут применить в случае возникновения опасной ситуации, для охраны своего здоровья.

7. Практическое занятие по эвакуации при возникновении пожара

Целью такого занятия была отработка навыков и слаженности действий воспитателя и воспитанников детского сада во время эвакуации в случае возникновения пожара. По сигналу тревоги воспитатель обеспечил четкую, быструю, без суеты эвакуацию детей из здания детского сада согласно схеме эвакуации. Данное учение помогло наглядно объяснить детям, как, не поддаваясь панике, в случае опасности быстро покинуть здание. Учебная эвакуация проводилась под контролем работника МЧС.

Детям доступно рассказали о деятельности работников МЧС, направленной не только на сохранение зданий, но главное на сохранение жизни и здоровья людей.

8. Экскурсия в библиотеку

Как всегда физкультура и спорт – это лучший способ формирования здорового образа жизни. Воспитать у детей смелость, ловкость, а главное укрепить здоровье через физическое развитие организма помогут различные упражнения, лазанья, прыжки, бег. На празднике проводились многочисленные веселые эстафеты, соревнования, спортивные игры.

Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.

В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.

Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.

Почему возникает проблема качества?

Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.

Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.

Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.

В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.

Актуальность:

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки : утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка.

Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

  • Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
  • Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье детей совместными усилиями семьи и детского сада,
  • Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
  • повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

ТИП ПРОЕКТА:

Информационно-творческий, долгосрочный. (сентябрь 2017 – май 2018).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

дети дошкольного возраста, их родители – законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

Читайте также: