Декоративная деятельность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:
Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством являются следующие: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного дек – прикл. искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, Городецкой, жостовской). Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
4. Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.
Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.

Направление: Первоначально процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление. Восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства , которые необходимо вызвать у детей.

Начала свою работу с составления перспективного плана. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями.

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству ближайшего Подмосковья. Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы:
- организация выставок;
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет).

К концу обучения дети много знают о народно декоративно-прикладном творчестве:
- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;
- владеют навыками и умениями расписывания игрушки;
- у детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Декоративно – прикладное искусство

в дошкольных образовательных учреждениях

Дымковские игрушки простые по форме игрушки птиц, животных лепят из целого куска глины, более сложные куклы, сказочные птицы – по частям, которые скрепляются промазыванием. Прежде, игрушки обжигали в русских печах. Как говорят, их название легко от заречной слободы Дымково в бывшем городе Вятка (теперь город Киров), где постоянно над домами подымалось много дымков, так как там жили игрушечники, которые и обжигали свои изделия. Теперь в новых мастерских изделия просушивают, обжигают в муфельных электрических печах, покрывают белилами и расписывают.

Часто части фигурок (хвост, грива коня, блуза, головной убор барышни и т.д.) красятся в один цвет, другие части украшаются орнаментом из комбинаций, линий, точек, мазков, кругов, колец, клеток. Ритмическое их расположение создаёт узор, покрывающий всю игрушку.

Основой композиционный приём – ритмичное повторение и чередование элементов геометрического орнамента. По цвету дымковская роспись – это контрастное сочетание белого фона с несколькими яркими цветами. Цвета делаются насыщенными, что создает красочный, праздничный образ.

На занятие для рисования элементов дымковской росписи берётся гуашь. Эти краски особенно пригодны для выполнения декоративных работ, так что часто приходится наносить одну краску на другу.

По сложности все узоры, применяемые в росписях дымковской игрушки, можно условно разбить на две группы.

К первой группе относятся элементы узоров, выполненные без наложения цвета на цвет, ко второй группе - более сложные узоры, где отдельные элементы накладываются один на другой: красное кольцо, а по нему желтые точки. Элементы без наложения цвета на цвет могут использоваться при составлении узоров детьми средней и старшей группы. В подготовительной группе можно использовать все элементы, как простые, так и сложные.

Знакомство с дымковской росписью осуществляется со средней группы.

I квартал – знакомство с простыми элементами: круг, линия, точки.

II квартал – рисование элементов на квадрате, розетке, составление из них узоров.

III квартал – рисование узоров на круге.

Старшая группа Роспись объёмных предметов (конь, козлик, барышни, последние по замыслу).

Подготовительная группа роспись объёмных предметов (олень, индюк, барышни, декоративная пластика).

Народы, населяющую нашу страну, имеют свои национальные традиции художествен-ные, которые создают возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетается, многое приобретается вновь, часто повторяется. Поэтому, необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла. Чтобы сохранить всё ценное. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов. Орнамент геометрический и растительный существует.

Городецкая роспись Центром Городецкого народного промысла является город Городец, Горьковской области, старинный городок на берегу Волги. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Население Городецкого района из – за малоземелья вынуждено было обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к промысловой обработке дерева. Дома в городе были одеты в тонкую резьбу.

Здесь развивается деревянное судостроение и наряду с ним мелкие, деревообрабатывающие промыслы. Народные мастера постоянно искали различные приёмы украшения изготовляемых ими вещей, а в итоге в Городецком районе широко развивалось декоративное искусство.

В конце XVII века, при Петре I , в России начинает быстро развиваться морской и речной флот. Суда, построенные, на верфи в Городце украшались, резьбой и росписью, над которой работали резчики из Московской Оружейной палаты, специалисты по резьбе иконостасов.

В связи с появлением на Волге пароходов, строительство деревянных судов сокращается. А богато орнаментированные резные полосы и фигуры сказочных существ употребляют в убранстве крестьянских изб. В конце XVII века в Городце зарождается оригинальный промысел разных и инкрустированных донец (прялки).

Характерной чертой декоративной формы в сюжетных комбинациях донец является применение инструкции измерённого дуба в изображении коня и всадника. Скачущего коня размещали в центре композиции. Изображение всадника в народном искусстве – древнее изображение (оно знакомо народными художниками по иконописи – изображениям Георгия Победоносца и др.) На плоских половицах донец мастера рисовали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п., также сказочные сюжеты. В XIX веке в Городце стали писать на донцах купавы и их бутоны, ярко раскрашенных птиц, петушков. Коней стали рисовать длинноногих.

На первом этапе по окончании процесса резьбы и инкрустации донце покрывали отваром луковой шелухи, который придавал дереву различные оттенки желтого цвета. В оформлении прядильных донец ко второй половине XIX века сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это ягодка, розетка и цветок купавка.

В центре композиционной плоскости художник размещал главную фигуру или растительный мотив.

Лица своих героев народные мастера писали в одной манере – в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначали черты лица. Прически, как у мужчин и у женщин, изысканы, но в окраске их применялся только черный цвет. Народные мастера понимали, что на золотисто – охристом фоне, который был основан для их композиций, особенно контрастно и эффектно выделяется именно таким способом сделанные изображения. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров были и остаются яркие цвета и декоративные зелёные листья, которые придают росписи особую прелесть.

В настоящее время в качестве фона используется естественный желтоватый цвет дерева. Цвета в узоре в очень ярких сочетаниях. Раньше для росписи использовали клеевые темперные краски, теперь масляные.

Не забыто и искусство резьбы по дереву, изготовляют пряничные доски – деревянные штампы для печатания пряников. А доски, с которых их печатали, будто и не доски вовсе, а деревянные картинки.

Знакомство с Городецкой росписью начинается со старшей группы.

Рисуют: - узор в полоске (бутон, листья).

Фон желтый, роспись голубая, синяя, розовая, малиновая.

Элементы –

1. Мазок – удлиненный.

Техника исполнения: рисуется концом кисти, затем плашмя и опять концом кисти.

2. Подготовка – полукруг на цветке.

Техника исполнения: рисуют концом кисти, плашмя и опять концом кисти.

3.Спираль – в лепестках цветки.

Техника исполнения: концом кисти. Цвет: черный, красный, тёмно – синий, белый.

4. Трёхлистник – основной элемент рисование листьев в росписи.

Техника исполнения: рисуется двумя дугами ( ) и закрашивается.

5. Бутон – круг, а сверху маленький кружок (черный)

Используется, сочетания росписи на светлый тон накладывается тёмный.

Оживка – чёрная или белая.

Узор в квадрате; по замыслу – занятия.

Полоска – h = 6 см. х 20 см.

Круг - Д = 6 см. 18 см.

Подготовительная группа.



II , III квартал – рисование разделочных досок с птицами или лошадьми с растительным орнаментом. Детям даются трафареты птицы или лошади, они ее обводят и разрисовывают; по замыслу.

Большую часть изделий крестьяне отвозили в село, которое называлось Хохлома, и там продавали на ярмарке.

Теперь, в современное время, на фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

Росписью украшают детскую мебель, посуду – бытовые и декоративные предметы. Золотыми травами, цветками и листьями расписаны стены в Теремном дворце Московского Кремля.

Прежде всего, необходимо выделить, при рассмотрении изделий. Две характерные особенности этой росписи: использованные всего трёх цветов (красный, чёрный, золотой) и необычайно затейливый нарядный рисунок и по элементам, и по композиции.

В композиционном отношении рисунок становится по типу розетты, располагаясь отдельными группами на поверхности предмета или в виде ленточной волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травкой. В последнее время композиция узора делается более сложной: весь узор становится вокруг центра, включающего более крупные элементы (птицу, или цветок, окруженные завитками с растительным орнаментом).

Художники рисуют кистью без предварительного рисунка масляными красками, а ягодки художник рисует специальной палочкой – ляпушкой.

Детей знакомят с хохломской росписью со старшей группы.

Знакомят с росписью, элемент завиток.

Подготовительная группа.

Роспись на предметах – бочонок, панно, по замыслу (поднос).

Кружево – ажурный рисунок, слепленный из ниток крючком, иглой, коклюшками (деревянными или пластмассовыми палочками). Основные центры плетения коклюшечного кружева – города Вологда, Елец, Киров, Рязань. Изготовляется оно из льняных или шелковых ниток белоснежного или кремового, реже серого или чёрного цвета.

В настоящих изделиях используются новые мотивы: звёзды, серп и молот, ракеты, спутники.

Мерное кружево широко используется для украшения женской одежды, белья, полотенец, скатертей. Широко известны и штучные изделия: салфетки, дорожки, панно, накидки и др. Старшие дошкольники рисуют по мотивам кружева с растительным орнаментом.

Жостовская роспись – в Подмосковном селе Жостово расписывают железные подносы разной формы, размера, цвета – растительным орнаментом. Предварительно поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют, покрывают черным, потом прозрачным лаком, подсушивая и обжигая после каждой операции при определенной температуре. Потом быстро без предварительного рисунка расписывают масляными красками и снова покрывают лаком – для получения характерного блеска.

В центре букета изображают несколько больших цветов. Возле них мелкие, по краям – травинки, на бортах подносов мелкий орнамент или линия, выполненная золото – бронзовой краской. Цвета узора очень разнообразные: яркие и бледные, светлые и тёмные, контрастные или однотонные

С жостовской росписью - знакомят детей в подготовительной группе.

Техника её сложная, но доступная для восприятия детьми и изображения некоторых элементов.

Гжельская роспись Гжель это название посёлка в 60 километров от Москвы. Гжельские керамические изделия славятся оригинальной пластикой форм и живописной выразительностью синий росписью кувшинов, кружек, чайников, игрушек, небольших скульптур. На предметах мы видим не затейливый синий растительный узор, в котором начертаны образы одуванчиков, роз, ромашек, васильков, колокольчиков на белом фоне.

Узоры состоят из повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветками или букеты, полосы волнистые и дугообразные мазки, линии, точки, завитки.

В учебно – воспитательной работе с детьми хорошо используется красочная, праздничная, жизнерадостная Украинская декоративная роспись.

Основные мотивы декоративной росписи растительные: разнообразные цветы, бутоны, кисти винограда, кисти ягод калины, узорчатые листья. Часто растительный орнамент органично вплетаются изображения птиц, животных, людей. Все образы передаются не натурно, а в обобщенной форме, некоторые черты изменены, стилизованы. В основе композиции – центральный стебель или несколько центральных больших цветков, в котором, дорисовываются мелкие элементы орнамента. Рисунок не перегружаются несколькими мотивами, линиями не перекрещиваются, детали не перекрываются. Перспективное размещение форм отсутствует. Роспись выполняется красками без предварительных начертаний.

Знакомство с украинской росписью со средней группы.

I квартал – Знакомство с приёмом примакивания (узор в полосе, прямоугольнике, квадрате).

II квартал – старшая группа.

Знакомство с растительным орнаментом осенние мотивы (рябина).

Оттеночное рисование – краску набирают на весь ворс, с конца убираем и рисуем другим цветом.

Техника рисования: листьев – из центра наклонно путём примакивания (по полосе).

Коврик из растительного орнамента.

Подготовительная группа – в холодных и теплых тонах выполненная украинская роспись.

Ориентировочная схема рассматривания.

Место изготовления предметов (город, село), вид народного искусства; предметы; которые изготавливают мастера этого вида; материал, из которого изготавливают. Рассмотреть узор (элементы, на что они похожи, их форма, цвет, соединения, размещение). Выделять характерные цвета росписи. Одновременно показать, что привлекает в разных произведениях глаз. Можно подчеркнуть жестом форму предмета, отдельных элементов.

Новые знания сообщает воспитатель, подключая детей к беседе. Перед занятием ещё раз рассмотреть те произведения, которые будут натурой на занятии, те которым дети будут создавать декоративные узоры. Нужно выделить элементы, цвет, композицию, уточнить знание об особенностях росписи и способах их отражения в рисунке.

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".



В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.



Но наша задача во чтобы, то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.



Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.



Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.



Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.


Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Формировать устойчивый интерес к искусству народа России и народов других стран;

Развивать художественно-творческие способности у детей;

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;


В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.


Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине

оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.

ознакомление детей с народным искусством

Формируя культура эстетического восприятия детей, подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую игровые формы обучения, посещение нашего “музея” — “Горницы” и выставок декоративно-прикладного искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”, “Масленичные гулянья”

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.

Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.


Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов), стремилась формировать навыки творческой изобразительной деятельности, учила использовать цвета для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремиться к созданию выразительного образа.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора, отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, работа, детское творчество, народная культура, народное декоративно-прикладное искусство, народное творчество, образовательная программа, различный иллюстрированный материал.

Похожие статьи

Методика изучения народных художественных промыслов.

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического.

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности, присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов

Народное декоративно-прикладное искусство как средство.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования.

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное. Подпишитесь на нашу рассылку

Декоративно-прикладное искусство как средство.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Использование народных художественных промыслов России.

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, занятие, Дымковская игрушка, Гжель, пространственное мышление, национальная культура, знание воспитанников, декоративное рисование, русская.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство.

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения к миру.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа.

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской.

- подвижные игры. - Декоративно — прикладное искусство. - народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская,семёновская матрёшка)

Читайте также: