Эффективность осуществления учебного плана на уровне школы

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Московские школы могут перейти на эффективный учебный план по мере готовности и использовать его для уровней основного общего." — Транскрипт:

1 ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

6 Уровень общего образования Нормативный срок освоения программы Min количество часов учебных занятия Max количество часов учебных занятия Max количество часов внеурочной деятельности Max допустимая нагрузка по СанПиН (часов/нед) НОО до 1350 (~ 10 час/нед) ООО не указано в тексте ФГОС ООО СОО до 700 (~ 10 час/нед)

9 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10 Предметные области и предметы в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года 1241 Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 года 1060) Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура

12 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 16. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 16. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года 2357

14 источникинформация Приказ Минобрнауки РФ 2357 от г План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Приказ Минобрнауки РФ 1241 от г. 17. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

15 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

16 Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

17 В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: Филология русский язык, родной язык литература, родная литература иностранный язык второй иностранный язык Общественно-научные предметы история России всеобщая история обществознание география Математика и информатика математика алгебра геометрия информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России Выполняется в рамках предмета ОРКСЭ (4 класс) Естественно-научные предметы физика биология химия Искусство изобразительное искусство музыка Технология технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности физическая культура основы безопасности жизнедеятельности

18 Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Предметы / курсы по выбору Индивидуальные учебные планы

19 III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30 % от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

20 Норматив финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в учреждениях данного региона основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта в расчете на одного обучающегося в год, определяемый с учетом направленности образовательных программ, форм обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на аудиторную и внеурочную деятельность.

21 Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

22 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать: описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

23 III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как: кружки художественные студии спортивные клубы и секции юношеские организации краеведческая работа научно-практические конференции школьные научные общества олимпиады поисковые и научные исследования общественно полезные практики военно-патриотические объединения и т. д.

25 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

26 Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.

27 Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

29 15. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу. Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются: -учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; -внеурочная деятельность.

30 10. Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в том числе учитывающие специфику и возможности образовательного учреждения. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

32 Учебный план среднего (полного) общего образования (далее – учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

34 Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:

37 План внеурочной деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет: состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (до 700 часов за два года обучения). Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Установлено, что государственные образовательные организации, участвующие в реализации проекта, вправе использовать при организации образовательного процесса наряду с эффективным учебным планом другие учебные планы, разработанные и утвержденные в установленном порядке, и изменение учебного плана не влечет изменение общего объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Эффективный учебный план – это предоставление каждой школе самостоятельно разрабатывать и утверждать свою собственную образовательную программу в рамках госстандарта.

Это возможность внутри школы строить учебные планы для каждого профиля и возраста по единым правилам.

Эффективный учебный план – это эффективное расписание, которое включает в себя и основное, и дополнительное образование.

На уровне основного общего образования — учебная нагрузка не более 5 учебных дней.

На уровне среднего общего образования — учебная нагрузка в течение 4 учебных дней не более 7 уроков в день. В 5-й учебный день (день внеурочной деятельности) обучающимся предоставляется возможность для самообразования, выполнения индивидуального проекта, посещения курсов по выбору (элективных курсов).

Эффективный учебный план и эффективное расписание предоставляют обучающимся:

  • возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения, начиная со средней школы;
  • изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне (в том числе обязательные учебные предметы);
  • освободить время для самообразования;
  • выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение;
  • выбирать учителя, гарантирующего высокий уровень подготовки для поступления в профильный ВУЗ.

Введение эффективного учебного плана направлено на повышение эффективности обучения школьников.

Руководство школой в современных условиях требует разработки особой системы оценки результатов . Деятельность организации должна соответствовать требованиям как федерального, так и международного (ISO 9000) законодательства к качеству образования.

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения образовательной программы.

Внутренняя система оценки качества образования создана с целью мониторинга результатов реализации ФГОС. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования модели осуществляется администрацией школы.

Существует ряд нормативно-правовых актов при формировании ВСОКО. К основным относятся:

Согласно Методических рекомендаций, оценка образовательных результатов состоит из четырех уровней:

Качество управления ОО

Качество процесса (результаты освоения учащимися ООП)

Качество результата (оценка реализации образовательных услуг)

Качество условий (оценка условий, в которых осуществляется образовательная деятельность)

Качество управления ОО

Выступает как инструмент диагностики структуры управления и включает:
-оценку состояния административной системы ОО;

  • ведение документооборота и оценку наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
  • мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
  • диагностику деятельности администрации и т.д.

Предполагается оценка следующих показателей:
-предметные результаты и достижения (проводят сравнительный анализ ВСОКО, НОКО, ГИА и др.)

  • оценку социализации учащихся, состояния здоровья, личных достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
  • выявление групп риска и контроль работы с ними;
  • исследование эффективности социального партнерства.

В данном разделе проводится анализ по следующим критериям:
-соответствие ООП требованиям ФГОС;

  • адаптация программ под нужды учащихся ОО, индивидуальная работа с учениками;
  • эффективность осуществления учебного плана на уровне школы, качество преподавания;
  • исследование организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
  • оценка эффективности работы с родителями, степени их удовлетворенности.

Сводится к общей оценке организационной структуры ОО и функционирования отделов по следующим параметрам:

  • материально-техническое и информационное (ИКТ) оснащение;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований (СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • организация медицинского сопровождения и питания;
  • соответствие педагогов требованиям профстандартов;
  • микроклимат в организации.

Модель внутренней системы оценки опирается на представленные целевые ориентиры. Для каждой образовательной организации они разные, потому ВСОКО не регламентируется на федеральном уровне и остается индивидуальной, самостоятельной единицей.

ВШК и ВСОКО – в чем разница?

В свете введения и реализации ВСОКО, у многих руководителей организаций возникает вопрос: почему остается актуальной такая форма оценки, как ВШК? Есть ли вообще разница между ВШК и ВСОКО?

Вопрос закономерный, ведь обе формы оценки преследуют, на первый взгляд, одинаковые цели. Но следует уточнить, что ВШК – это форма внутренней отчетности для принятия внутренних управленческих решений.

Цель ВСОКО – определить соответствие качества образовательного процесса общероссийским стандартам. Результаты такого самообследования доступны потребителям услуг и их заказчикам.


Описание управленческих действий по результатам ВСОКО

Субъекты принятия управленческих решений: руководитель школы, Управляющий Совет, заместители директора по УВР и по ВР, Методический совет, временные экспертные группы.

Формами принятия управленческого решения по итогам ВСОКО являются: приказ руководителя, решения Управляющего Совета, Методического совета, педагогического совета, совещания при директоре, психолого-педагогического консилиума, психолого-медико-педагогического консилиума, справки экспертизы экспертных групп.

Методы и способы управления персоналом, реализуемые по итогам ВСОКО: административно-командные (приказ), коллегиальные (решение коллегиальных органов управления), экономические (аттестация, награждение, премирование и др.), психолого-педагогические (инструкции, рекомендации, поддержка).

Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования предполагает: сбор информации (мониторинг качества образования), проблемно-ориентированный анализ информации, целеполагание, мотивация кадров на достижение поставленных целей, диагностика ресурсов и условий их реализации, прогнозирование, программирование, планирование, организация деятельности, контроль, коррекция и регулирование деятельности, оценка результата.

Разработанная Модель ВСОКО ОО позволит консолидировать усилия руководителей школы, руководителей методических объединений, творческих педагогических групп учителей школы для решения проблем качества образования.

Независимая оценка качества образования создает условия перехода от модели контроля качества к модели обеспечения качества и позволит осуществить переход с внешнего контроля на самоконтроль.

Проект позволяет решить актуальные задачи по организации учебного процесса на основе эффективного распределения учебной нагрузки при реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.

Цель проекта - обеспечение эффективности образовательного процесса в колледже, в том числе: внедрение электронного обучения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передача части программы на самостоятельное изучение.

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовой основой по реализации эффективного учебного плана является:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

В целях реализации ускоренного обучения, колледжем разрабатывается и самостоятельно утверждается индивидуальный учебный план ускоренной основной профессиональной образовательной программы для учебной группы студентов/конкретного студента на основе действующей основной профессиональной образовательной программы в соответствии со сроками, установленными ФГОС СПО и результатов анализа предшествующей подготовки и способностей студента.

Главной задачей обучения по эффективному учебному плану является удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся путем выбора оптимальных темпов и сроков освоения образовательной программы.

Ускоренное обучение -- возможность освоения обучающимся основной образовательной программы за более короткий срок, по отношению к нормативному сроку, указанному в ФГОС, путем перезачета результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, полученных на предшествующем этапе обучения (либо в рамках реальной практической деятельности).

Сокращение срока освоения программы до 1 года осуществляется за счет индивидуальной траектории обучения, внедрения электронного обучения, специализированных программ, дистанционного формата изучения модулей, гибкого графика, передачи части программы на самостоятельное изучение, совмещения работы и учебы.

Локальные акты

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Положение о порядке обучения по эффективному учебному плану

Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану ГБПОУ КИГМ №23

Положение о зачете результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Федеральные государственные образовательные стандарты

Читайте также: