Сенека представитель какой школы

Обновлено: 05.07.2024

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Отец Сенеки — Луций Анней Сенека Старший — был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова).

При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим. Он мечтал дать трем своим сыновьям такое же хорошее образование, какое получил когда-то сам; мечтал о политической карьере для них.

По возращении в Рим Сенека, известный к тому времени как писатель и оратор, получил первую государственную должность и вошел в сенат. Он был уверен, что, зачитывая перед императором и сенатом свои произведения, сможет воздействовать на умы представителей власти, а через них и на общество. Но его ораторские успехи и философские взгляды вызывали негодование сначала у императора Калигулы, а затем и у пришедшего ему на смену Клавдия. В результате интриг Сенека был сослан на Корсику.

В 49-м году жена Клавдия Агриппина добилась возвращения Сенеки из ссылки, выхлопотала для него высокую государственную должность и предложила ему стать наставником ее сына, Нерона.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником. Несколько первых лет правления Нерона, относительно счастливых для Рима, служат прямым тому доказательством. Когда Нерон в 54-м году пришел к власти, то провел ряд мероприятий под руководством Сенеки. На некоторое время возросла власть сената, были произведены финансовые реформы.

Но уход Сенеки в частную жизнь не обезопасил его от Нерона. Нерон ощущал, что сама личность учителя, всегда воплощавшая для него норму и запрет, стала некой преградой на его пути. Доносчики обвинили Сенеку в заговоре. Нерон, несмотря на практически доказанную непричастность Сенеки, не упустил случая и приказал своему наставнику умереть.

Система взглядов и, особенно, нравственная позиция Луция Аннея Сенеки оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. По содержанию основных положений учения Сенеки его считают первым в Риме представителем учения стоиков.

Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения: "О милосердии", "О благодеяниях", "Исследования о природе", "О душевном покое", "О досуге", "О счастливой жизни", "О благодарениях", "О провидении", "Нравственные письма к Луцилию".

Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н. э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Отцу удалось обратить к Сенеку к государственной деятельности. При императоре Калигуле (37 - 41) - он уже известный писатель и оратор, член сената.

В 41 году Сенека был обвинен в прелюбодеянии и отправлен в ссылку на Корсику. Представление о земле как едином обиталище людей в умозрительном виде было почерпнуто им из стоических книг; теперь оно наполнилось содержанием пережитого опыта. "Пусть мы проедем из конца в конец любые земли - нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу". На Корсике Сенекой был написан трактат "О краткости жизни" - в пользу философии, которая одна ведет к истинному благу. Выполнение долга перед государством ничего не приносит, кроме тревог и волнений, оно отнимает возможность обратить взгляд на себя. Ссылка закончилась для Сенеки в 48 году, когда женою Клавдия стала Агриппина, добившаяся возвращения Сенеки из ссылки, и предложившая стать наставником ее сына - будущего императора Нерона. В 54 году Клавдий был отравлен и к власти пришел шестнадцатилетний Нерон.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства. Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с его оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат "О блаженной жизни". Это - самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, то есть о совести, которая и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

В 62 году Сенека пишет следующий трактат - "О спокойствии души". Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и тех, кто ей привержен, прежде всего деянием на благо государства. Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни. Человек имеет право на досуг и не отслужив свой срок, - доказывает он в книге "О досуге".

"Нравственные письма к Луцилию" - последнее произведение Сенеки. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом. Излюбленной формой наставления со времен Сократа стал философский диалог (диатриба). Из устной речи диатриба легко переходила в письменную: в небольшие трактаты (у Сенеки они так и называются "Диалоги", хоть в них и нет собеседников) и, тем более, в письма: письмо, будучи и в житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе оказывалось естественной ее ипостасью. Обращаясь к другу, Сенека в то же время вполне осознанно создавал произведение литературного жанра, хорошо знакомого античности.

Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным, легко запоминающимся, но главное - "поражающим душу".

И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона - заговор, не имевший положительной программы и объединявший участников только страхом и личной ненавистью к императору, - Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику умереть. Философ вместе с женою, которую пытался сперва удержать от самоубийства, вскрыл себе вены.. Окончательные выводы его философствования показали, что, не сумев на практике примирить философию как нравственную норму и служение сообществу людей как государству, в теории, Сенека нашел выход из этого противоречия и снял его




Произведения.

Философские диалоги

Художественные

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

Эпиграммы

· Всё, что мы видим вокруг…

· К лучшему другу.

· О простой жизни.

· О благе простой жизни.

· О богатстве и бесчестии.

· О начале и конце любви.

· О развалинах Греции.

Другие

Стоицизм (школа к которой принадлежал Сенека).

В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний и др. – 2–1 вв. до н.э.); Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. – 1–2 вв. н.э.). Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси.

Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Логика.

Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию). Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос), ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос), критерии ее соответствия действительности.

Физика.

Логос является природой космоса, его внутренней порождающей силой и законом развития. Таким образом, Логос выступает как судьба мира – совокупная цепь всех причин, с необходимостью определяющих любое событие, и как провидение, разумно и целесообразно упорядочивающее все мироздание.

Этика.

Этика стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь к добродетели), а также перипатетиков.

Раздел 2. Анализ " Нравственные письма к Луцилию".

Раздел 1. Луций Анней Сенека.

Биография.

Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения: "О милосердии", "О благодеяниях", "Исследования о природе", "О душевном покое", "О досуге", "О счастливой жизни", "О благодарениях", "О провидении", "Нравственные письма к Луцилию".

Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н. э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Отцу удалось обратить к Сенеку к государственной деятельности. При императоре Калигуле (37 - 41) - он уже известный писатель и оратор, член сената.

В 41 году Сенека был обвинен в прелюбодеянии и отправлен в ссылку на Корсику. Представление о земле как едином обиталище людей в умозрительном виде было почерпнуто им из стоических книг; теперь оно наполнилось содержанием пережитого опыта. "Пусть мы проедем из конца в конец любые земли - нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу". На Корсике Сенекой был написан трактат "О краткости жизни" - в пользу философии, которая одна ведет к истинному благу. Выполнение долга перед государством ничего не приносит, кроме тревог и волнений, оно отнимает возможность обратить взгляд на себя. Ссылка закончилась для Сенеки в 48 году, когда женою Клавдия стала Агриппина, добившаяся возвращения Сенеки из ссылки, и предложившая стать наставником ее сына - будущего императора Нерона. В 54 году Клавдий был отравлен и к власти пришел шестнадцатилетний Нерон.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства. Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с его оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат "О блаженной жизни". Это - самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, то есть о совести, которая и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

В 62 году Сенека пишет следующий трактат - "О спокойствии души". Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и тех, кто ей привержен, прежде всего деянием на благо государства. Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни. Человек имеет право на досуг и не отслужив свой срок, - доказывает он в книге "О досуге".

"Нравственные письма к Луцилию" - последнее произведение Сенеки. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом. Излюбленной формой наставления со времен Сократа стал философский диалог (диатриба). Из устной речи диатриба легко переходила в письменную: в небольшие трактаты (у Сенеки они так и называются "Диалоги", хоть в них и нет собеседников) и, тем более, в письма: письмо, будучи и в житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе оказывалось естественной ее ипостасью. Обращаясь к другу, Сенека в то же время вполне осознанно создавал произведение литературного жанра, хорошо знакомого античности.

Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным, легко запоминающимся, но главное - "поражающим душу".

И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона - заговор, не имевший положительной программы и объединявший участников только страхом и личной ненавистью к императору, - Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику умереть. Философ вместе с женою, которую пытался сперва удержать от самоубийства, вскрыл себе вены.. Окончательные выводы его философствования показали, что, не сумев на практике примирить философию как нравственную норму и служение сообществу людей как государству, в теории, Сенека нашел выход из этого противоречия и снял его

Произведения.

Философские диалоги

Художественные

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

Эпиграммы

· Всё, что мы видим вокруг…

· К лучшему другу.

· О простой жизни.

· О благе простой жизни.

· О богатстве и бесчестии.

· О начале и конце любви.

· О развалинах Греции.

Другие

Стоицизм (школа к которой принадлежал Сенека).

В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний и др. – 2–1 вв. до н.э.); Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. – 1–2 вв. н.э.). Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси.

Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Логика.

Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию). Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос), ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос), критерии ее соответствия действительности.

Физика.

Логос является природой космоса, его внутренней порождающей силой и законом развития. Таким образом, Логос выступает как судьба мира – совокупная цепь всех причин, с необходимостью определяющих любое событие, и как провидение, разумно и целесообразно упорядочивающее все мироздание.

Этика.

Этика стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь к добродетели), а также перипатетиков.

Лу́ций А́нней Се́не́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или просто Сенека. Родился 4 до н. э., Кордуба. Дата смерти — 65, Рим. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором.
37 — ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
41 — в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
57 — получает высшую в империи должность консула. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
65 — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.
Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.

Смерть Сенеки
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был известным государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном количестве.

СЕНЕКА Луций Анней
1. Старший
(Lucius Annaeus Seneca) (ок. 54 до н.э. - 39 н.э.), римской риторик, обычно именуемый Сенекой Старшим. Уроженец Кордубы (совр. Кордова, Испания), вторым из его сыновей был гораздо более известный Сенека Младший, а внучатым племянником - поэт Лукан. От принадлежащего Сенеке сочинения Споры (Controversiae) в десяти книгах, сборника риторических упражнений, где им были изложены 74 случая, сохранились 35 из области уголовного и гражданского права, а также касающихся общественных проблем. От Поучений (Suasoriae) сохранились 7 упражнений в жанре увещевания на вымышленную тему. Сенека, удрученный упадком современного ему ораторского искусства, напоминает в этих книгах своим сыновьям и широкой публике о величии римской риторики в эпоху Цицерона. Следуя Катону Старшему в недоверчивом отношении к греческой изворотливости, Сенека утверждал, что римляне прежних времен сравнялись с лучшими достижениями греческого стиля. Хотя сами по себе Споры скучны, в преамбулах содержатся ценные критические суждения, содержательная характеристика участников диалога, интересные сведения исторического и литературного характера. Споры и Поучения служили в античности пособием по риторике Цицерона. Практика рассмотрения гипотетических случаев, как в сочинениях Сенеки, несомненно способствовала либерализации римского законодательства и поощряла в юристах стремление к справедливости.
2. римский государственный деятель
(Lucius Annaeus Seneca)

СЕНЕКА


СЕНЕКА


(ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), римский государственный деятель, стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Старший брат, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17), и отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе. Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка (жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы (37) слава Сенеки как оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия (41) третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина, четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона. Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, "другом принцепса"). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит (Анналы XV 62-64) повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155-235) в Римской истории (LXI 10) рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, однако, его мудрость (LIX 19).
Стоицизм. Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к "вещам безразличным", подавление страстей ("апатия"), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять.
Стиль. Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него - изобразить крайние пределы страсти.
Творчество. До недавнего времени Сенека-драматург и Сенека-философ воспринимались как два разных человека. Единственным (но вполне достаточным) свидетельством того, что это все же один человек, явилась строка из трагедии Медея, которую Квинтилиан приписывает философу. Предлагаемые хронологии творчества Сенеки остаются неубедительными. Впрочем, порядок появления сочинений на свет не столь важен, поскольку существенных изменений в мысли или стиле у Сенеки не наблюдается. Риторические произведения Сенеки утрачены, как и ряд трактатов, известных лишь по фрагментам. Сенека считается автором следующих дошедших до нас произведений.
Диалоги. Под этой вводящей в заблуждение рубрикой рукописная традиция сохранила всего 10 трактатов в 12 книгах. Три из них по форме принадлежат к "Утешениям", хорошо известному в античности жанру. В Утешении к Марции (Ad Martiam de consolatione) по поводу смерти ее сына, произошедшей тремя годами прежде, даются стандартные советы сдерживать скорбь, что сопровождается ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione) адресовано матери философа в период его ссылки на Корсику. Полибию, влиятельному вольноотпущеннику и приближенному Клавдия, предназначалось утешение по случаю смерти брата (Ad Polybium de consolatione), в надежде, что Полибий поспособствует возвращению Сенеки из ссылки. Два диалога адресованы брату Сенеки Новату. В большем - О гневе (De ira, в 3 книгах) - рассматривается один из главных "аффектов", от которых стоик стремится освободить свою душу. Этот трактат плохо скомпонован, но его оживляют хорошие примеры из жизни. В трактате О блаженной жизни (De vita beata) доказывается, что жить согласно природе можно и при наличии богатства. Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серену (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудреца (De constantia sapientis) имеет подзаголовок "О том, что мудрец не ведает ни обиды, ни оскорбления"; в трактате О спокойствии души (De tranquillitate animi) предлагаются противоядия против соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат О досуге (De otio) поощряет отказ от активной деятельности, в особенности по достижении старости, во имя философского созерцания. В трактате О краткости жизни (De brevitate vitae) проводится мысль, что свой век нужно измерять не годами, а разумным употреблением отпущенного человеку времени. Трактат О провидении (De providentia) имеет подзаголовок "Если провидение существует, почему на хороших людей обрушиваются несчастья?" Ответ гласит, что страдание способствует духовному совершенствованию и предоставляет возможность для упражнения в добродетели. Два более длинных трактата, не вошедшие в число Диалогов, носят в общем тот же характер. Трактат О милосердии (De clementia, из 3 книг сохранилась 1-я и небольшой отрывок другой) адресован Нерону и относится к самому началу его правления. В трактате О благодеянии (De beneficiis, в 7 книгах) подробно исследован вопрос о том, что является благодеянием, как следует его совершать и как принимать, а также о природе благодарности и неблагодарности.
Письма. Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales, всего 124) с точки зрения большинства читателей - самое блестящее произведение Сенеки. Это короткие проповеди в свободной форме по поводу таких событий в жизни автора, как путешествие, приступ болезни, посещение морского курорта или цирка и т.д.
Естествознание. Исследования о природе (Naturales quaestiones), в 7 книгах, посвящены грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.п. Стоики рассматривали небесные и вообще природные феномены как непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа. Сенека побуждает читателя изучать природу для уподобления человеческого разума великому направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались в качестве главного источника по космологии.
Сатира. Отыквление (Apocolocyntosis), пародия на апофеоз императора Клавдия, заметно отличается от прочих произведений Сенеки и содержанием, и тоном. Здесь высмеиваются не только физические недостатки Клавдия, но и его пристрастие к книгам, к судебной процедуре, щедрая раздача им гражданских прав. По форме это Мениппова сатира, смешение стихов и прозы ради комического эффекта.
Трагедии. Трагедии Сенеки - это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов. Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки - Фиест (Thyestes). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину.
Троянки (Troades) - переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus), вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ.
Другие произведения и дальнейшее влияние. Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом - вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности. В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей 18 в. большое влияние оказали представления Сенеки о природе.
ЛИТЕРАТУРА
Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1983 Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "СЕНЕКА Луций Анней" в других словарях:

Сенека, Луций Анней — Луций Анней Сенека. СЕНЕКА (Seneca) (Младший) Луций Анней (около 4 до нашей эры 65 нашей эры), римский философ–стоик, писатель, политический деятель. Воспитатель и советник Нерона; обвиненный в заговоре, по его приказу покончил жизнь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ — СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (Lucius Annaeus Seneca) (1 до н. э. 65 н. э., Рим), крупнейший представитель Поздней Стой, римский государственный деятель, драматург. Жизнь. С. сын Сенеки Старшего (известного ритора). Точная дата и место рождения не… … Античная философия

Сенека Луций Анней — (Lucius Annaeus Seneca) [около 4 до н. э., Кордуба (Кордова), ≈ 65 н. э., Рим], римский политический деятель, философ и писатель. ═ Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров, в 41≈49 находился в ссылке … Большая советская энциклопедия

Сенека Луций Анней — (Seneca) (около 4 до н. э. 65 н. э.), римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона; по его приказу Сенека, обвинённый в заговоре, покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь… … Энциклопедический словарь

Сенека, Луций Анней — Сенека Lucius Annaeus Seneca Дата рождения: ок. 4 до н. э. Место рождения: Кордова … Википедия

Сенека Луций Анней — Сенека Lucius Annaeus Seneca Дата рождения: ок. 4 до н. э. Место рождения: Кордова … Википедия

Сенека Луций Анней — (ок. 5 до н.э.65 н.э.) крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании, в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Сенека, Луций Анней — (Seneca, Lucius Annaeus, ок. 4 до н. э. 65 н. э.) римский философ и драматург. Девять его стихотворных трагедий предназначались, по видимому, скорее для чтения вслух, нежели для представления в театре. В них много поистине кровавых сцен, однако… … Шекспировская энциклопедия

СЕНЕКА (Луций Анней) — римский философ (Кордова, ок. 4 до Р.Х. Рим, 65 после Р.Х.). Сначала изучает ораторское искусство, затем посещает лекции трех философов: Аттала (стоика), Фабиана и Сотиона (пифагорейцев). По возвращении из изгнания на Корсику (с 41 по 49 г.) был… … Философский словарь

Читайте также: