Инновационный проект в доу по фгос до по речевому развитию

Обновлено: 04.07.2024

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, ребенок плохо адаптируется в школе.

Цель: создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.

1. Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг, механизмы оценки результативности Проекта.

3. Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды.

4. Обобщить опыт работы педагогов по речевому развитию через участие в конкурсах различного уровня.

5. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам становления связной речи детей.

заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому развитию дошкольников.

Участники: В оспитанники, педагоги, родители (законные представители)

Срок реализации проекта: (2020 - 2022г.г.)

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – 2020г.

2 этап – основной – 2021 г.

3 этап – заключительный – 2022 г

Для воспитанников: повышение уровня компетентности воспитанников:

- высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, высокий уровень владения конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми на выходе в школу;

- расширение объема пассивного и активного словаря;

- повышение эмоциональной выразительности речи.

- повышение компетентности в области речевого развития детей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей речевое развитие детей;

- достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников;

- популяризация инновационного опыта работы детского сада

Для родителей (законных представителей):

- активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе; обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей; удовлетворѐнность родителей (законных представителей) образовательным процессом

Основное содержание проекта

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое речетворчество, способствовали формированию коммуникативных навыков, культуры общения, умению кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, созданию языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Современные педагогические технологии, такие как синквейны, мнемотаблицы, кинезиология, биоэнергопластика, театрализация, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: оснащенная материально-техническая база детского сада, развивающая предметно-развивающая среда в группах, оборудованные и оснащенные участки дошкольных групп.

Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно - методические семинары, педагогическая мастерская, недели педагогического мастерства и т.п. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты по развитию речи, дополнительная и справочная литература, электронные пособия, программно - методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет - ресурс.

Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера

Партнеры: библиотека и СДК с. Мостовского, другие дошкольные образовательные организации.

Целевые группы и их интересы в проекте

- формирование коммуникативной компетенции;

- развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых воспитанники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли в свободной форме; формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности

- осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

- определение собственного уровня педагогического мастерства;

- представление собственных научно-методических достижений;

- обобщение опыта, публикации научно-методических материалов;

Родители (законны представители): совместные проекты, творческие задания с воспитанниками и педагогоами - детского сада; психолого - педагогическое просвещение по речевому развитию дошкольников;

- мониторинг уровня профессионализма педагогов;

- представление материалов на награждение педагогов;

- изучение и систематизация материалов, накопленного в ходе реализации Проекта;

- создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

План-график выполнения Проекта

1. Мониторинг кадрового потенциала.

2. Постановка цели и задач, определение направлений деятельности проекта.

3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп

4. Анкетирование родителей (законных представителей) по выявлению образовательных запросов.

5. Разработка планов, схем по оснащению развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах.

Мероприятия по оснащению РППС

1. Оборудование и оснащение уголков речевого развития в каждой группе.

Мероприятия с педагогами

1. Заседания творческой группы по вопросам организации и реализации основных направлений проекта

2. Участие педагогов в конкурсах различного уровня по направлению речевое развитие

3. Распространение опыта работы педагогов детского сада по речевому развитию

4. Повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогов (прохождение курсов)

5. Разработка и апробация рабочей программы по развитию речи.

6. Методические рекомендации, консультации, семинары - практикумы, мастер-классы и др. формы по вопросам речевого развития дошкольников

7. Участие педагогов в вебинарах, видеоконференциях

Мероприятия с родителями (законными представителями)

1. Участие семей воспитанников в творческих конкурсах, проектах.

2. Совместные заседания педагогических советов по речевому развитию дошкольников

3. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды с привлечением родителей (законных представителей)

Мероприятия с воспитанниками

1. Конкурсы стихов, театрализованных представлений

2. Литературные, интеллектуальные игры по произведениям детских писателей и поэтов

3. Литературная гостиная с участием сотрудников сельской библиотеки

4. Экскурсия в библиотеку с. Мостовского.

5. Проведение открытых занятий, мероприятий

6. Неделя книги и театра (ежегодно)

Заключительный – 2022 г

1. Анализ и оценка результатов реализации Проекта.

2. Размещение на сайте детского сада результатов реализации Проекта

3. Мониторинг эффективности реализации Проекта: динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)

4. Определение результативности реализации проекта путем анализа данных мониторинга

5. Выпуск информационно-методического вебинара по итогам реализации проекта

Перспективы дальнейшего развития Проекта

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школой в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Накопленный опыт и материал будет обобщен и представлен педагогическому сообществу как на уровне города на заседаниях ГМО, так и на уровне области (конкурс профессионального мастерства, научно-практические конференции и др.).

В дальнейшем будет продолжена работа по:

- реализации образовательных программ по речевому развитию и апробации новых программ формирования коммуникативных способностей у дошкольников;

- расширению учебно-дидактического комплекса для детей дошкольного возраста, совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды;

- активизация работы консультационного пункта для родителей (законных - представителей) детей, не посещающих детский сад по вопросам формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы : здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта : является развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников. ;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.

Объект: развитие речи дошкольников старшей группы.

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

— развитие речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

Этапы реализации проекта :

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2014 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников ;

— создание речевой среды

2 этап — основной этап (октябрь2014года –апрель 2015 года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5-6 лет по развитию речи

Обогащение предметно – развивающей среды :

-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

Работа с педагогами :

3 этап — заключительный этап (май 2015год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Использование инновационных технологий для развития речи детей с ОНР К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование инновационных технологий в ДОУ. Использование инновационных технологий в ДОУ. В настоящее время коллективы детских садов внедряют в свою деятельность инновационные технологии.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование развивающих технологий Воскобовича в развитии детей с ЗПР

Использование развивающих технологий Воскобовича в развитии детей с ЗПР Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

Тема проекта – использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в ДОУ.

Цель проекта – создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

– повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты;

– создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;

– привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации

Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на социум.

Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии” – можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее “сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Технологии:

строятся на плодотворных идеях; Л.С. Выготского;

Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в определенной части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики:

1) для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы;

Автор: Сухорукова Анна Юрьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №1 Пчёлка

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

-владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных инновационные технологии рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются развития речи у дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:

1.Технология наглядного моделирования;

2.Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Правила составления синквейна:

а) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

б) вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

в) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

г) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

д) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить

персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

5. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

6. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

7. Триз-это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

-Выслушивать каждого желающего.

-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

-Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

8. Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии

оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47

4.Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Подготовительная группа детского сада / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2015. - 64 c.

5.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.

Читайте также: