Эволюция и революция как формы социального изменения кратко обществознание

Обновлено: 08.07.2024

Эволюция и революция — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен.

Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения — это количественное увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения качественно нового, того, чего в старом не было. Эволюция и революция диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения, а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Т.е. эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.

Революция – переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявления перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы.

Выделяют виды революций: научно-техническая и социальная. Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно–экон. формации к др.

Опыт истории свидетельствует, что революция — это не случайность, а необходимый, закономерный результат исторического развития антагонистических формаций. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

Основным вопросом революции является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть … главный … признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Ленин). Революция – высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Революцию нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т.п. Последние — лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа.

Револ. переход власти из рук одних социал. групп в руки других может быть достоверно обозначен лишь тогда, когда станет ясным, кому она служит, чьи интересы выражает. Отсюда второй вопрос революции – вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания революции зависят от ряда объективных условий, а также от степени зрелости субъективного фактора.

В60

Понятие истории. Типы истолкования исторического процесса.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: 1) те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей (например, иррационалисты); 2) те, кто видит опр. логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распро-странены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. В ОЭФ есть два гл. компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. Смена ОЭФ происходит в результате изменения в экономическом базисе, назревших противоречий между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества — "азиатский способ производства".

Достоинства: понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механиз-мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки: не учет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное под-тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовл-ой, капит-ой формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, эконом. крах коммун-ой (социалист.) ОЭФ.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Центральное понятие, используемое им, — цивилизация — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз-личных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относились: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская, некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, во-енная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность великих людей. Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью цивилизации.

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером. Центральное понятие данного подхода — культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправлен-ный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа: восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы; античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее; германский — осознают себя и свободны все.

Чтобы сравнить эволюцию и революцию как конкретные формы социального изменения стоит привести четкие определения каждого из терминов. Эволюция – это перемены в жизни социума, протекающие поэтапно, плавно и не прерываясь, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюционный путь развития заключается в проведение неких социальных реформам. Революция – быстрые и масштабные перемены в социальной жизни определенного сообщества, имеющие скачкообразный характер прохождения. Социальная революция приводит к устранению прежнего общественного строя другим, отличным от старого. Выделяют несколько типов социальных революций: например, такие как буржуазные, буржуазно-демократические, социалистические, народные и некоторые другие.

Рассмотрим эволюционный и революционный пути как формы социальных изменений на примере России.

Так, одним из достаточно известных и масштабных примеров социальной реформы (которой, в свою очередь, выражается эволюционный путь) можно считать отмену крепостного права. Предпосылки к этой безусловно важной и необходимой реформе возникли к середине девятнадцатого века, подготовку обеспечивал Негласный комитет с 1857 г., а уже в 1859 г. были учреждены царем Редакционные комиссии и только 19 февраля 1861 г. реформа была осуществлена. Отмена крепостного права – достаточно медлительный и неторопливый процесс, который поставил страну лицом к существенным изменениям в жизни социума. Одним из образцов буржуазно-демократической революции (которую в первую очередь можно считать одной из много вариативных разновидностей социальной революции) можно назвать революцию 1905-1907 гг. Революция 1905 – 1907 гг. привела в жизнь0 коренные перемены в жизни социума за самые кратчайшие сроки.

Основные различия между эволюционным и революционным путем как формами социального изменения определяются скоростью протекания и неиспользованием насилия как способами социальных изменений. Мне кажется, эволюционный путь гораздо эффективнее революционного. Эволюционному пути не присуще применение насильственных методов (следование насилию для эволюции скорее исключение, чем правило и осуществление их в действительности может быть вызвано только крайне редкими ситуациями); медленность и неторопливость эволюционного пути обоснованы невозможностью ускорения развития общественного самосознания.

Достоинства эволюционного пути заключаются в том, что эволюция – это практически ненасильственный способ социальных изменений; эволюционный путь – более целенаправленный путь (при приведении в жизнь реформ в одной из сторон общественной жизни не оказывается дестабилизирующее влияние на другие стороны общественной жизни, в отличии от революционного пути); эволюция – хоть и крайне неторопливое, но движение вперед, в то время как революция в случае неудачи (подавления революции) отбрасывает социум на ступень ниже.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

7

Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

Жизнь общества всегда связана с социальными изменениями – сменой состояний, свойств и связей внутри социальных систем. Необратимые изменения, формирующие новые качества системы, называются развитием. По своему характеру оно может быть эволюционным или революционным.


Что такое социальная эволюция?

Эволюция (от лат. evolution – развертывание) – последовательное, плавное, непрерывное, упорядоченное развитие природы и общества. Предполагает качественные и количественные изменения в социальных системах, которые естественным образом, без скачков и перерывов возникают из существующих в нем исторических условий.

Развернутую теорию социальной эволюции создал Г. Спенсер. Ее сущность сводится к двум основным положениям:

  • увеличение разнообразия – из меньшего количества первоначальных форм социальной жизни возникает множество новых форм;
  • усложнение – эволюционное развитие заключается в постоянном появлении более сложных форм социальной жизни из более простых.


В ходе социальной эволюции перемены осуществляется медленно, постепенно, без человеческих жертв, разрушений и с сохранением лучших достижений прежнего общества. Правящие элиты мирно решают проблемы общественного развития, выражая интересы различных классов и не допуская социального взрыва.

Социальная эволюция – это длительный естественный процесс, который нельзя ускорить. Накапливающиеся в ходе эволюционного развития противоречия создают предпосылки для свершения революции.

Понятие социальной революции

Социальная революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)– радикальное переустройство общественного порядка, осуществляемое по воле социальных субъектов. Общество выходит на революционный путь развития тогда, когда правящие элиты перестают разрешать назревшие межклассовые проблемы и конфликты. Социальные революции знаменуют начало новой эпохи, связанной с коренными преобразованиями во всей системе общественных отношений:

  • сменой способа производства;
  • сменой социально-экономического строя;
  • изменением мировоззрения, идеологии общества;
  • переходом власти от одного класса к другому.

В противоположность эволюционному плавному развитию, революционные изменения носят скачкообразный характер. Преобразования осуществляются быстро, при помощи насильственных методов. Они сопровождаются разрушениями прежнего образа жизни, а их результаты недолговечны.


Реформа

Реформа – (от лат. reformo – преобразовываю) – переустройство какой-либо стороны общественной жизни с сохранением основ имеющейся социальной структуры. Реформы – это путь эволюционного изменения существующего строя, направленные на его сохранение, укрепление, адаптацию к новым условиям.

В отличие от революционного пути, в ходе осуществления реформ власть остается в руках правящего класса. Их результаты могут соответствовать поставленным целям, а могут быть неожиданными для их организаторов и общества. Наиболее опасны для государства экономические реформы, которые могут стать причиной социальной напряженности. Реформы могут носить насильственный характер, проводиться под полным контролем властных структур.

Заключение

Социальная эволюция и революция являются процессами и механизмами смены одной общественной формации на другую. Они могут привести как к повышению уровня организации системы (прогресс), так и к его понижению (регресс). Реформы служат инструментом качественных преобразований общества. Они направлены на сохранение имеющихся отношений и структур в ходе эволюционного развития и на их разрушение после революции.

Читайте также: