Слушание музыки 3 класс музыкальной школы поурочный план

Обновлено: 08.07.2024

1. Пояснительная записка
• Место учебного предмета в образовательном процессе
• Актуальность реализуемой программы
• Объем аудиторного времени на реализацию программы
• Материально-технические условия реализации программы
2. Содержание учебного предмета
• Учебно-методический план
3. Требования к обучающимся в образовательном поле программы
4. Контроль за результативностью реализуемой программы
• Текущая, промежуточная, итоговая аттестации учащихся
5. Фонды оценочных средств
6. Методическое обеспечение программы
• Методические рекомендации преподавателям
• Методическая литература, репертуарные сборники

Оценить 383 0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

программа по учебному предмету

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

для общеэстетического отделения ДШИ

1-3 классы

(3-летний цикл обучения)

КУРСК – 2019 г.

Педагогический совет ДШИ №1 Директор ДШИ №1 им. Г. В. Свиридова

им. Г.В.Свиридова города Курска города Курска

ШИРОБОКОВА Л. Г.________________

Методический совет ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова города Курска

Составители:

Васильченко Наталья Геннадьевна, Андронова Наталья Анатольевна, преподаватели ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова города Курска

Данная программа разработана для общеэстетического отделения ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова города Курска и рассчитана на преподавателей детских школах искусств, имеющих в своем составе общеэстетические отделения, а также может быть использована в эстетических студиях и классах общеобразовательных школ с эстетическим уклоном.

Место учебного предмета в образовательном процессе

Актуальность реализуемой программы

Объем аудиторного времени на реализацию программы

Материально-технические условия реализации программы

Содержание учебного предмета

Требования к обучающимся в образовательном поле программы

Контроль за результативностью реализуемой программы

Текущая, промежуточная, итоговая аттестации учащихся

Фонды оценочных средств

Методическое обеспечение программы

Методические рекомендации преподавателям

Методическая литература, репертуарные сборники

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эстетическое воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В свете современных требований к эстетическому образованию большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, его лучших личностных качеств.

Художественные способности детей, обучающихся в детских школах искусств, получают в настоящее время широкое развитие. Воспитание ведется средствами музыки, живописи, хореографии. Общеэстетическое отделение ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова города Курска (далее – Школа) не готовит профессиональных музыкантов или художников, но здесь закладываются основы эстетического развития детей. Спецификой данного отделения Школы является широкий спектр дисциплин по различным видам искусства, в том числе: музыкальное (хор, музыкальная грамота, слушание музыки, ритмика, занятия на музыкальном инструменте), изобразительное (рисование, прикладные виды, история искусства). Кроме того, в ходе занятий осуществляется дифференцированный подход к учащимся с учетом возможности дальнейших углубленных занятий по выбранной специализации.

Музыка играет ведущую роль в общеэстетическом цикле. Ее характер и образное содержание отражаются в пластике движений, в зарисовках.

Актуальность программы заключается в том, чтообразовательный процессобщеэстетического отделения проходит в новых социальных условиях и должен максимально раскрыть потенциальные возможности юных учеников Школы. Выпускник этого отделения должен быть музыкально грамотным, хорошо чувствовать характер музыки, динамику ее развития, метроритмическую структуру, ощущать форму произведения. Уроки музыкальной грамоты и слушание музыки дают теоретические знания, а на уроках хора, фортепиано ученик сам становится исполнителем. Здесь важно с первых занятий суметь пробудить у учащихся стремление к музыкальному восприятию, научить определять характер и особенности музыкального языка произведения.

Программа послушанию музыки для обще-эстетических отделений школ искусств рассчитана на 3 года обучения в соответствии с учебным планом из расчета 1 академического часа в неделю с группой учащихся от 8 человек.

Возраст детей, принимаемых на общеэстетическое отделение - 6-6,5 лет.

Программа составлена преподавателями ДШИ № 3 г. Курска

Антоновой Е. А. и Зимовцевой Е.Н.

Мультимедийные ресурсы для уроков музыки подразделяются на:

справочные, энциклопедические издания;

программные средства для создания, записи, воспроизведения музыки.

Использование ИКТ на уроках музыки бывает в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией, просто зрительного ряда, который я стараюсь использовать как можно чаще. Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.

На каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок – операми, мультфильмами. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Существует компьютерная обучающая программа "Дракоша в мире музыки", которая включает в себя не только информацию по теории музыки, музыкальной литературе, но и игровую деятельность, что позволяет использовать ее для смены видов деятельности на уроках. В программе пять разделов, в конце каждого их которых имеются тесты по пройденному материалу.

Программы "Энциклопедия классической музыки", аудио энциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты" заинтересовывают даже самых отчаянных "нелюбителей" классической музыки, позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.

Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" в доступной форме приближает каждого ученика к познанию тайн музыкального искусства. Программа включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов, удобный словарик музыкальных терминов, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту. Все упражнения по нотной грамоте озвучены и в доступной форме рассказывают об азах музыкальной теории. Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика.

Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках слушания музыки можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Таким образом, из пассивного слушателя ребенок становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только учащихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках слушания музыки. Дети с удовольствием ходят на уроки, повышается результативность и, главное, интерес детей к предмету.

Данная программа практически полностью основана на видеоматериалах, имеющихся в фильмофонде ДШИ № 3 и личном архиве преподавателей. Лекция учителя постоянно сопровождается показом.

Например, изучая музыкальные инструменты, дети видят их на экране, а не на картинках, музыканты рассказывают о них и показывают, как на них играть. С большим интересом учащиеся смотрят передачи о том, как и из чего делают музыкальные инструменты. При изучении народной музыки дети видят исполнителей в национальных костюмах, видят и слышат национальные инструменты, видят национальные танцы. Смотрят на карту в атласе мира, где располагается страна, культуру которой они изучают.

Необходимо особенное внимание уделить творческому развитию учащихся. Поэтому форма работы тоже требует изменений: индивидуальный подход к учащимся и игровые методы обучения.

С учетом данных обстоятельств и контингента ДШИ № 3 была разработана данная адаптированная программа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется подход, позволяющий применять синтез искусств: кино, изобразительного искусства, литературы и музыки.

Принцип построения программы – тематический и поурочный

Музыкальный материал подобран яркий и несложный, доступный детскому восприятию.

- Формирование эстетически развитой творческой личности;

- Формирование музыкального вкуса учащихся;

- Приобщение к шедеврам мировой классики с раннего детства;

- Развитие музыкального слуха, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и желания самостоятельного музицирования;

- Обогащение круга художественных впечатлений ребенка, что скажется и на его отношении к музыкальному звуку на уроках в классе по специальности.
- Развитие эмоциональности, отзывчивости на музыкальные звуки, способности выражать свои впечатления от музыки словами;

- Духовное совершенствование ребенка и развитие его интеллекта;

- Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

- Дать представление о некоторых закономерностях музыки, научить слуховому наблюдению:

- Научить воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально – образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития;

- Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения учащихся к музыкальному искусству;

- Формирование основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

- Формирование навыков восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, жанров, форм;

- Развитие музыкального мышления, творческих способностей и воображение учащихся;

- Формирование интереса детей к познанию классической музыки;

- Формирование стремления слушать и исполнять музыку;

- Формирование способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его;

- Формирование способности узнавать тембры музыкальных инструментов;

- Формирование понимания специфики музыки как вида искусства;

- Формирование умения определять общий характер и образный строй произведения;

- Формирование умения выявлять выразительные средства музыки.

Примерные формы работы :

Создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений.

Подбор вариантов названия произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сна­чала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу;

Сравнение произведений, составов оркестров, жанров, стилей, фольклорные и композиторские песни ит.д.;

Определение характера музыкального произведения с помощью эпитетов;

Аргументация ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительно­сти, использованных композитором;

Сочинение дома стихов, рассказов, рисунков, поделок по прослушанной музыке;

Подбор готовых иллюстраций, стихотворений, загадок по прослушанной музыке;

Пение детских народных песен, рождественских, масленичных, шуточных, календарных, былин и т.д.;

Участие в тематических внеклассных мероприятиях школы;

Рисование во время прослушивания музыки;

Выбрать картину из предложенных учителем, наиболее подходящую к изучаемому произведению;

Исполнение учащимися произведений на инструментах по специальности:;

Анализ музыкальных произведений по специальному инструменту (элементы музыкальной речи, жанры, формы);

Сочинение танца к изучаемому произведению;

Изображение на инструменте образов музыкальных произведений;

Урок – сказка – прослушивание, просмотр, обсуждение;

Домашние задания должны быть небольшими по объему и доступными по степени трудности:

- Сочинение историй, рассказов, загадок, сказок по пройденной теме и прослушанным произведениям;

- Рисование, поделки, подбор готовых картинок, стихов, загадок к прослушанным произведениям;

- Составление кроссвордов, ребусов;

- Анализ формы и содержания музыкальных произведений

Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

Метод игровой мотивации.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте с 7-8 лет.

Примерные условия реализации данной программы:

Наличие учебных групп (не менее 5 человек);

Наличие аудио- и видеофонда;

- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе;

Соблюдение межпредметных связей;

Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

- Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В качестве проверки степени освоения материала дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не только критерием оценки, но и интересной формой работы на уроке.

Беглый текущий опрос;

Систематическая проверка домашнего задания;

- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

Возраст 9-11 лет является благоприятным для воспитания музыкального восприятия. В этом возрасте необходимо пробуждать в ребенке интерес к музыке, учить понимать и переживать ее содержание. Это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой художественной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

Цель программы: Формирование духовно богатого мира личности ребенка, создание предпосылок для дальнейшего музыкального и личностного развития.

Задачи программы:

  1. Овладение необходимым объемом знаний по предмету.
  2. Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, музыкальная литература, сольфеджио, оркестр, хор и т.п.).
  3. Умение изложить и обосновать свою точку зрения на музыкальное произведение (соответственно возрастным возможностям).
  1. Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
  2. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
  3. Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.
  1. Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
  2. Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
  3. Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).

В настоящее время современная массовая школа еще очень часто сводит обучение к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. В результате многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения. Поэтому, наряду с образовательными задачами, важнейшей развивающей задачей должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Поэтому развитие творческого начала, творческих способностей определяется данной программой как приоритетное направление, как актуальная проблема развития личности ребенка, без которой процесс образования будущего музыканта представляется неполноценным.

Недостаточно научить ребенка каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия. Обучить творческому акту, как уже было сказано, нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им не известное в мире музыки.

Формы проведения занятий

На уроках в 3 и 4 классе активно чередуются различные виды и формы деятельности, благодаря чему и происходит адаптация ребенка в сфере искусства, выявляются его склонности и интересы. Разнообразие форм и методов деятельности позволяет поддерживать интерес учеников к предмету, стимулирует развитие их творческого потенциала. Основная форма проведения урока – рассказ-беседа – обогащается множеством дополнительных форм, таких как: творческая игра, дидактическая игра, командная игра-соревнование, викторина письменная или устная, самостоятельные письменные работы: индивидуальные и групповые (ребусы, загадки, кроссворды, вопросы по пройденной теме), мини-концерты, слушание музыки, музыкальная импровизация, просмотр учебных видеофильмов, знакомство с произведениями различных видов искусств и их анализ, создание тематических выставок рисунков, творческих работ учащихся, конкурсы – домашних заданий, музыкальные, художественные.

Критерии и формы оценки знаний учащихся

Встала необходимость создания системы оценивания, которая бы уравняла шансы всех детей на получение максимально высокой оценки своего труда. Таковым стал способ оценки в баллах знаний, умений и навыков ребят.

С другой стороны, для детей именно этого возраста оценка их деятельности необходима, т.к. определенный стереотип уже заложен школой, а также присутствует момент соревновательности.

При такой системе оценивания педагог имеет возможность и должен поощрять все дополнительные усилия своих учеников. Например, если домашним заданием было чтение наизусть стихов на определенную тему, то дополнительно можно отметить ребят, которые выучили несколько стихотворений вместо одного, читали стихи особенно выразительно; дети, которые для выполнения своего домашнего задания посетили залы библиотеки, сочинили стихотворение сами или с помощью родителей и т.п.

Кроме стереотипа оценки общеобразовательная школа уже успела привить детям еще один стереотип: помощь родителей при выполнении домашнего задания – это проявление слабости и несамостоятельности ребенка. Зачастую детям неловко говорить о том, что домашнее задание сделано с помощью родителей.

Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы коренным образом изменить ситуацию. Пусть ребенок с гордостью рассказывает, как вместе с мамой или папой они сочиняли стихотворение, как у них быстро и легко получилось выполнение задания, и какое удовольствие они при этом испытали.

Конечно, большинство ребят делают домашние задания самостоятельно, но, наблюдая пример своих друзей, возможно, тоже будут привлекать своих родителей к совместной работе над творческими заданиями. Такая творческая совместная деятельность будет способствовать укреплению дружеских, доверительных отношений внутри семьи, родители и дети будут больше времени проводить вместе, родители своим интересом к успехам ребенка будут поддерживать и стимулировать его занятия.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень – ученик проявляет высокую творческую активность и на занятиях, и при выполнении домашнего задания, активно владеет полученным объемом знаний, усвоил все пройденные темы, умеет пользоваться необходимым набором терминов (соответственно возрастным возможностям) для анализа произведений различных видов искусств, умеет точно и ясно выражать свои мысли, чувства, делиться впечатлениями, показывает высокие результаты на контрольных занятиях и в работе с опросными листами.

Средний уровень – ученик проявляет творческую активность, владеет большей частью пройденного материала, для анализа произведений различных видов искусств использует некоторые термины (соответственно возрастным возможностям), старается точно выражать свои мысли, чувства, впечатления, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает достаточно хорошие результаты.

Низкий уровень – ученик проявляет некоторую заинтересованность только на занятиях, сам при этом выступает в роли пассивного слушателя, основной объем пройденного материала не усвоен, анализ произведений различных видов искусств ограниченный, без использования минимума специальных терминов, сбивчиво и неясно пытается делиться своими впечатлениями, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает низкие результаты.

Уровни усвоения программы позволяют педагогам в конце учебного года подвести некоторые итоги, проанализировать учебную деятельность детей, проследить степень их развития и овладения программой обучения. Опираясь на уровни освоения программы, педагог имеет представление об учебной деятельности и успехах каждого ученика по предмету. Это позволяет педагогу успешно планировать дальнейшее обучение детей, опираясь на их особенности. Опросные листы и прочие самостоятельные работы составляются с учетом уровня усвоения ребенком программы. Таким образом, ученики всегда имеют возможность проявить свои способности на максимально высоком для себя уровне, что повышает их самооценку и уверенность в себе, а следовательно, и интерес к предмету.

Материально-техническое оснащение программы

Класс для групповых занятий, фортепиано, доска для записей, музыкальный центр, телевизор, видео- и DVD-плеер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное учреждение дополнительного образования

План-конспект открытого урока по слушанию музыки

преподавателя теоретических дисциплин Хамлатовой Т.В.

Дата проведения: 20.04.16г.

Группа: 3 класс фортепианного и хорового отделения.

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым музыкальным жанром.

Закрепить знания, умения и навыки, полученные во время урока.

Развивающие:

Формирование умение вдумчиво анализировать услышанное произведение.

Тренировка памяти и развитие речи учащихся.

Развитие умения применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

Воспитание музыкально-художественного вкуса.

Воспитание уважения к творческому наследию.

Воспитание творческой активности, умения работать в команде

Воспитание ответственности, отзывчивости, взаимопомощи.

Форма учебного занятия: урок.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепление знаний по теме.

Форма организации работы: групповая.

Продолжительность урока: 40 минут.

Педагогические технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Этапы урока:

I Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока, мобилизация внимания, создание рабочего климата на уроке).

Подготовка к практической работе (прослушивание аудиозаписи, слуховой анализ музыкального произведения).

III Основная часть:

IV Заключительный (подведение итогов, поощрение учащихся).

I Организационный

II Основная часть

А кто знает, откуда этот танец и что это за жанр у данного произведения?

Да, Балет! А что такое балет?

Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

История возникновения балета

Пр-ль: Родился балет давно. А случилось это следующим образом.

Глашатай: Дорогие зрители! 15 октября вы приглашены на день рождение. В этот день в 1581 году в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.

Пр-ль: Так родился балет. Первые балеты выглядели совсем не так как современные и представляли собой отдельные сцены, изображающие войну или быт людей.

Пр-ль: А постольку, поскольку день рождения балета был совсем недавно, 5 октября ему исполнилось 435 лет, давайте и мы поздравим балет с этой знаменательной датой.

Ребята, давайте поиграем в спектакль! (Роли: либреттист, композитор, балетмейстер, балерина).

Один из вас сыграет роль Балета, он сядет на трон! (Выбираем ученика, который садится на стул лицом ко всему классу).

Как полагается, виновника торжества поздравляют близкие и друзья!

Пр-ль: Пожалуйста, многоуважаемый Балет займите свой трон. Вы сегодня король! Есть желающие поздравить Балет? (Участники спектакля по очереди поздравляют Балет.)

1. Автор либретто

– Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает Вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!

Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников, богов.

А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхищенными зрителями.

А ваша литературная образованность! Сколько героев любимых книг вы одарили, согрели своим вниманием.

Уважаемый балет! От всей души желаю вам дальнейшего процветания.

- Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу, как птице два крыла для полёта. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.

Слайд 9, 10, 11, 12

3. Слово балетмейстеру.

– Мой горячо любимый Балет! День Вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарий балета языком слов. Композитор пишет музыку балета языком звуков. Я, балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.

Помню первые шаги балета-малыша в придворных танцах. Вспоминаю уверенные шаги взрослого балета – шаги образцовой, отточенной, можно сказать классической красоты.

Вы, дорогой Балет, никогда не отворачивали своё лицо от жизни. А в жизни люди, когда разговаривают, обычно жестикулируют, всячески помогая себе мимикой, разного рода движениями. Уберите при этом слова – что получится? Пантомима

– Могу ли я умолчать и о том, сколько времени Вы уделяете народному танцу. А ведь каждый народ, как известно, танцует на свой лад.

– Никогда не устану восхищаться Вашими выдающимися качествами, Вашей неувядаемой юностью!

Слайд 13, 14

Пр-ль: Наступила очередь говорить балерине.

– С тех пор как я встала на пуанты Вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краёв. С раннего детства каждый день с утра до вечера экзерсисы (упражнения). Балет это бесконечный труд. Я знаю счастье полета и тогда когда порхаю в сольном танце, и тогда когда плету танцевальные кружева в балетных ансамблях. Спасибо великий Балет! И балерина в знак признательности замерла в изящном, глубоком балетном поклоне – реверансе!

А потом было общее приветствие от всех танцоров Балета, они спели хором балету: «С днем рожденья, тебя! (Кордебалет)

Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21

Пр-ль: А потом приходили еще гости. Художник, пишущий декорации и костюмы, симфонический оркестр и дирижер – которые дают музыке жизнь. Осветитель сцены тоже говорил (это он может сменить в одно мгновенье солнечный день лунной ночью), машинист сцены, который служит в театре волшебником (ему ничего не стоит превратить рыцарский замок в солнечную поляну).

Слайд 22, 23

Пр-ль: А мы зрители и слушатели тоже поздравляем вас от всего сердца! (Звучат аплодисменты).

Читайте также: