Как работать с агрессивными детьми в школе

Обновлено: 17.05.2024

Рекомендации педагога-психолога при работе с агрессивными детьми.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.

Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.

Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т. к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления агрессивного поведения детей можно по-разному.

Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:

• игра (очень часто используется в работе с младшими детьми,

• изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением,

• творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности,

• сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа,

• сублимирование агрессии в спорт,

• участие в тренинговой группе.

Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

Что делать если у ребёнка агрессивное поведение?

1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия : останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7. Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13. Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т. п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Психологи также рекомендуют педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом педагог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие дети избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.

4. Наказание не должно унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. – М. : Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.

4. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2011. – 216 с.

5. Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. – М. : Астрель, 2012. – 512 с.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 136 с.

7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

8. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2010. – 694 с.

9. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. –М. : Эксмо, 2010. – 288 с.

11. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьми

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших групп

Работа педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Проблема детской агрессивности неизменно волнует как родителей, так и специалистов. Материалов по работе с такими детьми разработано множество и регулярно появляются новые идеи и приемы помощи детям с агрессивным поведением. Мне бы хотелось рассказать о некоторых ключевых принципах, которыми я руководствуюсь в работе с такими детьми и при консультировании их родителей. Сразу оговорюсь, что в статье пойдет речь о дошкольниках и младших школьниках, однако, думаю, и в работе с подростками они тоже важны.

Социализация агрессии

Первым принципом для меня является необходимость рассматривать агрессию в общем контексте развития ребенка. Формирование агрессивного поведения связано с развитием других психических функций.

Во-первых, это способность управлять своим поведением, то есть произвольность. Важность самоконтроля для снижения агрессивности как у детей, так и у взрослых доказывает большое количество исследований. Например, Murphy and Eisenberg (1997) показали, что дети с более низким уровнем самоконтроля по сравнению со сверстниками демонстрируют больше враждебных реакций в социальном взаимодействии. В исследовании Kochanska, Murray & Harlan было обнаружено, что дети со сниженной способностью к самоконтролю хуже справляются со своим гневом.

Важной задачей развития для ребенка является социализация агрессии, то есть освоение социально приемлемых способов ее выражения. Когда ребенок вообще с трудом контролирует свое поведение, он с большей вероятностью и агрессию контролировать не может.

Часто можно услышать мнение, будто гиперактивные дети агрессивны. Агрессия не является характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, однако эти дети могут демонстрировать агрессивное поведение на фоне слабого самоконтроля и выраженной импульсивности. Н.Я. и М.М. Семаго относят агрессивность к базовым составляющим психического развития (наряду с пространственными представлениями и аффективной организацией). Если агрессивный ребенок обладает низкой произвольностью, первоочередной задачей коррекционной работы должно стать именно формирование произвольности. Основным инструментом для этого являются игры с правилами в любом формате: настольные, подвижные, ролевые и др.

Агрессия и словарный запас

Во-вторых, это коммуникативные навыки. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков может сопровождаться агрессивным поведением. Это особенно ярко выражено у детей раннего возраста, дошкольников, однако и у младших школьников может быть выражена подобная тенденция. Так, в канадском исследовании (G. Dionne, R.E. Tremblay, M. Boivin, D. Laplante, D. Pérusse) была обнаружена связь между проявлениями физической агрессии и словарным запасом у детей раннего возраста.

Приведу пример. Папа четырехлетней Полины получил контракт на работу за рубежом. Родители переехали в новую страну и отдали Полину в детский сад, куда ходили дети экспатов. Полина и на родном языке заговорила с большим опозданием, а уж английский она осваивала и вовсе с огромным трудом. Ей очень хотелось играть с другими детьми, но вступить с ними в контакт не получалось. В итоге через несколько недель Полина начала кусаться: другого способа инициировать общение ей придумать не удалось.

Конечно, история Полины весьма нетипична: обычно кусание как способ вступления в контакт используют трехлетки и более младшие дети, да и ситуация необычная, однако проявление агрессии на фоне недостаточного уровня развития коммуникативных навыков встречается часто.

Вот еще один подобный пример. Родителей восьмилетнего Славы вызвали в школу, потому что их сын облил одноклассницу горячей водой из стоящего в классе кулера. Слава не ходил в детский сад, с ним сидела бабушка. Хотя мальчик посещал занятия по подготовке к школе, опыта общения с детьми у него практически не было. На занятиях рядом всегда находился педагог, а во время прогулки бабушка сразу вмешивалась, если назревал какой-то конфликт. В результате, когда Слава пошел в школу, он в первый раз в жизни столкнулся с необходимостью самостоятельно строить отношения с ровесниками.

Оказалось, что это не так уж и просто. В результате, когда одноклассница начала дразнить Славу, его это очень возмутило. И он не нашел ничего лучше, чем просто вылить на нее стакан горячей воды.

Способ должен быть такой, чтобы ребенок мог его применить. Например, папа Славы предложил ему обнять девочку-обидчицу. Но даже Славе с его небольшим опытом общения было понятно, что объятия тут неуместны. Этот способ неудачен, надо искать другой.

В обзоре исследований, посвященных связи агрессивности и эмоционального интеллекта (García-Sancho, José, Fernández-Berrocal), показано, что между ними существует устойчивая связь: более высокие показатели эмоционального интеллекта коррелируют с более низким уровнем агрессивности, причем эта связь проявляется на различных этапах развития. Из этого следует практический вывод: в работу с агрессивным ребенком необходимо включать упражнения и игры, направленные на развитие способности распознавать свои переживания и выражать их конструктивным образом. И это логически приводит нас ко второму принципу.

Легализация гнева

Подчеркну, что это специфическая трудность, связанная именно с русским языком. Скажем, в английском такого смешения не возникает: там сердитый — angry и злой — evil — совершенно разные по смыслу слова.

С моей точки зрения, мы тем самым неявно показываем, что гнев — чувство нежелательное, негативное. В результате часто оказывается, что разговоры о гневе завершаются разговором о доброте.

Но ведь сердитый человек совершенно не обязательно недобрый! Злой — это черта характера, а сердитый — преходящее эмоциональное состояние, причем вполне нормальное, как и любое другое эмоциональное состояние.

Очень важно помочь агрессивному ребенку, а заодно и его родителям и педагогам увидеть, что он не злой — он сердитый. Вполне можно быть добрым и сердитым.

А кто хозяин?

Приведу примеры упражнений, построенных с использованием перечисленных принципов.

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.

Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин, бумажный или малярный скотч, пластиковый стакан (в зависимости от выбранного варианта).

Целевая аудитория: дети младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Сперва необходимо спросить у ребенка, знает ли он, что такое вулкан. Если знает, попросить объяснить, что это такое. Если не знает, объяснить, что это гора, которая время от времени выбрасывает лаву и раскаленные камни.

Затем важно развернуть разговор в сторону гнева. Можно спросить, на какое чувство похож вулкан, или сразу развернуть эту метафору и сравнить бурный гнев с извержением вулкана.

Теперь нужно предложить ребенку сделать сердитый вулкан. Это можно сделать тремя способами:

1. Обрывная аппликация. В этом случае ребенок рисует на белом листе контур вулкана, а затем отрывает кусочки цветной бумаги и наклеивает их на контур вулкана, заполняя его и изображая лаву. Лучше выполнять это упражнение без использования ножниц. Не нужно стремиться к аккуратности, вулкан предполагает спонтанность.

2. Рисование пластилином. Здесь также предварительно ребенок рисует контур вулкана, а затем выбирает пластилин подходящего цвета и размазывает его пальцами по бумаге. Если пластилин жесткий, его надо сначала разогреть в руках. Но я для таких упражнений специально покупаю мягкий пластилин.

3. Объемная композиция. Для этого варианта требуется пластиковый стакан (можно прозрачный или белый), лист картона, тонкая цветная бумага и пластилин. Можно также воспользоваться малярным или бумажным скотчем. Стакан нужно развернуть донышком вверх и прикрепить на лист картона (пластилином или скотчем). Затем из цветной бумаги делается лава: для этого от листа бумаги просто отрываются полоски. Обычно дети выбирают красный, оранжевый или желтый цвет. Эти полоски нужно прикрепить сверху к донышку стакана опять же с помощью пластилина или скотча.

Важно поддерживать инициативу ребенка при выполнении задания: он может предлагать свои собственные варианты. Например, Слава, о котором шла речь выше, вырезал у стакана донышко и приклеил полоски, изображающие лаву, с внутренней стороны. В итоге у него получилось настоящее жерло вулкана. Когда вулкан готов, нужно поговорить с ребенком о его гневе: когда он бывает таким сердитым, как этот вулкан, что ему хочется сделать и т.д.

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.

Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин (в зависимости от выбранного варианта).

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

Dewall C.N., Baumeister R.F., Stillman T. F. & Gailliot M.T. (2007). Violence restrained: Eff ects of self-regulation and its depletion on aggression. Journal of Experimental Social Psychology, 43 (1), 62–76.
Dionne G., Tremblay R.E., Boivin M., Laplante D., Pérusse D. Physical aggression and expressive vocabulary in 19-month-old twins. DevelopmentalPsychology 2003:39 (2); 261–273.
García-Sancho, Esperanza & José M., Salguero & Fernández-Berrocal, Pablo. (2014). The relationships between Emotional Intelligence and Aggression: A Systematic Review. Aggression and Violent Behavior. 19. 10.1016 / j.avb.2014.07.007.
Kochanska G., Murray K.T. & Harlan E.T. (2000) Eff ortful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social development. Developmental Psychology, 36, 220–232.
Murphy B.C., & Eisenberg N. (1997). Young children’s emotionality, regulation and social functioning and their responses when they are a target of a peer’s anger. Social Development, 6, 18–36.

Марина ЧИБИСОВА
кандидат психологических наук, доцент МПГУ


Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.


10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

5. Не показывать слабость


Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

5. Поговорите с родителем обидчика


К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

6. Переходите к активным действиям

7. Научите детей объединяться

Татьяна Верухина

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.


Содержание:

Портрет агрессивного ребёнка

агрессивный ребёнок

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

детская депрессия

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Виды агрессии

детская агрессия

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

прямая детская агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

признаки детской агрессии

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

один из признаков детской агрессии

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Проявление агрессии в разном возрасте

проявление агрессии у детей в раннем возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

Дошкольный возраст

агрессивная реакция на обиду

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

Причины детской агрессии

детская драка

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

низкая самооценка у ребенка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Быть лучшим

счастливый ребенок

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

ребенок агрессор

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Правильный пример

мама с ребенком

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Агрессия неминуема

Способы коррекции агрессивного поведения

девочка с папой

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

Ошибки родителей

родительское равнодушие

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

воспитание агрессивных детей

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Читайте также: