Чем отличаются взгляды лао цзы конфуция и мо цзы кратко философия

Обновлено: 05.07.2024

Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М. -ц. и его учеников собраны в книге "Мо-цзы", которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М. -ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на "простолюдинов" и "благородных мужей", "правящих" и "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви и взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения М. -ц. : "почитание мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за экономию в расходах" и т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения космического закона М. -ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании "небесной судьбы". Впервые в китайской философии М. -ц. выдвинул категорию причины (гу) , принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг) . Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

1 Древнекитайская философия: в 2 т. / сост. Ян Хин Шун. — М, 1973. — Т. 2. — С. 121.

3 Дао дэ цзин. — П. 37 (любое изд.).

Однако именно признание человеколюбия основой отношений между людьми принесло славу Конфуцию. .

Конфуций

Младший современник Лао-цзы Конфуций (ок. 551 — ок. 479 до н.э.) отдает традиционную китайскую дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.

1 Чжуан-цзы. — Гл. 5.

Конфуций, как и Лао-цзы, действовал в трудный для китайского общества период перехода от одной формации — рабовладельческой — к другой — феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. Подходы Конфуция и Лао-цзы были разными, но цели одинаковыми.




Цель ритуала добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. «Ритуал [основан на] постоянстве [движения] неба, порядке [явлений] на земле и поведении народа. Раз небесные и земные явления [происходят] регулярно, то и народ

1 Лунь юй. — Гл. 2, 3

2 Там же. — Гл. 3, 17.

3 Там же. — Гл. 2, 5.

4 Там же. — Гл. 1, 12.

5 Там же. — Гл. 8, 2.

Лао-цзы, по преданию, уехал из Китая на запад (в Индию), и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Но и наиболее точно выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с

1 Древнекитайская философия: в 2 т. / сост. Ян Хин Шун. — М, 1973. — Т. 2. — С. 12.

2 Там же. — С. 121. 3 Луньюй. — Гл. 1, 16.

4 Там же. — Гл. 8, 14.

5 История китайской философии / под ред. М.Л.Титаренко. — М, 1989. — С. 72.

6 Там же. — С. 121.

7 Лунь юй. — Гл. 2, 5.

Мо-цзы

1 Лунь юй. — Гл. 4, 8.

2 Мо-цзы. — Гл. 7 (любое изд.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем основные отличия китайской культуры от индийской?

2. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

4. Каково значение ритуала в китайской культуре?

6. Что такое недеяние?

7. Какова роль нравственности по Конфуцию?

9. Что такое всеобщая любовь, по Мо-цзы?

10. Чем отличаются взгляды Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии: в 4 т. / ред.-сост. В.В.Соколов. — М., 1969. —Т. 1. — Ч. 1.

Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. — М., 1966.

Древнекитайская философия: в 2 т. — М, 1972, 1973.

История китайской философии / под ред. М. Л. Титаренко. — М.г 1989.

Конфуций. Лунь юй. — М., 2001.

Шицзин. — М., 1987.




Учитель даосизма - Лао-цзы, а конфуцианства - Конфуций. Обе религии без Личных богов. Главное отличие - даосизм предполагает достижения Дао (Истины) через отшельничество, уход от мира. А конфуцианство - это скорее этика поведения человека в обществе, его отношение к другим людям, властям. Это, если так можно сказать, религия долга.

Конфуций видел в дао главным образом олицетворение верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в обществе. Для конфуцианства дао - это прежде всего сумма социальных регламентов, система дисциплины и этики.
Иначе смотрели на дао последователи Лао-цзы. Для них дао - это Всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения, Закон перехода вещей в свою противоположность, по которому развиваются все явления мира.

государство.. это мы
?!
.
государство Это Я!
[ а (и) Все Лучи из Одного (Источника)! ]

Три величайших мыслителя Древнего Китая, достойные наибольшего внимания, – покрытый ореолом таинственности Лао-цзы, всеми почитаемый Конфуций и мало кому ныне известный Мо-цзы, который, однако сформулировал за четыре с лишним века до Рождества Христова концепцию всеобщей любви.

Недеяние столь же важно, как деяние. Недаром библейские заповеди излагаются в форме ограничений – не убий, не укради и т. д. Надо знать, что делать и что не делать. Это и есть знание дао.

Какое значение имеет эта концепция для современности? Лао-цзы считается основателем даосизма – направления китайской культуры, дошедшего до наших дней. На близость даосизма к нарождающемуся новому пониманию природы указывают экологи. Лао-цзы советует приспособляться к естественным циклам, подчеркивает самодвижение в природе и важность равновесия.

Однако именно признание человеколюбия основой отношения между людьми принесло славу Конфуцию. Ирония Лао-цзы не смогла помешать Конфуцию, потому что общество, с опаской взирающее на метафизику, больше нуждалось в осмыслении социальных взаимоотношений.

Младший современник Лао-цзы Конфуций (ок. 551 – ок. 479 гг. до н. э.) отдал традиционную для китайцев дань Небу как творцу всех вещей и призывал беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделил сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.

Конфуций, как и Лао-цзы, действовал в трудный для китайского общества период перехода от одной формации – рабовладельческой – к другой – феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. Подходы Конфуция и Лао-цзы были разными, но цели одинаковыми.

Учение Конфуция отражает естественый процесс образования государств из родов (Семей, как пишет Вико с большой буквы), объединившихся в племена, в то время как Мо-цзы обращает нас в доисторические времена, когда вообще не было частной собственности.

Древнекитайская мысль сформулировала свои варианты решения основных проблем, стоящих перед человеком. Для китайцев истинен этот мир. Китайская мысль реалистична и социально-феноменологична по преимуществу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. КЬЕРКЕГОРОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЫСЛИТЕЛЯ

2. КЬЕРКЕГОРОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЫСЛИТЕЛЯ Лучшим введением в это новое понимание, возможнее оказывается кьеркегоровское понятие "существующего" (19) или "субъективного мыслителя", как он развивает его в "Завершающем ненаучном послесловии" к "Философским

3.2. Признание одного мыслителя

Из мира мыслителя

Из мира мыслителя 353 В великом молчании. Вот море! Здесь можем мы забыть о городе. Правда, и здесь еще его колокола доносят до нас звуки Ave Maria, но это только еще одну минуту! Теперь все молчит! Расстилается бесцветное море – оно не может говорить! Играет небо свою вечную

Справочная таблица содержит краткую характеристику основных школ китайской философии, их основатели, главные труды и особенности.

Легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Древнекитайский мудрец Лао-цзы.

Конфуций. После смерти Конфуция его ученики: Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Основатель— древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После него: Цинь Хуали, Мэн Шэн, и Тянь Сян-цзы,

Моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологииКитая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Легизм (Школа законников)

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян.

Основной идеей этой школы было равенство всех передЗаконом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Мин цзя (Школа имён)

Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.

Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь. Cреди представителей этой школы, занимавшихся астрономической и календарной проблематикой, можно назвать Цзы-вэя, историка и астронома-астролога (VI—Vвв. до н. э.), Цзоу Яня, полумифического Жунчэн-цзы, Чжана Цана (III—IIвв. до н. э.).

К сожалению до настоящего времени от сочинений мудрецов этой школы дошли только фрагменты

Школа Инь ян — это школа темного и светлого начала. Одна из шести основных философских школ древнего Китая.

Главная идея этой философии — деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.

Читайте также: