Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:
- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;
- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.

Работа содержит 1 файл

реферат Профессионализм педагога вышей школы.doc

Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:

- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;

- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:

- высокая профессиональная компетентность;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры.

Преподавателя следует рассматривать по двум основным блокам: личность преподавателя и профессионализм преподавателя

В первом блоке будут рассмотрены личные качества преподавателя, его поведение и отношение к студентам. Второй блок включает деятельность преподавателя, его знания и способности, а также его компетентность.

Говоря о личных качествах преподавателя, необходимо отметить, что самым важным условием для человека данной профессии - это приверженность своему делу, а главное - любовь и уважение к студентам. Необходимо все время помнить, что каждый студент - это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе 30 человек, а на потоке - 200, но необходимо к этому стремиться. Говоря всерьез, очень важно, какой образ преподавателя запечатлеется у студентов.

Не менее важно и уважение студентов по отношению к преподавателю, для этого последний должен пользоваться авторитетом. Авторитет преподавателя имеет прямое отношение к результатам обучения и влияет не только на обучение, но и на обучаемых. Важно преподавателю быть человеком высокой педагогической культуры и нравственности, доброжелательным, терпеливым, тактичным, неравнодушным к преподаванию, считающим своей основной ценностью служение делу.

Во все времена нравственные ориентиры одинаковы: доброта, которая сегодня особенно в дефиците, гуманность, трудолюбие, честность, правдивость и др. Поэтому преподаватель должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество, как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

Только обладая данными качествами, можно воспитать их в студентах. Нельзя воспитать порядочность, не будучи самому порядочным. Конечно, преподавателю высшей школы нужны глубокие знания по своей дисциплине, умение передать их студентам, но очень важно любить своих подопечных, верить в их способности, создать такую атмосферу, чтобы студент захотел учиться.

Ведущим принципом современной педагогики является педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная работа участников образовательного процесса и параметрами которого являются взаимоотношение, взаимоприятие, доверие. Если установится система взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым;

2) Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности;

3) Он должен всегда исходить их того, что у студентов есть внутренняя мотивация к обучению;

4) Он должен выступать для студентов, как источник разнообразного опыт, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы;

5) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

6) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

7) Он должен открыто выражать в группе свои чувства;

8) Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого студента;

9) Наконец, он должен хорошо знать себя.

Таким образом, оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально- педагогического общения.

Что касается поведения преподавателя, здесь необходимо отметить, что студенты ценят, прежде всего, естественность. Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах студентов небольшие отклонения от принятых норм поведения. Актуален спрос на неординарную личность преподавателя - исследователя, педагога и практика в одном лице, вместе с тем, живого и не равнодушного к проблемам молодежи человека. Другими словами, преподаватель должен быть яркой индивидуальностью, с чувством юмора, ответственный, дисциплинированный, интеллигентный, обладающий харизмой. Скорее всего, и сильнее всего на нее работает сочетание трех элементов: компетентности в науке, любви и уважения к студентам и естественности поведения.

Педагогический такт - есть форма реализации педагогической морали в поведении преподавателя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта преподавателя можно назвать:

- уважение к студенту и требовательность к нему;

- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

- внимательность к психическому состоянию студента и разумность, и последовательность требований к нему;

- доверие к студентам и систематическая проверка их учебной работы;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,

- уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,

- принципиальность без упрямства,

- внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.;

- педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений со студентами и др.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между преподавателем и студентами. Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Таким образом, подводя итог о личности преподавателя университета, можно сказать, что это - профессиональный, компетентный специалист, умеющий четко формулировать требования к предмету, сочетающий теоретическую подготовку с активной практической деятельностью, умеющий заинтересовать в своем предмете, обладающий преподавательским талантом, ораторским мастерством, творческим потенциалом, понимающий студентов, умеющий сотрудничать и выстраивать партнерские отношения со студентами на основе уважения к личности, общительный и доброжелательный, объективный и справедливый, интеллектуальный и эрудированный, обладающий харизмой и чувством юмора.

Говоря, о профессионализме преподавателя, необходимо определить те виды деятельности, которые присущи данной профессии. Итак, преподаватель осуществляет следующие виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную, управленческую, коммерческую, общественную и административно-хозяйственную.

Специфика деятельности преподавателя высшей школы – это совмещение собственно преподавания и научной работы. В исследовании З.Ф. Есаревой показано, что только сочетание научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы определяет его эффективность. Однако, в современном обществе, подавляющее большинство преподавателей и практически все студенты не согласны с существующей системой оценки деятельности профессорско- преподавательского состава, при которой лидирующее положение занимает научно-исследовательская деятельность и недооценивается учебная работа. Именно педагогическая деятельность должна играть ведущую роль в деятельности преподавателя вуза. При этом все другие виды ее наполняют и косвенно проявляются в ней.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая. В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

1) Проектирование - формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью; планирование учебного курса с учетом поставленных целей; учет этапов формирования умственных целей; предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления;

2) Конструирование. Отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию; подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей; выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов; планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов;

3) Организация. Организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов; использование педагогических методов, адекватных данной ситуации; организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами; применение ТСО при передаче информации; ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов; создание тестов по читаемому курсу; изложение отобранного материала в виде проблемной лекции;

4) Социально-психологическое регулирование, стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий; дисциплинирование студентов; установление обстановки сотрудничества; оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры; конструктивное решение конфликтов; управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия; активизация познавательной деятельности студентов; саморегуляция своих психических состояний; установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В научном исследовании: использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов; формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания; анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической науки.

Подготовка высококвалифицированного специалиста является очень непростой задачей. Качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их отношения к своей работе, к преподаваемому предмету. Именно от них, от профессиональной компетентности зависит, как будут обучены и воспитаны молодые люди, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. В университете преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой: ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. В настоящее время, в связи с появлением новых требований к социализации, профессионализации педагога, к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, внимание общественности приковано к недостаточно изученной проблеме профессионального развития преподавателя вуза.

Профессионализм преподавателя вуза проявляется в том, насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая, методическая деятельность, взаимообогащающие друг друга [3].

Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности [2].

Осмысление проблемы профессионализма преподавателя вуза в последнее время связывают с реализацией парадигмы компетентностного подхода. В. Медведев выделил ряд функций преподавателя вуза:

1) непосредственно связанные с преподаванием: обучения; воспитания студентов, развития их творческого потенциала; организации и управления учебным процессом;

2) связанные с обязанностями преподавателя как субъекта, ведущего активный научный поиск: исследователя в сфере науки, к которой относится преподаваемая дисциплина, сфере образовательного процесса;

3) связанные с обязанностями преподавателя как члена педагогического коллектива кафедры, факультета, вуза, его социальной ролью как представителя российской интеллигенции: взаимодействия с другими членами педагогического сообщества в интересах достижения корпоративных целей; развития и саморазвития, предполагающая инновационную деятельность преподавателя, повышение профессиональной квалификации; духовно-нравственное и физическое совершенствование; просветительская, предполагающая активное участие преподавателя в распространении научных знаний, повышении образованности и культуры населения и 11 соответствующих им компетенций: в области: преподаваемого предмета; познавательной деятельности, современных средств получения и обработки информации; философских и правовых основ, определяющих назначение и социальную роль образования, функционирование и развитие образовательной системы России; теории и методики обучения и воспитания; программно-методического обеспечения образовательного процесса; педагогических измерений, диагностики, оценки и анализа результатов обучения и воспитания; управления качеством образовательного процесса; педагогического общения, решения коммуникативных задач; общей и профессиональной культуры; саморазвития; организации и проведения научных исследований. Результат выполнения преподавателем той или иной функции целиком зависит от уровня развитости тех компетенций, которыми он должен обладать. Модель компетентности преподавателя представлена тремя компонентами: гностическим, функциональным и этическим. При отсутствии первого компонента преподавателя можно считать ремесленником, второго компонента - функционально безграмотным, третьего - социально опасным человеком [4].

Для эффективной организации учебного процесса преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов. Подавляющее большинство студентов современной эпохи равнодушны к учебе, недисциплинированные, мало времени проводят за учебниками, испытывают скуку от учения, часто опаздывают на занятия, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечение, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий.

Следовательно, необходимо пересмотреть методы и содержание высшего образования, изменить саму атмосферу учебы, с тем, чтобы повысить эффективность обучения. Необходимо формировать в студентах активное поведение к учебе, направлять их на самостоятельную, творческую и интеллектуальную деятельность, верить в своих студентов.

Новый преподаватель - это и исследователь, и воспитатель, и консультант, руководитель проектов. Следовательно, преподаватель в совершенстве должен овладеть компетентностным подходом к обучению, при котором акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений [1].

Современный преподаватель вуза должен иметь базовые знания информационных технологий; разработка и применение электронных учебно-методических материалов; овладение методическими приемами, использования слайд-лекций, интернет-семинаров; он-лайн занятий и др.; разрабатывать и внедрять в свою практику такие технологии обучения, как модульное обучение, персонализированное, тьюторскую систему обучения и бригадно-индивидуальное обучение.

Важную роль в развитии профессионализма преподавателя играет, помимо повышения педагогической квалификации, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы учебного заведения.

Эффективность работы по самообразованию зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы. Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но при условии целенаправленной работы над собой.

1. Егорова Ю.А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза // Молодой ученый. – 2009. - №2. – С.277-280.

3. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования // Высшее образование в России. – 2007. – №12. – С.30-33.

4. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. – 2007. - №11. – С.46-56.

5. Сальников Н., Бухарин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. - №2. – С.26-33.

Исследователи Б.М. Бим-Бад, СИ . Змеев, М. Ноулз убеждены, что человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем мире и с темпами этих изменений из-за недостаточного уровня компетентности. Они предлагают создать программу доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности в условиях постоянных изменений окружающего мира. Достижение данной цели ориентируется на обращение к проблемам профессиональной компетентности, творческой самостоятельности, высокого интеллектуального и нравственного потенциала, культурного уровня преподавателей иностранного языка высшего учебного заведения, так как на современном этапе развития нашего общества иностранный язык становится мощным фактором социального прогресса.

Современный преподаватель вуза является одновременно педагогом, воспитателем, организатором деятельности студентов, активным участником в общении с ними, с коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Преподаватель ориентируется на то, чтобы дать студентам в полном объеме прочные и глубокие знания, научить применению их на практике.

Преподавательская работа относится к сложным видам деятельности. От преподавателя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые определяют уровень его профессионализма. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии. Профессиональная пригодность преподавателя связана с наличием хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявление выдержки. К числу личностных качеств относятся: коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, организаторские способности, требовательность к себе.

Для приобретения и совершенствования профессиональных умений и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо представлять себе структуру педагогической деятельности, практических умений и навыков.

Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, преподаватель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки, стремится достичь высокого уровня профессионализма и выработать индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Полностью выполнить свое предназначение преподаватель может только тогда, когда он обладает определенными профессионально-личностными качествами, или профессиональной пригодностью к избранному труду.

Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег. Самообразование - процесс сознательной, самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

- в профессиональной сфере (знание своего предмета);

- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения).

Для самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе. Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:

- изучение научно-методической и учебной литературы, постоянный информационный поиск, знакомство с новыми литературными источниками;

- посещение занятий своих коллег, с последующим обменом мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов обучения.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную компетентность окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства

Исследователи Б.М. Бим-Бад, СИ . Змеев, М. Ноулз убеждены, что человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем мире и с темпами этих изменений из-за недостаточного уровня компетентности. Они предлагают создать программу доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности в условиях постоянных изменений окружающего мира. Достижение данной цели ориентируется на обращение к проблемам профессиональной компетентности, творческой самостоятельности, высокого интеллектуального и нравственного потенциала, культурного уровня преподавателей иностранного языка высшего учебного заведения, так как на современном этапе развития нашего общества иностранный язык становится мощным фактором социального прогресса.

Современный преподаватель вуза является одновременно педагогом, воспитателем, организатором деятельности студентов, активным участником в общении с ними, с коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Преподаватель ориентируется на то, чтобы дать студентам в полном объеме прочные и глубокие знания, научить применению их на практике.

Преподавательская работа относится к сложным видам деятельности. От преподавателя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые определяют уровень его профессионализма. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии. Профессиональная пригодность преподавателя связана с наличием хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявление выдержки. К числу личностных качеств относятся: коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, организаторские способности, требовательность к себе.

Для приобретения и совершенствования профессиональных умений и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо представлять себе структуру педагогической деятельности, практических умений и навыков.

Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, преподаватель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки, стремится достичь высокого уровня профессионализма и выработать индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Полностью выполнить свое предназначение преподаватель может только тогда, когда он обладает определенными профессионально-личностными качествами, или профессиональной пригодностью к избранному труду.

Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег. Самообразование - процесс сознательной, самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

- в профессиональной сфере (знание своего предмета);

- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения).

Для самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе. Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:

- изучение научно-методической и учебной литературы, постоянный информационный поиск, знакомство с новыми литературными источниками;

- посещение занятий своих коллег, с последующим обменом мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов обучения.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную компетентность окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства

Читайте также: