Как работает нервная система кратко 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

К центральным системам регуляции относятся: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, которые регулируют деятельность всех органов и систем организма, осуществляют связь органов между собой и организма в целом с внешней средой.

Нервная система осуществляет нервную регуляцию функций организма, участвуя в поддержании гомеостаза; обеспечивает психические процессы (обучение, речь, память, мышление и др.), позволяющие не только познавать, но и менять внешнюю среду.

Нервная клетка. Нервные волокна

Нейроны делятся на:

  • чувствительные (рецепторные, афферентные), которые передают возбуждение от рецепторов в центральной нервной системе (ЦНС);
  • вставочные (промежуточные), которые передают возбуждения в пределах ЦНС, соединяют нервные клетки между собой, составляют основную массу ЦНС;
  • двигательные (эффекторные, эфферентные), которые передают импульсы на рабочие органы.

Скопления тел нейронов за пределами ЦНС называются нервными узлами. Нервы — это выходящие за пределы ЦНС и дающие многочисленные ответвления ко всем органам пучки нервных волокон, заключённые в общую соединительнотканную оболочку. Их делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

Нервные окончания — это терминальные (концевые) части нервных волокон. Чувствительные нервные волокна заканчиваются в органах рецепторами, воспринимающими раздражения из внешней или внутренней среды организма, преобразующими их в нервное возбуждение, а затем передающими его в ЦНС. Двигательные нервные волокна заканчиваются эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (мышцу, железу).

Синапсы — специализированные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервного импульса. В синапсе различают пресинаптическую часть (окончание аксона), синаптическую щель и постсинаптическую часть (участок нейрона, мышечной или секреторной клетки). Передача сигнала осуществляется электрическим (электрические синапсы), гуморальным (химические синапсы,, более распространённые) механизмом или их сочетанием. В химических синапсах пресинаптическая часть содержит синаптические пузырьки с медиаторами (норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и др.). Приходящий нервный импульс вызывает возбуждение пресинаптической мембраны и вызывает высвобождение медиатора. Попавший в синаптическую щель медиатор достигает постсинаптической мембраны, вызывает в ней образование импульса. Через синапсы нервные импульсы передаются только в одном направлении.

Нервная система Основные принципы. Нервные волокна

Схема. Нервная система человека. Основные принципы

Регуляторная деятельность нервной системы основывается на рефлексах.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. Рефлексы важны для поддержания функциональной целостности организма и постоянства его внутренней среды (гомеостаз), они также обеспечивают эффективное взаимодействие организма с внешней средой. Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, генетически закреплённые) и условные (индивидуально приобретённые).

рефлексы

Осуществление рефлекса связано с рефлекторной дугой — путём, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Рефлекторная дуга состоит из рецептора (нервного окончания, воспринимающего раздражение); чувствительного нервного волокна (передаёт импульс от рецепторов в ЦНС); расположенного в ЦНС нервного центра (совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные); двигательного нервного волокна двигательных нейронов (передают импульс от ЦНС к рабочим органам); рабочего органа (мышцы, железы и др.) Обязательным условием осуществления рефлекса является целостность всех отделов рефлекторной дуги.

Строение нервной системы

Анатомически нервная система подразделяется на

    , которая состоит из головного и спинного мозга; , которая образована нервами и нервными узлами.

строение нервной системы

Функционально нервная система делится на:

  • соматическую, иннервирующую поперечнополосатые мышцы и органы чувств; , иннервирующую внутренние органы.

вегетативная НС строение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нервная система Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функц.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нервная система Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функц.

Нервная система Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функций организма. Она отвечает за его связь с окружающей средой, за обмен информацией между органами и частями тела и их согласованную работу. Строение ЦНС Нервная система состоит из большого количества клеток – нейронов. Они имеют отростки и связаны ими между собой. Все вместе они похожи на паутину и называются нервами. Группы этих клеток, образующие спинной и головной мозг, называют центральной нервной системой (ЦНС).


Головной мозг Головной мозг – это самая важная часть организма и ЦНС. Здесь о.

Головной мозг Головной мозг – это самая важная часть организма и ЦНС. Здесь обрабатывается вся получаемая человеком информация. Его строение очень сложное. Он состоит из двух полушарий, которые отвечают за такие важные процессы, как: эмоции и чувства; слух; зрение; осязание; вкус и обоняние; речь; зрительное узнавание; поведение; движение; мышление. Ниже полушарий находится сморщенный на вид мозжечок. От них также отходит ствол, который соединяет головной мозг и спинной. Ствол состоит из продолговатого, среднего и промежуточного отделов. Большие полушария делятся на правое и левое и имеют отделы: лобный; теменной; затылочный; височный. Каждая зона отвечает за определённые процессы в организме и выполняет свои функции. Например, лобные доли руководят поведением человека и сложным мышлением. Затылочный отдел отвечает за зрение, височный – за слух и обоняние.

Наш организм, то есть человека, состоит из отдельных частей, т. е. органов. Каждый орган имеет своё строение и выполняет определённую работу. Например, с помощью глаз мы видим, а с помощью лёгких дышим.

Сердце и кровеносные сосуды обеспечивают движение крови в организме и составляют кровеносную систему .

Лёгкие, бронхи и другие органы относятся к дыхательной системе . Они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

Органы человека связаны друг с другом и работают согласованно. А управляет всеми органами нервная система . Она состоит из головного мозга , спинного мозга и нервов .

Нервы похожи на провода. По ним в мозг поступают сигналы от других органов и внешней среды, а от мозга идут обратные сигналы.

Нервная система осуществляет также связь организма с внешней средой, и мы способны чувствовать все изменения окружающего мира и реагировать на них.

ВСЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА ПРОНИЗАНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ БЕЛЫМИ ВОЛОКНАМИ- НЕРВАМИ

ЧТО ВХОДИТ В НЕРВНУЮ СИСТЕМУ? ГОЛОВНОЙ МОЗГ СПИННОЙ МОЗГ НЕРВЫ

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ВЫПОЛНЯЕТ ОСНОВНУЮ РАБОТУ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ. ЗРЕНИЕ СЛУХ ВКУС ОСЯЗАНИЕ ЗАПАХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ЧЕРЕПА. ЧЕРЕП ГОЛОВНОЙ МОЗГ

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ДВИЖЕНИЯМИ ПРАВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПРОНИЗАН КРОВЕНОСНЫМИ СОСУДАМИ. ¼ ЧАСТЬ ВСЕХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА РАСХОДУЕТСЯ НА СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОВЕРХНОСТЬ МОЗГА- КОРА , ВСЯ В БОРОЗДКАХ И ИЗВИЛИНАХ

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕЧЬ СЛУХ ОБОНЯНИЕ ЗРЕНИЕ ОСЯЗАНИЕ ВКУС ТЕЛОДВИЖЕНИЕ

СПИННОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ПОЗВОНОЧНИКА.

КАЖДЫЙ ОТДЕЛ СПИННОГО МОЗГА- ОТВЕЧАЮТ ЗА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ МЫШЦ ШЕЙНЫЕ НЕРВЫ : ГОРЛО, ГРУДЬ, ПЛЕЧИ, РУКИ, КИСТИ РУК ГРУДНЫЕ НЕРВЫ : ОТ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУДИНЫ ДО НИЖНЕЙ ЧАСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ПОЯСНИЧНЫЕ НЕРВЫ: СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ КРЕС ТЦОВЫЕ НЕРВЫ: ОТ НИЖНЕЙ ЧАСТИ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ДО ПАЛЬЦЕВ НОГ

ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕНТР ЗРЕНИЯ ЦЕНТР ОБОНЯНИЯ СЛУХОВОЙ ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНЫЙЦЕНТР ЦЕНТР СЕНСОРНОСТИ ТЕЛА УЧАСТКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАЗНЫХ ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? УМЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

СЛУХОВАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ВКУСОВАЯ ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ? ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА: НЕПОДВИЖНОСТЬ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА СПИННОГО МОЗГА

ОТРАВЛЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА АЛКОГОЛЬ НИКОТИН РАЗРУШАЮТСЯ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ , ТЕРЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ

НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Режим дня: 7ч – 7.45ч. – Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак; 8ч. 15 мин. – 13.05ч. – Занятия в школе; 13.05ч. – 14ч. – Возвращение домой, обед; 14ч. – 16ч. – Отдых, прогулка, спортивная секция, кружок; 16ч. – 18ч. – Приготовление уроков; 18ч. – 19ч. – Отдых, ужин, помощь по дому; 19ч. – 20ч. 45 мин. – Чтение, игры дома; 20ч. 45 мин. – Подготовка ко сну. 21. ч.- 7.ч. - Ночной сон

ОТДЫХ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА С МЕ НА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТДЫХ ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РАДОСТЬ ПРИРОДА СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок ОМ Как устроен организм человека в 4 классе

Хочу поделиться материалами, которые помогут учителю провести урок интересно с минимальными затратами драгоценного времени. Удачи, коллеги.


Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи.


Организм человека: "Дыхательная система", 3 класс УМК "Гармония"

Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: дыхательная система" (УМК "Гармония", Поглазова).


Организм человека: "Мышцы", 3 класс УМК "Гармония"

Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: мышцы" (УМК "Гармония", Поглазова).

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности.

Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок послужит развитию познавательной деятельности обучающихся по данной теме. На уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа.

Как работает нервная система человека

Благодаря нервной системе в организме осуществляются многие жизненно важные процессы. Как осуществляется эта работа?

Нервная система человека работает непрерывно. Благодаря ей осуществляются такие жизненно важные процессы, как дыхание, биение сердца и пищеварение. Как сохранить нервную систему здоровой?

Зачем нужна нервная система?

Нервная система человека выполняет сразу несколько важнейших функций: - получает информацию о внешнем мире и состоянии организма, - передает информацию о состоянии всего тела в головной мозг, - координирует произвольные (сознательные) движения тела, - координирует и регулирует непроизвольные функции: дыхание, сердечный ритм, кровяное давление и температуру тела.

Как она устроена?

Что может навредить нервной системе?

Токсичные вещества нарушают протекание электрохимических процессов в клетках нервной системы и приводят к гибели нейронов. Особенно опасны для нервной системы тяжелые металлы (например, ртуть и свинец), различные яды (в их число входят табак и алкоголь), а также некоторые лекарственные препараты. Травмы происходят, когда повреждаются конечности или позвоночник. В случае переломов костей близко расположенные к ним нервы оказываются раздавлены, пережаты или даже разорваны. Это приводит к боли, онемению, потере чувствительности или нарушению двигательной функции. Подобный процесс может происходить и при нарушении осанки. Из-за постоянного неправильного положения позвонков защемляются или постоянно раздражаются нервные корешки спинного мозга, которые выходят в отверстия позвонков. Подобные защемления нерва могут происходить также в районах суставов или мышц и вызывать онемение или боль. Другой пример защемления нерва – так называемый туннельный синдром. При этом недуге постоянные мелкие движения кисти приводят к защемлению нерва в туннеле, образованном костями запястья, через который проходят срединный и локтевой нерв. На функции нервов влияют и некоторые заболевания, например, рассеянный склероз. В течение этой болезни разрушается оболочка нервных волокон, из-за чего в них нарушается проводимость.

Как сохранить нервную систему здоровой?

1. Придерживайтесь здорового питания. Все нервные клетки покрыты жировой оболочкой – миелином. Чтобы этот изолятор не разрушался, в пище должно быть достаточное количество здоровых жиров, а также витамина D и В12. Кроме того, для нормальной работы нервной системы полезны продукты, богатые калием, магнием, фолиевой кислотой и другими витаминами группы В. 2. Откажитесь от вредных привычек: курения и употребления алкоголя. 3. Не забывайте о прививках. Такое заболевание, как полиомиелит поражает нервную систему и приводит к нарушению двигательных функций. От полиомиелита можно защититься с помощью вакцинации. 4. Больше двигайтесь. Работа мышц не только стимулирует деятельность головного мозга, но и улучшает проводимость в самих нервных волокнах. Кроме того, улучшение кровоснабжения всего тела позволяет лучше питаться и нервной системе.

Если малыш недосыпает, работа его нервной системы нарушается. Здоровый сон очень важен для ребенка – выучите его основные правила.

5. Тренируйте нервную систему ежедневно. Читайте, разгадывайте кроссворды или гуляйте на природе. Даже составление обычного письма требует использования всех основных компонентов нервной системы: не только периферических нервов, но и зрительного анализатора, различных отделов головного и спинного мозга. Специалисты рекомендуют посвящать написанию рукописных текстов не менее 15 минут в день, стараясь выводить при этом буквы как можно аккуратнее.

Самое важное

Чтобы организм функционировал правильно, нервная система должна хорошо работать. Если ее работа нарушается – качество жизни человека серьезно страдает. Тренируйте нервную систему ежедневно, откажитесь от вредных привычек и питайтесь правильно.

Читайте также: