Конфликтология как наука и учебная дисциплина кратко

Обновлено: 19.05.2024

Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.

Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.

Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

Работа подобных центров предполагает широкий спектр способов профилактики конфликтов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать методы исследований конфликтологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликтах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3.4. Глобальная конфликтология

3.4. Глобальная конфликтология 3.4.1. Международная антипатия Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Пословица Для счастья, как вы помните, кроме всего прочего необходимо, чтобы тебя ценили, уважали и

5. Научная теория

1.2 Научная обоснованность

Центрирование на средствах и научная ортодоксия

Центрирование на средствах и научная ортодоксия Центрирование на средствах неизбежно приводит к научной ортодоксии, которая, в свою очередь, порождает неортодоксию. Вопросы и проблемы в науке редко удается сформулировать, классифицировать или объединить в одну

Конфликтология

Конфликтология Анцупов А. Н., Шипилов А. И. Проблема конфликта. Аналитический указатель. М.: Наука, 1992.Байярд Р. Т., Райярд Д. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей. М.: Семья и школа, 1995.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! Новосибирск: Наука,

Основная научная задача

Основная научная задача Человечество давно интересует, что представляет собой головной мозг и как работает. О работе мозга высказывали свои суждения еще древнегреческие ученые – врач Гиппократ (около 460–370 до н. э.) и философ и энциклопедист Аристотель (384–322 до н. э.).В XVI

Глава пятая Научная работа

Глава пятая Научная работа Экспериментальная работа физика подобна продвижению в глухую ночь по бездорожью через лес с завалами, оврагами, ямами, болотами и топями. Разве что изредка выходящая из-за туч луна осветит ненадолго окрестности или какая звезда невзначай

Научная основа книги

Научная основа книги В обычном понимании под наукой подразумевают те или иные исследования и эксперименты, на основании которых успешно защищаются научные диссертации. Согласно же Ведам – древнейшему и независимому от современной науки источнику знания – существует

Конфликты, являясь частью реальной жизни человека и общества, пронизывают профессиональную деятельность разных специалистов: социологи, психологи, социальные работники, политологи, журналисты и др. Современная образовательная программа подготовки специалистов конфликтологов должна знакомить студентов с проблемой конфликта на теоретическом и практическом уровнях. Она должна содержать в себе все многообразие точек зрения и подходов к проблемам конфликтного поля, с тем, чтобы это задавало вектор полифоничности возможного развития.

Подготовка специалиста к профессиональной деятельности в конфликтах предполагает теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования конфликта. Это значит, что необходимо подготовить специалиста, способного продуктивно решать в любой конфликтной ситуации следующие практические задачи:

1. Способствовать выведению участников конфликта на новый уровень рефлексивного осмысления, их места и роли в том процессе, движении, которое они пытаются осуществить в обществе, организации и т. п.

2. Оказывать участникам конфликта профессиональную помощь в поиске центра равновесия между изменениями и стабильностью в ситуации конфликта.

3. Раскрывать участникам конфликта позитивные функции конфликта, где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных ценностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком.

4. Готовить мышление участников конфликта к изменениям и передавать им методы конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.

5. Способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.

Практическая конфликтология как учебная дисциплина имеет важнейшую цель – дать студентам представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.

Конфликты, являясь частью реальной жизни человека и общества, пронизывают профессиональную деятельность разных специалистов: социологи, психологи, социальные работники, политологи, журналисты и др. Современная образовательная программа подготовки специалистов конфликтологов должна знакомить студентов с проблемой конфликта на теоретическом и практическом уровнях. Она должна содержать в себе все многообразие точек зрения и подходов к проблемам конфликтного поля, с тем, чтобы это задавало вектор полифоничности возможного развития.




Подготовка специалиста к профессиональной деятельности в конфликтах предполагает теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования конфликта. Это значит, что необходимо подготовить специалиста, способного продуктивно решать в любой конфликтной ситуации следующие практические задачи:

1. Способствовать выведению участников конфликта на новый уровень рефлексивного осмысления, их места и роли в том процессе, движении, которое они пытаются осуществить в обществе, организации и т. п.

2. Оказывать участникам конфликта профессиональную помощь в поиске центра равновесия между изменениями и стабильностью в ситуации конфликта.

3. Раскрывать участникам конфликта позитивные функции конфликта, где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных ценностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком.

4. Готовить мышление участников конфликта к изменениям и передавать им методы конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.

5. Способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.

Практическая конфликтология как учебная дисциплина имеет важнейшую цель – дать студентам представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.

Как и всякая другая наука, конфликтология имеет свой объект (некая объективная реальность, независящая от познающего субъекта) и предмет (то, на что направлена деятельность исследователя исследования.

Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии - это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.

Предметом исследования конфликтологии как науки являются общие закономерности возникновения конфликтных противоре­чий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения и разрешения конфликтов. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Специфика (или особенности) конфликтологии заключается в следующем:

2. Специфика конфликтологии заключается также в том, что ка­ждый вид конфликта (несмотря на общие теоретические и мето­дологические основания) имеет свои специфические особенно­сти и методы исследования. Так, для исследования внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов в большей степени подходят психологические и социально-психологические методы. Для исследования конфликтов, возникающих между большими социальными группами (социально-политических, межэтнических, политических), используются социологические, политические и другие методы.

3. Одной из основных особенностей социальной конфликтоло­гии (как и социологии) является тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена заключается в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о конфликтологии как о науке, способной не только теоретически­ми выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т.д.) выразить состояние той или иной социальной реальности и уровень ее конфликтности. Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и практического применения в реальной жизни.

Конфликтология как наука и как учебная дисциплина

1. До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов будущей науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50—60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии (в России - в 90х). Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

(Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия)

Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т. д.), технологии их регулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

Выделяют три направления развития конфликтологии как научной дисциплины:

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.

Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методов оценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

2. Перед конфликтологией как учебной дисциплиной стоит ответственная задача.

В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917—1985 гг.) конфликтологии как учебной дисциплины не существовало. Гос­подствовавшая коммунистическая идеология исходила из того, что в социалистическом обществе нет реальных причин для возникно­вения социальных конфликтов, поэтому нет и необходимости для создания специальной отрасли знания и изучения конфликтоло­гии. Реакционному режиму было проще управлять людьми, не имеющими конфликтологического образования. Не существовало и легитимных механизмов конструктивного разрешения социаль­ных конфликтов, поэтому они, как правило, подавлялись силой.

Задача конфликтологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь понять все сложности и хитросплетения конфликтологической науки, научиться правильно осознавать (воспринимать) возникающие конфликтные ситуации и адекват­но на них реагировать. Практическая конфликтология как учебная дисциплина имеет важнейшую цель – дать студентам представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.

Специфика конфликтологии как научной дисциплины, характеристика ее основных направлений. Анализ исследовательских методов конфликтологии. Изучение типичных причин и форм конфликта, их классификация. Анализ признаков, структуры, динамики конфликта.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.01.2016
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Конфликтология как научная дисциплина

Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.

Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.

Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

Работа подобных центров предполагает широкий спектр способов профилактики конфликтов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать методы исследований конфликтологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликтах.

Конфликтология как учебная дисциплина занимается изучением природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития. Важным аспектом современной конфликтологии является поиск методов предупреждения и способов разрешения различных видов и типов конфликтов. Конфликтология как область научного знания рассматривает закономерности, механизмы возникновения, развития конфликтных ситуаций, а также разрабатывает технологии управления конфликтами.

Как специфическая отрасль общественного и научного знания конфликтология имеет свой предмет изучения. Это социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Исследовательские методы конфликтологии

С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимаются учение о методах познания, система принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.

Объект, теория и метод любой науки тесно связаны между собой.

Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной методологии, т.е. таких процедур исследования, которые диктуются социально-психологической природой ее объекта, своеобразием ее предмета.

Основными методами исследования конфликтов являются:

3. метод типологизации;

Каждый из указанных методов имеет свои особенности.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта,а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) - статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2. Процессуально-динамический метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально-динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

Важнейший инструмент процессуального анализа - определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.

3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4. Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечиваетпредвидение возможного развития и результатов конфликта. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок. конфликт научный исследовательский метод

Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования.

Типичные причины и формы конфликта, их классификация

Классификация конфликтов Конфликты разнообразны и различаются по характеру, уровню напряженности, имеют место вертикальные конфликты, горизонтальные и т.п.; нередко встречаются конфликты смешанного типа (табл. 19.1).

конфликтология фото

Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Социальная конфликтология

Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

Социальная конфликтология это отрасль знания, исследующая внутриличностные противоречия, межличностные конфронтации и противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутреннего конфликта. Вопреки тому, что описываемые случаи вызывают интерес психологической науки вследствие наличия связи с глубокими волнениями, переживаниями личности и провоцируют травму психологического характера, они считаются также предметом изучения социальной конфликтологии, которой наиболее характерен интерес к социальной составляющей конфликта. Индивиды, вступающие в конфронтацию, тоже анализируются с социально-типической позиции, другими словами, в качестве носителей конкретных социальных качеств и характеристик, обладателей ролей, представителей отдельных социальных групп.

Социальная конфликтология специализируется на анализе вовлеченных в межличностное противостояние групповых и персональных интересов, потребностей, проявившихся в конфликте ценностных ориентиров и поведенческих мотиваций, исследует различные виды социальной депривации (лишения необходимых индивиду ценностей, духовно-материальных благ). Считается, что социальная депривация, в конечном счете, является глубинной причиной и источником противостояний.

Зарождение, распространение и затухание социального конфликта обусловлены наличием, характером и уровнем сформированности общественных противоречий. Социум во все времена полон противоречий. Они обнаруживаются в политико-экономической сфере, идеологии, культурно-нравственных ориентирах и духовных нормах. Классическим примером расхождений экономической направленности служит противоречие, возникающее между социальным характером труда и приватной формой присвоения вырабатываемого продукта. В политической жизни примером служит противопоставление интересов в битве за власть. В сфере культуры – противоречие между привычными ценностями, устоями общества и инновационными идеями, новыми нормативными представлениями.

Неоднородность и множественность противоречий вызывает разнообразность социальных противостояний, которые разнятся по спровоцировавшим их причинам, по вовлеченным субъектам, предмету и объекту, характеру зарождения, по способу распространения, механизму разрешения, по степени и остроте течения.

Специфическим моментом социологического разбора конфликта считается его анализ как субъектно-объектного отношения. Поскольку, конфликт, с одной стороны, являет собой субъективное состояние или действие, ведь в нем принимают участие и выступают движущими силами его эскалации социальные субъекты, а именно отдельные лица, коллективы, группы лиц, общности, сословия и целые государства. Но с другой стороны, во всяком противостоянии участвуют и объективные противоречия, которые существуют вне зависимости от желания или воли участников конфронтации, проявляющиеся посредством их чувств, мыслей и поступков. Каждый конфликт разгорается вокруг определенного объекта, например, статуса, собственности, власти, культурных идеалов, духовных ценностей.

Таким образом, социальная конфликтология рассматривает противостояние так, чтобы выяснить, причину развития объективных противоречий до уровня открытого противоборства субъектов взаимодействия в определенных социальных условиях.

Дисциплина конфликтология, как отдельное социологическое направление изучает все разновидности конфронтаций, но прежде всего социальное противостояние, с позиции исследования его субъектно-объектных компонентов в их взаимодействии, обнаруживает причины образования, развития и угасания конфликта, применяет социологические методы анализа природы возникновения конфронтаций как закономерности социального характера.

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

- методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

- методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

- методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

- методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Задачи конфликтологии

Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

Основными целями конфликтологии являются:

- изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

- создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

- организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.

Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

Методы конфликтологии

Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

Читайте также: