Как пушкин относится к станционному смотрителю кратко

Обновлено: 05.07.2024

С нашей точки зрения, это повесть о судьбе Самсона Вырина и его дочери. Уточним: о горестной (или печальной?) судьбе смотрителя и счастливой (или благополучной?) судьбе Дуни. Эта тема определяет и главную проблему: почему именно так сложились их судьбы?

Для глубокого понимания произведения очень важно выявление и осмысление непосредственного и целостного восприятия его читателем. Чувства и переживания читателя – ключ к постижению произведения. Именно чувства читателя очень часто помогают верно понять главное, они требуют своей проверки, подтверждения анализом.

История создания

Жанр и направление

Композиция

О чем?

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Главная мысль

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.

Но при такой трактовке авторской

Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы прикрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Особую роль в произведении играет символика. Символика – это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено

в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”.

На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя.

Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “Отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”.

В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе. Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину?

Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать.

Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. “Что такое станционный смотритель?” – спрашивает Пушкин у читателей устами рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”. И, конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж наверняка никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден.

Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”.

Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери. Но вернемся опять к символике произведения.

На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние.

Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”.

Он не мог простить себе, что отпустил дочь; одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище. “Коллежский регистратор. Почтовой станции диктатор” – слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению.

Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора. Ограниченность Самсона Вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни. “Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”.

В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы.

Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Л. Толстой, Гончаров и др. Создание образа “маленького человека” – это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему.

Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”). Таким образом, в “Станционном смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Пушкин Александр Сергеевич

Год написания и публикации — Повесть написана в 1830 году, а опубликована в 1831 году.
История создания — Пушкин написал это произведение в момент изоляции, вследствие распространения эпидемии холеры. Он очутился на карантине в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Этот период жизни оказался творчески очень плодотворным.
Жанр — Для Пушкина данное произведение – это повесть. Специалисты считают, что оно больше похоже на маленький роман из-за его психологической направленности и глубины.
Направление — Реализм, сентиментализм.
Основная идея — Автор показывает, как непросто бывает человеку, покинутому близкими людьми. Пушкин изображает трагический финал подобных отношений. История заставляет задуматься каждого человека, поскольку у всех нас есть родители и родные люди.
Тема — Взаимоотношение близких людей – родителей и детей.
Проблема — Не всегда родитель понимает желания ребенка, а ребенок не понимает, какую травму наносит родителю, если относится к нему безразлично, холодно.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Взаимоотношение родителя и ребенка.

Проблема: Конфликт отцов и детей.

Я осуждаю поведение Дуни, которая так обошлась с отцом. Она не думала о своем престарелом родителе, мне не нравятся такие люди, я их не могу понять.

Хотя, кое-что в девушке мне понятно. Нередко, дети рвутся в новое и неизведанное, а родители стопорят их. Дуня понимала, что отец не отпустит ее. Возможно, именно это заставило девушку так жестоко обойтись с отцом. Я думаю, что им стоило обсудить этот вопрос вместе. Отец родной – это не зверь, возможно, он дал бы согласие на ее отъезд. Если даже она и уехала без спроса, то можно было бы наведаться к отцу, спустя время, рассказать о своей благополучной жизни, успокоить его. Их воссоединение произошло, но тогда, когда старика уже не было в живых.

2. Тема: Тема одинокого человека

Проблема: Если человек внутренне одинок, то он зависит от своих близких, друзей, знакомых. Если близких не окажется рядом, и судьба оставит его наедине с самим собой, то такой человек теряет смысл жизни. И возможны разочарование и трагический финал.

Я считаю, что Самсон был слишком зациклен на своей дочери. У него умерла жена, но в те годы он был еще бодрым и крепким мужчиной. Думаю, что ему стоило позаботиться о своей личной жизни, найти себе женщину, хозяйку своего дома.

Читая о том, что Самсон отправился пешком в Петербург, становится не по себе. Он терпит такие лишения ради того, чтобы увидеть дочь. Он находит Дуню в объятиях Минского и может успокоиться – его дочь счастлива. Самсона это не удовлетворяет, он продолжает представлять, что впоследствии гусар выгонит ее. Я думаю, что старик мог успокоиться, когда увидел, что с Дуняшей все хорошо.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

От начала и до конца повесть пропитана пафосом сочувствия и сострадания. В начале повести автор рассказывает о несправедливом отношении к станционным смотрителям. Затем он описывает счастливую семейную жизнь Самсона и его дочери, которая будет контрастировать с дальнейшим описанием самого Самсона и его жилища. Чувствуется, что старик сломан своим горем, что не в таких красках он видел дальнейшую судьбу своей дочери. Рассказчик успокаивается лишь в тот момент, когда узнает о приезде дочери к старику, пусть даже его уже нет в живых. Мы сочувствуем Самсону вместе с Пушкиным, нам жаль старика, его истерзанной жизни.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

В начале повести чувствуется единение образов отца и дочери, а далее образ Самсона, у которого своя правда, противопоставлен образам гусара и Дуняши, у которых правда своя. Их образы приходят к единству только в конце повести, когда Дуня приезжает на могилу отца.

п.4. Литературные приёмы

Важное место в каждом произведении отводится символам, аналогиям, ассоциациям. Читая повесть, мы ощущаем аналогию неблагодарной должности станционного смотрителя, которым понукает каждый из приезжих, и неблагодарности дочери Самсона.

Интересно рассмотреть имя героя повести – Самсон Вырьин. У него библейское имя, которое говорит высоких стремлениях человека. Фамилия же его неинтересна и невыразительна, свидетельствует о его низком социальном статусе. Он именно таким и представляется мне.

Кладбище, где был похоронен Самсон было убого и пустынно, как и его жизнь, весь смысл которой заключался в его Дуне. Не хочется так зависеть от другого человека, иначе можно очутиться в ситуации Самсона.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт отцов и детей. Самсон считает, что знает, какая жизнь для его дочери будет лучшей. Дуня же другого мнения, поэтому она тайно сбегает с гусаром из родительского дома. Отец и дочь не понимают друг друга – у них обоих разные представления о жизни.

Читайте также: