Какие изделия украшают мозаикой из кусочков шпона 7 класс ответы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву — основа этого мастерства

Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Варианты нанесения

За все время существования техники маркетри специалисты придумали множество методов создания мозаики. Некоторые из них:


  • Принцип мозаики. Сначала готовый макет мастер разрезает на части, которые затем наносит на шпон. Первым делом осуществляется набор основных деталей. Последние в большинстве случаев служат фоном. Затем проводится врезка мелких элементов. После окончания манипуляций рисунок собирают на бумажном макете и фиксируют мозаику при помощи липкой ленты с лицевой стороны. Главное в процессе работы — минимизировать вероятность возникновения зазоров и трещин. Кроме того, очень аккуратно нужно приклеивать скотч, ведь сдвиги на поверхности недопустимы.
  • Набор в шпон. Суть метода заключается в том, что на древесину рисунок наносят при помощи копирки, а после вырезают элементы по контуру. Затем из другой древесины делают вставки для последующего заполнения пустот на фоновой доске. Все части соединяются между собой при помощи бумажного скотча.
  • Обратный набор. Первым делом лист бумаги с эскизом будущего орнамента крепится к доске. Затем из шпона вырезают фигурные детали. На лицевую часть каждого элемента мягкой кисточкой мастер наносит глютеновый клеевой состав и устанавливает его на нужное место. Специалист старается плотно подгонять кусочки мозаики. Проверить качество выполнения работы можно на свете. Это простейший метод создания маркетри.
  • Набор в бумагу. Первым делом специалист прорисовывает на плотном ватмане тонкие контуры деталей. Затем посредством вертикальной установки острого ножа мастер прорезает каждый элемент, чтобы впоследствии зафиксировать его на шпоне. Выпавшую заготовку из бумаги на древесине тщательно обводят по контуру. Аналогичным образом осуществляется изготовление всех частей композиции.


Сегодня начинающие мастера с огромным удовольствием изучают все нюансы этой техники, вдохновляясь произведениями предшественников.

Процесс создания

Первым делом эскиз рисунка, который в дальнейшем будет выполнен в виде мозаики, мастер наносит на миллиметровую бумагу. После этого специалист выбирает цвет и при помощи акварельных красок раскрашивает картину в соответствии с задумкой.


Популярным материалом, который чаще всего используется для изготовления шаблонов, является плотный картон. Полученный трафарет мастер прикладывает к шпону, а затем обводит контуры. Деревянные элементы вырезаются специальным острым ножом или лобзиком. После этого все фрагменты изображения следует приклеить к шаблону, причем располагать их нужно как можно плотнее. Это связано с тем, что даже минимальные промежутки между деталями в технике маркетри недопустимы. Для работы необходимо использовать столярный клей.

Готовый набор частей древесины на следующем этапе переворачивается бумагой вверх и приклеивается к основе из фанеры

Очень важно аккуратно удалить остатки клеевого состава. Затем изделие нужно минимум на 4 часа поместить под пресс, чтобы оно полностью высохло

После проводится обработка лицевой части элементов

При помощи крупной наждачки осторожно убирается бумажный слой. Полученные заготовки шлифуют и несколько раз покрывают лаком

Затем осуществляется полировка мозаики.

Чтобы готовое изображение выглядело эффектно, специалисты используют различные породы древесины. Некоторые из них:

  • груша;
  • орех;
  • береза;
  • красное дерево.

Тауширование по дереву

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) — довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие — древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Результат инкрустации по дереву

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов — дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву
(маркетри
и интарсия
) очень популярна среди мастеров.

Как изготавливается изделие в технике интарсии?
Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) — наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия
. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия
.

Маркетри — это упрощенная техника
интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри — менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус
.

Для маркетри используют натуральный шпон
— однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы — например, прокрашивание морилкой.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс
. Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художественного паркета, оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус

Металлические гвоздики в инкрустации

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).

Штрихи и узоры

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

Технология маркетри

Итак, технология маркетри начинается с того, что берется шпон различных цветовых оттенков с толщиной от 0,6 до 3,0 мм. Затем по картонному шаблону из шпона вырезаются детали мозаики. При этом резак лучше использовать v-образного вида: у него передняя кромка должна быть перпендикулярной горизонтальной оси, а задняя иметь угол 45 градусов

Важно и то, чтобы резак был максимально острым, так как тупой инструмент просто сомнет и разрушит хрупкий шпон

Вырезать мозаичные детали нужно с неким запасом, а не точно по размеру, чтобы потом можно было их подшлифовать и наиболее плотно подогнать по размеру. Интересно, что технология маркетри заключается не только в использовании природных цветов дерева, но и в целях получения шпона необычной окраски использует различные химические методы обработки дерева: протравливание, вымачивание в растворах, прокрашивание морилкой.

В последствии полученные по шаблону кусочки мозаики нужно смазать столярным клеем и наклеить их на бумажный чертеж-шаблон, как можно плотнее подгоняя друг к другу. Когда вся мозаика будет собрана, ее переворачивают и с помощью столярного клея наклеивают на необходимую деревянную основу. Потом маркетри по дереву покрывают бумагой и на несколько часов закладывают под пресс.

Через двое суток полуготовое изделие можно шлифовать. Затем изделие можно покрыть в четыре слоя нитролаком с промежуточной сушкой от одного до трех часов и с выполнением промежуточной шлифовки. Еще через сутки созданную мозаику нужно отполировать полировочной пастой и суконкой. Некоторые мастера вместо лакирования покрывают изделие специальной мастикой, созданной из скипидара и воска.

Сегодня мастера с помощью техники маркетри создают неповторимые произведения искусства. Если у вас есть возможность, то почему бы не украсить свой дом такой роскошной мозаикой по дереву как маркетри? Ведь ей сложно не восхищаться, а красота маркетри находится вне времени и всегда в моде.

Маркетри

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву, подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины.

Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

  • Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
  • Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

  • Паркетри. Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.
  • Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона.
  • Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные.

В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком, либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

  • Амарант.
  • Розовое дерево.
  • Фиалковое дерево.
  • Пальма.
  • Лимонное дерево.
  • Палисандр.
  • Прочие породы.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже — паркетный рисунок.

Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:

  • Явор.
  • Карельская береза.
  • Мореный клен.
  • Красное дерево.
  • Груша.
  • Черное дерево.
  • Палисандр.

Это разнообразие дополнено тонкой гравировкой.

Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.

В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели, в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.

Ответ

Ответ

Ответ

а) цена деления (20-10) :5 = 2мл. обьем жидкости - 28мл;
б) цена деления (30-15):5=3 мл. объем жидкости - 27мл;
в) цена деления (40-20): 5 = 4мл. объем жидкости - 68мл;
г) цена деления (100-50);5 = 10мл. объем жидкости - 110мл:
С помощью цилиндра под буквой а) объем жидкости можно измерить наиболее точно, так как цена деления данной мензурки минимальна



Другие вопросы по Другим предметам

Предмет

Сумма радиусов двух окружностей равна 12 см, при этом длина одной окружности на 24 см больше другой! вычисли радиусы окружностей.

Предмет

Предмет

Али манап акелген костюмды неге киіп көрмеді. қали үиінде немен айналысады. манап неліктен қалиды үиіне тапсырған еді. "бауыр"әңгімесі​

Предмет

Предмет

Какова последовательность действий при инкрустации контуров мозаичного набора металлическими полосками?

Предмет

Виды исскуств художественная - декоративно прикладное исскуство - изоброзительное исскуство - хореография как вид исскуства- театральное исскуство - кинография - фотография- !

1. Какие изделия украшают мозаикой из кусочков шпона? 2. Почему шпон для изготовления мозаичного наб.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром. Учитель технологии Губарь Геннадий Васильевич МБОУ гимназия № 30 города Ставрополя

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположе.

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором. Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отде.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке представлены панно, выполненные в современной технике интарсии.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специ.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специального программного обеспечения можно превратить любую фотографию (домашнего животного, какого-либо пейзажа, цветка и др.) в схему для мозаичного панно, в которой изображение уже разбито на части. Остаётся только изготовить кусочки древесины, соответствующие разбивке по форме и цвету, а потом склеить их между собой.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально с.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. в) и склеивают между собой (рис. г). Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости. Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьют.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.).

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочко.

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0,5. 3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород. Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать, объёмные изображения. Если мозаичный набор состоит из геометрических фигур и напоминает паркетный пол, то его называют паркетри.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изде.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изделия в технике маркетри. Создание мозаичного набора из шпона включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древ.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабо выраженной текстурой — липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др. Для двухцветной мозаики наиболее гармоничными получаются следующие сочетания древесины: бук и морёный дуб, клён и орех, груша и палисандр. При выполнении трёхцветной мозаики — бук, клён и морёный дуб; клён, орех и морёный дуб; дуб, клён и морёный дуб и др.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является в.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является верстак, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 X 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8. 10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо.

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. а), а также шило и свёрла (рис. б, в). Нож-пилка (рис. г) служит для разрезания шпона по металлической линейке на полоски вдоль волокон. Притирочным молотком (рис. д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливания из-под набора излишков клея. Циркуль-резак (рис. е) служит для вырезания кругов шпона.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм, заточив его под углом 30-45° и приделав к нему деревянную ручку. Режущая кромка ножа должна быть остро заточена, так как плохо заточенный нож не будет резать, а будет сминать волокна древесины. Кроме этого для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копирова.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. а) или кальку. Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. б) и получают гнездо (рис. в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку. Вставку помещают в гнездо фона (рис. д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. ё). После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами. Если в качестве основы используется фанера, то необходимо, чтобы направление волокон на её облицовываемой поверхности было перпендикулярно направлению волокон в мозаичном наборе. Если толщина фанеры небольшая, то одновременно с приклеиванием набора на обратную сторону фанеры наклеивают слой шпона такой же толщины и с таким же направлением волокон древесины, как в наборе. Это необходимо, чтобы устранить коробление изделия после высыхания клея. Если в качестве основы используется древесно-стружечная плита, то наклеивать слой шпона с обратной стороны основы не нужно.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шп.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать од-ним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться. Иногда, чтобы шпон не растрескивался, его приклеивают к листу бумаги. Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. а). Если, например, необходимо вырезать вставку в виде треугольника, то нож-резак перемещают от вершин углов (рис. б) к его сторонам.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а не поперек них (рис. в). При вырезании кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем наружную. Если вставка имеет скругление малого радиуса, то вырезать её лучше так, как показано на рисунке г. Для получения сложных криволинейных контуров применяют шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. д).

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бума.

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора, листы шпона для фона и вставки наклеивают на бумагу, укладывают один на другой и скрепляют по углам клеем. На верхний лист переводят рисунок и выпиливают контуры лобзиком с тонкой мелкозубой пилкой по металлу (толщиной 0,3. 0,4 мм). Таким образом получают сразу два гнезда и две вставки. Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.

Вы ознакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является на.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образо.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образом. Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают специальным прозрачным клеем — нитроцеллюлозным. Чем тоньше проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие. Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия . После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического конт.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путём врезания его в деревянную основу. Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации. Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками. Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого, чтобы подчеркнуть отдельные детали мозаики, по контурам изображения внутри набора прорезают канавку. В неё вколачивают тонкую полоску металла (шириной 2. 3 мм), которую отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вкол.

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зач.

Читайте также: