Как проводить занятия в детском саду во 2 младшей группе

Обновлено: 06.07.2024

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

• использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

• специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение 3–5 минут закрепить программный материал с отдельными детьми или группой малышей (3–4 человека).

Успех занятия во многом определяется тем, как сидят дети: они должны хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. На одних занятиях детям удобнее сидеть за столами, стоящими отдельно друг от друга; на других малышей целесообразнее рассадить полукругом; на третьих младшим дошкольникам удобнее заниматься за столами, расположенными в ряд и т. д. Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, не капризные сверстники. Не стоит предлагать трехлетним детям поднимать руку, демонстрируя готовность отвечать, или вставать при ответе на вопрос, это трудно для малышей и связано со значительными затратами времени.

Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.

Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.

Своевременно усвоенная дошкольниками точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень их речевого развития, совершенствует культуру речевого общения.

Как и на предыдущей возрастной ступени, во второй младшей группе используют следующие приемы словарной работы :

• называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);

• использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;

• многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т. п.

Во второй младшей группе планируются дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения по активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов.

Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

За правильный ответ ребенок получает награду – какой-нибудь мелкий предмет: елочку, фишку, орешек, камешек, желудь и т. п.

Сначала педагог ждет пока ребенок ответит на вопрос, но во второй половине года, приучая детей работать в определенном темпе, он отводит на ответ определенное время (например, негромко вместе с детьми считает до пяти (позже – до трех)).

Вне занятий эти упражнения проводятся во время игр с мячом (ребенок должен поймать мяч, и пока дети считают до пяти (или до трех), ответить на вопрос).

В данном пособии представлены занятия по:

• воспитанию звуковой культуры речи. Объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активизации словаря детей, формированию диалогической речи;

• ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнения в драматизации, заучивание наизусть);

• рассматриванию сюжетных картин. Эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Особенности работы с детьми на занятиях

Особенности работы с детьми на занятиях С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности

Приложение II Произведения художественной литературы для работы с детьми вне занятий

Приложение II Произведения художественной литературы для работы с детьми вне занятий Мамина песенка Всех морей и речек Коней и овечек Мне сынок дороже, Родной человечек. Азербайджанская песенка, обраб. А. Ахундовой

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Секреты работы с глиной

Секреты работы с глиной Многие воспитатели не любят работать с глиной, так как не понимают всех тонкостей, и часто заменяют занятия по лепке из глины на лепку из пластилина. Чтобы понять секреты лепки из глины, внимательно прочитайте следующие советы:• За сутки до

Зарплаты и график работы

Зарплаты и график работы Совершенно очевидно, что в частном детском саду зарплаты воспитателей должны быть выше, чем в государственном. На сегодняшний день зарплата воспитателя в муниципальном детском саду составляет 12 000-15 000 руб. при продолжительности рабочего дня

Основные направления работы с детьми

Основные направления работы с детьми Театральная игра Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,

Этап 6 Оформляем работы

Этап 6 Оформляем работы Вместе с ребенком выберите несколько его особенно удачных работ — при этом постарайтесь ориентироваться, прежде всего, на вкус самого автора. Затем покажите ему, как выглядят настоящие рамы у картин (если у вас дома картин нет, найдите изображение

3.4. Особенности восприятия музыки детьми

3.4. Особенности восприятия музыки детьми Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

Как? (Порядок работы)

Структурирование работы

Структурирование работы Приучайте ребенка структурировать свою деятельность. Вы можете вслух проговорить отдельные шаги решения задачи, чтобы ребенок понял, как проходит процесс. Например: «Сначала нужно внимательно прочитать условие задачи. Что нужно найти? Всю

Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста

Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает

Предметы, с которыми дети играют на наших занятиях

Предметы, с которыми дети играют на наших занятиях Для малышей, которые еще не умеют ползать:• Крышки от банок (металлические и пластмассовые)• Бигуди (пластиковые)• То, что можно вертеть в руках: цепочки, кольца, крупные бусины, маленькие чашки и чайные блюдца

дети занимаются

Ребята четвёртого года жизни только начинают открывать огромный и прекрасный мир вокруг себя. Сориентироваться в нём, получить много полезной и разнообразной информации им помогут воспитатели детского сада. Этому послужат как образовательные ситуации в разные моменты дня, так и непосредственная образовательная деятельность (НОД), которую педагоги организуют и проводят в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и требованиями образовательных программ.

Задачи и приёмы дошкольного образования во второй младшей группе

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей.

Все эти задачи решаются в процессе обучения и воспитания в детском саду в течение дня с учётом возрастных особенностей детей.

Мальчик и девочка рассматривают счёты

Забота государства о маленьких гражданах отражена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования

Применительно к воспитанникам второй младшей группы (дети 3–4 лет) задачи конкретизируются:

Психологические особенности детей четвёртого года жизни

Педагог рисует с детьми

Чтобы новые требования к дошкольному образованию стали реальностью, педагоги должны видеть в воспитаннике равную себе личность

Расширяется и круг интересов дошкольников: они обращают внимание не только на явления и предметы, которые находится рядом, в непосредственной близости, но и воспроизводят в игре, беседе то, с чем сталкивались раньше и получили сильное впечатление (гроза, путешествие на поезде, самолёте, участие в общественных мероприятиях, праздниках). Интересны детям четвёртого года жизни профессии взрослых, польза, которую приносит та или иная профессия. Для любознательных трёхлеток порой бывает настоящим открытием узнать, что их мама и папа, которых они раньше видели только в кругу семьи, работают продавцом, поваром, инженером, водителем, строителем, делают важные и полезные вещи для других людей. Дети гордятся своими близкими, желают им подражать. Это говорит о совершенствовании мыслительных процессов, о том, что ребёнок начинает понимать: люди вокруг — члены не только его семьи, но и общества.

Как и раньше, трёхлетки любят игры и манипуляции с предметами, природным материалом (водой, песком), но теперь их внимание не поглощает механическое выполнение действий. Дети способны делать простые умозаключения, приобретать опыт в процессе действий и использовать его в дальнейшем. Например, если предложить им для игр сухой песок, они быстро поймут, что из него невозможно лепить куличи, пирожки, и воспользуются для игры песочной мельницей, а вот влажный песок, наоборот, станет материалом для приготовления разнообразного кукольного угощения.

Девочка делает аппликацию из листьев

Дошкольник четвёртого года жизни способен размышлять, сопоставлять информацию и делать умозаключения

Педагогические приёмы, актуальные для детей второй младшей группы

В своей работе педагог использует ряд эффективных для малышей 3–4 лет приёмов:

  • объяснения (с опорой на чувственный опыт воспитанников);
  • чтение сказок, потешек, коротких стихотворений, загадок;
  • показ действий на собственном примере;
  • эмоциональный настрой (этому способствуют сюрпризные моменты, использование на занятиях музыкальных произведений и др.);
  • педагогическая драматургия (например, занятия в форме путешествий), театрализация;
  • игровые методы;
  • рассматривание непосредственно изучаемых объектов или их изображений, макетов, моделей т. д.

Словесные инструкции для малышей необходимо подкреплять демонстрацией правильных действий.

Организация НОД во второй младшей группе детского сада

Воспитатель ДОУ использует различные формы организации образовательного процесса в течение дня. Это беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Но наиболее эффективной, позволяющей вести работу с детьми систематически и выполнить максимум предусмотренных программой задач является непосредственная (организованная) образовательная деятельность, то есть НОД или ООД.

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение личностного развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.

Главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, направленная на выполнение определённых задач (образовательных для воспитателя, игровых, исследовательских — для детей). Преобладает деятельностный подход в обучении и воспитании. Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне со взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.

Малыши играют с крупным конструктором

Дети должны не внимать инструкциям воспитателя, а получать знания деятельным путём

Советы по организации НОД в младшей группе

В организации занятий по-новому не возникнет трудностей, если педагог будет учитывать, что ребёнок младшего дошкольного возраста — личность, со своими желаниями, предпочтениями, особенностями. Их нужно уважать, как и право личности на свободный выбор деятельности, но не в ущерб интересам других детей. Поэтому свободный выход из НОД, переход к другой деятельности отдельных воспитанников возможен, если они не мешают остальным. Если НОД продумана педагогом до мелочей, обычно всем трёхлеткам интересно участвовать в ней.

Бывает, что у ребёнка нет настроения, он утомлён, тогда следует поручить его заботам няни и продолжить работу с остальными дошкольниками. Иногда отказ принимать участие в занятии служит признаком заболевания, поэтому за малышом нужно понаблюдать в течение некоторого времени.

ФГОС дошкольного образования провозглашает педагогику сотрудничества. Воспитателю следует помнить, что общение, совместная деятельность, игра должны приносить радость и пользу обеим сторонам. И ребёнку, и взрослому всегда есть чему поучиться друг у друга. Чем опытнее и мудрее педагог, тем с большим вниманием он прислушивается к своим маленьким собеседникам, находит в работе с ними новое и полезное для совершенствования своего мастерства.

Дети и педагог стоят перед импровизированным пешеходным переходом в помещении группы

Важная информация подаётся в виде игры, что облегчает малышам её усвоение

Новые требования предусматривают гибкость, вариативность занятия. Педагог может отступить от плана, если возникли обстоятельства, которые нельзя оставить без внимания. К примеру, перед рисованием зимнего дерева воспитатель запланировал показать ребятам иллюстрацию, но прошёл обильный снегопад, украсивший все деревья волшебными нарядами. В таком случае целесообразно полюбоваться деревьями и кустами в зимнем убранстве из окна, поскольку будут выполнены сразу две задачи: обогатится опыт детей наблюдением за реальными явлениями природы и привлечётся внимание к её красоте.

Дети непредсказуемы. Поэтому воспитателю при подготовке НОД следует предусмотреть варианты неожиданного хода событий, быть готовым ответить на вопрос не по теме занятия и потом вернуть внимание малышей к основному виду деятельности.

Педагог и дети сидят за столом, у одной девочки ножницы в руках

Личная заинтересованность педагога в происходящем на занятии не оставит малышей равнодушными

Структура и длительность НОД в младшей группе детского сада

Занятия с детьми младшей группы проводят по всем пяти образовательным областям, их количество в неделю рекомендовано примерными образовательными программами.

Базовый вид деятельности Периодичность
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю
Познавательное развитие 2 раза в неделю
Развитие речи 1 раз в неделю
Рисование 1 раз в неделю
Лепка 1 раз в 2 недели
Аппликация 1 раз в 2 недели
Музыка 2 раза в неделю

Согласно санитарным правилам и нормам, длительность НОД в младшей группе ДОУ не должна превышать 15 минут. Однако интегрированные и комплексные занятия могут быть чуть длиннее (на 5–7 минут) за счёт совмещения и интеграции видов деятельности. В таком случае вместо двух занятий в день проводят одно.

Таблица: структура и длительность этапов НОД в младшей группе

  • В середине НОД, если не было повышенной двигательной активности, проводят физкультминутку.
  • На занятиях по лепке, рисованию, конструированию проводят пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры.
  • Подводя итог, вспоминают только положительные моменты, а не ошибки и промахи детей.
  • Если есть возможность, группу делят на подгруппы. Одна занимается математикой, развитием речи, другая музыкой или физкультурой.

Осуществление индивидуального подхода

Индивидуальные задания в ходе фронтальных (со всеми детьми) занятий по математике, речевому и познавательному развитию в младшей группе давать не рекомендуется, поскольку дети ещё малы и могут спутать задания, ориентируясь на соседа. Дифференцировать материал можно, если проводится занятие по подгруппам (та подгруппа, которая справляется быстрее, получит больше на 1 задание). Индивидуальный подход осуществляется педагогом последовательно: на занятии подмечается, кто из детей испытывал трудности, отставал, а в свободное время ведётся индивидуальная работа в нужной области.

Мальчик и девочка вырезают из цветной бумаги

Каким бы ни было занятие по форме, оно должно приносить радость малышам

Мотивация познавательной и продуктивной деятельности детей

Современные дошкольники имеют доступ к новейшим гаджетам, планшетам и айфонам, их не удивишь волшебными мультфильмами, сказочными приключениями, яркими игрушками. Чем же привлечь малыша к занятию? Тут на первый план выходит мастерство и заинтересованность самого педагога в положительном результате.

Педагог держит большого плюшевого мишку, дети улыбаются

Необычная ситуация или приход в группу сказочного персонажа привлечёт внимание детей к занятию

Темы и задачи при планировании НОД во второй младшей группе

Комплексно-тематический подход к планированию образовательной работы в ДОУ помогает в течение года ознакомить малышей со всеми сферами жизни человека, явлениями и объектами природы, доступными их пониманию. Это способствует всестороннему развитию воспитанников, позволяет выявить интересы и предпочтения ребят (одни любят игры, беседы и художественные произведения о транспорте, другие о животных, третьи о сказках) и вести в дальнейшем индивидуальную работу с учётом детских увлечений.

Темы НОД обычно сочетаются с темой недели (месяца), что позволяет выстроить образовательную деятельность в стройную логическую цепочку. Такой подход облегчает работу воспитателя, и сами дети лучше усваивают материал, поскольку в пределах тематического блока имеют дело с близкими по смыслу понятиями (животные домашние и дикие, овощи и фрукты, профессии, детский сад, домашняя техника и т. д.). В конце тематического отрезка проводится итоговое мероприятие, а также беседы, игры на закрепление полученных знаний.

Наиболее успешным будет проведение НОД, в которых используют, чередуя или интегрируя, различные виды детской деятельности (но не более 2–3 сразу), объединённые сюжетом по одной теме. Сочетают такую деятельность:

  • игровую;
  • коммуникативную;
  • трудовую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • музыкально-художественную;
  • продуктивную;
  • чтение.

Задачи каждой отдельной НОД зависят от образовательной области, успешности детей (одни группы быстрее усваивают материал и нет необходимости повторять несколько раз, закреплять), требований программы.

Дети играют с картонными воротами и машинками

Наиболее успешно проходят занятия, в которых интегрируются несколько образовательных областей

Таблица: фрагмент картотеки НОД в младшей группе ДОУ (с учётом темы недели)

Чтобы занятие прошло интересно, оживлённо и принесло малышам пользу и радость, воспитателю необходимо продумать такие моменты:

  • Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе и окружающем мире. Дети должны хорошо ориентироваться в предлагаемом материале. иначе они растеряются и их активность будет низкой.
  • Какую использовать наглядность. На занятии по ознакомлению с природой возможно использовать живые объекты (растения, животных), а если берут картины или иллюстрации, игрушки, то они должны максимально соответствовать реально существующим природным объектам. На других занятиях (по математике, художественной литературе, речевому развитию) принцип природосоответствия не соблюдают так строго.
  • Как рассадить, разместить детей. Если предстоит занятие-путешествие или квест, воспитатель должен хорошо продумать, достаточно ли будет места для передвижения детей и выполнения заданий.
  • Литературное и музыкальное оформление. Художественное слово, музыка оживят и украсят НОД, сделают её особенно интересной для детей.
  • Подведение итогов. Добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам. Похвалить можно и детей в целом, и отметить особые успехи 2–3 ребят. На неудачи внимание обращать не стоит.
  • Каждая НОД должна содержать в себе побуждение к новой познавательной деятельности, открытиям и достижениям. Поэтому замечательно будет, если сказочный персонаж подарит детям не конфеты или игрушку, а новую книгу сказок, раскраски, развивающую игру.

Дети рассматривают глобус

Одна из главных целей НОД — стимулировать детскую любознательность и познавательный интерес

Карамелька: Молодцы, вы дружно надували шар, закройте теперь глазки.
Дети с закрытыми глазами ждут. Воспитатель выносит воздушный шар.

  • Нос всю жизнь нам верно служит.
    Носик с нами очень дружит.
    Носик очень помогает,
    Запахи все различает.
  • У людей и у зверушек
    Есть по паре чутких ушек!
    Ушки звуки различают,
    Они слышать помогают!

Цель: расширить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи,

Цель: вызвать у детей положительные эмоции; учить дошкольников закрашивать небольшую плоскость краской; закреплять навыки

Цель: развивать способность детей слушать и понимать речь взрослого, обращенную ко всем детям; обогащать

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник) их

Цель: формировать представление детей о свойствах воды и песка; побуждать детей соблюдать правила поведения

Цель: закрепить знания детей о разных видах и свойствах бумаги; развивать исследовательские действия воспитанников,

Цель: знакомить дошкольников с опасными свойствами огня, повторить правила поведения с огнем, закреплять умение

© 2022 Материалы для воспитателя, психолога, логопеда детского сада | Дети в саду.ру | РОССИЯ, г. КРАСНОДАР

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.

— мы делимся конспектами, мастер-классами, рекомендациями по проведению занятий во второй младшей группе детского сада.


Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Тематическое занятие "Домик для скворца - скворечник" Детьми совместно с воспитателем… Читать дальше




занятие в детском саду стоматолог


мяч

работы в детском саду на 23 февраля

цветы в детском саду

Выполнила: Тархова И.А. Конспект открытого мероприятия, подготовленного в качестве старшего воспитателя. Занятие по трудовому воспитанию "Путешествие в страну цветов" для 2-й младшей группы Цели: Закрепление умений детей ухаживать за комнатными растениями. Совершенствование навыков… Читать дальше

математика детский сад







© 2008—2022. Проект А.В. Кузнецовой
Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.
Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.
Правила пользования сайтом

Читайте также: