План работы со слабоуспевающими детьми в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

➢ своевременно оказыва ть помощь на дополнительных з анятиях и организовать работу

➢ изменить формы и методы уче бной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность

обучающихся и п ревратить их в активный субъек т деятельности. Использовать для этого

➢ освободить школьников от страха п еред оши бками, создавая ситуацию свободного

➢ ориентировать де тей на ценности: человек, семья, отечество, труд , знания, культура,

План работы со слабоуспевающими детьми

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

· Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).

· Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

· Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

· Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).

· Несформированность произвольной сферы(ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

· Низкий уровень развития словесно-логического мышления(реализовывать принцип доступности учебного материала).

· Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

· недостаточное развитие речи;

· боязнь школы, учителей;

· инфантилизм (т. е. детскость)

· нарушения нервной деятельности;

· миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

· социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

Формы работы со слабоуспевающими учащимися

Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.

6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4.Кружки по интересам;

5.Конкурсы и конференции;

Работа с родителями слабоуспевающих детей

Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.

- Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка

-Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)

- Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей

- Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

• информационные лектории с элементами практикума;

• творческие лаборатории родителей;

• родительские педагогические тренинги;

Предполагаемые результаты

• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

работы с неуспевающими

и слабоуспевающими детьми

1. Общие положения.

Настоящая программа разработана на основании Закона об образовании.

2. Цели:

2.1. Обеспечение выполнения Закона об образовании.

2.2. Повышение уровня обученности отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.

3. Задачи:

3.1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

3.3.Наметить пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.

3.4.Научить работать учащихся, испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.

3.5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через:

а) комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающееся, дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).

4. Основные направления и виды деятельности:

4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества обученности учащихся.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества их обученности через внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя - предметника на уроке, работу классного руководителя.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов. Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха.

классный руководитель 2 класса

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, сквернословие; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение "трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

2. Воспитывать у "трудных" добросовестность, способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3.Вовлекать "трудных" в КТД, классное соуправление.

4. Коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.

5.Совместная работа с семьёй ученика, со специалистами: психоневрологом, психологом, логопедом.

Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1.Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3.Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4.Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5.Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".

6.Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

- негативное отношение к учёбе и воспитанию;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- чувство непохожести на других;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4.Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.


Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Получение знаний за курс 2 класса

Выбор форм получения знаний.

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- памятки, карточки, творческие задании

- вовлечение в групповую работу

- вовлечение в проектную деятельность

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4. указание алгоритма решения или выполнения.

5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при

затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах

или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных

затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются

задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой

темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсуствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почуствовать принадлежность к классному коллективу.

Работа с родителями

1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы

по отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей

5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

Составление плана работы с детьми.

Реализация плана в течение учебного года.

Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

б) аналитический (разъяснительный);

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

5. Межпредметные связи

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Читайте также: