Как простакова и скотинин грабят крестьян кратко

Обновлено: 02.07.2024

В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987, режиссеры - В. Иванов, В. Семаков, композитор - Е. Крылатов, в ролях - Э. Далматова, И. Лях, А. Кочетков и др.). Митрофан: "Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо. "

В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987, режиссеры - В. Иванов, В. Семаков, композитор - Е. Крылатов, в ролях - Э. Далматова, И. Лях, А. Кочетков и др.). Митрофан: "Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо. "

Действие первое

Крепостная кормилица и няня Митрофана Еремеевна докладывает госпоже Простаковой о здоровье недоросля. Ночью Митрофан неважно себя чувствовал, так как слишком много съел за ужином. Сам же герой считает, что не ужинал вовсе (съел только ломтика три солонины - соленого мяса - да пять - шесть подовых - пирогов). Простакова и Еремеевна излишне опекают великовозрастного Митрофана, относясь к нему как к маленькому ребенку. Не имея почти никаких обязанностей, юноша спешит на голубятню.

Молодая родственница Простаковых Софья не знает о том, что ее хотят выдать замуж, это тоже свидетельство произвола госпожи Простаковой и Скотинина. После того как полгода назад умерла мать Софьи, девушка осталась сиротой. Простакова поселила молодую героиню в своей деревне и взяла под надзор ее имение. Помещица была бы рада завладеть деревнями Софьи, но по закону это невозможно. Мы понимаем, что, прикрываясь заботой о бедной сироте, Простакова обирает девушку.

У Софьи есть еще один родственник – дядя Стародум. Однако он уехал в Сибирь, и вот уже несколько лет о нем ничего не слышно. Простаковым удобнее считать Стародума умершим.

О скудном внутреннем мире помещиков свидетельствует признание Скотинина, что он хочет жениться на Софье из-за свиней, которых много в ее деревнях. Пристрастие к свиньям с детства питает и Митрофан.

Неожиданно Софья получает письмо от дяди Стародума, который пишет, что приехал в Москву. Простакова не верит девушке, но не может прочесть письмо, так как неграмотна. Не умеют читать и Простаков со Скотининым. В деревне Простаковой гостит чиновник Правдин. С позволения Софьи он зачитывает письмо, в котором Стародум сообщает, что, прожив несколько лет в Сибири, заработал большое состояние – десять тысяч рублей – и намерен сделать девушку своей наследницей.

В деревне Простаковой останавливаются солдаты под командованием офицера. Правдин пытается успокоить испугавшихся за свое добро помещиков, предлагая поговорить с военным.

Действие второе

Неожиданно Милон встречает Софью, которая и оказывается его возлюбленной. Софья сообщает, что Простакова намерена выдать ее замуж за своего сына-недоросля.

Герои встречают Скотинина. Тот решил противостоять сестре, чтобы жениться на Софье, утверждает, что будет заботиться о жене так же хорошо, как о своих свиньях. Милон возмущен дерзостью Скотинина, Правдин шутит с помещиком, зная, что произвол Простаковой и Скотинина долго не продлится.

Действие третье

Стародум вспоминает о том, как когда-то под влиянием минутных настроений оставил службу отечеству, о чем сожалеет.

Корыстолюбивые Простаков, Митрофан и Скотинин с показным радушием спешат представиться Стародуму. Стародум сообщает, что завтра же уезжает с Софьей в Москву. Простакова заискивает перед Стародумом и Софьей, не желая отпускать богатую невесту. Стародум говорит, что в Москве для Софьи уже найден жених – молодой человек больших достоинств, хотя право окончательного выбора он оставляет за племянницей, доверяя ее сердечной склонности. Госпожа Простакова предлагает Стародуму выдать Софью за Митрофана, Скотинин мнит женихом себя.

Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер
Простаковой, жестокий нрав.
Она твердо убеждена, что имеет право оскорблять и наказывать
крестьян: они для нее существа низшей породы.
При этом она еще их и обдирает.
Все её благосостояние держится на ограблении крепостных.
Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян всё,
что было у них, большего она не может содрать: "С тех пор,
как все, что у крестьян ни было, мы отобрали,
ничего уже содрать не можем. Такая беда! "

Не лучше обращается она и с Еремеевной, няней Митрофана,
которая отдала семейству Простаковых всю свою любовь
и преданность.
"По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день"-
вот награда верной няне.

Скатинин он такой. Мылом не корми - дай пограбить бедных крестьян. Ну, а Простакова просто за компанию.

Название: Недоросль
Автор:
Год написания: 1781
Год издания:
Жанр: Пьеса
Направление: Комедия


Время и место сюжета

Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.

Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.

Другие персонажи

Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.

Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.

Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.

Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.

Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.

Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.

Действие 1

Недоросль

Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.

Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.

Действие 2

Случайная иллюстрация

В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.

Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.

Действие 3

Случайная иллюстрация

Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.

Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.

Действие 4

Случайная иллюстрация

В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.

Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.

Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.

Действие 5

Случайная иллюстрация

Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.

Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.

Анализ произведения

Направление и жанр

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.

Отзывы и критика

Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.

Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.

Это интересно. Кратко об истории создания комедии

В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.

В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.

Аудиокнига

Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, - делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, - Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.
Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Читайте также: