Календарный план по экологическому воспитанию дошкольников для старшей группы доу на весенний период
Обновлено: 03.07.2024
Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков
Экскурсия в парк.
Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Рисование деревьев и лесных зверей.
Наблюдение за насекомыми.
Чтение художественной литературы:
Рисование водоема и его обитателей.
Чтение художественной литературы: рассказа
Поход к водоему.
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Чтение художественной литературы: Л. Бере
Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением.
Беседа о характере, поступках, интересах
Беседа о живой и не живой природе.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседа о человеке, о строении человеческого организма.
Художественное творчество. Рисование человека.
Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.
Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).
Труд в уголке природы.
Чтение художественной литературы:
Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.
Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени.
Наблюдения за птицами на участке.
Чтение художественной литературы:
Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).
Уход за обитателями живого уголка.
Художественное творчество. Лепка
Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.
Чтение художественной литературы:
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Изготовление кормушек для птиц.
Чтение художественной литературы:
Работа в дневнике наблюдений.
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество. Лепка
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.
Чтение художественной литературы:
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Работа в фенологическом календаре.
Беседа о деревьях.
Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество. Рисование.
Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество. Рисование.
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество. Рисование.
(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).
Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).
Труд – уборка клетки, кормление.
Чтение художественной литературы:
Беседа о правилах сохранения зрения.
Гимнастика для глаз.
Заучивание стихотворения. «Видеть папу,
Беседа о правилах сохранения слуха.
Чтение художественной литературы:
Работа по картинкам.
Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
Чтение художественной литературы:
Конкурс-викторина стихотворений о зиме.
Художественное творчество. Рисование.
Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки о труде.
Чтение художественной литературы:
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада.
Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество (оригами).
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество. Лепка человека.
Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.).
Рассматривание картин, иллюстраций.
Чтение художественной литературы:
Рассматривание картинок цветущих деревьев.
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели
Чтение художественной литературы:
Экскурсия в парк.
Чтение художественной литературы:
Чтение художественной литературы:
Поделки из природного материала.
Наблюдение за растениями на участке.
Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
(сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество (оригами).
Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
Послушать пение птиц.
Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.
Чтение художественной литературы:
Художественное творчество (оригами).
Рассматривание и беседа о Красной
Экскурсия в лес.
Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.
Художественное творчество. Рисование.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
бережного отношения к природе;
моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Главная задача – формирование у детей осознанно правильного отношения к окружающим их объектам природы.
Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми 5—8 лет.
Чтение книги перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа , на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая ребятам понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников . Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Мероприятия с детьми группы проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 мин. Всего
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
П ерспективный план работы
по экологическому воспитанию
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: познакомить с обитателями рощи, рассказать об острых проблемах загрязнения окружающей. среды.
2.Беседа (деревья, кусты, травы, правила поведения на природе).
Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать знания детей о правилах поведения в природе, учить применять полученные знания на практике.
4. Наблюдение за насекомыми осенью.
Цель: дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова.
3.Экскурсия в парк.
Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать начало экологической культуры.
Цель: дать представление о взаимосвязи существующей в природе , о среде обитания, о подготовке диких животных к зиме, о поведении человека в лесу.
7.Проблемная ситуация: в парке валяются пакеты с мусором.
Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации
Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки.
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: обобщить знания об изменениях, происходящих осенью, на участке д/сада, назвать цвет листьев на деревьях, обратить внимание на их количество, объяснить происходящие изменения.
3. Экскурсия по экологической тропе детского сада
Цель: ознакомить детей с объектами экотропы , к онкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; показать взаимосвязь в экосистемах экотропы , в ыявить зависимости роста и развития объектов от места их обитания; воспитывать культуру общения с природой .
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут.
Цель: учить наблюдать и отвечать на вопросы, что изменилось в уголке природы с приходом осени, чем отличаются комнатные растения от растущих на улице.
потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете.
Цель: Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее нужно охранять.
Подбор репродукций о природе И.Левитан
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: объяснить, чем полезны и нужны в природе птицы, что нельзя зарить птичьи гнезда.
3.Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделение общего и различие, повадки). Рассматривание следов на снегу, подкармливание птиц.
Подбор сюжетных картинок о птицах, атласы, энциклопедии, подбор литературы: стихи, рассказы,
диски с аудио записью голосов птиц, видео запись, конспекты занятий, дидактические игры.
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.
2. Беседа о труде лесника.
5.Художественное творчество. Лепка
Цель: обогащать представления детей о природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому; любовь к природе, бережное отношение к объектам природы, желание беречь и приумножать природу.
Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, воспитывать бережное отношение к объектам природы.
4.Художественное творчество. Рисование.
5.Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе, на улице.
Цель: наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.
Подбор картин, иллюстраций, репродукций о природе
конспекты занятий, дидактические игры, подбор литературы: стихи, рассказы.
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: обобщить представления, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья, воспитывать понимание того, человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.
Цель: объяснить детям о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле .
5.Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.
Цель: уточнить представления, что животные нуждаются в охране и заботе , многие растения и животные в лесах, в водоемах, нуждаются в помощи и заботе людей, закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах, заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели , стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода.
2.Экскурсия в лес.
Цель: у точнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных. Воспитывать заботливое, доброжелательное, отношение к природе, любознательность .
Цель: способствовать углублению и обобщению представлений детей о природе , установлению причинно-следственных связей о зависимости жизни живых существ от условий среды их обитания.
атласов с изображением заказников новосибирской области,
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: расширить знания у детей о пользе хлеба для человека ; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу и людям , вырастившим его.
4.Пословицы, поговорки о труде.
5.Чтение х/л: Н. Юсупов
Цель проекта: узнать, как можно использовать остатки ненужной бумаги.
"Сохраним жизнь деревьям";
"Роль деревьев в жизни человека"
3.Создание мини - книги "Добрые советы";
4.Акция сбор макулатуры
техника папье-маше изготовление посудки для игр, изготовление органайзеров.
Конспекты занятий, сюжетные картинки, дидактические игры
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель проекта: познакомить со свойствами воды,
формирование у детей, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Цель: познакомить с весенними явлениями: изменениями цвета снега, таянием снега, капели.
Подбор книг, развивающие видеозаписи для детей,
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое
обеспечение
Цель: развивать представления о перелетных птицах, прилет, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.
5. Беседа с детьми о граче, скворце, ласточке.
6.Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
8.Проблемная ситуация: выпавший из гнезда птенец.
Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.
6.Художественное творчество (оригами).
7.Проблемная ситуация: в лесу зацвели первоцветы.
Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.
Подбор книг: стихов, рассказов,
дидактических игр, сюжетных картинок, иллюстраций
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение
Цель: по знакомить с разнообразием цветущих растений, цветы-это часть живой природы, развивать интерес к развитию и росту растений, развивать экологическую культуры.
2.Н аблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле, воспитывать гуманное отношение к природе. желание оберегать и сохранять красоту природы.
2.Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, за разными видами дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
3.Проблемная ситуация: после дождя на асфальте появилось много дождевых червей.
Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.
4.Посадка рассады цветов.
Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе и воде ; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и воды , о значении чистого воздуха для нашего здоровья , о некоторых правилах экологической безопасности.
Подбор иллюстраций, фотографий, сюжетных картинок, книг, детская энциклопедия
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет .
Рисунки детей, дидактические игры.
Краткое описание документа:
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Многие педагоги связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-6 лет доказана педагогическими исследованиями.
Предлагаемый перспективный план представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Целью нашего плана является формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе, умения жить в относительной гармонии с неё.
Занятия построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в наших занятиях используются различные дидактические игры.
Также в нашем плане есть дидактический игры, которые мы рекомендуем использовать в совместной деятельности.
· Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
· Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;
· Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
Советы и рекомендации педагогам. Педагог должен давать детям по возможности высказывать свои впечатления от наблюдений при родных объектов, уточнять формулировки, дополнять ответы детей. Очень важно давать фактически точные сведения о природных явлениях и т.п. целесообразно учить играть с детьми в природе, не нанося ей ущерба.
Цель: Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, кормить животных, мыть и чистить места их обитания в группе, ухаживать за ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка природы.
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей: растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них.
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).
Цель: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать элементарные выводы.
Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих животных.
Цель : Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края.
Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание детей.
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших.
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Цель: Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Познакомить с образом весны в произведениях искусства. Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе.
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Читайте также: